Обзор Silent Hill 2. Неуютный ремейк
У серии Silent Hill немало поклонников. Да, их не так много, как у той же Resident Evil. Но после релиза Silent Hill 2 Remake стало ясно, сколь многим важны хорроры Konami. И тем, кто играл в оригинал, и тем, кто прикоснулся к серии именно благодаря ремейку. Автор этих слов как раз из последних.
Японский издатель и разработчики из Bloober Team как следует постарались, желая привлечь к серии новую аудиторию. Уже через три дня после релиза тираж игры превысил 1 миллион копий. И судя по оценкам (как критиков, так и игроков), у хоррора всё замечательно…
На этом фоне нет особого желания быть ворчуном, недовольным теми или иными нюансами. И всё же хочется поделиться собственным мнением об игре.
Город, которого нет
Многие поклонники оригинала отмечали, что Bloober Team прекрасно воссоздала атмосферу хоррора. Это касается и визуала со звучанием, и города, и сцен с участием персонажей. Не испытывая какой-либо ностальгии, подтверждаю: ремейк в этом плане удался на славу. Хотя в основном — пусть это и субъективно — благодаря музыке и аудио-составляющей в целом.
Если в самом начале ты бродишь по Сайлент Хиллу, опасаясь возможной угрозы отовсюду, то со временем это чувство уходит: здешние образы, враги и окружение, приедаются. К монстрам привыкаешь, разруха надоедает, темнота уже не тревожит, да и разрушающийся мир вокруг не так страшен, как мог показаться.
Но что пугает и создаёт нужное настроение до самого конца — это звук. Здесь следует сказать спасибо и легендарному Акире Ямаоке, и разработчикам, которые создают дискомфорт не только скримерами, но и нагнетанием, скрипом, жуткими криками где-то вдали и даже просто странными словами, которые внезапно пронзают тишину или подчеркивают происходящее безумие.
Буквально: идёшь по зданию, открываешь двери в поисках чего-то полезного (в основном это «аптечки» и патроны), и в очередной комнате таинственный голос произносит зловещую фразу. В первый раз подобное выбивает из колеи, ты смотришь по сторонам и пытаешься понять… Напрасно пытаешься понять, что только что произошло. И идёшь дальше по дороге, вымощенной страданиями.
Сайлент Хилл как город привлекает — действительно привлекает. Он зовёт тебя, он просит отведать местных историй и насытиться болью, которую испытывают встреченные тобой люди. Нужно отдать разработчикам и актёрам (особенно актёрам!) должное: созданные ими образы в ремейке впечатляют.
Второстепенные персонажи в Silent Hill 2 сталкиваются с проблемами, решить которые самостоятельно не в силах. И тут появляется наш герой Джеймс, которого в эти края занесла нелегкая. Желая найти погибшую жену, которая прислала ему письмо, протагонист встречается с теми, кто полон страхов, ярости или беспечности. С теми, кто непременно погибнет или сойдёт с ума (или, может, уже сошёл?), если ничего не сделать.
Каждый встречный нами персонаж — в особенности Анджела и Эдди — отражают ужаснейшие реалии, которые не изменились за долгие годы. Темы, которые когда-то подняли авторы оригинала, актуальны до сих пор. Сайлент Хилл наполнен насилием. Фобиями и ужасом, который отзывается в тебе-игроке и герое игры. Смотришь, слушаешь и порой не находишь слов.
Ёжик в тумане
Восприятие ремейка Silent Hill 2 меняется не только из-за снижающегося ощущения угрозы. К примеру, туман, поначалу вызывающий тревогу, со временем становится местным аналогом чудесной солнечной погоды. А лежащие вокруг тела монстров только радуют, побуждая иногда на всякий случай ударить по ним трубой. Чтобы наверняка не встали. А то ведь могут…
К слову о врагах. К их атакам и поведению привыкаешь довольно быстро. И сражения вскоре сводятся к рутине. Видишь заметное движение противника — отскакиваешь сам. После чего бьёшь трубой или, чтобы не тратить время, стреляешь в голову или её аналог. А кого-то и вовсе учишься не подпускать близко: одним хватает пистолета, другим — пару залпов из дробовика, ну, а некоторых проще всего расстреливать из винтовки.
К концу игры на средней сложности у вас наверняка будет масса патронов (как и лекарств). Если, конечно, изучать местность и осматривать ящики. В какой-то момент игрок просто получает гораздо больше, чем тратит. А тратить здесь в 80% случаев не обязательно. Труба выручает.
Не особо сложными по итогу оказались и боссы. Обе мои смерти во время прохождения были напрямую связаны лишь с Пирамидоголовым. Всех остальных — в середине или в конце — побеждаешь с первой попытки. Да, это стандартный уровень сложности, но даже на таком хотелось бы большего челленджа. Особенно в финале.
Но что остаётся постоянным на протяжении всего прохождения — это ощущение неуютности. Чувствуется, что это ремейк одного из столпов жанра. И дело даже не в атмосфере. Скорее, в ощущении одиночества. Современный игрок привыкает к компаньонам и персонажам, которые просто своим существованием и короткими фразочками доказывают, что жизнь продолжается. Ты не один. Всё в порядке. Игрок безумно радуется даже уникумам, которые говорят загадками или несут околесицу. По крайней мере, они есть!
В той же Alan Wake 2 в Тёмной Обители главный герой то и дело встречает шерифа Тима или уборщика Ахти. Да, с обоими не всё в порядке. Но до чего же приятно слышать голоса живых людей, их пение… В Silent Hill 2 катастрофически мало жизни. И это по-настоящему давит. Да, так и задумано, так и должно быть. Но как же сложно бродить и долгое время не слышать человеческого голоса, животных или привычного повседневного шума.
Проходя ремейк, я периодически нажимал на паузу, чтобы снять наушники и вынырнуть из игры. Чтобы вновь услышать близких или заняться чем-то обыденным. И каждый раз возвращаться в Silent Hill 2 было очень сложно. Не из-за возможного страха. Просто от осознания того, что тебя ждёт пустота и одиночество (за редким исключением).
Так что по итогу я могу смело назвать ремейк не столько страшным, сколько неуютным. Одновременно притягивающим и отталкивающим. И из-за психологического дискомфорта, и из-за в основном однотипного и не самого увлекательного геймплея.
Что поначалу было причиной тревоги — необходимости идти в неизвестность, исследовать мир и сражаться — скоро становится скучной рутиной.
Мозговая активность
Зато головоломки в Silent Hill 2 почти никогда не надоедают. Да, здесь нет ничего необычного, но всё имеющееся сделано приятно, понятно и добротно. Читаем записки, ищем предметы, иногда объединяем их, находим нужные комбинации… Практически все загадки решаются простейшим образом, и пару раз открыть кодовый замок или проход легче банальнейшим перебором.
Иногда загадки кажутся сложнее, чем они есть на самом деле. Но в большинстве случаев подсказки к их решению находятся поблизости от таинственного места. Также есть моменты, когда требуется прибегать к логике, напрягая немного другой отдел мозга.
Но самой запоминающейся головоломкой для меня стала викторина, которая проверяет игрока на то, как внимательно он смотрел по сторонам, читал и слушал. Признаюсь, к моменту проверки я напрочь забыл то, что было несколько часов назад. И подглядел правильные ответы в интернете.
Эту загадку можно было проигнорировать, но как же приятно, что разработчики (как оригинала, так и ремейка) приятно радуют внимательных игроков.
Прохождение Silent Hill 2 заняло у меня около 15 часов… и в то же время свыше двух недель. Каждый день я запускал ремейк, проходил немного и откладывал. Иные игры не хочешь покидать, лишая себя сна и времени на что-то важное. Здесь, увы, такого не было.
Хоррор по большей части стал для меня грузом, который надо было дотащить до пункта назначения. Я должен был дойти до конца, потому что встал на этот путь. Вы не обязаны идти по той же дороге. Но если пойдёте — зная, что вас ждут не самые приятные моменты (и баги), — Silent Hill 2 может обеспечить яркие впечатления.
В конце концов, это классика. И если знакомиться с серией, то начинать лучше именно с этой части.
Культовая классика обрела новую жизнь — спасибо Bloober Team. Это хоррор не для всех, он затянут, местами устарел, местами раздражает... Но фанаты жанра и без этой рецензии пройдут игру целиком. Если же вы сомневаетесь, играть или нет, знайте: ремейк хорош, но далеко не идеален.
- Прекрасное звучание
- Поначалу действительно страшно
- Пирамидоголовый
- Внимательность вознаграждается
- Доступная боевая система
- Второстепенные персонажи.
- Затянутость
- Со временем всё приедается
- Слабые боссы
- Однообразие сражений и геймплея в целом
- Неприятные мелкие баги.
Прохождение заняло около 15 часов. Автор играл на PC.