Journey to the Center of the Earth
В 1864 году из-за профессора Хардвига широкая научная общественность разделилась на два лагеря — причем обе стороны звонко хлестали друг друга перчатками по научным физиономиям. Профессор заявил о своем путешествии к центру Земли, исполненном самыми невероятными приключениями. В 2005 году в Исландии журналистка Ариана летит на корпоративном вертолете в поисках историй для своего журнала “о путешествиях”. Стоит пилоту посадить геликоптер рядом со склоном Шеффелского вулкана, как на него внезапно обрушивается камнепад. Выбравшись из-под обломков, Ариана замечает некий очень подозрительный валун (большое ударение на слове подозрительный); она отодвигает его — и, разумеется, проваливается в подземный мир, где светит свое солнце, шумят свои водопады и живут свои люди… Это, собственно, завязка Journey to the Center of the Earth , игры, основанной, если кто-то еще не догадался (кто не — двадцать отжиманий!), на одноименной книге Жюля Верна. По совместительству — дебютный квест от студии Frogwares , который, боюсь, станет не самым радужным началом для карьеры компании. Уже сейчас, чтобы вы не терзали себя догадками, могу со всей ответственностью заявить: пафосная задумка смело может считаться неудавшейся. Выбрать себе в качестве дебюта столь амбициозный проект и подойти к его разработке со спущенными рукавами, штанами и, очевидно, завязанными глазами — это как-то не по-джентльменски.
Горячие приветы отправляются Myst, а также Карлосу Кастанеде.
Сибирская язва Journey to the Center of the Earth — пример классического подхода к современному квестостроению. Вы не найдете здесь и намека на какие-нибудь новации, но рискуете наступить на все хрестоматийные квестовые грабли, какие только существуют в природе на сегодняшний день. Проблема лишь в том, что построенная ровно по такой же схеме, но выполненная с должным прилежанием Syberia заслужила год назад овации и на километр распространяла две главные квестовые субстанции — Стиль и Атмосферу. “Путешествие к центру Земли”, к сожалению, отдает преимущественно скукой и легким душком хронического недофинансирования. Чтобы добиться такого эффекта, когда у тебя на руках в качестве первоисточника знаменитый роман Жюля Верна, — надо очень сильно постараться. Что Frogwares и сделали. Я был бы готов простить разработчикам и набивший оскомину перебор инвентаря, и ненавистный прием “ты сможешь взять этот предмет, только когда посмотришь во-о-он на ту пальму”, и, разумеется, “увлекательный” поиск активных элементов на плохо отрендеренном бэкграунде (обо всем этом обстоятельно — ниже), подари мне их детище хоть одну волнующую минуту. Но вместо исполненного атмосферой повествования Frogwares избрали тон школьного учебника по природоведению — то есть скучно, но местами попадаются интересные картинки (преимущественно — поэтические рисунки на полях, оставленные предыдущим хозяином книги). Сложно объяснить, почему Journey to the Center of the Earth вышел таким бездушным. Я не знаю, как вдохнуть в мегабайты кода жизнь и атмосферу, но я видел, как это делали другие. Я помню, что каждый ролик Сибири хотелось пересмотреть по нескольку раз, изучить каждую шестеренку в причудливых механизмах Ганса Воральберга и разглядеть каждую деталь нового мира. “Путешествие к центру Земли” пролетаешь не глядя, механически перебирая предметы в инвентаре и, ни разу не поморщившись, решая все загадки при помощи солюшена (за все время прохождения Syberia я, сгорая от стыда, заглянул туда только один раз). Иногда игра вдруг поднатуживается и выдает на экране впечатляющую (читай — атмосферную) картинку. В этот
Заслышав грохот нашей самодельной хлопушки, свирепый тираннозавр, поджав хвост, позорно сбегает.
момент ты на секунду замираешь, надеясь на чудо, но следующая локация расставляет все по своим местам. Нет, друзья, это определенно не “Сибирь”. Первое (после мутной и невыразительной графики), что бросается в глаза, — это тотальное заимствование всего и вся. В чем был главный конфликт Syberia? Современная деловая женщина (адвокат), попавшая в странную и не соответствующую ее привычной жизни историю. Ребята из Frogwares заменяют адвоката на журналиста, меняют мобильный телефон Кейт на фотоаппарат и ноутбук, после чего погружают натурально в центр Земли, где ей, мягко говоря, не место. В чем была более-менее оригинальная с точки зрения геймплея находка “Сибири”? Разумеется, в мобильном телефоне Кейт, к которому имело смысл обратиться, если вы застряли и не знали, что делать. Исходив вдоль и поперек площадку вокруг разбитого вертолета и решительно не понимая, почему главгероиня категорически отказывается лезть в пещеру, я, не веря такому откровенному… гм… “заимствованию”, открыл ноутбук — и… разумеется, сперва нужно было отправить всем-всем-всем уведомительный e-mail о моих злоключениях! Но там, где “Сибирь” вызывала исключительно положительные эмоции, “Путешествие к центру Земли” откровенно раздражает. Ах, няня, няня, я тоскую
Разумный представитель местной фауны, как и все прочие ее представители, отличается скверным характером и ужасной анимацией.
Есть стойкое ощущение, что Journey to the Center of the Earth создавалась в условиях тотального информационного вакуума. Как будто не было до этого тысячи и одного квеста, которые были буквально распяты журналистами за нижеследующие вещи. Предметы используются только один раз. Найденная в вертолете отвертка лежит только для того, чтобы там же отковырять аптечку со стены, после чего чудесным образом растворяется в воздухе. Запомните: в вашем инвентаре находятся только те вещи, которые, как правило, нужны для решения конкретной задачи. Задача, соответственно, решается монотонным их перебором на предмет противоестественной совместимости друг с другом. Очень хочется послать Frogwares красочную открытку, подписанную всей редакцией, в которой поинтересоваться, с какой пальмы они спустились, а также какой, по их мнению, на дворе сейчас год. Есть подозрение, что наши друзья назовут начало девяностых. Продолжая иллюстрировать непотребства геймплея, спешу поделиться красочной сценкой из жизни. Не успела наша акула пера оказаться под землей, как перед ней тотчас нависает субъект в широкополой шляпе, заявляя, что в его трости испортился, видите ли, алмаз, и нам, разумеется, надлежит принести ему новый. Оттарабанив свои положенные строчки диалога, субъект многозначительно удаляется из кадра. Разумеется, в соседней локации вы обнаружите — чу! — вход в алмазную пещеру, в которой — упс! — кто-то весьма удачно забыл аппарат для очистки алмазов. Ну просто праздник какой-то! Отковырять алмаз свежеподобранным ножом, разумеется, нельзя. Соорудив из подручных средств (путем применения великой науки комбинаторики) некий агрегат-для-выковыривания-неограненых-алмазов-из-стены, мы приступаем к очистке. Так как дело происходит на пляже, даже самому последнему парнокопытному должно быть ясно, что очищать мы будем песком. Взять его до этого момента решительно нельзя. Только водрузив алмаз в аппарат для очистки, мы, позевывая, услышим голос озадаченной героини: “А чем же мне его чистить?!” Под звонкий зубовный скрежет Ариана радостно замечает, что на всем пляже вдруг стала активной область, в которой мы можем взять песок. Чудеса в решете, не иначе. И такое — сплошь и рядом. Почему для того, чтобы узнать судьбу нашего пилота, надлежит бросить в какой-то индейский самовар горсть, извините, грибов — непонятно. Чтобы отогнать мирно пасущегося на поляне тиранозавра, понадобится методично выкладывать на пенек все, что имеется в инвентаре (главная загадка — в какой последовательности), после чего подже
Город “подземных жителей” встречает нас трагической музыкой и карнавально- ярмарочной архитектурой. Не самое удачное сочетание.
чь получившуюся субстанцию… Все это очень напоминает дворовые развлечения, когда вы вместе с чумазыми сверстниками тащили в разведенный костер все, что плохо лежит, чтобы увидеть синий огонь. Подобное непотребство начинается с первых кадров и не оставляет вас ни на минуту до финальных титров. Дополняет картину этого праздника жизни откровенно третьесортная графика. Как будто не было уже сколько раз упомянутой в этом тексте “Сибири”. Вместо роскошных прорендеренных задников — мутные “джепеги”, как будто сделанные на коленке за пять минут. Вместо аккуратных трехмерных моделей, которые как влитые сидели на статичном фоне в Syberia, — неладно скроенные из трех полигонов и грубо анимированные буратины. Отдельного пинка заслуживают жалкие трехмерные ролики. Право слово, лучше бы их не делали вовсе. А то после просмотра заставки сразу хочется отправить в Frogwares коробку докторской колбасы. Очевидно, с таким бюджетом люди серьезно недоедают. *** * *** На самом деле все вышеперечисленное можно и нужно было бы простить, если бы игра не страдала самым страшным недугом для любого квеста — отсутствием атмосферы. Расскажите нам интересную историю, заставьте поверить, что это живой человек, а не кучка бездушных полигонов, только что решил головоломку, и мы забудем про все — про позавчерашнюю графику и технологию, про метод перебора и про запинающиеся диалоги. Но “Путешествие…” страдает самой главной и, к сожалению, неизлечимой болезнью. Периодически на авторов, впрочем, находит затмение, и они вдруг выдавливают из себя три капли атмосферы то тут, то там. Ради этого, в общем-то, и стоит играть. Западная пресса, очевидно, в условиях острого квестового голодания вывела Journey to the Center of the Earth относительно неплохие оценки. Однако буквально через неделю после появления этого квеста в продаже, на рынок под ручку вышли два мастодонта - Broken Sword: The Sleeping Dragon и Uru: Ages Beyond Myst. В тени этих выскотехнологичных титанов Journey выглядит жалким пещерным человеком с палкой-копалкой в волосатых руках: если бы не они, то “Жюль Верн”-квест мог бы сегодня расчитывать на что-то большее. Увы - не получилось.
Геймплей: 6.0 Графика: 6.0 Звук и музыка: 5.0 Интерфейс и управление: 7.0 Новизна: 4.0 Рейтинг “Мании”: 7.0 Дождались? Низкобюджетный квест, “под копирку” снятый с роскошной Syberia и прикрывающийся добрым именем Жюля Верна. Предназначен исключительно для изголодавшихся квестеров. Оправданность ожиданий: 20%