Обзор ELEX II — Дар и проклятие «Готики»
С момента выхода оригинальной Gothic прошло уже больше двадцати лет — настоящая вечность по меркам видеоигр. За этот срок рождались и умирали целые жанры, но «Готику» до сих пор помнят и любят. Спустя столько лет к ней всё ещё возвращаются, её всё ещё цитируют и ставят в пример.
Создатели серии из студии Piranha Bytes уже долгое время пытаются выпускать новые игры, но за что бы они ни взялись, в итоге всё равно получается Gothic. За последние несколько лет игроки получили вереницу неплохих, но очень похожих друг на друга проектов: «“Готика” с инквизиторами», «“Готика” с пиратами» и ELEX — «“Готика” с джетпаками». Теперь список игр дополнила ELEX II. Всё та же «“Готика” с джетпаками», но только в этот раз реактивные ранцы умеют летать по горизонтали.
Даже не гражданин
События сиквела разворачиваются через пару лет после завершения сюжета предыдущей части. Не успел Джакс, герой первой ELEX , остановить войну с альбами, как буквально над его головой нависла новая угроза — гигантская червоточина прямо в небесах. Почувствовав неладное, протагонист попытался обратить внимание общественности на аномалию, но никто почему-то не воспринял его слова всерьёз. Лидеры могущественных фракций решили просто проигнорировать как очевидную угрозу, так и здравые опасения героя, махнув рукой на его выдающиеся заслуги.
В разочаровании Джакс уходит от всех подальше и становится отшельником, но вынужденный отдых длится недолго. Вскоре через таинственный портал в небе на Магеллан высаживаются орды кровожадных монстров, одно присутствие которых отравляет планету. Чтобы остановить инопланетное вторжение, вчерашнему спасителю мира предстоит примирить враждующие фракции, собрать собственную армию, изучить новых противников и вновь стать легендарным героем.
Задача не из простых, но выполнять её нужно до боли знакомыми методами. Игроку вновь придётся искать союзников, доказывать свою лояльность, спорить с привратниками, проходить карьерный рост от собирателя свеклы до гуру болотного лагеря… Справедливости ради, в этот раз лагерей-фракций целых пять, и присоединяться к одному из них вовсе не обязательно. Однако независимость в ELEX II не слишком окупается: игрок-одиночка пропустит как хорошее снаряжение, так и множество интересных заданий.
Ни один разговор об играх Piranha Bytes не обходится без жалоб на постоянные самоповторы авторов — этот текст не будет исключением. Играется ELEX II точно так же, как и прошлая часть. Живой насыщенный мир, баланс между долгими диалогами и опасностями дикой природы, характерное ощущение полной свободы действий — если вы соскучились по фирменному геймдизайну студии, то здесь почувствуете себя как дома. Крупных изменений в сиквеле почти нет, зато мелких исправлений достаточно, а все сильные стороны оригинала остались нетронутыми.
Самые заметные инновации ELEX II коснулись полётов и боевой системы. Откровенно скучный джетпак из оригинала теперь (после ряда апгрейдов) ощущается именно так, как реактивные ранцы и должны в видеоиграх, — можно летать горизонтально и пользоваться любым оружием в воздухе. Стоит ли говорить, что это заметно идёт игре на пользу? Полёты отныне выглядят не просто навязанным гиммиком: акробатика наконец-то приносит хоть какое-то удовольствие. А особые воздушные сражения, которые появляются во второй половине прохождения, вовремя выводят геймплей в новую плоскость.
Битвы на земле тоже обновили. Авторы попытались слегка привести невыносимый экшен оригинала в порядок, и отчасти даже получилось. Джакс лучше отзывается на команды управления, темпы расхода выносливости куда адекватнее, чем раньше. Враги же теперь могут терять равновесие, а их атаки наконец-то нормально читаются. Впрочем, боевую систему всё ещё сложно назвать хотя бы приемлемой: ключевые проблемы первой части исправить так и не удалось. Сломанные хитбоксы, катастрофически плохой искусственный интеллект противников, невесомость анимаций и никакущий огнестрел — всё это по-прежнему на месте. И если сражения в воздухе получились как минимум динамичными, то потасовки на своих двоих приходится просто терпеть, стиснув зубы.
Мой напарник стреляет в стену не без причины — прямо за ней оголтело машет топором бандит, который не сообразит воспользоваться дверным проёмом
Экшен не только плохо ощущается — он ещё и выглядит так себе. Анимации ELEX II выдают почтенный возраст движка и местами отсылают ещё к Gothic 3 . Где-то движения слишком дёрганные, где-то слишком долгие и почти всегда напрочь деревянные. Графика в целом серьёзно отстаёт от современных стандартов, но положение вновь спасает отличный визуальный дизайн окружения. Традиционно для Piranha Bytes, мир игры создан вручную — это положительно сказывается на впечатлениях. Огромные скалы и зелёные луга, пустыни и водопады, покрытые плющом заброшенные заводы и обтянутые проводами крепости: живописные виды хорошо отвлекают внимание от слабой технической составляющей.
Но только до тех пор, пока что-то на экране не приходит в движение. Вдвойне больно смотреть на лица персонажей во время диалогов, так как каждый разговор протекает одинаково: безжизненные модели стоят столбами и смотрят собеседнику куда-то в область рта. Камера лениво чередует два ракурса, а хоть какая-то жестикуляция встречается разве что в катсценах. И это обидно, ведь, если закрыть глаза и сосредоточиться на текстах, реплики написаны просто замечательно. Герои обладают яркими характерами: они охотно делятся историями из жизни и разными новостями, задают вопросы, шутят. Компаньоны главного героя ощущаются живыми людьми, да и сам протагонист не отстаёт. После первой игры Джакс определённо стал более язвительным — эта черта ему однозначно идёт.
Очень старый лагерь
Во всех остальных аспектах ELEX II остаётся верна геймплейным основам, заложенным аж в первой Gothic. Они работали двадцать лет назад и отлично работают сегодня. Несмотря на все жалобы, многочисленные технические проблемы и очевидный недостаток бюджета, геймдизайн ELEX II доказывает, что талант Piranha Bytes ни капли не состарился. Как и всегда, авторский почерк немецкой студии лучше всего заметен в проработке игрового мира. Исследование просторов Магеллана затягивает с головой, пускай разработчики в восьмой раз используют одни и те же приёмы. Действительно ценные сокровища, настоящие опасности, маленькие истории, секреты и задания — стоит лишь сойти с проторённой дороги, как обязательно наткнёшься на что-нибудь интересное.
Карта частично осталась прежней, но изучать мир от этого не менее интересно. Даже наоборот: прошедшее время и события оригинальной игры внесли коррективы в знакомые локации, изменив некоторые из них до неузнаваемости
Первая половина хронометража ELEX II целиком сводится к попыткам раздобыть приличное снаряжение и не погибнуть в процессе. Любой встречный монстр долгое время будет проблемой, каждый второй оборванец захочет ограбить. Путь вверх по пищевой цепочке предстоит сложный, но внимательный игрок не останется без награды. А там, где не сработает грубая сила, поможет хитрость. Скрытность и воровство, интерактивные объекты, засады, стравливание врагов между собой — на Магеллане все средства хороши, в том числе и не предусмотренные самими разработчиками.
То же самое можно сказать и о заданиях. Большая часть квестов предлагает нелинейность, интересный контекст и долгосрочные последствия. А в качестве приятного бонуса некоторые задачи можно выполнить неочевидными или творческими методами: например, по старинке приманить сильных монстров поближе к противникам. В то же время довольно проходных поручений тоже стало больше. Доставкой всяческих посылок и зачисткой территорий приходится заниматься чаще, чем раньше, — в том числе и во время важных для сюжета событий.
Зато повествование более-менее не вызывает нареканий. Начало игры почти полностью состоит из небольших самостоятельных историй, однако вторая половина делает куда больший упор на глобальный сюжет. Звёзд с неба нарратив не хватает, но со своей задачей справляется: лор раскрывается, персонажи развиваются — даже история семьи Джакса получила экранное время. Глупостей в сценарии хватает, но следить за происходящим всё равно интересно. К самобытной вселенной быстро привязываешься, а харизматичные персонажи становятся небезразличны. Во многом это заслуга сеттинга: сочетание фэнтези, космических технологий и постапокалиптики «Безумного Макса» создаёт настолько необычный мир, что истории легко прощаешь как некоторые слабые моменты, так и сюжетные дыры.
Хотя фанатам творчества Piranha Bytes не впервой прощать разные шероховатости ради блестящей ролевой составляющей, живых миров, чувства приключения и настоящей опасности. Если вы из тех, кто в своё время оценил первую часть и не пожалел о потраченном времени, то сиквел вам обязательно понравится.
С другой стороны, мне очень хочется, чтобы следующую игру Piranha Bytes можно было искренне любить без всяких «но». Чтобы старые проблемы наконец-то остались в прошлом, чтобы студия вновь вырвалась в высшую лигу. Команда заслужила признание, и эта цель ей по силам. Тем более, что идеал не так уж и далеко: всего-то нужно подтянуть технические моменты и отбросить желание повторять собственные идеи. Ведь как бы игроки ни любили «Готику», бесконечно прощать одни и те же ошибки не смогут даже самые преданные фанаты.
Новая игра Piranha Bytes предсказуемо оказалась ещё одним сочинением на тему «Готики» — со всеми вытекающими достоинствами и недостатками. Хотя если вам как раз не хватало ностальгии, то ELEX II нельзя обходить стороной.
- все лучшие находки оригинала остались на месте
- живой и насыщенный открытый мир
- сеттинг, диалоги и квесты
- грамотная работа над ошибками
- это снова «Готика».
- устаревшая графика и плохие анимации
- множество багов
- боевая система всё ещё далека от совершенства
- это снова «Готика».
Во что : ключ предоставлен издателем.
На чём : ПК.
Сколько : 54 часа на одно полное прохождение.
«Как в старые добрые времена»
Разбогатеть в самом начале прохождения благодаря эксплойту с жаркой мяса.