30 августа 2004
Обновлено 17.05.2023

The Suffering

The Suffering - изображение обложка
The Suffering - фото 1

__ В сущности, для того, чтобы напугать любого, пусть даже взрослого человека, нужно совсем немного. Схватите вашего друга в темноте за руку или неожиданно выпрыгните из-за угла поздним вечером — как правило, этого будет достаточно. Почему мы каждый раз покупаемся на одни и те же уловки — решительно непонятно. Тем не менее две индустрии — кино- и игровая — вот уже много лет пугают нас проверенными способами. Из года в год режиссеры и разработчики моргают лампами в темных коридорах, издают потусторонние шумы и травят нас с вами разномастными монстрами. И мы, что интересно, не в обиде — ремейки классических хорроров неизменно собирают полные залы (см. недавние “ Техасскую резню бензопилой ” и “ Рассвет мертвецов ”), а жанр survival horror цветет и пахнет еще со времен Alone in the Dark. В этом смысле The Suffering являет собой натуральный парад-алле. На сцену, вместо разработчиков, выходят поклониться их источники вдохновения: за Silent Hill 2 , Resident Evil и тем же Alone in the Dark следуют голливудские режиссеры — Уэс Крейвен вместе со своим “ Электрошоком ”, Стюарт Гордон с “ Реаниматором ” и энтузиасты Санчез и Майрик с “ Ведьмой из Блэр ”. Шествие завершают литераторы — Стивена Кинга, Дина Кунца и Говарда Лавкрафта публика встречает стоячими

The Suffering - фото 2

Главгад, в отличие от промежуточных боссов, оказался слаб на передок.
овациями. The Suffering неладно скроена, но очень крепко сшита из проверенных временем приемов и сюжетов. Заслуга Surreal Software заключается в том, что они умудрились в рамках одной игры процитировать чуть ли не весь современный хоррор. Их игра — торжество грамотного заимствования. Самое любопытное заключается в том, что никто не возмущается — играть не только интересно, но и чертовски страшно. Мы ведь этого и хотели, верно? ШокерThe Suffering практически не дает времени, чтобы освоиться с собственной атмосферой — акклиматизация происходит “по ходу”. В Эббот, тюрьму строгого режима, расположенную на острове, привозят приговоренного к смерти Торка — здоровенного детину с тяжелым взглядом, обвиненного в убийстве собственной жены и двух детей. Он, разумеется, ничего не помнит. Как только дверь камеры закрывается, свет во всем здании гаснет, а по коридорам разносятся нечеловеческие

The Suffering - фото 3

Для того чтобы успокоить этих тварей, рекомендуем провести несколько контрольных выстрелов из шотгана. Желательно в упор.
стоны. С этого момента начинается игра. Сюжетная линия The Suffering распадается на целую кучу маленьких историй, нанизанных на главную интригу — что же на самом деле произошло с семьей главгероя? В буквальном смысле прорубая себе дорогу к свободе, мы будем, зачастую против своей воли, знакомиться с историей острова и его обитателей. Сценарий предусматривает посещение подземных шахт, в которых заключенных хоронили заживо, затопленного корабля, в трюмах которого крысы съели закованных в цепи рабов, леса, в котором американский генерал расстрелял по подозрению в измене целый отряд ни в чем не повинных людей, и даже средневекового города, в котором две маленькие девочки-ведьмы сожгли двенадцать человек. Сам Эббот наполнен не менее колоритными персонажами: заключенный, который так любил свою жену, что порезал ее кухонным ножом на куски, палач, из любви к собственной работе заперший себя в газовой камере, и доктор психологии, проводивший эксперименты над заключенными. Сценаристы постоянно отходят от основной сюжетной линии, чтобы открыть нам еще несколько страниц из истории острова. Героя регулярно посещают видения и флэшбеки — ему звонит по телефону усопшая жена, а сын зовет из темноты. Более того,

The Suffering - фото 4

Добродушные толстяки держат в животе целый выводок взрывоопасных крыс.
все потусторонние персонажи, кажется, знают Торка и в голос утверждают, что его появление напрямую связано с происходящими событиями. Местный террариум состоит из целого выводка жутких и концептуально выверенных тварей, каждая из которых также имеет свою историю. Перемещающиеся на огромных лезвиях образины олицетворяют декапитацию. Мерзкие карлики, покрытые воткнутыми в тело шприцами, — смертельную инъекцию. Гигантские существа с десятком стволов за спиной — расстрел. Раскрыть остальных было бы преступлением — дизайнеры Surreal Software отрабатывают свой трудовой доллар на все сто. Конечно, ничего оригинального во всем этом хоррор-поппури нет. Но Surreal с лихвой искупают вторичность истории ее масштабами и каким-то совершенно запредельным драйвом. Suffering действительно играется на одном дыхании. Возможно, в этом заслуга Тома Холла, который скромно утверждает, что ограничился общими советами относительно баланса игры. Так вот, с балансом тут полный порядок. Несмотря на то что The Suffering официально позиционируется как survival horror — не верьте пресс-релизам. Это самый натуральный экшен, приправленный смехотворными головоломками для отвода глаз. Геймплей строится на постоянном дефиците: сначала вам отчаянно будет не хватать патронов, потом — батареек для фонарика и в конце концов — болеутоляющих. Что хуже — неизвестно. Когда в кармане одна обойма для револьвера, а по стенам, скрипя лезвиями, ползут монстры — становится очень страшно. Когда ходишь по огромному особняку, в котором доктор Киллджой бил своих

The Suffering - фото 5

Торк периодичски превращается в ходячий филиал центрального мясокомбината.
пациентов током и вставлял им в открытую черепную коробку инородные предметы, и вдруг неожиданно гаснет фонарь, оставляя тебя в кромешной темноте один на один со скрипами и шорохами, — хочется выть от ужаса. А когда Торк, покрытый кровью, хромая и держась за плечо, ковыляет к выходу из здания, а за ним, неспешно, идут три огромных твари, высекая лезвиями искры, The Suffering просто хочется выключить и никогда больше не запускать. Потому что действительно страшно. Это совсем не тот потусторонний ужас, который внушает Silent Hill. Здесь действуют другие механизмы — тупой, животный страх. Глядя на привязанного к столбу охранника с завязанными глазами, который в истерике кричит ходящему вокруг него монстру: “ Чего же ты ждешь, #$#$% &!” — хочется отвернуться от экрана. Дэвиду Линчу с его многослойными метафорами здесь не место: когда на твоих глазах человека разрезают пополам, и он, скользя в собственной крови, отчаянно ползет к выходу, как-то, знаете ли, не до поиска скрытых смыслов. В пасти безумия Без морали, впрочем, не обошлось. В первой трети игры выясняется, что Торк периодически умеет превращаться в огромную образину с длиннющим лезвием вместо одной руки. Он в буквальном смысле рвет на куски всех, кто находится в непосредственной близости, а действие в такие минуты начинает напоминать какой-то анатомический театр. В конечном итоге страшная и навороченная история сводится к борьбе человека со своим внутренним зверем, которого не каждому под

The Suffering - фото 6

Эти ползающие твари постоянно норовят сделать Торку прививку от бешенства.
силу держать под контролем. Хорошо это или плохо — каждый решает для себя сам. The Suffering периодически сталкивает нас с другими выжившими людьми. Кто-то также пытается выбраться с острова, кто-то сходит с ума, но персональным фаворитом автора остается русский охранник, который, сидя в особняке доктора Киллджоя, курит трубку и предлагает нам присоединиться, периодически заявляя что-нибудь типа: “ Посиди со мной, покури, табак расслабляет, da?”. Любому из выживших можно или помочь, или прострелить голову. Выбор всегда остается за нами и влияет исключительно на финал игры (которых здесь всего три). С технической точки зрения The Suffering, мягко говоря, устарела. Прошлогодний Silent Hill 3 — и тот выглядит на порядок приличнее. Разумеется, всему виной консольное прошлое, но смотреть на экран от этого почему-то не легче. Моделям отчаянно не хватает полигонов, текстурам — разрешения, а воде — шейдеров. Единственное, чем игра в состоянии порадовать любителей технического прогресса — это пострендерные эффекты, которые несколько смягчают картинку. Особенно хорошо вышел огонь — мягкие языки пламени вместе с более-менее приемлемой моделью освещения периодически создают неплохую картинку.

The Suffering - фото 7

Огонь удался разработчикам лучше всего.
Ситуацию спасают два момента. Во-первых, как уже говорилось выше, это грамотный дизайн монстров, благодаря которому на них все равно интересно смотреть, а во-вторых — постоянные потемки, в которых проходит игра. Практически все время вы будете находиться или в кромешной темноте, отчаянно пытаясь что-нибудь разглядеть при помощи фонаря, или в слабо освещенных помещениях, где, как правило, тоже ничего не видно. Конечно, крупные планы все равно с головой выдают пропахший нафталином движок, но в большинстве случаев Surreal умело прячут технические недостатки при помощи дизайна. И это отнюдь не упрек. К графике The Suffering отлично подходит выражение “дешево и сердито”. Несмотря на всю свою техническую отсталость, игре удается главное — убедить нас в происходящем на экране. Глядя на скроенные из трех полигонов трупы с оторванными головами и конечностями, игре, почему-то, веришь. Плюс — Торк очень натурально покрывается кровью во

The Suffering - фото 8

Доктор, оно само!
время особо ожесточенных схваток. После очередной стычки его тело буквально обрастает кровавой коростой — в такие минуты к экрану лучше не подпускать нервных родственников, рискуете остаться непонятыми. Зато местный звук — это настоящий праздник. Актерам, озвучивающим всех персонажей, надлежит выдать по персональному “Оскару”. Во-первых, ни при каких обстоятельствах не покупайте переведенную доблестными пиратами русскую версию — испортите добрую половину впечатлений. Во-вторых — приготовьтесь к нескончаемому потоку скабрезностей. Заключенные, попавшие в кромешный ад, общаются между собой так, что труженики хип-хоп-сцены из рабочих кварталов Нью-Йорка краснеют. От них не отстают и охранники, изъясняющиеся на отборном английском мате. И те, и другие строят совершенно умопомрачительные конструкции и словоформы, в которых слово “fuck” играет далеко не самую главную роль. А какие звуки издают местные монстры — это что-то совершенно неописуемое. Играть надлежит строго в хороших наушниках и с выключенным светом — тогда The Suffering заберет вас в свою атмосферу с головой. Кричащие, бьющиеся в агонии и захлебывающиеся в собственных внутренностях твари звучат так, что кожа моментально покрывается мурашками. Без дураков, очень страшно. Все эти шорохи, скрипы, визги и постукивания складываются в настоящий эмбиент, который и служит звуковым фоном, однако периодически к нему подключается и настоящая музыка. В чьей-то камере, к радости автора этих строк, из магнитофона звучал хип-хоп. Теоретическая основа 5 фильмов, которые стоит посмотреть, чтобы лучше понять, откуда Surreal Software позаимствовали атмосферу The Suffering.

The Suffering - фото 9

1. “Электрошок” (Shocker, 1989) __ Фильм Уэса Крейвена, автора “ Кошмаров на улице Вязов ”, который был популярен в постперестроечную эпоху видеопрокатов. Маньяк, приговоренный к смерти на электрическом стуле, не умирает, а проникает в городскую проводку, после чего начинает терроризировать новых жертв, появляясь в домах прямо из розетки. Один из персонажей The Suffering явно списан с героя “Электрошока”.

The Suffering - фото 10

2. “Зеленая миля” (The Green Mile, 1999) __ Если вы в свое время не читали одноименный роман Стивена Кинга, то имеет смысл посмотреть фильм Фрэнка Дарабонта, который до этого снял еще одну экранизацию Кинга на тюремную тему — “ Побег из Шоушенка ”. Главный герой “Зеленой мили” — осужденный за изнасилование и убийство двух маленьких девочек двухметровый негр, которого приговаривают к смерти. После того как он оказывается в камере, охранники начинают сомневаться в его виновности. Атмосфера, время и даже некоторые декорации “Зеленой мили” явно оказали влияние на Surreal Software. 3. “Реаниматор” (Re-animator, 1985) __ Культовый фильм Стюарта Гордона по одноименному рассказу Г.Ф. Лавкрафта. Ученый синтезирует сыворотку, которая позволяет возвращать мертвых (а также их отдельные части тела) к жизни. Восхитительный трэш, третья часть которого ( Beyond Reanimator , 2003) происходит в… тюрьме. Некоторые сцены The Suffering откровенно цитируют этот культ. 4. “Восставший из ада” (Hellraiser, 1987) __ Лучший фильм Клайва Баркера (под его надсмотром в свое время была создана игра Undying ). Маленькое квадратное устройство, напоминающее кубик Рубика, открывает ворота в ад, откуда выходят демоны во главе с Пинхедом — абсолютно лысым созданием, в чью голову симметрично вбиты гвозди. Атмосфера и дизайн некоторых монстров недвусмысленно говорят о том, что разработчики The Suffering знакомы с “Восставшим из ада” не понаслышке. 5. “Ведьма из Блэр” (The Blair Witch Project, 1999) __ Самый скандальный фильм ужасов последних десяти лет, снятый при мизерном бюджете на ручную камеру и собравший миллионную кассу. Трое подростков отправляются в лес снимать документальную работу про миф о ведьме из Блэр, которая, по легенде, убивала маленьких детей в своем доме в лесу. Подростки пропали в 1994 году. Режиссеры создали, пожалуй, самую достоверную мифологию — интернет пестрил сайтами, посвященными городку Блэр и трем пропавшим документалистам, а сам фильм, как утверждали авторы, — это то, что было снято на камеру, найденную в лесу. “Ведьма из Блэр” породила игровую трилогию The Blair Witch Games. И фильм, и игра явно цитируются в The Suffering.

The Suffering - фото 11
The Suffering - фото 12

**

The Suffering - фото 13
      • В конечном итоге главное, что у The Suffering получилось (не считая первозадачи напугать нас до дрожи в коленях), — это создать собственную атмосферу. Из чужих фильмов, игр и книг Surreal скрупулезно выстроили свой маленький рукотворный ад. Да, это консольный проект, созданный на устаревшем движке. Но местный геймплей отлично держит выбранный темп, не сбавляя обороты ни на минуту, а экшен очень грамотно сбалансирован, благодаря чему скучать не приходится вообще. Да, сюжет игры фактически являет собой компиляцию доброго десятка фильмов и книг, но что с того, если в конечном итоге все это сложилось в атмосферную и интересную историю, а играть действительно очень страшно? The Suffering — первая игра из тройки хорроров, описанных нами в нашем грандиозном E3-репортаже, которая добралась до релиза. Ей в спину дышат высокобюджетные блокбастеры — амбициозныйSilent Hill 4: The Roomи лавкрафтовскийCall of Chtulhu: Dark Corners of the Earth**. Их пресс-релизы пестрят обещаниями, многостраничными сценариями и литературными основами. Но пока неизвестно самое главное — получится ли у них напугать нас так же, как это вышло у The Suffering? Честно говоря, сомневаемся.

Реиграбельность: да Классный сюжет: да Оригинальность: нет Легко освоить: да Геймплей: 8.0 Графика: 7.0 Звук и музыка: 9.0 Интерфейс и управление: 8.0 Рейтинг “Мании”: 8.0 Дождались? The Suffering вобрала все лучшее, что было в фильмах и играх ужасов за последнее время. В результате получилась удивительно цельная и страшная игра. Оправданность ожиданий: 80%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь