Обзор Psychonauts 2. Максимальная аутентичность
Первая часть Psychonauts далась её создателям непросто. Четыре с половиной года разработки, потеря издателя в лице Microsoft , скудные продажи… Но всё это было не зря: старания студии Double Fine подарили нам одну из самых выдающихся игр в истории. Правда, это автоматически поставило сиквел в трудное положение, так как делать продолжение культовой, но коммерчески провальной игры очень непросто. Издатели не возьмутся её финансировать, а на энтузиазме прессы и игроков далеко не уедешь. Конечно, возросшая к середине 2010-х популярность краудфандинга помогла начать разработку, но для её завершения Double Fine всё же пришлось искать издателя, — а затем, по иронии, сменить его на ту самую Microsoft, которая когда-то отказалась выпускать оригинал.
Проведя пять с половиной лет в разработке, спустя более 16 лет после релиза первой части, Psychonauts 2 наконец вышла… И, вопреки опасениям, оказалась достойным продолжением оригинала.
Вундеркинд на секретной службе
Бессменный герой серии Psychonauts — десятилетний акробат Разпутин, сбежавший из семейного цирка, чтобы стать психонавтом: тайным агентом, владеющим психическими силами и умеющим проникать в подсознание людей. Он тайком пробирается в детский лагерь, где опытные агенты учат молодёжь контролировать свои умения. В новой компании ему не особо рады, но, несмотря на попытки взрослых выдворить его, он всё равно успевает пройти тренировку, завести девушку и спасти мир от боевых танков, работающих на мозгах психически талантливых детишек. За эти заслуги его-таки принимают в ряды психонавтов. И тут же возникает ответственная миссия: найти похищенного Трумана Занотто — главу агентства и по совместительству отца возлюбленной Раза.
Для людей, которые прошли только первую часть, история закончилась на этом клиффхэнгере, однако в 2017 году вышел мидквел Psychonauts in the Rhombus of Ruin , где Раз и его коллеги-агенты спасли Трумана из тайной подводной лаборатории. К сожалению, в Psychonauts 2 выясняется, что победу праздновать пока рановато. Освобождённый пленник никак не приходит в себя, у похитителя явно был сообщник среди психонавтов, и вообще всё идёт к тому, что тайный злодей хочет вернуть к жизни злую колдунью Малигулу — ту самую, что затопила родину Раза и по чьей вине его семья страдает гидрофобией.
Раза же записывают в интерны, и так он снова оказывается в компании недружелюбных сверстников. Но они быстро оказываются за кадром: в центре истории в этот раз не дети, а старики — шесть основателей агентства, которые победили Малигулу 20 лет назад. Одного из них, Форда Краллера, Раз знает ещё по детскому лагерю, где сбрендивший пенсионер работает обслугой. Судьбы остальных представителей старой гвардии сложились немногим лучше: кто-то свихнулся, кто-то и вовсе пропал. Однако полагаться больше не на кого, поэтому практически вся Psychonauts 2 проходит за сбором оригинальной команды и приведением их психики в порядок.
В этом плане повествование второй части куда целостнее, чем в первой. Если в оригинале Раз нырял в головы совершенно случайных людей, то здесь каждый экскурс в чужое подсознание рассказывает историю одного из ключевых героев, раскрывает детали тщательно прописанной предыстории и лора. А ещё каждый внутренний мир выглядит и работает по-разному, в чём и заключается главная прелесть игры — в Psychonauts 2 никогда не знаешь, что ждёт дальше. То Раз собирает музыкальную группу, то участвует в кулинарном телешоу, то испытывает удачу в казино, подозрительно похожем на госпиталь: игроку постоянно приходится заниматься чем-то новым, а визуальный ряд переизобретает себя буквально на ходу. Аж дух захватывает!
Psychonauts 2 показывает, а не рассказывает; даже если речь идёт о преданьях старины глубокой, игра найдёт способ передать их содержание с помощью визуала
Брейн-ринг
Хотя все уровни разительно отличаются друг от друга, каждый опирается на одну и ту же ключевую механику — трёхмерный платформинг. Раз бегает, прыгает, выполняет акробатические трюки, собирает «монетки» и секреты, сражается с врагами и использует свои психосилы. Ментальная связь позволяет подтягиваться к противникам, прыгать между пузырьками-мыслями и соединять их, открывая новые пути вглубь подсознания. Пирокинез поджигает врагов и декорации на уровнях, открывая тайные проходы, а телекинез позволяет перемещать предметы силой мысли — или швыряться всяким мусором. Способности помогают Разу во всём: в боях, исследовании локаций, поиске секретов, платформинге — как это было и в первой части.
Разумеется, как и раньше, все идеи Psychonauts 2 имеют псевдопсихологическое объяснение. Здешний аналог «монеток» — это плоды воображения, украшающие каждый из уровней; также в качестве коллекционных предметов выступают тайные воспоминания в сейфах и эмоциональный багаж, представленный в виде буквальных сумок, к которым нужно принести соответствующие бирки. Не хватает только паутины в закоулках разума: специального пылесоса для её чистки и других активных предметов в Psychonauts 2 нет. Инвентарь Раза и реакции персонажей на его содержимое роднили первую часть с point-and-click классикой LucasArts , но вторая на эти лавры не претендует.
Psychonauts 2 умело использует порталы, чтобы менять сеттинги на лету
Зато игра делает больший упор на бои: бестиарий заметно увеличился, и практически у каждого есть уязвимость к той или иной психосиле. Так, Панические атаки безумно быстрые — за ними просто не поспеть, если предварительно их не замедлить. Чтобы одолеть Плохое настроение, нужно отыскать его источник с помощью ясновидения, а в липких Сомнениях можно увязнуть, зато против них отлично работает пирокинез. Словом, сражаться здесь не особо сложно, но достаточно весело.
Отдельно радует, что поиском секретов можно заниматься не только в чужих головах, но и в небольшом открытом мире. Для исследования доступна просторная база психонавтов и её окрестности: заброшенная каменоломня и туристическая площадка неподалёку. А после продолжительного вступления, когда игра выпускает Раза на свежий воздух, прохождение разветвляется: можно взяться за любую из нескольких зацепок, попутно выполняя побочные задания.
Дважды в одну реку
Psychonauts 2 каким-то чудом сохранила все элементы, сделавшие оригинал хитом, и она заслуживает внимания уже хотя бы поэтому. Несмотря на выросший раза в полтора хронометраж, она не устаёт удивлять — дизайном уровней, ситуациями, мелкими деталями… Это тот случай, когда количество плавно переходит в качество: когда каждая мелочь ручной выделки, ими невольно начинаешь любоваться.
Качество уровней держится на достойном уровне: тут нет ничего столь же унылого и затянутого, как вечеринка у Мии из оригинальной игры, но также и ничего сногсшибательного, как The Milkman Conspiracy. А вот юмор немного просел. По какой-то причине, в списке сценаристов значится один лишь Тим Шейфер — имени Эрика Уолпо там нет. Так что шутки уровня первой части или, например, Portal тут редкость. Но, с другой стороны, пресной Broken Age игра тоже не ровня.
Впрочем, складывается впечатление, что в этот раз юмор для Шейфера был не так важен, как сюжет, который при всей своей иронии довольно драматичен. Первая часть не то чтобы делала ставку на повествование: она скорее старалась передать чувство приключения, о котором так мечтают дети и подростки пионерлагерного возраста. Вторая же начинается как шпионский детектив, но быстро меняет приоритеты, переключаясь на трагичную историю старой команды психонавтов, которая чем-то напоминает «Хранителей». Эта история отлично проработана и подробно прописана: она органично продолжает события первой части, умело держит интригу и грамотно задействует всех персонажей. Вот только от продолжения одной из лучших видеоигровых комедий я ждал несколько другого.
Вряд ли можно что-то ещё рассказать о Psychonauts 2, не ударяясь в подробности. Спойлерить игру, целиком построенную на сюрпризах, — дело неблагодарное, а практически во всём остальном она повторяет первую часть. В этом смысле её вполне можно назвать образцовым сиквелом — настолько, что он мог бы выйти году так в 2007-м. Тот факт, что спустя 16 лет мы получили почти ту же самую игру и искренне радуемся её выходу, говорит лишь о стагнации индустрии в 2010-х. Psychonauts 2 сложно в этом упрекать: если за столько лет никто не сделал ничего лучше, то хорошо, что Double Fine хотя бы смогла сделать не хуже.
Psychonauts 2 не станет новым словом в видеоиграх, но на фоне многих современных релизов она смотрится ярко и самобытно. Хотя её нельзя назвать столь же удачной комедией, какой был оригинал, продолжение всё равно получилось достойным. Если вам пришлась по душе первая часть, пропускать вторую ни в коем случае нельзя.
- красочные и разнообразные уровни
- игра не устаёт удивлять и интриговать до самого конца
- местами неплохой юмор.
- дизайн персонажей ещё с первой части слишком уж гротескный
- геймплейно и концептуально это копия оригинала
- шутки про отрыжку никогда не были смешными.
Во что : ключ предоставлен издателем.
На чём : PC.
Сколько : более 20 часов.
«Ачивка важнее здоровья»
Раз за разом прыгать в пропасть ради сбора висящих над ней «монеток».