Обзор Final Fantasy XIV: Endwalker — Всё хорошо, что хорошо кончается
Редкие многосерийные произведения заканчиваются достойным образом. Одни забывают о своей сути и скатываются совершенно не туда, другие в попытке удивить игрока начинают неуклюже переписывать собственные каноны, третьи и вовсе обрываются на полуслове. Но в случае с Final Fantasy XIV вышло совсем не так. Эта MMORPG на пике популярности сумела поставить эффектную точку в истории, которую прописывала на протяжении десяти лет.
Сквозь тернии к звёздам
Наоки Ёсида взял на себя руководство разработкой Final Fantasy XIV в конце 2010-го — сразу же после релиза, когда провал игры стал очевиден абсолютно всем, включая руководство Square Enix. Уже весной 2011-го вышли первые контент-патчи, готовившие немногих пользователей игры к будущему перезапуску и новой сюжетной линии, созданной под кураторством Ёсиды. Именно она и подошла к концу с релизом Endwalker.
Началось всё с противостояния империи, пытавшейся захватить континент Эорзия. Имперский генерал после ряда поражений решил буквально уронить на непокорных эорзийцев спутник планеты — в последних патчах оригинальной FFXIV герой безуспешно пытался это предотвратить. Катастрофа ознаменовала собой полный перезапуск игры: FFXIV сменила и движок, и механики, чтобы переродиться под заголовком A Realm Reborn. Проект приняли очень тепло, но при солидном фундаменте ARR не отличалась хорошим качеством контента: на протяжении долгих часов герою приходилось носиться туда-сюда по материку, решать местечковые конфликты и в конце концов нанести решающий удар империи, чтобы она окончательно бросила захватнические планы. Да, нас знакомили с сеттингом и ключевыми персонажами, но особо интересных событий в ARR так и не происходило.
Ситуацию исправило первое дополнение, Heavensward, действие которого разворачивалось в северном королевстве Ишгард, погрязшем в тысячелетней войне с драконами. Чтобы положить конец конфликту, протагонист отправлялся в длинное путешествие по диковинным землям в компании союзников — повествование было структурировано точь-в-точь как большинстве одиночных JRPG. В Heavensward персонажи стали ярче, сценарий — более насыщенным, история — сфокусированной и интересной. Это была полноценная Final Fantasy, способная потягаться по качеству с оффлайновыми выпусками.
Второе дополнение, Stormblood, вернулось к менее интересной теме противостояния имперским захватчикам, зато порадовало масштабами и расширением сеттинга. Оно увело повествование из последней оккупированной области Эорзии в заморские края — на Дальний Восток, к просторам бескрайних степей и японской мифологии.
На протяжении этих историй за всеми конфликтами стояла тайная группировка бессмертных злодеев, стремящихся воскресить своё тёмное божество. Их предыстория блистательно раскрылась в Shadowbringers, которая забросила героя аж в параллельный мир, где благодаря махинациям антагонистов победили силы света. Вот только это отнюдь не лучшая новость: из-за дисбаланса сил природы наступил апокалипсис, в результате чего обитаемым остался лишь небольшой клочок земли. Местные жители уже сто лет не видели ночи и существуют в постоянном страхе, так как немногих выживших преследуют ангелоподобные создания, стремящиеся уничтожить остатки хаоса — то есть остатки жизни. В этом странном мире герой поближе знакомится с заклятыми противниками, узнаёт их историю, понимает мотивацию — и одерживает победу.
Но в его родном мире далеко не всё в порядке. Вопрос империи всё ещё не решён, а тёмное божество в своих корыстных целях планируют использовать люди, желающие видеть мир в огне. С этого начинается Endwalker — завершающая глава саги, в которой герой отправится не только в империю, но и далеко за пределы планеты.
Медленно и филигранно
Я описываю эту историю, потому что весь контент FFXIV до сих пор остаётся актуальным аж со времён перезапуска 2013 года. Новым игрокам придётся пройти тот же путь, что и ветеранам, от начала и до конца. Каждый выпуск FFXIV — как сезон большого сериала, который надо смотреть целиком. Как и в моём любимом « Вавилоне-5 », поначалу придётся потерпеть филлерные, едва ли не процедурные эпизоды, но и в них есть смысл: они знакомят игрока с сеттингом и персонажами. Зато потом развешанные по стенам ружья начнут стрелять одно за другим.
В Endwalker особенно заметно, насколько хорошей памятью обладают сценаристы FFXIV. В последнем «сезоне» вспоминают, кажется, вообще всех участников предыдущих событий. Все совершённые вами подвиги были не зря — каждый внёс лепту в подготовку к финалу. Всё укладывается в единую картину, ничто не забыто, никто не забыт.
В то же время нарратив Endwalker страдает от хорошо знакомых по предыдущим дополнениям проблем с темпом повествования. История не боится ударить по тормозам, однако в этом кроются не только её сильные, но и слабые стороны. С последними всё понятно: когда сюжет буксует на какой-то мало интересной игроку теме, он начинает скучать. Но при этом неторопливая подача позволяет раскрыть и важные вещи максимально глубоко и разносторонне. Чтобы объяснить обстоятельства, приведшие к финальной конфронтации, Endwalker берёт паузу на несколько часов, во время которых не происходит совершенно ничего, кроме диалогов. Такого себе не позволяла даже известная бесконечными катсценами Xenosaga! FFXIV непримирима в своём желании показать каждую мелочь, необходимую для полноты картины. В итоге на фоне большинства других сюжетных игр, которые можно сравнить с обычными портретами, она выглядит как работа Ильи Репина — невероятно обширное, подробное полотно.
Потрясающее внимание к деталям позволяет FFXIV ответить практически на все возникающие у игроков вопросы. Через какие бы безумные пертурбации ни проходили персонажи, в какие бы фантастические места их ни занесло, всему найдётся объяснение. Во время прохождения Endwalker каждый раз, когда я подмечал какое-то сценарное противоречие, в течение буквально нескольких минут этот же вопрос озвучивал один из главных героев, а претензия пропадала сама собой. Пожалуй, я ещё нигде не встречал такой щепетильности. Именно благодаря ей, благодаря наличию фундамента у всех явлений и поступков сценарий FFXIV оказывается столь выдающимся.
Немаловажно и то, как Endwalker обманывает и превосходит ожидания. За сценарий дополнения отвечала Нацуко Исикава, написавшая Shadowbringers, в начале которого антагонисты казались едва ли не исчадиями ада, а под конец их было искренне жаль. Вот и в Endwalker воевавшие столько лет с империей страны наконец вторгаются на территорию врага, но не чтобы триумфально завершить священную войну, а чтобы помочь гражданскому населению развалившейся страны. А когда повествование устремляется за пределы планеты, в нём читаются отголоски произведений известных фантастов XX века. В тех местах, где легко можно было бы поставить точку, Endwalker ставит запятую и выдаёт нечто неожиданное, но логичное. И эмоциональное: переживаниям персонажей игра уделяет не меньше внимания, чем их устремлениям.
Хотя в целом сценарий не назвать безупречным, а рассказанную историю какой-то особенно оригинальной, благодаря масштабам и качеству нарратива Final Fantasy XIV поднимается на высоту, которую раньше брала разве что Xenogears, оставляя позади все остальные японские RPG.
Саундтрек Масаёси Сокена, как всегда, прекрасен
Дежурная порция качества
Сюжет, в принципе, главное, что есть в Endwalker. Всё остальное — плюс-минус то же самое, что было и в Shadowbringers: это результат многолетних итераций формулы FFXIV и десятков больших контент-патчей. О том, что это за игра и в чём её основные особенности, я писал ещё летом в отдельном материале. С тех пор в боевой системе мало что изменилось. Некоторые ненужные умения пропали, авторы несколько пересмотрели баланс и провели деноминацию характеристик (после того, как значения здоровья и урона начали достигать шестизначных чисел, их уменьшили примерно в пять раз). Однако большинство классов играется примерно так же, как и раньше. Теперь появились и два новых: дамагер жнец, владеющий силами тьмы, и хилер мудрец, переплетающий хитрые комбинации заклинаний на греческом. С ними число играбельных классов достигло двух десятков.
Новые подземелья хороши. Первые полны отсылок к Final Fantasy IV, а дальнейшие радуют невиданным разнообразием: в рамках одного испытания не раз предстоит пройти через целых три сеттинга. Новые локации тоже удались. Город учёных Шарлаян, вдохновлённый Индией Тавнаир и, конечно, снежные просторы Гарлеанской империи, население которой борется с похмельем огуречным рассолом.
Рейды Endwalker пока оценить не получится, их добавят только в пострелизных патчах. Но сейчас есть хороший повод окинуть взглядом то, что появилось в игре за два года после выхода Shadowbringers, — и там всё превосходно. Упрекнуть хочется разве что сценарий трёх рейдов по мотивам Nier: Automata, написанный автором Nier Таро Ёко. Он ни интересных событий, ни толковых персонажей, ни внятной подоплёки не прописал, отчего его работа контрастирует с остальным контентом Shadowbringers. Впрочем, с геймплейной точки зрения рейды всё равно весьма толковые.
Но даже без рейдов на релизе Endwalker есть чем заняться. Потолок прокачки для всех классов подняли до 90 уровня, добавили новые задания и умения, в очередной раз переработали крафт и собирательство, ввели новые карты сокровищ и десятки достижений. И это в довесок к накопившемуся за восемь лет контенту.
Как и в Shadowbringers, все подземелья Endwalker можно пройти в компании NPC
На самом деле, главный минус Endwalker — то, как тяжело в неё попасть. С четырёх вечера и до полуночи по Москве на вход в игру выстраивается многочасовая очередь, из которой ещё и можно вылететь по вине ошибки соединения. Из-за дефицита полупроводников Square Enix не смогла запустить новые серверы в достаточном количестве, а массовый исход игроков из World of Warcraft никто не мог предсказать и полгода назад. Разработчики уже пообещали компенсировать всем пострадавшим как минимум одну неделю игрового времени в качестве извинения, но для тех, кто может позволить себе запустить игру только вечером, это не сильное утешение.
Впрочем, очереди рано или поздно пройдут, а игра останется. Игра настолько любимая своей аудиторией, что даже сейчас, со всеми связанными с запуском дополнения проблемами, Endwalker моментально стала самым высоко оценённым игроками на Metacritic релизом 2021 года. Заслуженно.
Final Fantasy XIV и раньше была одной из самых выдающихся, любимых публикой MMORPG, но с релизом Endwalker она стала отличным законченным произведением, которое можно и нужно рекомендовать всем поклонникам японских RPG. А обилие разнообразного контента гарантирует, что никто не уйдёт обиженным: ни любители одиночной игры, ни компании, готовые к сложным испытаниям.
- грандиозное завершение эпической истории
- отличный сценарий
- грамотный уровень сложности
- разнообразие стилей игры за разные классы
- обилие контента.
- пару раз сюжет тормозит не в самых важных местах
- не всем классам достались одинаково интересные новые умения
- новый контент, как обычно, не преподносит сюрпризов.
Во что : ключ предоставлен издателем.
На чём : PC.
Сколько : 7900 часов, из них в Endwalker порядка 60.
«Верность»
Создать персонажа ещё до официального релиза летом 2013 года и ни чуточки его не менять до самого финала.