Обзор Aliens: Fireteam Elite. Игра для своих
Вселенная «Чужих» , казалось бы, идеально подходит для того, чтобы по ней делали игры. Потрясающие монстры, узнаваемый сеттинг, запоминающиеся герои и, что немаловажно, обширная фанбаза, жадная до нового контента. Но, вопреки всему, в играх Чужие появляются нечасто. Последний знаковый проект серии скоро отпразднует своё семилетие, а про шутеры даже и вспоминать не хочется: желающим пострелять по ксеноморфам приходится либо довольствоваться играми двадцатилетней давности, либо истязать себя Aliens: Colonial Marines. Исправить эту несправедливость пытается Aliens: Fireteam Elite.
Я ждал этого 12 лет… на «Ностромо»!
Действие Aliens: Fireteam Elite начинается через несколько лет после событий третьего фильма. Военный корабль «Индевор» откликается на сигнал бедствия, полученный от заброшенной орбитальной станции «Катанга». Разведка быстро выясняет: станция до отказа набита ордами ксеноморфов, а в происходящем как-то замешана знакомая нам корпорация «Вейланд-Ютани». Уничтожить этот улей и разобраться в происходящем предстоит отряду из трёх тяжеловооружённых морпехов, за одного из которых мы и будем играть.
Ещё до выхода игроки окрестили Aliens: Fireteam Elite « Left 4 Dead с Чужими» — и в целом оказались правы. С некоторыми оговорками весь её геймплейный цикл состоит из отстреливания сотен слабых и глупых ксеноморфов, среди которых периодически попадаются особые, гораздо более опасные разновидности.
И стоит отдать разработчикам должное: стрельба здесь исполнена на вполне приемлемом уровне. Чужие пусть и через раз, но реагируют на попадания и мерзко корчатся после смерти; стволы приятно звучат и рвут вражеские тушки на части. Жаль только, что полная статичность декораций сильно портит погружение.
При этом сами бои вышли весьма напряжёнными и динамичными: Чужие наступают целыми выводками, канонично передвигаются по стенам и потолкам, быстро загоняют в тупик, подготавливая почву для более опасных особей. Уже на среднем уровне сложности несыгранная команда морпехов может столкнуться с серьёзным вызовом, а сложность повыше способна потрепать нервы даже опытным игрокам. Противостоять такой угрозе поможет не только командная взаимовыручка, но и богатый арсенал оружия и гаджетов, а также настраиваемый набор активных и пассивных способностей.
Особые ксеноморфы покажутся знакомыми не только фанатам франшизы, но и всем любителям подобных игр. Функционально среди врагов нет ничего нового: «Чужой-охотник», «Чужой-танк» и даже подобие «Чужого-толстяка»
Игроки могут выбрать один из пяти классов, каждый со своим набором доступного оружия и уникальными боевыми умениями. Стрелок, например, получает весомый бонус от ведения безостановочной пальбы, а медику, чтобы заметно чаще использовать способности, нужно постоянно находиться рядом с союзниками — в пылу боя это совсем не так просто, как кажется. При этом навыки можно достаточно свободно модифицировать и настраивать по мере прокачки. Например, разведчик может усилить свой поисковой дрон ослабляющим оружием: теперь он будет не только помечать сильных врагов на подходе, но и вешать на них негативный эффект. А можно вместо добавления новых свойств развивать старые. Так, обвешанный модификаторами на перезарядку навыков медик может вообще практически не выводить команду из-под действия боевых стимуляторов.
Не подвёл и игровой арсенал. В Aliens: Fireteam Elite доступно несколько десятков стволов, при этом каждое оружие ощущается действительно по-разному. Даже между двумя автоматами можно почувствовать определённые различия, а уж дробовик с огнемётом здесь точно не перепутаешь. При этом любой ствол можно дополнять обвесами — модернизация вышла довольно скромной, но занятной. Новые прицелы и пламегасители не только добавляют числовые бонусы, но и могут дать оружию уникальное свойство вроде накапливаемого бонуса к точности за каждое последовательное убийство.
В игре зачем-то есть система укрытий, но помогает она только в перестрелках с синтетиками: в бою против ксеноморфов от укрытий больше вреда, чем пользы
В итоге бои в Aliens: Fireteam Elite вполне способны бросить команде игроков достойный вызов, а богатый арсенал оружия и способностей оставляет простор для тактических экспериментов. К сожалению, в этом нет заслуги непосредственно Чужих: враги здесь берут многочисленностью или запасом здоровья, но никак не интересными способностями. Впрочем, глупость пушечного мяса в играх подобного жанра — это, в общем-то, норма. Но вот конкретно за ксеноморфов, честно говоря, немного обидно. Чужой — это всё-таки не зомби, но в Aliens: Fireteam Elite противники вышли едва ли не глупее заражённых из Left 4 Dead, а набор атак у них и того меньше. Даже продвинутые особи, которые, на первый взгляд, умеют отступать и прятаться, на самом деле повинуются жёстким скриптам — ни о каком хотя бы минимально правдоподобном ИИ здесь речи не идёт. Например, плюющийся кислотой ксеноморф умеет прятаться за укрытиями, но если зайти ему за спину, то он никак не отреагирует на врага в тылу. А умеющий отступать «Чужой из первого фильма» убегает, получив определённое число урона, но зато возвращается назад вообще без попыток остаться незаметным и без всякого инстинкта самосохранения: гордо, в полный рост и прямо под пули.
Родные мои Чужие
Впрочем, глупость ксеноморфов — чуть ли не единственное, что может серьёзно задеть чувства фаната франшизы. Aliens: Fireteam Elite очень бережно относится к своему наследию. Игровые локации отсылают к ключевым местам классических фильмов, ситуации, в которые попадают герои, легко узнаваемы, а саундтрек старательно (и очень успешно) подражает первоисточнику. Звук здесь — настоящая отрада для фаната: ксеноморфы узнаваемо верещат, импульсная винтовка трещит. Даже звук критического попадания — это «тревожный удар по струнам» из первых фильмов. Совершенно очаровательная мелочь.
Сюжет при этом получился совершенно незаметным и необязательным: стандартная история, которую мы уже несколько раз видели в рамках франшизы. К тому же подаётся она исключительно через скучные диалоги и брифинги. А вот описания предметов и необязательные разговоры (которых здесь неожиданно много) под завязку набиты лором «Чужих». И, что особенно приятно, без учёта последних фильмов, но с отсылками на менее известные работы вроде комиксов и книг.
Как сейчас принято в подобных играх, в Aliens: Fireteam Elite есть свой хаб, куда игрок попадает между заданиями. Детальный, но ни капли не интерактивный — как, впрочем, и всё остальное окружение
Aliens: Fireteam Elite ощущается как игра, созданная фанатами для фанатов. Она щедра на узнаваемую атмосферу, на фансервис, на отсылки «для тех, кто в теме». Она позволяет почувствовать себя частью великой франшизы, подержать в руках тот самый огнемёт из второго фильма. Но что если игрок безразличен к этой вселенной, а повсеместные референсы не вызывают у него приступов ностальгии? В этом случае у меня плохие новости: сеттинг — это единственная причина вообще запускать Aliens: Fireteam Elite.
Не поймите меня неправильно: стрельба тут действительно приносит удовольствие, а сражения заставляют попотеть. Но каких-то других механик или нововведений здесь попросту нет, хотя в любой другой игре сходного жанра обязательно есть своя изюминка. Deep Rock Galactic позволяет исследовать полностью разрушаемые пещеры, Payday 2 предлагает опцию командного стелса, Warhammer: Vermintide переносит всю формулу в плоскость ближнего боя. Но в Aliens: Fireteam Elite не просто нет ничего из вышеперечисленного — в ней вообще критически мало чего-то нового. Все её элементы мы уже неоднократно где-то видели, причём в лучшем исполнении.
Кроме сюжетной кампании в игре есть режим с бесконечными волнами врагов, но он очень быстро надоедает
Отсутствие уникальных механик делает Aliens: Fireteam Elite куда менее увлекательной игрой, чем она могла бы стать. Представьте себе Left 4 Dead, но без «режиссёра» и случайной генерации, зато с маленькими линейными картами. Без элемента случайности и необходимости исследовать локации игра попросту не может предложить того разнообразия ситуаций и реиграбельности, которой, в общем-то, ждёшь от жанра. Сложность и стрельба — это хорошо, но какой смысл возвращаться в игру второй раз, если даже направление атаки Чужих всегда будет одно и тоже?
Впрочем, думать о повторных прохождениях не придётся, если играть надоест ещё до финальных титров. Что более чем реально, ведь геймплейный цикл Aliens: Fireteam Elite вышел слишком предсказуемым, а новые и уникальные ситуации редки. Бег по коридору, бой на арене, бег по коридору, оборона точки — и так почти до самого финала. Периодически игра пытается разнообразить процесс перестрелками с синтетиками, но от этого становится только хуже: андроиды практически не реагируют на попадания, зато ведут себя так же глупо и нелепо, как и здешние пришельцы.
Не помогает и техническое исполнение. Если несовершенство технологий и откровенно среднюю картинку можно спрятать за темнотой и густыми тенями, то постоянные баги анимаций, странное лобби и отсутствие голосового (и даже текстового!) чата выдают недостаток как бюджета, так и опыта у авторов.
Разработчики из Cold Iron Studio действительно сделали игру «от фанатов и для фанатов», и на итоговые впечатления от неё сильно повлияет то, относите вы себя к таковым или нет. Рассчитывающие увидеть достойную игру в жанре, скорее всего, уйдут разочарованными: здесь нет ни новых идей, ни хороших причин вообще играть именно в Aliens: Fireteam Elite, а не, например, в какую-нибудь World War Z.
Но если вы ждали относительно компетентный шутер именно во вселенной «Чужих», то Aliens: Fireteam Elite — это игра, сделанная именно под ваш скромный запрос.
Адреналиновый и яркий аттракцион по вселенной «Чужих», который фанатам франшизы покажется настоящим подарком, а всем остальным — невыносимой скукой.
- приятная стрельба
- интересная прогрессия
- высокая сложность
- отличная работа с музыкой и звуком
- атмосфера первоисточника и тонны фансервиса.
- однообразие ситуаций и низкая реиграбельность
- отсутствие новых идей и механик
- фоновый сюжет для галочки
- все элементы геймплея давно уже были реализованы лучше в других играх
- далеко не идеальное техническое исполнение.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC.
Сколько: 37 часов.
«Мои симпатии на вашей стороне»
Будучи единственным фанатом франшизы в команде, постоянно указывайте группе на внутриигровые отсылки, пока вас не выгонят с сервера.