Обзор Indiana Jones and the Great Circle. Как в старые добрые!
В прошлом году я чуть ли не кричал от восторга, играя за Робокопа в RoboCop: Rogue City. А теперь вышло приключение ещё об одном любимом с детства герое. Но если «Робокопу» явно не хватало бюджета, то Indiana Jones and the Great Circle лишён таких проблем — и игра выглядит и ощущается действительно роскошно (с рядом замечаний)!
Серия фильмов об Индиане Джонсе для меня всегда была связана с чем-то солнечным, захватывающим и порой уморительным. Харизматичный герой, древние тайны, мистика и мерзкие хитрые глупые нацисты. А ещё та самая легендарная мелодия, которая вселяет веру в лучшее и надежду на успех!
Так вот. Новинка на 90% соответствует светлому образу трёх первых фильмов с Харрисоном Фордом. Но, конечно, игра отнюдь не предел мечтаний.
Небольшая, но важная ремарка!
Приступая к Indiana Jones and the Great Circle, готовьтесь, что игра будет довольно размеренной. Приготовились? А теперь приготовьтесь ещё сильнее. Потому что новый «Индиана Джонс» не любит спешки. Не нужно постоянно бегать, резко оглядываться или молниеносно покорять желанные вершины. Торопливость игрока может убить почти всю атмосферу и лишить значительной доли удовольствия от прохождения.
Indiana Jones and the Great Circle — это игра для тех, кто подмечает детали. Кто может спокойно ходить по прекрасным локациям и не стесняется возвращаться в знакомые места снова и снова. Кто способен наслаждаться неторопливыми диалогами так же, как и безумно нелепыми динамичными сценами. Да, эта игра не для всех. Её можно, но совсем не нужно пробегать за 11 часов, чтобы по итогу лишь недовольно ворчать.
Хотя побегать в Indiana Jones and the Great Circle придётся, и ещё как! Само приключение заставит игроков ускоряться лишь пару-тройку раз. И то излишняя спешка во время таких забегов повлечёт лишь проигрыш и загрузку автосохранения. Нет, со временем вы сами и добровольно станете величайшим спринтером, марафонцем или пловцом в истории — когда получите фотоаппарат и другие устройства, которые позволят полноценно исследовать мир вокруг.
Ведь здесь так много загадок, так много красот и так много небольших, но приятных секретиков!
Приключения начинаются!
И начинаются они самым внезапнейшим образом! Хотя ладно, кого я обманываю. Вы наверняка уже видели начало «Круга». Если нет — вот ссылочка. Разработчики попросту воссоздали в игре начало первого фильма об Индиане Джонсе! С небольшими коррективами, но всё же. Игрока окунают в кино, буквально делая героем «В поисках утраченного ковчега», и начало прохождения здорово погружает в атмосферу происходящего!
Здесь всё так знакомо, и в то же время выглядит несколько по-новому. Вот молодой Альфред Молина (известный широкой аудитории по роли доктора Октавиуса), вот легендарный кнут в моих руках, а вот тот самый путь, полный ловушек!.. Настрой получен.
Но всё это — лишь для установления связи между игрой, героем и человеком по ту сторону экрана. И всё это мы уже видели. Новые приключения Индианы Джонса посвящены кое-чему другому.
… Однажды ночью Индиана, заснувший за своим столом в колледже Маршалла, пробуждается из-за тревожных звуков и натыкается на гиганта. Он похитил не самый важный экспонат местной коллекции и быстро даёт понять, что археологу далеко до уровня профессиональных боксёров. Очнувшись утром, Джонс обнаруживает пропажу и, следуя по дороге из хлебных крошек, начинает потихоньку распутывать клубок старых и угрожающих тайн.
Думал ли археолог, что на своём пути он столкнётся с секретной службой Ватикана, будет работать под прикрытием среди фашистов и нацистов, узнает о древнем религиозном ордене, сразит невероятного монстра и даже окажется в гуще военных действий? О, с Индианой произойдёт столько всего, что тянет на целый сериал!
Джонс в Great Circle побывает всамых разных частях света: помимо небольших локаций в Южной и Северной Америках, археолог окажется в самом сердце Италии, близ пирамид Гизы и в странах Азии. Каждая территория уникальна и по-своему прекрасна. Это касается и зданий, и активностей, и местных жителей, которые везде говорят на своём родном языке. Но вернёмся к истории.
Даже если идти строго по сюжету и решать лишь строго обязательные головоломки, у вас не будет опыта, сравнимого с той же Uncharted 4. Второстепенные задания — совершенно случайные миссии, неожиданные тайны, поиски важных мелочей и попытки насолить злодеям — зачастую куда увлекательнее основной кампании. И ты совершенно не хочешь покидать текущий регион и следовать по сюжету, пока не сделаешь кое-что необязательное…, а потом ещё одну вещь… ладно, и вот это заодно!
Впрочем, чем дальше проходишь, тем меньше желание углубляться в детали. И ближе к концу ты радуешься исключительно линейным уровням. По крайней мере, такое чувство возникло у меня, захотевшего пройти игру поскорее. У вас, настроившихся на спокойное прохождение, этого может и не быть!
Кроме того, разумеется, по ходу игры вы не раз будете задаваться вопросами касательно логики происходящего. И того, насколько быстро Индиана решает дела, которые столетиями не даются местным и долгие месяцы — многочисленным нацистам и фашистам. Но к определённому моменту ты принимаешь как факт: это всего лишь приключение в духе фильмов. И перед нами не исторически достоверная и лишенная противоречий игра. Как и в фильмах, здесь главное — ощущение открытий, дух приключений… И немного мистики и чудес, которые, как и в кино, связывают реальность и вымысел.
Об игре актёров
Признаюсь, изначально я был скептически настроен из-за Троя Бейкера в роли Индианы Джонса. Бейкер сейчас повсюду, куда ни глянь. И Uncharted, и Death Stranding, и The Last of Us… Мейнстрим. С другой стороны, Харрисон Форд времён первых фильмов об Индиане Джонсе тоже постоянно появлялся в кино: «Звёздные войны», «Апокалипсис сегодня», «Бегущий по лезвию»… Но популярность и востребованность актёра, пусть иногда от чего-то такого и подташнивает, не делают его работу плохой.
Поэтому (как и Тодд Говард) после знакомства с Indiana Jones and the Great Circle я быстро изменил своё мнение. Бейкер прекрасно справился с ролью: да, это не Форд, но когда ты видишь виртуального Джонса на экране, быстро понимаешь: это тот самый, настоящий Индиана! Конечно, всё это было бы невозможным без использования современных технологий. Так что когда ты смотришь на движения губ или бровей, меняющийся взгляд героя — ещё сильнее осознаешь, насколько хорошо сыграл Бейкер.
Индиана Джонс восхитителен! Харизматичный, забавный, уверенный в себе и иногда неуклюжий — каким и должен быть. И сохраняет все основные особенности из фильмов: тут и традиционный страх змей, и, к примеру, проблемы с управлением самолётом.
В MachineGames хорошо поработали и над другими персонажами, среди которых особенно выделяются итальянская журналистка Джина (приятная и почти не раздражающая) и два нациста. Одновременно умный и безумный Фосс и его помощник — истеричный офицер Ганц. Актёры злодеев явно веселились, отыгрывая свои роли! Как много экспрессии, как много конфликтов — в том числе внутренних. Чего стоят только выходки Фосса, который начинает внезапно изображать животных: не знаешь, то ли смеяться, то ли пробивать ладонью лоб.
И, конечно, важен образ видного артиста Тони Тодда, ушедшего из жизни в прошлом месяце. Каждое появление его персонажа на экране — это событие. И откликается внутри тебя-игрока… и человека, знающего, что это одна из последних работ актёра.
Основа геймплея
С точки зрения геймплея новый «Индиана Джонс» практически не удивляет. Механики, освоенные в самом начале, будут основой игрового процесса до самого конца. С парочкой добавлений, лишь незначительно расширяющих возможности героя.
Так, ближе к концу приключения игрок получает возможность нырять на куда большее время. С одной стороны, круто: теперь можно исследовать дно рек, подводные туннели… Но сюжетно нас тут же сталкивают с противниками, которые мешают косплеить Жак-Ива Кусто. Да, при желании потом можно вернуться назад и вдоволь накупаться… Но это уже не то.
Основа геймплея Great Circle включает в себя смесь из хождения/ползания/залезания/плавания, поиска и использования предметов, а также простенькой боевой системы. И давайте сразу о последней.
Боевая система
Разработчики побуждают игрока действовать скрытно, следя за врагами и используя окружение. Но по факту даже на высокой сложности Индиана может с легкостью расправляться с несколькими противниками даже без какого-либо оружия. Если же он возьмёт в руки хоть что-то тяжёлое, полетят шлемы! И даже тела будут забавно подлетать в воздух.
Все премудрости кулачных боёв и сражений в целом игроку рассказывают ещё в Ватикане. У героя есть запас здоровья (слева внизу) и энергии (внизу по центру). Нанося удары и быстро перемещаясь, мы тратим силы, которые восстанавливаются со временем. Поэтому задача игрока — не постоянно бить врага, а выжидать, пока он откроется для удара, или проводить контратаки.
Чтобы не получать урон — даже минимальный — можно уворачиваться, ставить блок или, что куда круче, парировать удары противника. И после этого колотить неприятеля обеими руками. Или, если враг ушёл в оборону, можно зарядить мощный удар, который пробьёт любую защиту — лишь бы в это время неприятель не воспользовался ситуацией, чтобы покалечить Джонса.
Помимо кулаков, археолог в бою может использовать свой кнут и многочисленные предметы, которые разбросаны по каждой локации в большом количестве. Вот только бить врагов одной и той же вещью бесконечно не выйдет: у большинства объектов небольшая прочность. Так что после нескольких ударов они ломаются (и требуют починки).
Также при желании Индиана может поразить врагов своим умением меткой стрельбы из пистолетов, автоматов, винтовок… у которых, впрочем, очень ограниченный запас патронов. Так что при всём желании Great Circle не станет шутером. Да и при стрельбе тебя сразу слышат, а потом наваливаются толпой. Поэтому применять огнестрел следует в исключительных ситуациях.
Боевая система в новинке не раздражает. Вы попросту не будете сражаться большую часть игры, а когда начнёте — и начнёте активно — довольно быстро поймёте, как она устроена. И либо и дальше будете избегать столкновений, либо, чередуя стелс и внезапные атаки, станете отличным ассасином. Разве что с крыши не сможете прыгать… в стога сена или, обнажив клинок, на нескольких ничего не подозревающих неприятелей.
Блуждания и тайны
Мирный геймплей Indiana Jones and the Great Circle позволяет спокойно осмотреть каждый уголок локации, забраться куда-то наверх (спасибо кнуту!) или исследовать таинственные темные подвалы. Впервые получив свободу идти куда угодно и изучать улицы Рима, я был поражен: когда попадаешь в переулок, где есть пара развилок, возможность подняться наверх или спуститься вниз, хочется просто развернуться и вернуться обратно. В конце концов, у меня есть задания, и никто не говорил мне идти именно сюда!
Но потом игра всё равно приводит тебя в это место, и ты карабкаешься ввысь… Чтобы понять, что тебя ждёт новая плоскость перемещений с прыжками, кнутом и ползанием по карнизам и трубам. И всё это — без особой спешки.
Порой тебя начинает раздражать необходимость дважды или трижды следовать одним и тем же маршрутом. Особенно если во время смертельно опасной миссии не понимаешь, куда дальше. И прыгаешь в разные стороны, только чтобы понять, что за это я могу ухватиться, а вот это — обманка.
Но зачем игроку вообще исследовать мир? Прежде всего, ради дополнительных припасов, финансов, книг и опыта!
Да, игрок получает очки приключений (местный аналог опыта) при выполнении заданий: основных и второстепенных. Но если хочется сделать Индиану ещё выносливее, сильнее или здоровее — нужно быть внимательным и изучать окружение. Разработчики предусмотрели получение дополнительного опыта при выполнении определённых действий (к примеру, можно читать записки, находить ценные древности или сжигать плакаты фашистов). И полученные очки тратить на развитие героя — читая книги.
Эти самые книги можно находить самому где-то в игре или приобретать в обмен на найденные на локациях лекарства.
Так, книга на скриншоте ниже позволяет брать с собой больше патронов для пистолета, а чуть ниже — уже прочитанные — носить с собой больше фруктов и бинтов. Поедание фруктов даёт дополнительную энергию, еды — здоровье. Ну, а бинты нужны, чтобы восстанавливать потраченные полоски жизней.
И, конечно, Индиана будет то и дело сталкиваться с головоломками: где-то нужно узнать код от сейфа, там проложить трубы для работы механизмов, а в других местах — правильно разместить шестерёнки… Сюжетные загадки не вызывают каких-либо проблем. Даже если возникает непонимание, вскоре оно проходит, и ты радостно идёшь дальше.
Но некоторые необязательные задачки оказываются заметно интереснее и сложнее — приходится действительно пораскинуть мозгами. Признаюсь, сам я не смог решить две головоломки (из тех, что нашёл). Одну я попросту не понял, а другая вызвала эдакий паралич головного мозга. Списываю на то, что просто хотел спать!
В целом бродить и бегать по миру игры большую часть времени интересно, а когда надоедает — на помощь приходят быстрые перемещения. Без них я бы серьёзно загрустил. Так что если увидите вдалеке «мигающий столб» — бегите к нему, чтобы открыть новую локацию и после этого оказываться здесь в мгновение ока.
Опробовав здешние тайны на вкус и оценив их по достоинству (да, ничего выдающегося, но всё же приятно), вы с большим желанием растянете ваше прохождение ещё на часок-другой. Просто для того, чтобы узнать ещё один секретик, отыскать ещё одну древность или исследовать ещё одно мрачное подземелье.
Неприятные проблемы
Проходя игру, я натыкался и на проблемы. Самыми заметными из них были случаи «прохождения» врага сквозь закрытые двери (за что он тут же получил по голове) и «звуковая петля» ближе к концу игры. Стоило Индиане нырнуть и вынырнуть, как между ним и Джиной вновь и вновь происходил один и тот же диалог. Психодел!
И ещё один раз мне казалось, что игра зависнет и выключится: я нашёл способ добраться до нужной точки не так, как задумали разработчики. Последовало от пяти до десяти секунд зависания с минимальной частотой кадров. К счастью, затем FPS вернулся на докризисный уровень и прохождение продолжилось!
Пусть это прозвучит немного странно, но на дворе 2024, поэтому следует отметить: в Indiana Jones and the Great Circle на релизе я не встретил хотя бы отдалённо критических проблем.
Кроме того, за исключением одного случая, FPS всегда был высоким, а движения — плавными.
Заключение
Indiana Jones and the Great Circle стала для меня лучшей одиночной игрой 2024 года. Как же это круто — оказаться «в шкуре» любимого с детства героя и знать, что разработчики ценят его так же сильно, как многочисленные поклонники фильмов. Это было незабываемое приключение: лёгкое, весёлое, иногда напряжённое и грустное. Но в целом — жизнеутверждающее и заставляющее вновь мечтать о путешествиях и дальних странах!
Как жаль, что новинка при всех своих масштабах и бюджете привлекла довольно скромную аудиторию. Продажи оставляют желать лучшего, ведь игра есть в Xbox Game Pass. И даже хорошее сарафанное радио не обеспечит Indiana Jones and the Great Circle того успеха, какое заслуживает это прекрасное сюжетное приключение…
Indiana Jones and the Great Circle прекрасна. Не идеальна и не для всех. Но если вы любите первые фильмы об Индиане Джонсе и ещё мечтаете о приключениях — игра точно стоит вашего времени!
- Дух приключений!
- Индиана Джонс и другие герои
- Отличная атмосфера: приятная история, картинка и музыка
- Отсылки к фильмам
- Парочка ярких и динамичных моментов
- Разнообразие локаций.
- Порой игра кажется уж очень затянутой
- Редкие, но заметные баги
- Стрельба
- Тупейшие враги.
Прохождение игры и выполнение ряда побочных активностей на высоком уровне сложности чуть больше 21 часа. Автор играл на PC.