Обзор Dragon's Dogma 2. Путешествие как смысл жизни
Вторая Dragon’s Dogma — это не столько сиквел, сколько переосмысление оригинала. Если оперировать киношными терминами, то перед нами “режиссёрская версия” первой части. Хидэаки Ицуно, в чьей голове вся эта идея зародилась ещё в начале 2000-х, ждал возможности сделать всё как надо очень долго. И вот, спустя двенадцать лет ожиданий, всё-таки сделал.
Другой вопрос, что результат сложно назвать идеальным. После пятидесяти часов в игре, когда всё очарование от первого знакомства пропадает, недостатки начинают лезть в глаза пострашнее любого грифона. И это нормально: не бывает таких игр, которые совершенно не за что ругать. Беда в том, что в Dragon’s Dogma 2 некоторые проблемы прямо вытекают из позиции самих создателей. Но делает ли это игру плохой?
Проснись, Нео, ты Восставший
Начинается Dragon’s Dogma 2 так, будто бы её делали не в Японии, а в Роквилле, штат Мэриленд. Главный герой страдает амнезией, начинает своё путешествие в тюрьме… С учётом сеттинга и снующих то тут, то там драконов спутать «Догму» с очередным переизданием «Скайрима» проще простого. На блатно-каторжных мотивах сходства не заканчиваются: и там, и там шикарный открытый мир, практически полная вседозволенность… И сюжет как бесполезный рудимент.
Местную историю до определённого момента даже спойлерить нет никакого смысла — настолько скучно. А вот потом нет смысла, потому что… спойлеры. И всё же львиную долю времени сюжет нужен только для того, чтобы переместить вас из точки А в точку Б. Да и запоминающихся моментов маловато. И это при том, что в синопсисе история звучит великолепно: проклятый и обесчещенный наследник престола теряет память, оказывается втянут в пучину дворцовых интриг и тонкостей дипломатии, а на горизонте маячит обязательное к исполнению пророчество об избавлении мира от драконае.
Но увы, фэнтезийным «Сёгуном» тут даже и не пахнет. Впрочем, совсем уж в Dark Souls Dragon’s Dogma 2 тоже не скатывается и не предлагает вам изучать историю мира по запискам и описаниям предметов. Так что свести описание сюжета можно к максиме, достойной Артемия Лебедева: ну, есть и есть.
На лицо ужасные, полезные внутри
Две вещи, за которые вы «Догму» определённо полюбите, — это её игровой процесс и чувство настоящего, захватывающего путешествия. Просто шататься по местному миру, любуясь его красотами, уже интересно. Но в дело вступает ещё вагон и маленькая тележка нюансов, которые делают прохождение ещё ярче.
Начнём прямо с редактора персонажей. Обычно в играх как? Выбрали расу, класс, раскидали внешность и характеристики — и всё. Редко какая игра сделана настолько заморочено, чтобы ваша внешность реально на что-то влияла — и Dragon’s Dogma 2 как раз из таких. Слепленная вами на коленке фотомодель с параметрами 90-60-90 совсем не факт что будет выдающимся бойцом. Да стереотипный качок-гигачад тоже рискует оказаться таким себе воякой. Останавливать вас это конечно не будет, но имейте в виду.
Дальше — больше. На поверку «Догма» оказалась не просто ролевым экшеном, а партийным ролевым экшеном!
Одновременно с вами по лесам и болотам скачут ещё трое болванчиков, помогая причинять добро и наносить справедливость. Зовутся они “пешками”, и это одна из тех систем, без которых Dragon’s Dogma 2 не работала бы так, как надо.
Пешки — ваши лучшие друзья и помощники. Одну такую вы делаете себе сами, сидя ещё парочку часов в редакторе, а ещё двоих предлагается нанимать у других игроков. У пешек разные характеры, они могут освоить любой из базовых классов, и всегда придут на помощь в трудную минуту. Причём речь не только о сражениях - пешки умеют подсказывать направление к ближайшей неразведанной пещере или ещё не обнаруженному сундуку. Могут помогать с заданиями, буквально водя вас за ручку. Конечно же, так сможет не всякая пешка: для начала ей нужно побывать в чужом мире в этой самой пещере или выполнить квест. А ещё «гостевые» пешки не могут набирать уровни в вашем мире, да и менять им класс и экипировку вы тоже не можете. Так что придётся их регулярно менять.
Напарники дьявольски полезны во время сражений. Они достаточно самостоятельны, чтобы не умирать от случайных атак противников. Вполне разумны, чтобы атаковать врагов по их уязвимым точкам. И исполнительны — если вы прикажете им, чтобы они постояли в сторонке или, напротив, накинулись с удвоенным рвением, они это сделают.
Портит всё впечатление от пешек только то, что иногда они сильно тупят на ровном месте. Причём не во время битв, а во время исследования карты мира. Видите сундук на уступе, но сами залезть не можете? Молитесь, чтобы у пешки было хорошее настроение - и тогда она соизволит применить навык, который подбрасывает вас вверх. Потому что в моём случае в такие вот моменты приходилось долго-долго стоять на месте и ждать, пока пешка всё-таки соизволит до меня снизойти.
Ну а про то, как ваши любимые оболтусы регулярно ласточкой летают с обрыва, заставляя вас с трёхэтажными матами бежать к ближайшему спуску и воскрешать их, даже и говорить как-то неловко. Часу на сороковом игры вы даже реагировать особо не будете - просто тяжело вздохнёте.
Мы едем, едем, едем в далёкие края
После короткого вступительного сегмента и обретения первой пешки вас толком никто держать не будет. Заставят разве что смотаться до столицы одного из королевств - но при желании вы можете на середине пути сказать «дальше я сам» и свалить в закат. Потому что ну кому интересны эти ваши дворцовые интриги и прочая диалоговая тягомотина, когда вокруг столько интересного!
Dragon’s Dogma 2 дарит вам чувство настоящего фэнтезийного приключения. Вам будет интересно исследовать каждый миллиметр карты. Переворачивать все камни в поисках секретов, обыскивать пещеры на предмет особых шмоток, сражаться с безумными монстрами — всё это приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. В какой-то момент вам станет решительно по барабану и на квесты, и на сюжет, и даже на развитие отношений с персонажами. За всем этим добром нужно в город топать, а город далеко. Зато вот развалины, где вас ещё не было, очень близко…
И мир делает всё, чтобы вам не было скучно. То гоблинская засада на дороге, то голодный огр из берлоги выбрался, то грифон крупный рогатый скот с полей повадится таскать. На какого-нибудь путешественника могут напасть, и он будет отчаянно защищаться. Или нападут на вас, если вы разбили лагерь посреди ночи, предварительно не зачистив всех монстров вокруг.
Происходящее безо всяких скидок можно назвать симуляцией жизни. NPC придерживаются распорядка дня, примерно то же делают и враги, уникальные ситуации генерируются постоянно. И эта атмсофера настоящей жизни, кипящей вне зависимости от игрока, кратно усиливает эффект погружения.
Сюда же можно записать и динамическую погоду и смену времени суток — вещи, которые никого особо не удивляют в наше время. Но ночью по миру Dragon’s Dogma 2 гулять куда опаснее, чем днём. На дорогах появляется нежить, особые монстры сменяются другими, да и гоблинскую засаду можно вычислить разве что по блеску голодных глаз в темноте. И если со временем вы будете гулять по ночному миру спокойно и без опаски, то вот новичкам лучше особо не искать приключений на восставший курдюк и проводить ночи у костра или в каком-нибудь трактире.
Игровой мир постоянно, живо и очень правдоподобно реагирует и запоминает поступки героя. На месте гибели крупного монстра можно найти его гниющую тушу. Помощь второстепенному персонажу выльется в награду — может быть, золотом, а может быть и скидочку в магазине организуют. А если вы ухитритесь сломать какой-нибудь подвесной мост, то придётся ждать, пока его починят. С недельку где-то.
В общем, путешествия по миру «Догмы» почти всегда получаются увлекательными. Бродишь по необжитым уголкам фэнтезийного королевства, находишь случайную пещеру — и куда она ведёт? Какие тайны скрывает? Быть может, это обычный тупичок с парочкой монстров и не особо ценным лутом. А может быть это проход куда-то ещё, где вас ждёт нечто крайне интересное и ценное? Кто знает!
Геймплейная петля в итоге примерно такая: вы исследуете мир, сражаетесь с монстрами, встречаетесь со всякой чертовщиной, а затем возвращаетесь в ближайший город, чтобы отоспаться и сдать добытое барахло на хранение. И снова за приключениями!
Чем больше шкаф
Со сражениями же в Dragon’s Dogma 2 связаны как восторги, так и разочарованные вздохи. Но не беспокойтесь — именно сражаться и побеждать здесь круто.
Как оно тут работает: вы беретё себе определённый класс, который определяет не только ваши навыки, но и экипировку. Здесь всё предельно просто: воин вооружён мечом и щитом и старается быть «танком» партии, маг колдует в сторонке с помощью посоха, ну а разбойник скачет туда-сюда, снуя между противниками и стараясь атаковать каждого со спины. Ничего такого, чего бы вы не видели в любой другой игре, здесь, пожалуй, нет.
Вопрос, как обычно, в мелочах. Помните же, что кроме вас в группе есть ещё трое компаньонов под управлением искусственного интеллекта? Так вот, они справляются со своими ролями! Настолько успешно, что вам нет необходимости посреди боя бросать всё к чёрту, чтобы подменить некстати выбывшего заклинателя, которого не смог защитить партийный танк. Поэтому вы вполне можете сосредоточиться отыгрыше своего боевого амплуа.
И если в сражениях с мелкими врагами особенного нет ничего, то вот крупные враги - это гвоздь программы. Да, их разновидностей не очень много. Но битва с каждым — то ещё испытание на прочность. Сможете завалить грифона до того, как он решит удрать и улетит? А как насчёт медузы: справитесь так, чтобы никто из ваших спутников не превратился в беспомощную каменную статую? Или вы нашли в себе силы бросить вызов могучему дрейку, который с лёгкостью может бросаться могущественными заклинаниями, захватывать контроль над пешками, да ещё и половину боя проводит в воздухе? Подход ко всем нужен свой — по крайней мере, до определённого момента.
Битвы с массивными чудовищами напоминают серию Monster Hunter всё от той же Capcom. Надо не просто лупить тварей по лапам, но и активно маневрировать, выцеливать уязвимые точки и применять особые умения. Скажем, големы: этих оживших каменных исполинов не пробить простыми атаками, если не бить по магическим печатям на теле. Циклопы очень боятся повредить свой единственный глаз. Ну а медузы удивительно легко расстаются со своей головой: главное — знать, чем и как атаковать.
Боевая система разнообразна, увлекательна и интересна, и по мере прохождения она становится только богаче и интереснее. Сначала вы освоите уникальные профессии, доступные только протагонисту-Восставшему. А затем начнёте получать специальные умения, которые способны изменить ход любого боя.
Но здесь и проявляется главная проблема: очень быстро сражения становятся слишком простыми.
«Догма» очень быстро даёт вам пройти путь из грязи в князи, и бросить соразмерный силе вашего героя и крутости ваших навыков вызов игры скоро становится не способна.
Поначалу каждый бой с крупным противником будет сложным и выматывающим, заставляющим вас вжиматься в спинку кресла. Но чем дальше вы пройдёте, тем реже вас это чувство будет посещать. Из-за того, что игра практически не даёт вам доступа к быстрому перемещению между локациями, бегать по миру приходится на своих двоих. Бегать — и вырезать регулярно возрождающихся оппонентов. Благодаря этому вы гораздо накапливаете опыт и повышаете свой уровень. Опции же «не поднимать уровень» здесь банально нет — это, как и распределение статов, происходит автоматически.
И это, на самом деле, проблема. Ицуно заявлял в интервью, мол, быстрыми перемещениями по миру игроки пользуются потому, что им скучно бегать на своих двоих. И в какой-то момент Dragon’s Dogma 2 тоже опасно близко подходит к черте, за которой нет ничего, кроме скуки. Просто потому, что вы стали слишком сильны.
На что ещё можно пожаловаться
Во-первых, на оптимизацию. Да, первый же крупный патч дело несколько поправил, и всё стало не так страшно, но до идеала тут ещё далеко. Игра с невротичной старательностью бьётся головой в процессор из-за просчёта действий всех NPC — и в городах вы это прочувствуете в полной мере. В открытом мире всё куда лучше: хотя, конечно, если выкрутить настройки графики на максимум, то и там не всякая видеокарта справится.
Про сюжет уже сказано достаточно, так что останавливаться на нём смысла нет. Зато можно с удовольствием пнуть ужасный инвентарь и отвратительные интерфейсы. Сумкой с пожитками героя, кажется, занимался кто-то из хтонических ужасов Лавкрафта — настолько она невыразимо неудобна и сводит с ума. Интерфейс до ужаса перегружен но его хотя бы дают настроить «под себя». И на том спасибо, конечно.
И хотя мне есть, на что ворчать, не похвалить Dragon’s Dogma 2 я попросту не могу. Это прекрасное, волшебное приключение, которое захватывает и не отпускает. Один раз сев поиграть на часик после работы, вы рискуете очнуться посреди ночи, зачищая очередные развалины или какую-нибудь лесную чащу, откуда на вас имел неосторожность посмотреть глупый огр. Это очень красивая, неспешная и просто крутая игра, которая, увы, далеко не всё делает правильно. Но то, что делает, дарит целый ворох положительных эмоций — и ругаться на неё в итоге совсем не хочется.
- Отличный, живой мир
- Классная боёвка
- Пешки действительно крутые
- Атмосфера фэнтезийного приключения.
- Куцый сюжет
- Так себе оптимизация
- Баланс сложности сломан
- Инвентарь ужасен.
Автор провёл в PC-версии 54 часа на момент написания рецензии. Ключ приобретён за собственные средства.
«Муму на новый лад»:
Сражаясь с дрейком в горах над озером, применить ледяное заклинание и наблюдать за тем, как несчастный тонет. Повторить со всеми крупными монстрами.