Обзор «Стражей Галактики Marvel» — Маленький шедевр про силу дружбы
Анонс « Стражей Галактики » был встречен с некоторым скепсисом. С одной стороны, игре было не избежать сравнений с одноимённой кинодилогией Джеймса Ганна, нежно любимой миллионами зрителей за остроумие и оригинальность. С другой — Marvel’s Avengers , предыдущий супергеройский проект издательства Square Enix , откровенно не оправдал надежд фанатов. И их недоверие вполне понятно: зачем пытаться играть в очередной неловкий косплей популярной франшизы?
Однако пятёрке космических негодяев не впервой обманывать ожидания. «Стражи Галактики» не просто не уступают фильмам Marvel , а кое в чём даже их превосходят! Вместо того, чтобы паразитировать на громкой лицензии, канадская студия Eidos-Montréal предлагает собственную трактовку комикс-вселенной: яркую, динамичную и полную сюрпризов.
Игра старается избегать героев и локаций, уже показанных в фильмах. Зато здесь полным-полно отсылок к комиксовой истории Стражей
Боевая психотерапия
Разумеется, «Стражи» всё равно наследуют у Голливуда. Без популярности фильмов Ганна не было бы игры, и Eidos старательно копирует их внешние атрибуты. Атмосфера хулиганской космической оперы, насыщенные неоновые цвета, саундтрек из рок-хитов 80-х — всё на месте. Состав команды тоже знакомый: балбес-землянин Питер Квилл по прозвищу Звёздный лорд, гордый воин Дракс-Разрушитель, ловкая убийца Гамора, разумное дерево Грут и агрессивный енот-мутант Ракета. При желании их даже можно одеть в альтернативные скины в духе их кинообразов.
Впрочем, у игровых Стражей своя динамика отношений и совершенно самостоятельный сюжет. Спасать мир от безумного титана Таноса уже не нужно — в этой вселенной война с ним закончилась ещё несколько лет назад. Простые люди и другие разумные существа вспоминают былое и оплакивают свои разорённые миры. Предприимчивые проходимцы (в их числе и отряд Куилла) роются в обломках боевых кораблей на космических свалках. По мере сил их сдерживают полицейские из Корпуса Нова, чьи поредевшие ряды восполнил могучий искусственный интеллект.
Измученная галактика жаждет утешения — и утешитель приходит в лице таинственного пастыря Рэйкера, который обещает своим последователям исправить ошибки прошлого. С каждым днём культ разрастается всё сильнее, бластерным огнём выжигая еретиков. И надо бы дать Рэйкеру отпор, но у каждого из героев в шкафу полным-полно скелетов и непроработанных травм. Как устоять перед соблазном и не поверить в иную, более счастливую реальность?
Экспозиции в «Стражах» немало, но подаётся она постепенно. Игрока вовлекают в сюжет и мотивируют достраивать свою картину произошедшего самостоятельно, по крупицам
Тем, кто ждал от «Стражей Галактики» лёгкого незамысловатого приключения, стоит ещё раз взглянуть на портфолио Eidos-Montréal. Создатели Deus Ex: Mankind Divided даже в Marvel-вселенной продолжают говорить о высоких материях: выборе и судьбе, скорби и ответственности, свободе воли и силе веры. Всем членам команды рано или поздно приходится взглянуть в глаза своим демонам, а сразу несколько уровней разворачиваются в закоулках подсознания. Забавно, что «Стражи» выходят в год, когда киновселенная Marvel тоже бросилась повально психоанализировать своих героев ( «Ванда/Вижен» , «Локи» ), но в игре — не поверите! — этот процесс подан более подробно и цельно. Вроде бы случайные кусочки истории к финалу складываются в единую взаимосвязанную мозаику.
Тем интереснее, что, даже обращаясь к тяжёлым темам, «Стражи» не изменяют себе. Это по-прежнему залихватский космический боевик с перестрелками, шутками и безумными персонажами: от музыкальной ламы до советского пса-телепата Космо, который стращает «Петра Квилла» ментальным ГУЛАГом. Абсурда и зрелищных сцен здесь не меньше, чем в дилогии Ганна, а иные батальные эпизоды и вовсе напоминают психоделические полотна Джека Кирби из оригинальных комиксов.
Сценарий также «спрямили» в угоду экшену: никаких побочных квестов, опциональных задач или моральных развилок. Да, многие диалоги позволяют сделать выбор, но его последствия всегда будут незначительными. Удалось договориться с потенциальным союзником? Отлично, через час-другой подкрепления прилетят на помощь и разнесут вражеский десант. Не получилось? Придётся разбираться с противником самостоятельно. В ключевые моменты авторы и вовсе забирают контроль у игрока или вынуждают переигрывать «неправильно» пройденный разговор. Впрочем, досада невелика: уж больно хорошо написан текст.
Космические бои выполнены по заветам цикла Star Fox : быстро, аркадно, но весьма увлекательно
Когда мои друзья со мной
Гораздо важнее, что разговорами сюжет не ограничивается. Все геймплейные механики так или иначе помогают подаче истории, и разработчики с похвальной частотой разбавляют стандартную триаду «платформер-бой-катсцена» чем-нибудь неожиданным. Дружеские соревнования в стрельбе, погоня на звездолёте, сюрреалистичные сцены снов и даже эпическая битва с ИИ-бюрократом, который отказывается принимать жалобы граждан в связи с надвигающимся апокалипсисом. С ламой, кстати, тоже связана отдельная (невероятно смешная) мини-игра.
Но «Стражи Галактики» — всё-таки в первую очередь история про команду супергероев, а значит, и геймплей построен на их взаимодействиях друг с другом. В отличие от Marvel’s Avengers, непосредственно управлять можно только Питером, а сопартийцы лишь выполняют его указания. За каждым персонажем закреплены свои навыки, полезные как в бою (об этом позднее), так и при исследовании локаций.
К примеру, Грут наводит мосты из корней, Дракс прошибает стены и перетаскивает тяжёлые ящики, Ракета взламывает компьютерные терминалы, а Гамора цепляется за отвесные скалы и подтягивает Питера на новую высоту. У самого Питера тоже есть арсенал сверхспособностей, привязанных к его оружию: чудо-бластер, полученный в наследство от отца, превращается то в огнемёт, то в гравипушку. При этом взаимодействие с миром возможно только в заботливо подсвеченных местах-триггерах — никакой самодеятельности.
Исследование локаций поощряется: в закоулках запрятаны детали для апгрейдов, скины и особые коллекционные предметы, которые открывают новые диалоги с товарищами по отряду
Особым новаторством паззлы не отличаются («Стражи» открыто копируют идеи всех современных экшен-платформеров в диапазоне от Ratchet & Clank до Batman: Arkham ), но они достаточно разнообразны, чтобы не успеть наскучить. К тому же командное решение головоломок иллюстрирует развитие отношений в отряде: если поначалу Ракета регулярно скандалит и отказывается помогать, то ближе к финалу союзники сами начинают проявлять инициативу.
Но, конечно, нагляднее всего командный дух проявляется в боевых эпизодах. Хотя бы потому, что в одиночку с врагами попросту не справиться. Противники бьют больно, налетают толпой и часто комбинируют различные типы войск: одних не берёт электрошок, другие поливают огнём с воздуха, третьи прикрывают отряд волшебными щитами веры. Иногда встречается и экзотика вроде монстров-желе: чтобы до них добраться, необходимо сперва заморозить их оболочку.
Стало быть, для победы понадобится координация всех Стражей, за каждым из которых закреплена своя классическая роль. Дамагер-Гамора наносит мощные точечные удары, танк-Дракс обездвиживает боссов, саппорт-Ракета забрасывает врагов гранатами, а хилер-Грут сдерживает толпы врагов и восстанавливает здоровье товарищей. Сам Питер, хоть он и главный герой, скорее отвечает за поддержку и тактику: без его указаний команда не очень результативна.
В начале игры у каждого Стража есть только один спецприём. Новые навыки можно получить за очки опыта, а самые мощные удары открываются только после того, как герои победят свои страхи по ходу сюжета
С непривычки система приказов может показаться громоздкой: навёлся на противника — открыл подменю — выбрал персонажа — выбрал один из четырёх ударов. Однако наиболее эффективные комбинации быстро западают в память и активируются за секунду. Бои проходят стремительно, но в то же время требуют держать в уме немало информации. Сколько осталось до перезарядки приёма? Какой из противников устойчив к тому или иному типу урона? Есть ли на арене что-нибудь, чем можно метнуть в босса, чтоб снять его щиты? Пришло ли, наконец, время для «Летучки»?
«Летучка» — это кульминация стиля и боевой системы «Стражей Галактики». Словно заправский тренер, Питер прямо по ходу сражения созывает команду на разговор и пытается понять их настроение: иногда отряд излишне самоуверен, а иногда, наоборот, вот-вот бросится наутёк. Правильно мотивировав товарищей (на выбор даётся два варианта ответа), Питер восстанавливает их боевой дух — Стражи получают мощный бонус к характеристикам, а спецприёмы мгновенно перезаряжаются.
От каждого такого момента захватывает дух: герои перешучиваются и проводят мощные удары, отдельные QTE-атаки показаны в эффектном слоу-мо, а где-то за кадром грохочут легендарные рок-хиты — совсем как в кино! При этом, что удивительно, «Летучки» не успевают надоесть: сражения происходят сравнительно нечасто, а некоторые задания и вовсе умудряются обойтись без перестрелок.
В целом разработчики держат похвальную динамику игры. Идей, механик и зрелищных пейзажей в «Стражах Галактики» хватило бы на два-три проекта от какой-нибудь менее амбициозной студии. Иногда контента становится даже слишком много. Eidos-Montréal будто постоянно пытается перещеголять саму себя: нужна ещё одна боевая арена, ещё одна мини-игра, ещё один весёлый диалог, ещё один самый последний босс! Так что, если позволяет график, с прохождением лучше не спешить, чтобы не утомиться. Спасение вселенной подождёт — лучше ещё раз погладить ламу и обсудить с Грутом новое пополнение его садика на борту корабля.
«Стражи Галактики» — один из самых приятных сюрпризов осени. Это неглупая, серьёзная и при этом очень смешная игра. Эпический размах в ней сочетается с трогательной драмой, а ураганный экшен — с отлично написанными диалогами. Для новичков она станет отличным введением во вселенную Marvel, фанатам же позволит по-новому раскрыть для себя самых неказистых (и в то же время самых обаятельных) супергероев по эту сторону космоса.
«Стражи Галактики» — редкий пример игры по лицензии, которая ни в чём не уступает первоисточнику. Полный комплект для запоминающегося приключения: шутки и слёзы, ураганный экшен и неожиданные открытия. И даже музыкальная лама!
- отличные диалоги
- баланс юмора и серьёзности
- локации со множеством секретов
- динамичный, но не примитивный экшен
- постоянный акцент на командной работе.
- слабая вариативность сюжета
- некоторая затянутость уровней
- нечастые, но раздражающие баги.
Во что : ключ предоставлен издателем.
На чём : PS4.
Сколько : около 20 часов.
«Бит-мастер»
Активировать «Летучку» и провести добивающий удар точно в ритме песни.