Cold Zero: Финальный отсчет
…Из нее делают такое зелье, которое дурманит почище водки! Г. Хазанов
Временами разработчики радуют нас смешными играми. В данном случае я не имею в виду чистокровную комедию или пародию, каковой, например, задумывался отрецензированный где-то неподалеку Ghost Master. Речь идет об играх, которые создавались без единого намека на юмор или сатиру. И, как правило, чем серьезнее была изначальная задумка, тем смешнее оказывается конечное воплощение. Сегодня я предлагаю пристально рассмотреть игру Cold Zero , авторы которой почему-то решили, что для создания “ураганного экшена в полном 3D” достаточно отпустить камеру в свободный полет и выковырять перочинным ножиком из тельца игры кнопку “End Turn”. Но тем более интересно, что, несмотря на вышеперечисленный садизм разработчиков по отношению к геймплею, Cold Zero остался вполне играбельным и даже набрал почетные в наших краях семь с половиной баллов. А ты такой холодный! Сюжет Cold Zero представляет собой смесь классических “киношных” жанров — запутанного детектива, ураганного боевика и жутковатого триллера. Нам предлагают попробовать себя в роли частного детектива Джона Макэффри. Джон — бывший снайпер спецназа, уволенный из отряда после трагического случая, когда пуля, предназначавшаяся террористу, попала в заложника.
- А вот и приключенческий элемент: Джон подсыпал в чашку кофе на столе мощное слабительное. То-то охрана обрадуется!
Теперь Джон стал вольной птицей… Но кто сказал, что работа частного детектива проще работы снайпера в подразделении по борьбе с терроризмом? Не успел наш герой и глазом моргнуть, как оказался в самом центре зловещих событий: “старая добрая” итальянская мафия, преступный заговор наркобаронов, перед которым бледнеют даже злодеяния колумбийских наркокартелей, чудовищное зелье под названием Cold Zero… Одним словом, сюжет не даст вам заскучать ни на минуту. Но не будем портить ощущение новизны подробным рассказом. Давайте лучше остановимся на самом игровом процессе. Представьте себе X-COM без action points, кнопки “конец хода” и всего с одним подопечным — это и будет Cold Zero. Перемещениями главного героя мы управляем при помощи мыши — куда ткнули, туда он и пошел. Стреляем правым кликом: опять-таки, куда кликнули, туда и выстрелили. Помимо стрельбы и перемещений можно прятаться в укрытиях, перепрыгивать через препятствия, жадными ручонками обшаривать трупы, а также переносить обездвиженных врагов с места на место. Камера работает в двух режимах. Во-первых, ее можно приклеить к персонажу (в этом случае обзор будет сильно ограничен, и не заметить коварно подкрадывающегося врага — проще простого). Во-вторых, для увеличения поля видимости камеру можно отпустить в свободное плавание, но тогда вы будете периодически терять из виду своего подопечного. Еще одна головная боль — детали архитектуры уровней время от времени закрывают либо героя, либо его врагов, либо вообще всех сразу. Кстати, камера не обладает полной свободой: угол ее наклона зафиксирован таким образом, чтобы игрок никогда не мог посмотреть строго вперед (зачем это сделано — я объясню ниже). В результате невидимый оператор в течение всей игры преподносит сюрпризы один за другим. Вот, к примеру, перед вами дом с окнами, а в доме — враги. Противники видят главного героя и стреляют сквозь оконные проемы. В это время вы глупо стоите на месте и пытаетесь развернуть камеру таким образом, чтобы заглянуть в окно — ведь сверху супостаты закрыты крышей.
- Мечта маньяка - местный оружейный магазин.
Бросьте это бесполезное занятие — я говорил, что угол наклона ограничен, поэтому убить врагов можно только зайдя в дом через дверь. Точно так же введены ограничения и на масштабирование: дальше какой-то фиксированной дистанции отвести камеру от героя просто нельзя. Одним словом, решение “игрок — сам по себе, камера — сама по себе” — безусловно новаторское, но абсолютно неиграбельное. В результате тактика всегда сводится к тому, чтобы занять выгодную позицию и заманивать врагов в ловушку. Кстати говоря, тут есть и претензии к местному AI: противники могут бесконечными радостными толпами ломиться за угол и гибнуть как мухи под огнем вашего автомата.  Click;'em all! Линейный сюжет Cold Zero предлагает нам шестнадцать миссий в разных уголках Земли — от русской тайги до мексиканских трущоб. Теоретически, все задания можно проходить как минимум двумя разными способами: путем полной зачистки уровня либо “по-умному”, в стиле Commandos. Кстати, второй способ приносит больше очков опыта, которые жизненно необходимы для развития различных навыков: силы, владения оружием, рукопашного боя, скрытности и так далее. Интеллектуальному прохождению миссий способствует обилие очевидных решений. Вот, к примеру, в аптечке лежит сильное слабительное, а на столе охранника, совершающего обход территории, дымится чашечка кофе. Проще, конечно, пристрелить супостата, но куда изящнее — подсыпать ему зловещего порошка и таким образом совершенно нейтрализовать бдительного секьюрити. Однако неудобное управление камерой и широчайший ассортимент оружия всегда подталкивают к более агрессивной тактике.
- Часовой не знает, что скоро отправится на встречу с предками, - коварный Джон бесшумно взбирается на вышку по лесенке.
Ну разве можно удержаться от использования такой вкуснятины, как новейшая немецкая штурмовая винтовка G-11 или лучший пистолет-пулемет всех времен и народов — P-90? И еще один момент: враги — это основной источник пополнения вашего арсенала. Вот и думай: оставить обладателя снайперки в живых и получить больше опыта, или плюнуть на развитие персонажа, но обзавестись полезной в хозяйстве пушкой… Враги в Cold Zero отличаются друг от друга только внешним видом и оружием. В начальных миссиях противники вооружены крайне слабо и обладают мизерным количеством хит-пойнтов, что позволяет одним выстрелом из дробовика уложить наповал сразу несколько супостатов. Но от миссии к миссии враги становятся все более “упитанными” — обзаводятся крутыми бронежилетами, штурмовыми винтовками и пулеметами. А вот уровень интеллекта, к сожалению, не меняется на протяжении всей игры: они крайне редко зовут на помощь коллег, туговаты на ухо, подслеповаты и отличаются бездумной храбростью, благодаря чему их можно часами расстреливать из-за угла. Новые кандидаты на тот свет будут бесстрашно пытаться исследовать кучку трупов, пока сами не пополнят ее очередным бездыханным телом. Спрайтораздирающее зрелище Большинство текстур в игре откровенно страшненькие. То же самое относится и к моделям, которые явно страдают от дефицита полигонов. В те моменты, когда строптивая камера совершает непредсказуемые кульбиты, истинное 3D-лицо Cold Zero предстает во всей своей “красе”. Вот Джон Макэффри стоит рядом с дверным проемом около кучи поверженных врагов, по щиколотку утопая в бетонном полу. Враги не отстают от главного героя, “утопая” друг в дружке: из головы одного торчит нога второго, и так далее.
- Мини-лаборатория по производству наркотиков. Чтобы помочь тем, кто не захватил на дело гранату, враги предусмотрительно оставили там ящик с артиллерийскими снарядами.
Полнейший сюр — Пикассо удавился бы от зависти. Что интересно, на этой выставке абстракционизма и сюрреализма время от времени попадаются вполне нормальные работы. Например, на одной и той же взлетной полосе рядом с корявым самолетом стоит абсолютно нормальный: без дикой угловатости и с отличными текстурами. И это не единичный пример — уродливое соседствует с прекрасным на протяжении всей игры. У меня только одно объяснение такому феномену: разработчики слишком торопились с выпуском игры, и Cold Zero пришел к релизу в несколько незавершенном виде. Звук и музыка заслуживают более высокой оценки. Саундтрек меня однозначно порадовал. Отличная фоновая музыка не отвлекает от игры, более того — она очень интерактивна: тревожные нотки звучат именно тогда, когда это нужно. Еще один приятный момент: при смене места действия меняется и закадровое звуковое сопровождение. В “мексиканских” миссиях явно преобладают латиноамериканские мотивы, а на фоне промышленных пейзажей эфир вспарывают индустриальные ритмы. Озвучка в целом тоже хороша — очень аутентично поставлена речь большинства персонажей, однако реплики некоторых русскоязычных врагов сделаны весьма средненько. Русский перевод от " Руссобит-М " выполнен вполне достойно, но некоторые огрехи локализаторов не позволяют поставить ему высший балл. Он даже хотел Uninstall…  …;но что-то его держало. Суммируя все вышесказанное, можно констатировать: игра удалась… но лишь отчасти. По большому счету, Cold Zero — весьма неплохая тактическая головоломка, на которую можно убить пару-другую свободных вечеров, однако многочисленные досадные недоработки закрывают ей дорогу к широкой геймерской аудитории. Впрочем, если вы, подобно автору этих строк, устали от ностальгии по проектам жанра squad-based strategy, то на нынешнее безрыбье Cold Zero может прийтись весьма кстати.
Геймплей: 7 Графика: 7 Звук и музыка: 8 Интерфейс и управление: 5 Новизна: 8 Рейтинг “Мании”: 7,5