27 января 2022
Обновлено 17.05.2023

Обзор Expeditions: Rome — Первый среди равных

Обзор Expeditions: Rome — Первый среди равных - изображение обложка

Когда создатели серии Expeditionsзаявили о повороте в сторону NFT-технологий, аудитория, знакомая с их творчеством, единодушно ответила на эту новость негодованием. И людей легко понять. Творчество студии Logic Artists лишено больших бюджетов и технической полировки, однако цикл Expeditions сложно не полюбить за множество уникальных механик, талантливо написанные диалоги и глубокую ролевую составляющую. Естественно, игрокам хочется видеть развитие этих идей, а не резкую смену курса, да ещё и в столь туманном направлении.

К счастью, печальные новости, похоже, оказались преувеличенными, а авторы уже работают над DLC для Expeditions: Rome, последней на данный момент игрой трилогии. Лично я надеюсь, что на этом история серии не закончится — Expeditions: Rome вполне может претендовать на звание лучшей игры Logic Artists на данный момент, пусть в ней всё ещё достаточно как новых, так и старых проблем.

Обзор Expeditions: Rome — Первый среди равных - фото 1

Идущие на смерть

Expeditions всегда было за что поругать. Большим амбициям авторов из раза в раз мешала катастрофическая нехватка ресурсов, которая не просто заметна невооружённым взглядом — она практически режет глаза. Отвратительное техническое исполнение, тонны багов и скудная картинка отсеяли немало игроков, но те, кто всё же остались и простили недостатки, нашли за неприглядной обложкой нечто стоящее. Ведь за многочисленными проблемами скрывается то, на что авторы всё-таки смогли найти деньги, — отличная работа сценаристов и геймдизайнеров.

Все части серии Expeditions объединяет приближенный к реальности исторический сеттинг, где протагонист отправляется в какое-нибудь далёкое, опасное путешествие. Предыдущие игры предлагали поучаствовать в колонизации Нового Света и набегах викингов, а теперь пришла пора завоевания Древней Греции римлянами. Причём авторы стабильно показывают околоисторические события пафосными и захватывающими, как высокое фэнтези. Опасности путешествия всегда находятся в центре как повествования, так и игровых механик.

Обзор Expeditions: Rome — Первый среди равных - фото 2

Тексты не слишком злоупотребляют историзмами эпохи Древнего Рима, но всплывающие подсказки прямо в диалогах всё равно пригодились бы

Expeditions: Rome остаётся верна традициям, но во многом обновляет привычную формулу. Начало игры уделяет сюжету не очень много внимания: короткая справка о том, почему главный герой идёт воевать с греками, быстрое знакомство с действующими лицами — и вот вы уже командуете собственным легионом. Вступление сосредоточено именно на театре военных действий и напоминает скорее обучающий уровень какой-нибудь Total War, а не пролог партийной ролевой игры, но это осознанный приём. Герой прямо из родных пенат попадает в самое горнило войны, да ещё и сразу на офицерскую должность — предельно далеко от собственной зоны комфорта.

Такая расстановка акцентов хорошо работает, потому что боевая система — это главный успех Expeditions: Rome. Основы сражений наверняка будут знакомы каждому любителю пошаговых тактик. Ход передаётся от одной стороны другой, персонажи владеют набором активных и пассивных способностей, карта разделена на гексы — всё до боли привычно, но исполнено на очень высоком уровне, особенно в контексте серии. Теперь на полях боя появились интерактивные предметы и вертикальный ландшафт. Отныне солдаты не просто сходятся стенка на стенку, но занимают высоты, заманивают врагов в узкие коридоры и разжигают пожары.

Обзор Expeditions: Rome — Первый среди равных - фото 3

Боевые механики таят много маленьких, но интересных фишек. Например, атакующие навыки здесь привязаны к типам оружия, а убийство неопытного противника возвращает потраченные очки действия

Локации, где проходят сражения, вообще удивительно хороши: благодаря грамотному дизайну каждая ощущается уникальной и полной тактических возможностей. К тому же задачи в битвах больше не сводятся к банальному истреблению противников. Где-то нужно прорвать глухую оборону, где-то сжечь ценные ресурсы, где-то спасти заложника из плена без лишнего шума. Способы достижения этих целей игра зачастую предстоит выбрать лично — одно и то же задание можно пройти несколькими путями, включая те, о которых не догадались даже сами разработчики. Это здорово мотивирует идти на тактические эксперименты, тем более что Expeditions: Rome предлагает довольно много инструментов для военных действий. Ветвистое дерево прокачки не такое обширное, как в предыдущих играх, однако оно по-прежнему создаёт большой простор для сбора всяческих билдов, а враги не дают расслабиться вне зависимости от уровня сложности.

Жаль только, что картину ощутимо портит совсем уж неказистый ИИ противников. Как правило, авторы умело маскируют слабоумие врагов при помощи дизайна уровней и скриптов, но если предпринять какой-нибудь неожиданный ход, то древние воины буквально впадают в ступор. Скажем, если всем отрядом занять высоту и заблокировать подъём одним бойцом, то вражеские силы не сообразят, как взять эту позицию, — даже если на неё можно зайти другим путём. Эта хитроумная тактическая уловка выиграла мне далеко не одну великую битву.

На первом скриншоте пять вражеских солдат растерянно стоят под заблокированной лестницей, хотя в паре шагов есть другой подъём. Но даже им далеко до отряда на следующей картинке — эти ребята просто отказались выходить из пламени и дружно сгорели

Кесарю кесарево

Повествование Expeditions: Rome поначалу не слишком увлекает, однако постепенно сценарий заметно набирает обороты. Впрочем, ждать от неё каких-то откровений всё равно не стоит. Центральная история получилась достаточно пресной, но ситуацию спасает внимание к деталям, замечательные диалоги и нелинейность. Читать тексты здесь — сплошное удовольствие, а решения никогда не бывают простыми и постоянно напоминают о себе в будущем, порой весьма непредсказуемым образом. Особенно приятно, что время от времени игроку выпадает шанс повлиять на реальные исторические события. Expeditions: Rome вообще ловко балансирует между достоверной историей и её вольной интерпретацией. Иногда о грядущих сюжетных поворотах можно догадаться заранее благодаря знанию эпохи, а иногда нарратив резко сворачивает в совершенно неожиданную сторону.

Неоднозначная ситуация вышла и с персонажами. На первый взгляд все до единого кажутся карикатурно плоскими, заезженными стереотипами: кроткий новобранец Юлий Цезарь, старый мудрый наставник, скрытная боевитая девушка, выдающая себя за мужчину… Но на такие проблемы быстро перестаёшь обращать внимание, так как всё остальное написано на удивление хорошо. Время и тяготы горнила войны раскрывают персонажей с новых ракурсов, диалоги запоминаются, редкий юмор всегда бьёт точно в цель. Правда, романтические линии, напротив, абсолютно не справляются со своей задачей — их в игру добавили явно в последний момент.

Обзор Expeditions: Rome — Первый среди равных - фото 4

Зато к побочным заданиям сложно придраться. Интересный контекст, сражения с необычными условиями, долгие словесные дуэли — всё на месте

Однако самый значительный недостаток Expeditions: Rome — это геймплей на глобальной карте. В предыдущих частях серии игроку нужно было завершить длинный поход, не погибнув от голода, холода, болезней и травм. Для этого на пути приходилось собирать ресурсы, чинить снаряжение, разбивать лагеря и внимательно следить, чтобы каждый участник экспедиции выполнял свою работу: кто-то ведь должен добывать еду, латать щиты, обрабатывать раны и так далее.

Раньше всё это происходило на глобальной карте, но в этот раз авторы существенно изменили систему. Теперь игрок отвечает не за десяток викингов, а за несколько тысяч солдат. Армия под командованием главного героя двигается отдельно от основного отряда и призвана захватывать важные стратегические точки на карте. Города, деревни, лесопилки и каменоломни — всё это станет частью Римской империи и начнёт приносить ресурсы, которые можно вложить в модернизацию лагеря и армии.

Вот так здесь выглядит сражение двух армий. Вся интерактивность сводится к периодическому выбору тактики, но даже это мало на что реально влияет

Проблема в том, что кроме захвата точек на карте больше нечем заниматься, а сам процесс завоевания представлен очень уж скучной мини-игрой, где ничего и делать толком не нужно. Надоедает это занятие моментально, но Expeditions: Rome стоит на своём и заставляет захватывать территории до самого конца игры. В какой-то момент стратегических точек становится настолько много, что игровой процесс начинает заметно провисать из-за необходимости покрасить очередной регион под аквилу. А когда он провисает, внимание привлекают другие раздражители. Медленный темп подачи сюжета, бесконечные марши от одного поселения к другому… Возможно, если бы штурмы точек предлагали чуть больше интерактивности, захват Греции не ощущался бы пыткой, но в текущем состоянии эта механика тянет геймплей на дно.

В то же время, однообразный стратегический геймплей — единственная крупная ошибка Expeditions: Rome. Авторы наконец почти избавились от ощущения бюджетности, преследовавшего серию из выпуска в выпуск. Чувствуется, что Logic Artists вложила немалые усилия в проект, несмотря на сравнительный дефицит опыта и финансов. Да, получилось не идеально, но игру совсем не хочется ругать. Наоборот, её хочется хвалить и советовать по каждому поводу. Expeditions: Rome — отличная возможность познакомиться с серией для всех, кто раньше обходил её стороной по причине дешевизны.

А если вам понравится, то попробуйте дать шанс и предыдущим частям. Кто знает, может, после этого релиза авторы перестанут думать об NFT и продолжат делать хорошие игры?

Обзор Expeditions: Rome — Первый среди равных - фото 5
Вердикт

Expeditions: Rome — пожалуй, лучшая часть серии. Она не избавилась от старых проблем на корню, но сделала заметный шаг вперёд по сравнению с предшественницами. Поклонникам партийных ролёвок и исторических сеттингов обязательно стоит обратить внимание.

Достоинства
👍
  • глубокая боевая система
  • множество деталей, механик и интересных фич
  • хорошо прописанные персонажи и диалоги
  • аутентичность эпохи Древнего Рима
  • наконец-то нормальная техническая составляющая.
Недостатки
👎
  • не самый увлекательный сюжет
  • скучный геймплей на стратегической карте
  • упрощённая ролевая система и прокачка
  • примитивный ИИ врагов
  • бюджетность всё ещё чувствуется.
Как мы играли

Во что : ключ предоставлен издателем.

На чём : ПК.

Сколько : 48 часов.

Локализация
Текст хорошо переведён на русский. Локализаторам удалось сохранить юмор и избежать серьёзных ошибок, хотя изредка встречаются строки на английском — скорее всего, это исправят патчи.
Ачивка редакции

«Я и ты, Брут»

Назовите персонажа Брутом и приготовьтесь самолично убить Цезаря. Разочаруйтесь.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь