Обзор The Invincible. Ретрофутуристический Firewatch
Произведения польского писателя, философа и футуролога Станислава Лема десятки раз пытались переносить на экран. Над фильмами и спектаклями по культовым книгам трудились выдающиеся режиссёры, от Фольмана и Вайды до Содерберга и Тарковского. И в большинстве случаев для экранизаций выбирались «Солярис» да «Дознание» из серии приключений пилота Пиркса. А вот культовый роман «Непобедимый», в котором, казалось бы, есть всё для боевика с элементами хоррора, за всю историю удостоился лишь радиоспектакля.
Когда польская студия Starward Industries для своей дебютной игры выбрала именно этот роман, сложно было не проникнуться сомнениями. Ведь до сих пор ни одно произведение Лема не стало основой видеоигры, если не считать The Sims, вдохновлённую игрушечным городом из «Кибериады». И первая уверенность в том, что разработчики идут верной дорогой, появилась лишь после выхода демоверсии.
На пыльных тропинках далёких планет
Роман «Непобедимый» был опубликован в 1964 году. В это время, после того, как люди побывали в космосе, человечество переживало небывалый подъём оптимизма и надежд на будущее. «Прогрессивные» фантасты описывали освоение дальних планет, контакты с развитыми цивилизациями, невиданные научные открытия, общечеловеческое единение и неограниченное процветание. «Кассовые» творцы изображали межгалактические войны и вторжения инопланетных захватчиков — впрочем, как всегда. И особняком стоял скептик Станислав Лем, который со всей своей интеллектуальной мощью доказывал, что всё может быть совсем не таким, как представляется.
Творцы The Invincible (2023) вдохновлялись иллюстрациями к книгам эпохи «золотого века» фантастики. И пейзажи пустынной планеты Регис III сразу окунают нас в пыльное книжное прошлое с героическими космонавтами, невероятными достижениями прогресса и невообразимыми пейзажами: яркими иллюстрациями, крупными формами, активным использованием фантастических сочетаний цветов наподобие голубого с оранжевым.
Из тех эпох пришли и все реалии, которые мы видим на экране. Дизайнеры создали реалистичные и в то же время атмосферные объекты: обтекаемые линии сооружений и мебели, крупные кнопки по соседству с небольшими чёрно-белыми экранами, громоздкие скафандры и технические устройства, палатки со шлюзами из прозрачного пластика, наконец, журнал Ясны, в котором электронные записи сочетаются с пометками вручную. И «старинный» пластмассовый микрофон в сочетании с обводами шлема скафандра не даёт ни на миг забыть, чьими глазами мы смотрим на мир.
У Лема история поисков космического корабля «Конкорд» вышла масштабной и «многолюдной». Создатели The Invincible сделали ставку на камерность и индивидуальность переживаний. Для этого пришлось внести поправки в мироустройство: оказывается, в ту пору на Земле противоборствовали две фракции. И вот капитан маленького исследовательского корабля Содружества берётся за простую с виду миссию: выяснить, зачем Альянс послал на ничем не примечательную планету свой самый мощный корабль, «Непобедимый».
Экспедиция поначалу благополучно исследует странные феномены местной жизни, но вскоре все её четыре участника перестают выходить на связь. И на их поиски отправляется самый неподходящий для этого член экипажа: биолог Ясна.
Крик в космосе
Ясна вышла убедительным и достоверным персонажем. Девушка, мало приспособленная к космическим подвигам, поначалу бодро мчится спасать соратников от неведомой опасности. Но по мере того, как в ней растёт усталость, обречённость и боль от многочисленных травм, она всё чаще начинает покачиваться при ходьбе и обессиленно прикрывать глаза. И моменты, в которые она осознаёт, что может умереть в одиночестве здесь, на бесполезной планете, вызывают понимание и сочувствие.
На большей части пути её поддерживает лишь одно — голос по рации. Астрогатор Новик, который остался на корабле из-за сломанной ноги, не просто пытается помочь Ясне и найденным соратникам всеми доступными средствами. Он слушает её, подсказывает, спорит, беседует о самом разном, вплоть до перспектив развития робототехники (тоже одна из самых актуальных тем романа).
На определённых этапах игра начинает ощущаться как копия великолепной Firewatch. Но разработчики и здесь сумели пройти по краю и выйти на собственную линию: отношения между командиром и биологом — далеко не главное в The Invincible.
Игру можно смело относить к жанру симулятора ходьбы. Задачки, с которыми приходится столкнуться Ясне, даже головоломками не назвать. Чуть ли не самая сложная состоит в том, чтобы сосчитать лампочки. Сражаться девушке не доведётся, да у неё и оружия-то нет.
Вместо этого нас снабдят целым ассортиментом исследовательских приборов. Детектор и локатор помогут найти следы потерянных соратников, а также обнаружить странные скопления металла. Бинокль даст рассмотреть объекты с безопасного расстояния, а зонд не только предоставит целый фоторепортаж из прошлого, но и поможет выбрать безопасный путь в скалистых ущельях.
Простая и неспешная игра медленно разворачивает перед нами историю с непредсказуемыми поворотами и выбивающими из седла находками. Оторваться от неё очень сложно! И, хотя о некоторых секретах можно догадаться заранее, лучше не углубляться в подробности. Ведь лишние знания портят радость открытий.
Загадку того, что произошло на планете, мы будем распутывать «вручную». Полную картину не дадут ни фотоотчёты, ни найденные записи, ни рассказы очевидца (которого мы видели ещё в трейлерах и на официальных скриншотах). Разгадка, может, и не удивит тех, кто знаком с романом. Но перед нами встанут те же вопросы, что стояли перед Роханом: как поступить с противостоящей нам силой? Стоит ли возможный технический прорыв риска гибели всего человечества? Стоит ли сечь розгами море, поглотившее корабли?
Следы на песке
Планета Регис III — настоящий вызов для художника окружения. Здесь нет ничего, кроме песка, скал да океана. Но из этого минимального набора создатели The Invincible сумели создать одновременно недружелюбный и завораживающий мир с фантастическими в любом смысле этого слова пейзажами.
Несмотря на то, что карту, «расчленённую» по страницам дневника, сложно назвать удобной, проблемы с ориентированием на местности возникают редко. Разобраться в природных маршрутах помогают и заметные ориентиры, и умелое распределение освещения. А в особо запутанных лабиринтах вовсю идут в ход ненавязчивые подсказки: Ясна может поинтересоваться по рации, правильно ли она движется, а Новик сообщит, что мы направляемся куда-то не туда. А периодически возникающие прямо на местности реплики отлично иллюстрируют ход раздумий героини и помогают решить, как поступить.
Стоит отметить, что с решениями в ходе прохождения сложилось не особо. Попытки отклониться от генеральной линии сюжета приводили в тупик, вынуждая всё равно вернуться на тропу, просто потеряв время. А неожиданная находка в стороне от главного маршрута (не хочется спойлерить) привела к перезагрузке игры. В результате на финальных этапах я делала только то, что значилось в журнале, и это привело меня к полной и окончательной катастрофе. Теперь хочется начать всё сначала и попытаться понять, как можно хоть что-нибудь исправить.
Разработчики уже пообещали релизный патч, который исправит ряд замеченных ошибок, так что останавливаться на них не буду. Замечу лишь, что моя система, которую уж много лет никто не называет мощной, справилась со всеми испытаниями на ура, лишь пару раз притормозив на моментах глобальной смены локаций. Игроки с современными начинками, скорее всего, этого и не заметят.
The Invincible стоило бы порекомендовать к обязательному прохождению всем любителям фантастических приключений хотя бы за то, что игра напоминает о прекрасной книге гениального фантаста — ставим джойстик на то, что многих потянет прочитать или перечитать «Непобедимого». Но игра успешно творит и собственную магию, проводя нас по пути, полному самых разных эмоций и чувств.
The Invincible — первая, но выглядящая очень зрелой игра молодой студии. Разработчики справились со сложнейшей задачей: максимально отойти от сюжета и сеттинга культового романа, при этом сохранив все его реалии, детали, идеи и выводы. И сделали они это в приключении, которое захватывает историей и впечатляет атмосферой и художественным стилем.
- замечательно стильная картинка
- простое управление
- убедительные переживания от первого лица
- сохранение книжных идей и реалий
- затягивающее развитие событий.
- отклонение от прямого пути может быть покарано
- на некоторых отрезках немудрено заскучать
- ряд моментов ускользает, если невнимательно следить за диалогами.
Ключ предоставлен издателем. Прохождение на ПК заняло 12 часов.
«Мы все умрём!» — делая всё «правильно», выйти на худшую концовку из всех возможных.