Двенадцать стульев
Эпиграф: “Конгениально, Киса!” Из первоисточника Делать квест по мотивам “Двенадцати стульев” , то есть по мотивам сюжета, ставшего классическим, почти фольклорным, — занятие не из легких. Вспомним к тому же, что данный сюжет был экранизирован, да не раз, да на каком уровне!.. Опасно удариться в прямое и бессовестное копирование первоисточника. Столь же опасно вдруг начать нести отсебятину, не имеющую ни малейшего отношения к духу и колориту оригинала. Создание подобного квеста само
Классическая сцена “смерть тещи”.
по себе становится квестом повышенной сложности. Квестом в квадрате. Удалось ли разработчикам “Сатурн-плюс” __ вписаться в эту геометрическую фигуру, не поцарапавшись об углы? Клик кликом погоняет Начав игру, мы оказываемся в обществе незабвенного Ипполита Матвеевича Воробьянинова и его не менее незабвенной, хотя и умирающей тещи. Обретаются вышеназванные персонажи, естественно, не в пустоте, а вписаны в интерьер тещиной спальни, который, в свою очередь, сообщается с иными пейзажами и интерьерами. Суть этой “сообщаемости” проста: выбрав героя (в данном случае Ипполита Матвеевича) заурядным кликом на иконке в верхнем углу экрана и повторив данное действие на ближайшей двери, мы отправим его в иное помещение или на прогулку. Если же герой уже находится на открытом воздухе, то, чтобы обеспечить его дальнейший променад вдоль по длинной-предлинной улице, требуется подвести стрелку курсора к тому или иному краю экрана, дождаться превращения ее в указующий перст, и, опять-таки, кликнуть. Тут все так же, как в сотнях и сотнях квестов, бывших ранее. Обращение с предметами сводится к тому же — по клику они либо открываются, выставляя напоказ собственные недра со всею начинкой (необязательно бриллиантовой), либо присваиваются героем, исчезая с экрана и отправляясь в его, героя, кейс. Если же ни того, ни другого не происходит, то, по крайней мере, герой произносит фразу, имеющую некоторое отношение к “кликнутой” вещи. Более того, авторы квеста не пожалели текстов на такие приколы,
поэтому кликать можно несколько раз — и в каждом случае услышишь что-нибудь забавное… до определенного момента, конечно. Вещи можно предлагать другим персонажам, некоторые требуется разбирать, собирать и чинить. Общение инициируется все тем же неизбежным кликом, а дальше либо следует линейный обмен репликами, либо нам предлагается выбрать за героя, что и как он будет говорить. Опять-таки, старо, как мир. Или, по крайней мере, как жанр. Что делать в игре? Ну как же, искать фамильные драгоценности! Но не с самого начала, отнюдь. Вначале Ипполит Матвеевич попререкается с тещей, сходит на работу, где получит взбучку от начальства, вволю пообщается с представителями местного похоронного бизнеса… И лишь с момента предсмертного тещиного признания касательно зашитых в стуле несметных богатств начнется поток основного сюжета. Естественно, по пути к заветной цели главным героям (Остап появится в игре со второго фрагмента, а всего их девять) предстоит выполнить несколько сотен промежуточных операций различной степени значимости. Ударим скелетом по бабкам! Если говорить о собственно квестовой “начинке” игры, то вот она доведена разработчиками до такого блеска, что иногда хочется зажмуриться. Помните скелет — собственность студента Иванопуло? Так вот, в игре этот же скелет поначалу предстанет перед нами в совершенно разобранном виде. Так что нам предстоит (руками главных героев, естественно) вернуть злополучному остову первозданную цельность… и взять его с собой в туалет. Как вы думаете
Правильно ли питается крыса, которая ТАК выглядит?
— для чего? А чтобы ужасно напугать старушку-уборщицу (которая, впрочем, и сама страшна как смерть) и довести ее тем самым до столь необходимого главным героям обморока. Что до оснащенности игрового пространства разного рода техническими агрегатами, то она, пожалуй, могла бы показаться чрезмерной, если бы не соответствовала настолько духу эпохи, отличавшейся, как мы помним, невиданным инженерным энтузиазмом. Роль всех этих технических чудес в игре проста — вызывать у геймера приступы головной боли и бессильной ярости в попытках управиться с непослушной механикой. Причем от возни с железяками не отвертишься — как правило, их функционирование служит залогом успешного прохождения игры. Надо заметить, что Остап Бендер вынужден выказывать по ходу дела такую инженерную изощренность и смотрится в этом столь тертым докой, что становится даже не по себе. Когда вспоминаешь, что человеку с такими дарованиями в 20-е годы было чем заняться и помимо каких-то сомнительных авантюр с поисками сокровищ… Стихия же обмана и провокации властвует в игре и вовсе безраздельно. Хотя “обмана” — это, пожалуй, чересчур патетично сказано. По большей части это именно изощренные хитрости, хоть и не слишком невинного свойства. Чего стоит одна только “ликвидация” очереди, имевшей несчастье преградить Остапу и Кисе прямой доступ в один из вожделенных начальственных кабинетов! Одного из посетителей удалили, подсунув ему некое “контрабандное” средство, по употреблении которого несчастный был вынужден незамедлительно выйти (помните “радикальный черный цвет”?). Другому
Наше биологическое оружие.
подменили чертежи, и тот опрометью бросился домой — отыскивать якобы забытое. А на третьего и вовсе натравили недоброжелателя, обладающего недюжинной физической силой, так что дело закончилось самым что ни на есть балаганным вылетом “живой помехи” в окно. Самое интересное, что после всего этого Остапу и Кисе в кабинет заходить так и не потребовалось… Двойное ретро а-ля совьетик Над воссозданием духа эпохи (по крайней мере, в его приземленно-коммунальном аспекте) разработчики потрудились на совесть, в чем-то даже перещеголяв Ильфа и Петрова. Пожалуй, главным врагом геймера на пути к финалу (который, кстати, не такой, как в книге), станет вездесущая и непроходимая стандартными способами волокита. Придется вдосталь нахлебаться и самого банального хамства, разлившегося повсюду, словно воды Всемирного потопа. И все-таки авторы игры каким-то образом сумели обернуть это неаппетитное содержимое в тонкий флер ностальгического ретро. Причем ретро двойного. Ипполит Матвеевич (кстати, значительно поумневший сравнительно с “оригинальной версией”) испытывает ностальгию по дореволюционным временам, а мы с вами через какое-то время замечаем в себе некоторую грустную симпатию к двадцатым годам прошлого века. Параллельный Бендер Но больше всего подкупает сюжет игры. Он, с одной стороны, предельно близок к “образцу”, а с другой — заметно от него отличается. В одном месте что-то слегка сдвинуто, в другом немного
подправлено, в третьем, в четвертом… а в результате получаем живую ткань иного произведения, которое хотя и нельзя назвать самостоятельным, но все же… все же. Создается впечатление, что это некий параллельный вариант “Двенадцати стульев”, который имел бы шанс воплотиться в реальности, сложись обстоятельства жизни Ильфа и Петрова чуточку иначе — да хоть на уровне другой погоды во время написания той или иной главы… О резком приросте интеллекта Кисы я уже сказал. Но мало того, — этот жалкий в книге персонаж вдруг обзавелся, словно по волшебству, умением едко и точно иронизировать.
Слабонервная попалась Баба Яга.
Ей-богу, иногда складывается впечатление, что имеешь дело не с экс-предводителем уездного дворянства, а с самим почтенным деканом Свифтом. Да и в уста Бендера создатели игры умудрились вложить реплики, не сильно уступающие тем, что были у Ильфа и Петрова. Так что игре удалось не рухнуть в карнавально-фарсовый штопор и к тому же не раствориться в густой тени “оригинала”, что само по себе является немалым достижением. А вот графика, к сожалению, выдержана в стилистике шаржа, что не так страшно, пока шарж не обращается в пасквиль. Массивная нижняя челюсть Остапа не наводит на мысль о дотошном и цепком уме, а Воробьянинов выглядит жалким даже в моменты, когда очень удачно острит. Второстепенные фигуры вышли у художников немного лучше. Впрочем, это скрашено очень добротным общим дизайном — экранные рамочки-виньетки смотрятся весьма стильно, а видеовставки, заточенные под немое кино — просто прелесть. О музыке особо сказать нечего — игра укомплектована саундтреками из соответствующих фильмов. Зато актеры постарались — в голосе Бендера замечательно слышны интонации Андрея Миронова, а Киса вообще почти не отличим от своего киношного альтер-эго. *** Если же говорить в целом, то игра производит достойное впечатление. Она напоминает хорошую мультипликационную экранизацию другой версии классического романа, — которая не была, но могла бы быть написана. А блестящая головоломная начинка создает при этом полноценный эффект погружения, делая зрителя геймером. И мы можем с чистой совестью констатировать, что “двойной квест” разработчикам “Сатурн-плюс” оказался вполне по плечу. P.S. Так получилось, что целых две отечественные компании заявили на весну выход игры по мотивам “Двенадцати стульев”. С версией от альянса “Сатурн-плюс”/“Бука” вы только что познакомились. Интересно, а что за квест выйдет у “МедиаХауза”? С нетерпением ждем.
Геймплей: 7 Графика: 5 Звук и музыка: 9 Интерфейс и управление: 8 Новизна: 6 Рейтинг “Мании”: 7,5 Дождались? Стильный шарж в стиле “ретро” с зубодробительной квестовой составляющей. Реинкарнация классического сюжета: те же события — с другой точки зрения. Оправданность ожиданий: 75%