Обзор Empire of Sin. Ромеро промахнулся
Джон Ромеро — фигура столь же значимая для индустрии, сколь и противоречивая. В его карьере были и Doom, и Quake, и спорная Daikatana, и ерунда вроде Pettington Park. Сейчас маэстро, которому уже перевалило за пятьдесят, основал маленькую инди-студию имени себя — и вместе с женой делает там то, что им нравится. И всё бы хорошо, но нравится им почему-то Empire of Sin.
Да, со стилем здесь действительно всё в порядке. А вот со всем остальным…
Серьёзный бизнес
Empire of Sin — это тот редкий случай, когда название игры полностью отражает её главную цель: игроку нужно взять на себя роль криминального босса и построить настоящую империю греха в Чикаго образца 1920-х годов. Звучит интригующе, не спорю, а уж сеттинг и вовсе заслуживает всех похвал. Ревущие двадцатые, сухой закон, фетровые шляпы, «Томми-ганы», зажигательный свинг на заднем плане… Чертовски стильно. Но, к сожалению, в это нужно ещё и играть. А в плане геймплея нам предлагают в сочетание всего двух элементов: простенькой 4X-стратегии и тактики в духе ХСОМ.
Каждая партия начинается с выбора «правителя» — совсем как в Civilization. Среди полутора десятков гангстеров есть и легендарный Аль Капоне, и какая-то татуированная циркачка, и кучка расистских стереотипов: ирландцы, мексиканцы, французы… Выбирай не хочу, разве что русских с балалайками не хватает. Причём, в отличие от Civilization, наш криминальный гений не просто смотрит за делами откуда-то с небес: он лично ведёт переговоры с конкурентами, гуляет по улицам в реальном времени и, конечно, собственными руками вышибает людям мозги.
От случайной генерации бандитов авторы отказались. У каждого наёмника своя внешность, биография, сильные стороны и даже отношения с другими гангстерами: от сердечной любви до жгучей ненависти
И это на редкость толковое решение. В частности, такой подход позволил ввести в игру сюжет, причём каждый главный герой получил собственную историю в духе гангстерского кино. Для нарратива это огромный шаг вперёд по сравнению с большинством аналогичных стратегий, а ведь помимо личного «центрального» задания есть и дополнительные, которые вскоре начинают сыпаться буквально отовсюду. Блюстительницы нравственности устроили пикет возле борделя — нужно поскорее разобраться с ними, пока не привлекли внимание копов. Слепой самогонщик обещает партию своего лучшего пойла, но сперва требует тысячу долларов на тару — дать или нет? «Ассоциация производителей кленового сиропа Канады» услышала о новом игроке на рынке алкоголя и предлагает опасную, но заманчивую сделку — помочь им или не марать руки?
Во время битв аутентичный, вроде бы, джаз начинает рычать электрогитарами. Анахронизм, конечно, но звучит очень круто
Иногда дела можно решить мирно: убеждением или угрозами. Но чаще всего приходится расчехлять стволы — и вот здесь игра даёт первую осечку. В основе боёвки лежит система, которую мы уже миллион раз видели в XCOM, Gears Tactics, Phoenix Point, Phantom Doctrine, Mutant Year Zero и бог знает где ещё. «Переместился — укрылся — атаковал», разве что очерёдность хода тут определяет шкала инициативы в духе Heroes of Might and Magic 5. Хотя по зрелищности здесь, конечно, не ХСОМ, а, скорее, Wasteland 3: вялые анимации, плоские спецэффекты, кособокие модели — всё это достойно снегов постъядерного Колорадо. Да и антуражи не впечатляют. Короче говоря, играть в это, в принципе, можно, но получать удовольствие — вряд ли.
- Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Rise of the Tomb Raider, Assassin’s Creed: Brotherhood, Need For Speed: Most Wanted, The Operative: No One Lives Forever
- Чёрная пятница-2020: что геймеру купить на распродаже?
- 5 культовых битемапов, которые заслуживают возвращения
А пока мы притворяемся, что участвуем в зрелищных гангстерских разборках, город изо всех сил притворяется, что он живёт своей жизнью. По дорогам бродят пешеходы, колесят машины, копы азартно воюют с бандитами и палят прямо на улицах, гангстеры не остаются в накладе и режут фараонов… Вроде бы всё бодро, но настолько неестественно, что слов нет. Совершенно непонятно, зачем вообще было моделировать Чикаго, в котором кроме пошаговых стычек и заняться-то нечем. Почему нельзя было ограничиться абстрактной картой или вообще фигурками на карте города, как в This Is the Police?
И ладно бы всё работало без ошибок. Так ведь нет: персонажи регулярно проваливаются друг в друга, вместо пистолетов стреляют прямо из пальцев, а порой и вовсе перестают отзываться на команды
Mafia Tycoon
Тем более, что здешняя экономика (и без того элементарная) работает в основном где-то за кадром и обходится почти без визуализации. Есть «пивоварни» (на самом деле это, скорее, универсальные винно-водочные комбинаты), которые производят алкоголь, и есть заведения, которые его распространяют. Главное, чтобы количество и качество выпивки соответствовало потребностям публики, — вот и всё. О других мелочах благородному дону не приходится думать. Здесь не нужно создавать логистические цепочки, искать ингредиенты и оборудование или нанимать работников: просто выбираем, что производить и что продавать (причём сразу на уровне района) — и наслаждаемся текущими в карман деньгами. По крайней мере, до тех пор, пока кто-то не попытается отнять у нас бизнес.
Встреча с новой бандой напоминает знакомство с новой цивилизацией в соответствующей серии. Только разница между конкурентами куда скромнее
Организованная преступность, в отличие от более-менее цивилизованных дельцов из других «тайкунов», не любит вести дела честно. Стоит проявить слабость, и в ваш любимый бар вломятся громилы каких-нибудь «Вице-королей», чтобы устроить дебош. Впрочем, соперникам всегда можно отплатить той же монетой. Тёмной стороной Чикаго должен править только один король, а с другими претендентами на трон нужно разбираться понятно какими методами.
И всё бы ничего, но стратегическая часть геймплея разбивается об один простой момент. Искусственный «интеллект» и в тактическом-то режиме не особо силён, а в стратегическом вообще ведёт себя как неуравновешенный пубертатный подросток. Он то предлагает новые соглашения, то расторгает их, то объявляет войны, то молит о пощаде, то скалит зубы, то дуется. Вести с таким гением осмысленные дела и строить долгосрочные коммерческие отношения практически невозможно.
Чикаго выглядит неплохо вблизи (если не обращать внимания на клонированных пешеходов), а вот с высоты птичьего полёта всё совсем скучно
Допустим, ИИ в большинстве других стратегий тоже не особо блещет сообразительностью, быстро превращая дипломатию в фарс. Но 4X-стратегии всегда предлагают что-нибудь ещё. У Age of Wonders, к примеру, была боёвка; у Galactic Civilizations 2 — строительство собственных кораблей; у той же Civilization — вообще всего помаленьку: от развития городов до захвата природных ресурсов. А вот у Empire of Sin на стратегическом уровне нет практически ничего. Нелегальный промысел представлен только выпивкой, секс-услугами и азартными играми — ни оружия, ни наркотиков, ни банального рэкета. А ведь уголовный кодекс предлагает столько заманчивых возможностей! Что уж там, даже особого резона развивать свои заведения здесь нет: народ может жаждать изысканных напитков в элитных ресторанах, но будет радостно хлестать и сивуху в тёмном подвале. Да, денежный поток там поскромнее — но клиент всё равно никуда не денется.
Элементы управления в диалогах расположены странно: справа находится предыдущая реплика NPC, а слева можно выбрать ответ на неё. А ещё субтитры почему-то пропадают, когда говорит наш герой
В итоге всё это напоминает Mafia 3: захватываем бизнесы кого-то из соседей, а потом приходим в убежище банды и расправляемся с боссом. Повторяем до тех пор, пока враги не кончатся и город не будет под нашим полным контролем. Причём возиться с вражескими барами и казино совсем не обязательно — можно сразу отрубить змее голову: прийти в убежище к боссу, забить его насмерть бейсбольной битой и заграбастать себе всё имущество одним ударом. Этот трюк можно провернуть уже на средней сложности: здесь не нужно терпеливо копить силы, прокачивать оперативников, вступать в альянсы со вчерашними врагами, чтобы совместным ударом прижать общего конкурента к ногтю. Скорее всего, хватит небольшой бригады из четырёх головорезов. Это, конечно, позволяет не особо затягивать прохождение, но обесценивает стратегический слой окончательно. И зачем было огород городить?
Статистика подпольной империи. Если продолжить в том же духе, скоро начнутся проблемы с полицией, которые тоже не сделают игру сильно веселее
Признаюсь, я ждал Empire of Sin, но она оказалась меньше, скучнее и хуже, чем я ожидал. Для сюжетной игры здесь слишком мало истории и слишком много ненужной беготни по городу, для гангстерской стратегии недостаточно свободы и возможностей, а для пошаговой тактики не хватает собственных идей. Честное слово, уж лучше бы Ромеро сделал Daikatana 2.
Посредственная стратегия и второсортная тактика, которой остро не хватает толкового геймдизайна и нормального контроля качества. Единственное, что может вытащить Empire of Sin, — это сеттинг. Не напомните, когда Ромеро из законодателя мод окончательно превратился в эпигона?
- стиль и музыка
- уникальные гангстеры без случайной генерации
- боссы с личными сюжетными линиями.
- вторичность
- плоская стратегическая часть
- баги.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чём: PC.
Сколько: 15 часов.
«Полное погружение»
Купить перегонный куб и организовать собственную подпольную алкоимперию.