Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Жанр JRPG очень консервативен, и во многом это послужило залогом его упадка. Классические пошаговые ролёвки не смогли состязаться на ААА-поле со зрелищными и динамичными западными блокбастерами, поэтому в середине нулевых окончательно вышли из моды.
С тех пор выходит не так много больших и впечатляющих JRPG. Persona продолжает старую пошаговую традицию, но радует раз в десять лет, современные Final Fantasy с переменным успехом ударились в экшен. Но они не пытаются перевернуть жанр с ног на голову, переизобрести его, как это в своё время сделала Final Fantasy XII (и Valkyria Chronicles в случае с TRPG).
Последней игрой, которая решилась на нечто подобное, была вышедшая десять лет назад Xenoblade Chronicles.
Лучшее от двух миров
Многие называли Final Fantasy XII оффлайновой ММО – хотя это, конечно, не так. Ведь FFXII объединила условный открытый мир и сражения в реальном времени с классической пошаговой боёвкой серии. А вот Xenoblade Chronicles – это самая настоящая оффлайновая ММО, где боевая система разительно отличается от всех JRPG, что выходили раньше. В игре нет концепции хода, МР и предметов, которые можно было бы использовать в бою. Персонажи атакуют автоматически, – игроку же нужно вовремя активировать их умения.
Анимации у способностей длинные, и в это время автоатаки не проходят: местному призывателю-кастеру отвлекаться на них вообще некогда
Как и у разных классов в MMORPG, у каждого героя Xenoblade есть уникальные умения и собственный стиль боя. Один «танкует» и полагается на комбинации ударов, другой отравляет группы противников, третьему для максимальной эффективности нужно чередовать атаки сбоку и сзади. А четвёртый, например, мощно лечит, но периодически должен охлаждаться. Словом, все эти архетипы наверняка знакомы любителям ММО.
У Xenoblade есть и множество других черт, характерных для онлайн-ролёвок. Огромные открытые локации с быстрым перемещением между ключевыми точками, крутые уникальные монстры, за убийство которых полагается весомая награда, сотни NPC с сотнями же опциональных квестов. И при всём этом игра остаётся настоящей JRPG – с яркими персонажами, множеством катсцен, насыщенным сюжетом и увлекательным приключением на многие десятки часов.
Большое путешествие
Посреди бескрайнего моря стоят два титана, в незапамятные времена поразившие друг друга насмерть. На теле одного из них, Биониса, расцвела биологическая жизнь; в другом же, Мехонисе, живут машины. Они продолжают войну, начатую их прародителями: люди и другие расы, живущие на Бионисе, отчаянно сдерживают натиск механических орд.
Главный герой игры – Шулк, юноша, живущий в поселении на голени Биониса. Чтобы защитить родные земли от нападения машин, он берёт в руки Монадо – меч, с чьей легендарной силой могут совладать лишь единицы. Артефакт даёт герою возможность видеть будущее, и он даёт отпор агрессорам – но спасти всех близких людей не получается. Ведомый жаждой мести, Шулк отправляется на поиски тех, кто не позволяет войне закончиться.
И путь его будет непростым: через просторные поля на ноге и болота на пояснице Биониса – к густым джунглям на спине и огромному морю на шее. Б о льшая часть Xenoblade – один сплошной роуд-трип по диковинным краям
Стоит прямо сказать: сюжет в Xenoblade – типичное аниме. Местами он чересчур натужно пытается быть драматичным, местами подкидывает действительно неплохие сюжетные повороты в духе Xenogears, но к её величию не подбирается даже близко. История тут целостная и логичная, но главная её заслуга – в динамике: вокруг постоянно что-то происходит, а у героев всегда есть и глобальная, и локальная цель.
Тактика и удобство
В центре геймплея лежат две вещи: исследование мира и сражения с представителями местной фауны (или злыми роботами-агрессорами). Всё это происходит максимально органично, без переходов на отдельные экраны и подгрузок. Увидели врага, достали оружие и ринулись в бой, а после – собрали лут и пошли гулять дальше. В Xenoblade очень много просторных локаций, так что при желании мимо монстров можно просто пробежать; враги на шесть уровней слабее сами попытаются обойти вас стороной, так что спотыкаться о совсем ненужные бои не придётся.
Сами по себе схватки скоротечны. С рядовыми противниками можно расправиться за считанные секунды, даже боссы и уникальные монстры вряд ли отнимут больше 5-10 минут. В случае поражения вы ничего не теряете, а бежать от ближайшей контрольной точки придётся максимум полторы минуты. Поэтому в Xenoblade не зазорно погибать: смерть даёт шанс перестроить тактику (выбрать других героев или наборы умений) под конкретное сражение и попробовать снова.
В бою участвуют три персонажа из группы, но управлять можно лишь одним. Увы, переключаться между ними на манер Final Fantasy VII Remake нельзя, хотя это тут было бы очень кстати
Также в битвах важно следить за боевым духом подопечных. Критические удары его повышают, промахи и (особенно) павшие товарищи – понижают. Если дела идут плохо, всегда стоит подойти к другу и приободрить его – или сделать ему комплимент, вовремя нажав на кнопку в QTE. Это заполняет особую шкалу, которую можно расходовать или на воскрешение напарников, или на мощные совместные атаки. Если наловчиться грамотно распоряжаться ресурсами, то этими комбо можно контролировать даже самых сильных врагов.
Xenoblade – игра очень гибкая в плане тактических возможностей. Бесполезных персонажей нет, простор для кастомизации широкий. Главное, на что можно посетовать, – это слишком большое влияние уровня прокачки. С монстрами примерно вашего уровня драться легко, а если ввязаться в бой с кем-то, кто вам не по зубам, герои будут частенько промахиваться. Впрочем, ближе к концу игры это можно исправить, если правильно подобрать пассивные навыки и экипировку.
Враг на два десятка уровней выше? Не беда!
К слову, Xenoblade, в отличие от многих других JRPG, где диалоги, бои и прогулки по локациям существуют в отдельных мирах, отлично переплетает сюжет и геймплей. Взять, например, Монадо. Чудо-меч шлёт Шулку видения не только в сюжетных сценках, но и в побочных заданиях, и даже периодически подсказывает, какие из только что полученных предметов пригодятся в будущем. А в бою он прямо предупреждает игрока о смертельных атаках и даёт несколько секунд на то, чтобы найти выход.
Эта деталь сильно влияет на геймплей и даёт сражениям элемент кризис-менеджмента. Как спасти свою шкуру? Играя за Шулка, можно использовать защитную силу Монадо исходя из типа вражеской атаки. За танка – постараться отвлечь внимание противника с хиленького товарища на себя. За хилера – попробовать вылечить жертву на полную и наложить какой-нибудь бафф. А за кусочек шкалы можно обратиться за помощью к товарищу и заказать ему любую атаку, даже если та перезаряжается.
Если ваши решения изменили будущее, это тут же отразится на «прогнозе» в удобном окошке – такое всегда приятно видеть. Так Xenoblade переплетает сюжет и геймплей, давая нам возможность предотвращать трагедии не только в катсценах, но и в каждом непростом бою.
Мегатонна контента
Даже те элементы Xenoblade, в которых она не совершила революцию, всё равно выполнены на приличном уровне – как минимум выше среднего. Характеры NPC ограничены парой личностных черт, но у каждого – свой дом, распорядок дня и отношения с другими людьми. Они не существуют в вакууме. Квесты, которые они выдают, в массе своей довольно банальны: собери такие-то предметы, убей таких-то врагов. При желании эти поручения можно спокойно игнорировать, но без них просторы Биониса и Мехониса остались бы лишь декорациями, фоном для забега от одного сюжетного события к другому. С ними же у игрока появляются десятки мелких целей, которые дают мотивацию исследовать мир и обращать внимание на детали, которые иначе можно и не найти. Xenoblade поощряет инициативу опытом, лутом, деньгами, уникальными диалогами и попросту ачивками.
Синергия сюжета и геймплея работает и здесь. Общаясь с NPC в городе, вы расширяете свою сеть знакомств и выясняете, как люди друг к другу относятся. Чем больше знакомств, тем больше побочных заданий – а, выполняя их, вы повышаете репутацию среди обитателей локации. Если втереться к местным в доверие, то они будут готовы торговать всё более редкими предметами.
Карта взаимоотношений всех NPC в игре
Сами герои тоже общаются и с окружающими, и друг с другом. Да и в боях они постоянно подбадривают друг друга – так улучшаются отношения между ними. Чем дружнее товарищи, тем больше пассивных умений они могут друг у друга позаимствовать и тем успешнее их совместный крафтинг. Вдобавок, сдружившихся героев ждут опциональные сценки, в которых они раскроются поглубже.
В Definitive Edition появилась возможность отдельно настраивать внешний вид персонажей. При желании можно разбавить серьёзность сюжетных сценок пляжным прикидом
Лучшей игре – лучшее издание
Всё вышеописанное применимо к предыдущим версиям игры: оригиналу, вышедшему на Wii в 2011 году, и порту на New 3DS 2015 года. Графика в них была, конечно, простенькая, но с технологической точки зрения они всё равно были чудом. Шутка ли: многокилометровые локации, населённые десятками NPC и монстров, и всё это – без заметных подгрузок!
Телепортация отсюда до подножья той горы вдалеке занимает полторы секунды
В Definitive Edition визуал сильно похорошел. Игра идёт в достаточно высоком разрешении (как XC2), интерфейс больше не занимает полэкрана, у ключевых персонажей появилась мимика, а катсцены смотрятся особенно приятно. Озвучку перезаписывать не стали, но это даже хорошо – английский дубляж из 2011-го великолепен. При желании можно выбрать оригинальные японские голоса, но я бы не советовал: помимо прочего, по репликам в бою можно понимать, что делают ИИ-напарники.
Вдобавок, в переиздании появилось несколько маленьких, но безумно приятных улучшений. Например, автобег, очень важный для игры, где нужно так много путешествовать. Удобные маркеры для побочных заданий, уведомления, которые подсказывают, где лучше встать, чтобы использовать умение эффективнее всего. «Казуальный» режим, который даёт возможность просто насладиться сюжетом, и «экспертный» режим, где можно вручную снизить уровень подопечных. Чтобы даже перекачанная группа всё равно сражалась с интересными противниками более-менее на равных.
Заново был перезаписан великолепный саундтрек игры. На мой взгляд, в новой версии он стал чуть менее великолепным – на счастье, можно играть с классической музыкой. Оцените эту же мелодию в оригинале
Также в Definitive Edition входит дополнительный сценарий Future Connected: отдельный эпизод, рассказывающий о событиях через год после концовки игры. Эту локацию находили ещё в файлах оригинальной игры на Wii, но тогда её так и не использовали. А для Definitive Edition её доделали и пополнили контентом ещё часов на 12 – для тех, кому после финала Xenoblade захочется добавки. Ничего особенного, но всё равно неплохо – это как добротное DLC к выдающейся игре.
За прошедшие с релиза оригинальной Xenoblade Chronicles десять лет её успех пытались повторить сиквелы, но тщетно. Xenoblade Chronicles X манила потрясающе красивым миром, но не справилась с балансом элементов JRPG и MMO. А Xenoblade Chronicles 2 превратилась в постыдный гаремник и безбожно затянула сражения, заставляя игрока проводить их по одному сценарию.
Так что первая Xenoblade по-прежнему актуальна. А её Definitive Edition – издание действительно ультимативное.
Xenoblade Chronicles – это титан уровня Final Fantasy VII Remake или Persona 5 Royal; если вы пропустили оригинал на Wii или New 3DS, то сейчас лучшее время, чтобы наверстать. А если вы с оригиналом знакомы, то наверняка уже и так играете в Definitive Edition. Всё-таки JRPG такого калибра выходят нечасто.
- Чудесный сеттинг
- Крайне увлекательный геймплей
- Удивительная гармония всех элементов игры
- Definitive Edition сделало игру и красивее, и удобнее.
- Натужные попытки сценок быть драматичными
- Управляемые ИИ напарники тупят
- Почти все сайдквесты – банальный филлер
- Уровень играет слишком большую роль.
Во что: ключ приобретён автором.
На чем: Switch.
Сколько: 86 часов (основной сюжет + почти все побочки), ещё 12 часов на сценарий Future Connected.
«Никакого гринда»
Принципиально не бить врагов, которые не нападают сами и не нужны для квестов.