Обзор игры F1 2021. Дарвин бы гордился
В начале года у фанатов «Формулы-1» и игр Codemasters появился новый повод для беспокойства: EA купила разработчика гоночных игр, а потому серию явно ждали перемены. Теории были самые разные, однако особенно часто среди паникующих встречалось предположение, что Ф1 «начнут доить» и она превратится во что-то вроде FIFA — ежегодный конвейер без каких-либо серьёзных изменений.
Только вот серия Ф1 от Codemasters и раньше была похожа на FIFA. Так что с приходом нового издателя ситуация нисколько не изменилась.
Сюжет подаётся красивыми, но почему-то пережатыми роликами
Формула успеха
Впрочем, как минимум одно солидное нововведение у F1 2021 есть: полноценная сюжетная кампания со своими героями, злодеями, неожиданными поворотами и дорогими катсценами. К этому шагу британцы шли уже много лет. Ещё в 2010-м они заигрывали со слоганом Be the Driver, Live the Life, разбавив гонки сценками с личным менеджером и возможностью давать интервью, а в игре 2019 года даже появились кое-как прописанные персонажи и несколько сюжетных заездов. И вот спустя годы робких экспериментов Codemasters решилась рассказать полноценную историю под названием Braking Point (или «Формула успеха» в русской версии).
Знакомьтесь: Эйден Джексон — восходящая звезда гонок и дебютант Ф1. Парень едва успел сесть в кокпит чемпионата мира, как буквально сходу влип в неприятности: ненароком развязал конфликт с ветераном-напарником Каспером Аккерманом, причём с подачи уже знакомого по F1 2019 мерзавца Девона Батлера. Собственно, с этой бедой юному дарованию и предстоит разбираться. А нам, по сути, всё это время придётся рулить за него в отдельных, особенно драматичных ситуациях.
Пройти историю можно в одной из пяти команд: Alpha Tauri, Aston Martin, Alfa Romeo, HAAS и Williams. На сюжете это, впрочем, никак не скажется
Вся история — это набор различных гоночных сценариев, где нужно выполнять задачи вроде «пробейтесь на 8-ю позицию после прокола», примерно как в режиме «Сценарии» F1 2013. Только в этот раз заезды склеены между собой красивыми катсценами с дорого анимированными и полностью озвученными героями, которые периодически ссорятся и о чём-то говорят. Главная проблема такого сюжета предсказуемо кроется в драматургии и постановке.
Сценарий предельно прост, персонажи периодически ведут себя как дети и создают конфликты на пустом месте, а их характеры ощущаются довольно плоскими. Кроме, разве что, Батлера, который получился образцовым подонком, а потому и запоминается. Впрочем, ближе ко второй половине история делает небольшой финт, и в какой-то момент сценаристам даже удаётся вызвать чувство сопереживания — это немного способствует погружению в происходящее.
С помощью социальных сетей, почты, новостей, звонков и даже расстановки вещей в комнате пилота у Codemasters удалось-таки создать густую атмосферу
Несмотря на то, что сам по себе сюжет не может похвастать литературной глубиной, на протяжении всей кампании авторы постоянно дают понять, что игрок больше не безымянный аватар, а человек с родственниками, переживаниями и целой армией критиков. Звонки от мамы героя, письма от ассистентки, которая постоянно напоминает об организационных заботах, посты в местном аналоге Twitter от настоящих западных блогеров, экспертов и бывших пилотов — всё это создаёт атмосферу пребывания в паддоке Ф1. За счёт злопыхателей из соцсетей, например, появляется иллюзия прессинга, когда начинает казаться, что весь мир против тебя. Да и интервью после гонок, которые уже несколько лет хочется перематывать, стали чуть более осмысленными благодаря контексту и трениям персонажей. Жаль лишь, что периодически игра намекает на что-то большее, но этого самого «большего» не даёт: нас несколько раз предупреждают, что через 15 минут будет брифинг и разбор полётов, но сам брифинг оставляют за кадром. Обидно.
Be the Driver, Live the Life
Ещё обиднее, что непосредственно на игровом процессе всё это практически не сказывается. В F1 2013 «Сценарии» были одной из лучших находок разработчиков, однако в рамках полноценного сюжета большая часть заездов кажется пресной.
Проблема в том, что они лишены интересных задач и непредсказуемости обычных гонок — почти всегда мы либо начинаем в конце пелотона, либо откатываемся в конец, а потом отыгрываемся. Практически все сценарии проходят по одним и тем же однообразным шаблонам, а меняется разве что контекст: вот здесь повезло с сейфти-каром, а потому есть шанс подняться выше, а здесь, напротив, не повезло с проколотой шиной. Надо пробиваться обратно. При этом ни на квалификацию, ни на стратегию повлиять не дают, никаких заскриптованных событий в течение заезда тоже не происходит, а потому борьба и прорывы складываются довольно предсказуемо. Исключением можно назвать разве что гонку в Спа, где по ходу заезда постоянно меняются погодные условия, однако это едва ли меняет общую картину.
Есть у сюжетных гонок и проблемы с балансом: в каких-то ситуациях соперники становятся слишком уж лёгкой добычей
Но самое неприятное в том, что повествование, как правило, никак не реагирует на действия игрока и достижения в гонках. Проблема не только в том, что сюжет линеен и не даёт принимать хоть сколь-нибудь важных решений, — всем плевать ещё и на ваше поведение на трассе. Да, если постараться и выиграть заезд, то в соцсетях напишут пару постов с похвалами, но катсцены и ход событий от этого никак не изменятся. Несколько странно видеть, как после победы в гонке главный герой стоит чернее тучи и оправдывается перед журналистами, а руководитель отчитывает его по телефону за потерянные 1-2 очка. Странно видеть и то, что ситуация в Кубке Конструкторов абсолютно не зависит от того, придёте вы к финишу первым или нет. Вроде бы понятная условность, однако она сказывается на вовлечённости в процесс: зачем стараться, если игра даже результатов заезда не покажет, а на ситуацию в общем зачёте успехи никак не повлияют?
Нельзя сказать, что всё вышеперечисленное делает гонки неинтересными. В конце концов, наматывать круги и обгонять соперников в сюжетке так же приятно, как и в других режимах. Но потенциал у идеи был явно больше. Так что впечатление от одиночной кампании напрямую зависит от ваших ожиданий. Если вы хотели драматичного, хорошо поставленного сюжета и зрелищных гонок — что ж, тогда есть вероятность разочароваться. Хотели чуточку больше контекста на 6–8 часов — в этом плане всё хорошо. И если учитывать отсутствие опыта у Codemasters, то можно сказать, что эксперимент скорее удался, чем нет.
Многолетние традиции
Ощущения от пилотирования — ещё один важный аспект, который отличает F1 2021 от предшественниц. Дело в том, что технический регламент реальной Ф1 в 2021 году чуточку изменился: площадь днища болидов уменьшилась, а сцепления с трассой стало меньше.
Визуально, к сожалению, аварии по-прежнему смотрятся довольно невзрачно. Зато в машине можно повредить чуть больше деталей: например, в результате контакта отломать кусок днища, что скажется на сцеплении с трассой
В игре эти перемены ощущаются двояко. Зацепа на входе в скоростные повороты отчего-то стало даже больше, зато за наезд на поребрики теперь часто наказывают разворотом, а при работе с газом на выходе из поворотов регулярно случаются пробуксовки и заносы, которые приходится отлавливать. В итоге на скоростных трассах вроде Сильверстоуна или Спа скорости немного выросли, а пилотировать стало легче и приятнее. Но вот в Монако или Мельбурне с непривычки будет часто разворачивать, что одновременно и добавляет процессу новизны, и раздражает. Местами такие изменения делают игру реалистичнее, местами — ровно наоборот. Но болиды в любом случае стали живее.
Графически игра выглядит лучше: на асфальте появилась грязь и ошмётки газона, а освещение немного подтянули
Ещё приятнее видеть, как изменился ИИ. Это уже не те беспомощные жертвы, что были раньше: соперники научились контратаковать и в целом стали куда смелее в атаке, а во время защиты выбирают альтернативные траектории и даже смещаются на торможениях, что делает борьбу опаснее. Сражения бок о бок на протяжении нескольких поворотов теперь не редкость, что не может не радовать. Вдобавок на старте противники наконец-то распределяются на всю ширину трассы, куда реже оставляя «коридоры» для опортунистких прорывов.
Тем не менее ИИ по-прежнему любит совать нос внутрь поворота, когда момент для атаки уже упущен, а иногда, напротив, закрывать калитки, когда вы уже поравнялись и идёте на обгон по внутренней траектории. Улетать в борт из-за чужих оплошностей, конечно, неприятно, но сами гонки опять-таки стали чуточку насыщеннее. По крайней мере, до тех пор, пока Codemasters в очередной раз не испортит всё патчами — в предыдущих играх студия уже «нерфила» ИИ после релиза.
А вот отсутствие возможности менять уровень обогащённости смеси на ходу — это уже не очень здорово. Как и здешнее судейство: кое-где виртуальные судьи действительно стали адекватнее, но они по-прежнему обожают наказывать игрока за то, что в него кто-то врезался, а во время выезда сейфти-кара уже который год не могут определиться, кто и за кем должен ехать. Впрочем, всё как и раньше.
Эксперименты с ливреями и наклейками спонсоров — до сих пор одно из самых увлекательных занятий в игре
Этой фразой вообще можно описать значительную часть контента игры: если не считать сюжет, качественных изменений в традиционных режимах наберётся по минимуму. Например, дебютировавший в F1 2020 режим «Моя команда» (как и «Карьера») остался практически тем же. Если вы пропустили предыдущую игру, то он вас приятно удивит. Здесь можно практически с нуля собрать свою команду, раскрасить болиды, заключить контракты со спонсорами и поставщиком двигателей, нанять себе напарника, инвестировать заработанные деньги в разделы, распределять активности, которыми будет заниматься коллектив и, само собой, развивать болид. В общем, вести менеджмент бывает даже интереснее, чем сидеть за рулём. Однако по второму кругу заниматься всем этим уже далеко не так увлекательно, а объём нововведений едва тянет на DLC.
Ещё можно нанять в команду Шумахера, Проста, Сенну, Росберга, Култхарда, Баттона и Массу — это, конечно, хорошо, но на полноценную фичу не тянет
Помимо новой «косметики», единственный заметный апдейт режима — события, происходящие в разделах. Суть простая: вам задают вопрос, как решить ту или иную проблему, а ответ приводит к разным бонусам или штрафам. Скажем, ваш напарник Артём Маркелов жалуется на непосильную нагрузку и просит выделить ему дополнительный выходной. Дадите отдохнуть — повысите его концентрацию в ущерб опыту, откажете — выйдет наоборот. Нельзя сказать, что это как-то меняет ощущения от процесса, но слегка добавляет игровому режиму жизни.
В остальном добавки исключительно эстетические. Например, в режиме доводки болида новые улучшения выбираются не на абстрактном «дереве развития», а среди ряда предложенных карточек. Выглядит это красиво, ведь на каждой нарисована вполне конкретная деталь, однако суть не поменялась, а само меню стало менее интуитивным и заодно на несколько вкладок объёмнее.
В результате проходить через одни и те же вещи по десятому кругу уже скучно. В F1 2021 ждут те же тренировочные программы, те же вопросы в интервью, даже анимации во время празднований победы — и те не менялись годами. И это при том, что анимация эта на всю игру одна, и вы будете видеть её после каждого финиша. Новых трасс в игре тоже нет — даже заявленная ещё в прошлом году Джидда появится только в одном из обновлений.
Всё это дополняет груз старых проблем, кочующих из игры в игру уже не первый год. Из F1 2020 сюда переехали и падения fps при просмотре повторов, и лагающие звуки, и подгрузки текстур прямо на глазах, и автоматически сгенерированные итоговые протоколы после гонки, и очень долгие по меркам 2021 года загрузки, которые случаются на каждом шагу.
Интерфейс зачем-то изменили: меню стали красивее, но куда менее интуитивными — некоторые настройки приходится подолгу выискивать. С удобством были проблемы и раньше, но в этот раз Codemasters превзошли самих себя
Кое-как ситуацию спасает возможность проходить карьеру в кооперативе, чего не было со времён F1 2014, а также опция перенести в игру турнирную таблицу реального чемпионата. Только вот взамен зачем-то вырезали полюбившиеся многим исторические болиды, а вместе с тем и кучу чемпионатов с разными условиями. Видимо, не хватило бюджета, но обмен получился не то чтобы равноценным. С другой стороны, разработчики всё же понимали, что одни и те же активности могут надоесть, а потому кое-где разрешили автоматизировать процессы. Ресурсы в тренировочных программах теперь можно добыть с помощью простенькой мини-игры, где вы распределяете испытания на временной шкале и надеетесь на рандом. А заодно можно отказаться и от рутинного общения с журналистами, и даже от доводки болида, передав все заботы в руки ИИ.
***
При всех своих недостатках F1 2021 — по-прежнему хорошая игра. Трудно что-то испортить, когда изменений так мало. К тому же сюжетного режима, кооператива и болидов 2021-го в теории должно хватить, чтобы оправдать «обновление» до следующей части серии. Правда, ценник в этом году вырос несоизмеримо наполнению проекта. И это, конечно, неприятно.
По-прежнему хорошая, но насквозь вторичная игра по «Формуле-1». Помимо короткого сюжетного режима, вернувшегося кооператива и актуальных машин оправдать прибавку в цене, честно говоря, нечем. Даже старые баги не исправлены.
- присутствие сюжетного режима и то, как он работает с атмосферой
- агрессивный ИИ
- возможность проходить карьеру в кооперативе
- правки физики добавили болидам характера.
- малое количество изменений
- качество сценария и сюжетных гонок хромает
- исчезновение исторических болидов и режима “Чемпионаты”
- неудобный UI и огромное количество старых проблем от багов до судейства.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC.
Сколько: 23 часа
«Лудонарративный диссонанс»
Получить порцию критики от босса, журналистов и социальных сетей после победы в гонке.