Обзор Chronos: Before the Ashes. Ребёнок на ринге MMA
После успеха Remnant: From the Ashes разработчики из Gunfire Games решили переделать под обычные мониторы свою предыдущую игру, Chronos — эксклюзив для Oculus Rift 2016 года, который и положил начало вселенной Remnant. Классический вид из-за плеча прикрутили, «Before the Ashes» в названии дописали. В результате небольшая игра, бывшая когда-то первым парнем на деревне среди куцей подборки VR-проектов, оказалась лицом к лицу с кучей успешных монстров жанра souls-like, с которыми теперь её хочешь не хочешь, а будут сравнивать.
У Chronos есть козырь — уникальная механика старения, позволяющая, по заверениям разработчиков, менять стиль игры в зависимости от возраста персонажа. К сожалению, любопытной фишки не хватило, чтобы вытянуть проект на конкурентный уровень, и схватка на новом поле может закончиться для него в лучших традициях жанра — сокрушительным поражением с одного удара.
Телепорты и драконы
Во вступительном ролике безымянная старушка распаляется об упадке человечества: такую цивилизацию потеряли, заводы стоят, города в руинах. Люди живут и одеваются по моде средних веков, а дети знают, что такое пластик, только понаслышке. Дожили! Всему виной полчища нечисти, хлынувшие из «ржавых мест» (через телепорты на научной станции), а управляет ими непобедимый дракон из иного мира. Чтобы всё исправить, нужно переломить хребет огнедышащей ящерице, а так как главному герою как раз стукнуло 18, ему выдают меч в руки и отправляют в логово дракона — становиться героем. Классика.
От жрицы мы узнаём о лоре Chronos чуть ли не больше, чем за всю последующую игру
Однако одичавшие люди посылают юнцов вовсе не на верную смерть. Дело в том, что любой, кто переместился с помощью Великого Камня в один из трёх доступных миров, не может в них умереть. Набрав критическую массу ранений, мученик просто попадёт обратно в мир людей — побитый, посрамлённый, но живой. И сразу ринуться обратно в бой уже не получится — портал открывается только раз в год. Придётся ждать. Наедать силу, набираться мудрости… и стареть.
Будущий спаситель человечества в одиночку добирается до того самого «ржавого места» — исследовательского комплекса, расположенного на острове посреди океана. Хлещут волны, завывает буря. Впереди — полумрак пещеры, а позади — разбитая лодка. Сразу стоит сказать, что в версии для Oculus Rift всё это выглядело гораздо эффектнее: убедитесь сами — достаточно посмотреть двухминутный геймплейный ролик. Да, даже без шлема, просто на мониторе.
Секрет тут не в шлеме, а в дизайне уровней, который затачивался под фиксированную камеру VR-версии. Там она всегда висела в отдалённой от персонажа точке с живописным видом, который менялся от комнаты к комнате (что-то подобное можно увидеть в первых частях Silent Hill , только без VR, конечно). Это позволяло обратить внимание игрока на самые красивые и атмосферные детали: летучих мышей, вылетающих из пещеры, или электрические лампочки, поочерёдно загорающиеся во тьме шахты. Чёрт возьми, даже звуковое сопровождение звучало лучше! Ведь камера могла оказаться над пропастью под проливным дождём или прямо над волнами, бьющимися о скалы, пока персонаж бегал где-то в отдалении, где звукоряд куда беднее.
Чудес от графики ждать не стоит: всё-таки игра должна была одновременно выдавать два изображения 1080×1200 без провалов в fps на компьютерах 2016 года… Но художникам Chronos в таланте точно не откажешь: они выжали из картинки максимум
Мало того, что камера из-за спины упускает самые сочные кадры, — она ещё и позволяет рассмотреть каждый уголок локации и увидеть всё, что дизайнеры пытались спрятать от любопытных глаз. А там попросту неприлично пусто. Мало деталей, мало элементов окружения, почти ничего любопытного. Да, вокруг царит постапокалипсис и разруха — изобилию и буйству жизни неоткуда взяться, но в Chronos даже хлама будто недостаёт.
Можно не пытаться искать информацию о мире в описании предметов — там её почти нет, а крупный шрифт перевода иногда оставляет часть текста за пределами экрана. История подаётся преимущественно через записки и файлы в компьютерах, но и с их помощью удастся узнать с гулькин нос
И так с любым элементом игры, за какой ни возьмись. Скудность контента становится заметна уже на стартовом экране настройки персонажа. Выбираем: мальчик или девочка, меч или топор. Всё. По мере прохождения поменять можно только оружие (всего шесть видов), щит (три штуки) и драконий камень (три варианта стихийных эффектов, которыми можно усилить оружие). Аксессуаров и брони в Chronos в принципе не предусмотрено. Всю игру — а возможно, и всю жизнь после совершеннолетия — герою предстоит пройти, ни разу не сменив штанов.
- Обзор Immortals Fenyx Rising. Бессмысленный эксперимент Ubisoft
- Во что поиграть, если Cyberpunk 2077 не запускается или тормозит? Ещё 10 игр про киберпанк
- Обзор и тест Acer Nitro 5. Игровой ноутбук начального уровня
Однако протагонисту ещё повезло со снаряжением — особенно в сравнении с пустующими карманами его противников: из врагов вываливается всего два вида лута. На первых порах — драконьи осколки, которые нужны для усовершенствования оружия. Ближе к концу с трупов можно будет собирать ещё и драконье масло, чтобы… прокачивать всё те же драконьи осколки. Ни особых лечилок, ни зелий с эффектами, ни метательных снарядов.
Привлечь внимание одного врага выстрелом издалека не получится: герой ни лука не носит, ни кидаться камнями не умеет
А раз нет метательных расходников, нет и дальнего боя. Совсем. Во всём, что касается сражений, Chronos — полная противоположность собственной наследницы, Remnant: From the Ashes. Только ближний бой, меч наголо и столкновения в лобовую (заходить со спины бесполезно: критический урон за скрытность не предусмотрен). Арсенал атак невелик: слабый удар, мощный удар, заряженный мощный удар и удар с разбега. Конечно, можно уйти в оборону, спрятавшись за щитом, и рипосты тоже есть. Но это не Sekiro — игра мотивирует пользоваться контрударами только с редкими противниками-тяжеловесами. Большинство же небронированных врагов можно зажать в угол и тупо заспамить: выносливость в Chronos тратится лишь на бег да на блоки.
Кожа да кости
Механика старения — в теории мощная задумка. Любой, кто потерял счёт смертям в Лотрике или Ярнаме, принимаясь за Chronos, ожидает, что будет жёстко. Фантазия рисует лютых боссов на грани проходимости, многострадального героя, которого будут давить валунами и травить ядом — впереди, быть может, сотни смертей и попыток… и тут оказывается, что каждое поражение ещё и состаривает персонажа на год. Причём возраст сулит не просто эстетические изменения, а необратимые последствия для геймплея.
Каждые десять лет, начиная с 20, герою выдаются возрастные перки. Хорошо, лишними не будут. Но уже после 40 воин начинает дряхлеть, качать силу и ловкость становится всё сложнее, а после 70 прокачка этих характеристик и вовсе блокируется. Старикам легко даётся только магия — и вот это уже попахивает напалмом.
В деревне панов всё время ждешь, что из домика на дереве тебе навстречу выйдет вуки
В голове моментально всплывает мысль: если не хочешь на старости лет бегать магом-задохликом (а магия здесь сводится к наложению эффекта на оружие, никаких вам фаерболов и дальнобойных заклинаний), нужно стараться умирать реже и по максимуму вкладывать очки в силу и ловкость, пока возраст позволяет. Ситуацию усугубляет то, что здоровье в Chronos — редкий ресурс. Восстановить его можно только с помощью сердец дракона (аналог эстуса) или во время повышения уровня персонажа. Остальные классические для Souls способы регенерации намеренно обрублены: камни миров (аналог костров) не лечат, запас сердец дракона восстанавливается только после смерти. На первый взгляд кажется, что всё работает на то, чтобы полоска жизни героя неуклонно уменьшалась, и к концу игры с драконом вышел биться 80-летний дед.
От старости, кстати, умереть нельзя, специально проверял. После 80 люди в Chronos становятся настолько мудры, что прекращают стареть и обретают бессмертие
Поначалу все эти ухищрения сильно влияют на восприятие игры и заставляют осторожничать, просчитывать каждый шаг, жалеть о каждом ранении. Но уже где-то к середине прохождения понимаешь, что беречь себя незачем. Можно расслабиться и переть через врагов, размахивая мечом, словно с мачете сквозь лианы. Уровни повышаются так быстро, что никаких проблем с лечением не возникает, основная масса противников легко закликивается, а любого из шести боссов можно уложить, потратив в худшем случае три жизни. В результате до финальных титров вполне реально добраться, едва-едва разменяв тридцатник — и то особо не напрягаясь.
Получается, что на практике механика старения больше нагоняет жути, чем реально влияет на игровой процесс. Дважды этот фокус точно не пройдёт, но Chronos и не рассчитана на повторное прохождение: никакой «новой игры+» в ней нет.
Расписывать недостатки Chronos: Before the Ashes — всё равно что ругать ребёнка, которого родители отправили сражаться со взрослыми бойцами смешанных единоборств сразу после детской секции ушу. Она играется довольно ровно, и даже невысокая сложность — претензия относительная. Наверняка найдутся те, кто не против поменьше скрежетать зубами во время прохождения.
Но каждый элемент игры, в основе своей крепко сбитый, нуждается в развитии. Особенно боевая система: она у Chronos явно в зачаточном состоянии, а это для souls-like всё равно что смертный приговор.
Chronos нуждалась в основательной доработке, но при переносе на мониторы получила лишь смену положения камеры и три дополнительных слова к названию. В своей лиге — на VR — игра держалась молодцом, но для того, чтобы выглядеть достойно среди конкурентов по жанру, порту чертовски не хватает всего, с чем ассоциируется понятие «souls-like».
- сказочная атмосфера
- порой мастерство художников заставляет забыть о слабой технической части
- отличная оптимизация
- не успевает надоесть.
- мало информации о мире
- мало возможностей для кастомизации персонажа
- мало оружия
- мало врагов
- примитивная боевая система.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC.
Сколько: около 13 часов.
«Бессмертный интеллигент»
Прожить 80 лет, не качая выносливость, ловкость и силу, постоянно злоупотребляя «кровью дракона», но всё равно стать бессмертным.