Обзор Cris Tales. Между прошлым и будущим
Если вы хоть что-нибудь слышали о Cris Tales , то, возможно, вам знакома фраза «признание в любви классическим JRPG» — именно так своё детище называют сами авторы игры. Такая характеристика меня сразу заинтриговала: подобный пафос вроде намекает то, что разработчики подошли к работе как минимум ответственно.
Мои ожидания оправдались — Cris Tales действительно ощущается как дань уважения целому жанру. Проблема лишь в том, что «дань уважения JRPG» и «хорошая JRPG» это далеко не одно и то же.
Красавица-воин и темпоральные кристаллы
Однажды маленькая сиротка по имени Крисбелл, живущая в волшебном королевстве Кристаллис, встречает говорящего лягушонка в цилиндре. Разумная амфибия появилась в её жизни неспроста: Крисбелл — избранный воин и маг времени, без вмешательства которого скоро случится беда. Коварная Императрица Времени собирается раз и навсегда уничтожить королевство, и только избранный сможет остановить грядущую войну. Но девочка явно не готова к столь ответственной миссии: для начала ей нужно развить свои скрытые силы и попутно собрать собственную армию союзников. Эта задача и ложится на плечи игрока — взяв в охапку лягушонка и двух неравнодушных подростков, Крисбелл отправляется в опасное путешествие по землям королевства.
Такая завязка может прозвучать слишком по-детски, но Cris Tales идёт на это осознанно. Настроение наивной сказки о юных волшебниках и говорящих лягушатах идеально ложится на потрясающий визуальный ряд и музыку, которыми игра действительно может гордиться. Яркие краски и слегка инфантильный нарратив не делают игру совсем уж детской — авторы явно старались угодить аудитории всех возрастов.
Главная особенность Cris Tales — магия времени, доступная героине. Поначалу Крисбелл может лишь заглядывать в прошлое и будущее, но вскоре учится напрямую влиять на ход времени. Вне сражений экран разделён на три зоны: настоящее в центре, прошлое в левой части и будущее справа. Таким образом, любой объект или персонаж в поле зрения можно рассмотреть с трёх перспектив, если подобрать правильный ракурс камеры. Вокруг этой особенности работает вся игра, и реализована она просто отлично. Каждый персонаж, здание или даже куст на пути Крисбелл — это всегда небольшая история, рассказанная исключительно через визуальные образы. Мы видим, как стареют незнакомцы на улицах, как строятся и ветшают крепости, как пшеничные поля где-то вдали покрываются сетью дорог и заводов. Авторы старательно наполнили мир множеством мелких деталей, из-за чего каждую локацию хочется тщательно изучить целых три раза. Вот младенец в коляске сжимает плюшевого мишку — если заглянуть в прошлое, то мы увидим, что игрушка принадлежала ещё его матери. Три маленькие девочки превращаются в молодых женщин, а потом в двух печальных старушек. Или вот небольшой городок, обречённый на бедность в будущем: среди закрытых магазинов и заколоченных окон легко заметить, что разруха не коснулась городского храма, который со временем стал только больше и богаче.
Взаимодействовать с прошлым и будущим можно с помощью говорящего лягушонка, но работает это слишком уж медленно и неудобно
Однако будущее не предопределено, поэтому Крисбелл всеми силами старается изменить мир к лучшему. Помощь окружающим регулярно приводит к эффекту бабочки разного масштаба: где-то мы спасли целый город от потопа, а где-то просто не дали уличному музыканту стать преступником. Тем не менее, собственными глазами видеть, как принятые решения влияют на окружающий мир, несоизмеримо приятнее, чем просто получать деньги или опыт.
Естественно, на этом манипуляции со временем не ограничиваются — способности Крисбелл работают и в бою. Во время сражения группа героев занимает центр экрана, в то время как враги располагаются по краям. И как можно догадаться, Крисбелл способна отправить левую треть поля боя в прошлое, а правую — прямиком в будущее. Выполнена эта механика не хуже, чем исследование локаций: боёвка в Cris Tales вышла увлекательной и полной нюансов. Попавшие под воздействие Крисбелл противники буквально молодеют (или стареют) на глазах, причём молодая или старая версия врага может оказаться как слабее, так и сильнее первоначальной. К тому же, магия сопартийцев тоже реагирует на временные парадоксы. Например, если отправить горящего врага в будущее, то он тут же получит весь урон от огня за одну секунду, и не придётся ждать несколько ходов, пока он наконец догорит. В свою очередь, если враг решит усилить себя положительным эффектом, его можно швырнуть в момент до получения баффа — главное, чтобы молодая версия не оказалась опаснее текущей.
Маг Вильгельм накладывает заклинания с помощью волшебных растений, чей эффект усиливается, если дать вырасти в течение нескольких ходов. Ну или просто переместить их во времени
Бесконечное цукуёми
В первые несколько часов игры находить новые комбинации приёмов и экспериментировать в бою действительно интересно. Но, к сожалению, Cris Tales слишком уж старается воссоздать опыт от «тех самых» классических JRPG, а потому без задней мысли перенимает у них жанровые условности, без которых спокойно можно было обойтись.
В первую очередь это касается случайных сражений. Исследуя локации за пределами поселений, игрок постоянно попадает в случайные битвы, которые здесь случаются буквально каждые десять-двадцать секунд. Никаких визуальных маркеров, показывающих присутствие монстров, как и лимита сражений на одну локацию, здесь нет — путешествие постоянно прерывается внезапными загрузками и последующим боем. Поначалу случайное расположение и состав врагов даже работает на разнообразие, ведь игра какое-то время генерирует уникальные, интересные битвы. Но довольно скоро ситуации и противники начинают повторятся, а бои превращаются в рутину. Не помогает и то, что новые способности и сопартийцы появляются слишком уж медленно — эксперименты с арсеналом умений легко могут увлечь, но они просто не поспевают за частотой сражений.
Чтобы усилить свою (или заблокировать вражескую) атаку, нужно, совсем как в Paper Mario, вовремя нажать клавишу действия. Вот только правильный момент слишком плохо читается, а наказание за ошибку бывает весьма болезненным
Из-за этого исследование локаций, которое ранее приносило удовольствие, со временем начинает ощущаться как наказание; даже если сбегать из каждого сражения, боевая сцена — это всё ещё два раздражающих загрузочных экрана. При этом никакой логики в алгоритме случайных сражений нет, поэтому вы вполне можете наткнуться на бой, скажем, сразу после тяжёлой битвы с боссом, так и в той области, в которой вы уже недавно сражались.
Но злоупотребление случайными боями — не единственная механика Cris Tales, которую стоило бы пересмотреть. Прокачка персонажей и улучшение экипировки здесь удручающе линейны: способности открываются в строгом порядке, а новое обмундирование почти всегда добавляет лишь плюсики к урону. Ни о каких билдах или опциях даже речи не идёт, хотя дизайн некоторых сопартийцев будто бы предполагает альтернативные пути развития. Храбрый юноша Кристофер вооружён мечами-щитами (да ещё и колдовать умеет), а в арсенал волшебника Вильгельма входят как атакующие, так и поддерживающие умения.
Безнадёжно устарели и побочные задания. Да, наблюдать за их влиянием на пространство и время приятно, но вот выполнять их — сущая пытка. Практически все необязательные квесты сводятся к «пойди-принеси», и к тому же регулярно заставляют игрока возвращаться в уже пройденные места. Которые, напомню, кишат раздражающими случайными сражениями. Это ощущение вторичности усугубляется во второй половине прохождения, когда даже обязательные сюжетные задания начинают грешить самоповторами. Отзеркаленные и перекрашенные версии уже знакомых подземелий, повторные битвы с уже побеждёнными боссами — дорога к развязке истории выглядит как искусственно растянутый филлер. Причём филлер непозволительно долгий, ведь даже на одно прохождение Cris Tales уйдёт от двадцати до сорока часов, а выдыхается игра, в лучшем случае, уже на десятом.
В игре есть действительно запоминающиеся персонажи, но им отведено совсем мало экранного времени
Сюжет не совсем оправдывает столь внушительную продолжительность игры. Если вам удалось на полном серьёзе переварить завязку про избранную девочку и говорящего лягушонка, то вы можете смело рассчитывать, что сюжет здесь… работает. Даже если принять во внимание нарочитую сказочность повествования, Cris Tales всё ещё рассказывает историю, качество которой колеблется от «хорошей» до «нормальной». И это касается всего нарратива — персонажей, диалогов, сюжетных ходов. В худшем случае игра использует очень уж заезженные шаблоны, которые, к чести создателей, не скатываются в совсем уж откровенную глупость. В лучшем — разбавляет ситуации несколькими яркими персонажами (особенно удались, внезапно, злодеи) и редкими интересными диалогами. В итоге сюжет недостаточно вовлекает, но и не отталкивает: словно смотришь проходную серию неплохого сериала — к персонажам можно прикипеть, но вы забудете их сразу после финальных титров.
Глядя на потрясающий визуальный ряд и отличную механику манипуляций со временем, от Cris Tales ждёшь чего-то гораздо большего, чем то, что она может предложить. Увы, это ловушка — если игра и превосходит ожидания, то лишь самые скромные, да и те ненамного. Для малобюджетного дебюта игра определённо удалась: это не идеальная, но красивейшая сказка с парой замечательных идей, которая вполне может увлечь как новичка, так и опытного поклонника JRPG. Но те, кто попался в ловушку завышенных ожиданий и рассчитывали на новую классику в жанре, могут остаться разочарованными.
Cris Tales слишком сильно цепляется за прошлое и, вопреки собственным обещаниям, не спешит идти в ногу со временем. Полная любви и стараний, эта красивая сказка страдает от неопытности авторов и привычных для жанра условностей.
- здесь есть всё, за что любят JRPG
- великолепный аудиовизуальный ряд
- всё, что связано с временными манипуляциями, сделано отлично
- настроение детской сказки.
- здесь есть всё, за что ненавидят JRPG
- слишком частые случайные бои
- неравномерная сложность
- затянутость и самоповторы
- неудобный интерфейс и управление.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC.
Сколько: 34 часа на одно полное прохождение.
«Вкус олдскула»
Потратить все нервы и ресурсы на битву с боссом, который всё равно победит по сюжету.