AquaNox 2: Revelation
Год назад лайнер игровой индустрии был торпедирован немецкой субмариной Massive Development : торпеда по имени AquaNox пробила обшивку и со страшным грохотом взорвалась где-то внутри. Паникеры толкались и затаптывали друг друга насмерть у шкафчиков со спасательными жилетами GeForce 3, ценители прекрасного отрешенно любовались скриншотами взрывов на страницах игровых изданий, ну а мы — любители динамичных экшенов с аркадным уклоном — методично смазывали верную мышку, готовясь к смертельным заплывам и ураганным подводным перестрелкам.
- Корабль-разведчик обездвижен и очень скоро станет нашим боевым трофеем
И вот сегодня на горизонте опять показался знакомый перископ Massive Development, а бирюзовую гладь океана прочертила кильватерная струя выпущенной торпеды. Не будем паниковать раньше времени, а лучше зададимся простым вопросом — что произойдет в результате попадания? Жалкий скрежет металлической “сосиски” по борту игрового “Титаника” или новый оглушительный взрыв? Эта территория зовется “акватория” AquaNox 2: Revelation — классический сиквел, так что рассматривать все его достоинства и недостатки можно лишь, постоянно озираясь на первую часть сериала (если, конечно, датировать начало сериала первой “Аквой”, а не древней Archimedean Dynasty ). Глубиномер показывает первую отметку — сюжет. История изначально была сильнейшей частью всего сериала, и AquaNox 2 продолжает держать марку качества. Сюжет игры не только по-детективному запутан и увлекателен, но и в буквальном смысле представляет собой мини-энциклопедию по человеческим отношениям: честь, дружба, любовь, предательство, самопожертвование, месть — сценаристы умудрились запихнуть сюда столько всего, что хватило бы не на одну игру. Хорошая весть для новичков: Revelation состоит в очень дальнем сюжетном родстве с оригинальным AquaNox. Для понимания всего происходящего не придется играть в предыдущие части сериала или часами расспрашивать ветеранов. Видимо, в погоне за вкусной рыбкой под названием “игрок массовый, мелководный” разработчики решили обрубить сюжетные ниточки, связующие игру с первой частью, сохранив при этом общий стиль игровой вселенной. Во второй серии подводных странствий нам предлагают взглянуть на мир глазами молодого искателя приключений Вилли Дрейка, которому по наследству от родителей достался большой грузовой корабль и куча подростковых комплексов. Стоит также упомянуть, что в сюжете Revelation уже нет того эпического размаха первой части.
- Большие корабли можно расстрелять буквально по частям - сперва башенки с пушками, затем глубоководные винты…
История постоянно крутится вокруг одного человека. А вот система диалогов из AquaNox перекочевала в продолжение с минимальными изменениями, что лично меня сильно огорчает: для получения очередного задания все так же приходится бегать от персонажа к персонажу и выслушивать (точнее — пролистывать) длиннющие монологи. Скажите мне — какой в этом смысл, если в игре нет даже возможности выбирать варианты ответов? Уверен, что качественный сюжетный ролик был бы гораздо уместнее и аппетитнее этой текстовой “овсянки”. Ограбление по-немецки У экономистов существует интересная методика — заносить в разряд издержек (или, грубо говоря, убытков) то, что можно было заработать теоретически, но не удалось на практике. Простейший пример: собрав самогонный аппарат, я не использую его для пополнения собственного кармана путем продажи зеленого змия населению, а всего лишь раз в месяц произвожу бутылочку домашнего спирта исключительно для себя (в медицинских и технических целях, разумеется). Так вот, получается, что каждый месяц этот ценный девайс вместо прибыли приносит мне издержки. Воспользуемся этим примером для того, чтобы понять, что со второй частью AquaNox сотворили ребята из Massive Development. Они могли бы добавить в игру новые разновидности многопользовательского режима? Могли придумать тонны нового оружия и десяток-другой новых лодок? Конечно, могли. Но они этого не сделали, и мало того — даже убрали кое-что из того, что было в оригинале. Значит, что произошло на самом деле? Правильно — нас ограбили! Получается, что пока сценаристы вылавливали опечатки в сотнях страниц новых диалогов, художники укрощали “Фотошоп”, а программисты разбирали и снова собирали движок Krass, гейм-дизайнеры целиком и полностью потратили свое драгоценное время на разработку новых миссий и… и все. Никакие другие аспекты игры не претерпели каких-то революционных изменений со времен выхода первой части. Миссии приобрели большее разнообразие и теперь не ограничиваются заданиями типа “убей все, что шевелится”.
- Кто-то пытается торпедировать наш грузовой корабль, и его защита - важнейшая задача миссии
К примеру, в одной из них необходимо поработать лоцманом и тральщиком одновременно, расчищая в минном поле дорогу для корабля союзников. Казалось бы, чего проще — перестрелял все мины, и дело с концом. Однако храбрый, но глупый компьютерный пилот ведет свою субмарину по минному полю, совершенно не синхронизируясь со скоростью нашей расчистки. Конечно, скудоумие пилота-союзника можно списать на специфический дизайн миссии, но со стороны логики — объяснение такому подходу не найти. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что по сравнению с AquaNox значительно уменьшилось количество экшен-миссий. Теперь массовые побоища, которые когда-то так радовали глаз и спинной мозг, щедро разбавлены методичной и неторопливой “зачисткой местности”, вызывающей непреодолимые приступы зевоты. Выскочить стрейфом из-за скалы, выстрелить в защитную башню, снова спрятаться — и так несколько десятков раз. Может, кто-то узрит в таком подходе элементы стелс-экшена и будет яростно аплодировать, но мне подобные развлечения кажутся более чем сомнительными. Хуже всего дело обстоит с парком доступных субмарин. Смешно сказать, но их теперь всего четыре: как говорится, выбирай — не хочу. С пушками и торпедами — та же безрадостная картина. Новые стволы можно пересчитать по пальцам, и тут же — по пальцам на второй руке — пересчитать те стволы, которые у нас отняли. Кто там говорил про дополнительное оборудование? Отставить! С дополнительным оборудованием все так же, как и раньше — бесполезные противоторпедные ловушки, пара ремонтных установок, и так далее и тому подобное. Грустно, граждане. Непростительно халатный подход.  AI-;противники, которые и в первой “Акве” были далеко не дураками, стали еще умнее и беспощаднее. Вражины умело прячутся за скалами и в складках подводных холмов, рационально маневрируют, удирают в опасных ситуациях — в общем, держатся молодцами. И еще один повод для радости: корявый и невнятный интерфейс первой части наконец-то канул в небытие.
-“Биг-бадабум” будет настолько эффективным, насколько мы позаботимся о качественном апгрейде бортовых пушек
Скажу больше — в визуальном плане интерфейс Revelation заслуживает как минимум игрового “Оскара” — информативный, эргономичный и потрясающе красивый. Игровые меню выглядят на ять, ну а кокпиты подлодок — так вообще загляденье. Стареющий Krassавец О том, что графический движок в AquaNox 2 останется прежним, все, разумеется, знали. Однако никто и предположить не мог, что программистам Massive удастся его настолько оптимизировать. Конечно, если выставить все графические установки на максимум, мало не покажется даже самой мощной системе — однако для нормальной работы Revelation достаточно весьма средненькой по сегодняшним меркам персоналки. В визуальном плане графика уже не бьет наповал, как год назад — время летит, и радикально изменить движок не способны даже пластические операции вроде улучшенных версий вершинных и пиксельных шейдеров, а также новой системы частиц. Хотя, будем справедливы — Krass и сейчас выглядит молодцом даже рядом с движками класса Unreal II и Doom III. Но, как я уже сказал выше, основные усилия были направлены не на красоту, а на скорость работы. Поэтому в плане графики знакомство с Revelation никаких откровений не сулит. Зато музыкальное сопровождение на редкость свежо — беспрерывное “рубилово” а-ля Limp Bizkit, то есть — тяжелые, агрессивные техногенно-металлические мотивы. Но даже музыка рано или поздно приедается — треков преступно мало. *** Ну что ж — можно подводить итоги. Отличия второй части от первой и ряд усовершенствований видны невооруженным глазом, однако далеко не все из них смогут порадовать истинных фанатов AquaNox… Вернемся к тому, с чего начали — к вопросам “удалась ли игра?” и “смог ли AquaNox 2 повторить успех первой части”? Если отбросить предвзятость и на время забыть о существовании первой “Аквы”, то можно узреть в Revelation благородный экстерьер игрушек хитовой породы. Но — увы. На фоне своего старшего брата сиквел смотрится крайне неуверенно, едва выбиваясь из касты “просто хороших середнячков”…
Геймплей: 7 Графика: 8 Звук и музыка: 7 Интерфейс и управление: 8 Новизна: 4 Рейтинг “Мании”: 7,5 Дождались? Торпеда Revelation произведена на том же заводе, что и оригинальный AquaNox. Однако затопить сегодняшний лайнер игровой индустрии она уже неспособна — нужен как минимум вдвое больший заряд геймплея. Оправданность ожиданий: 30%