Joint Operations
__ Не думаю, что мои слова прозвучат откровением, но успех или провал любой игры зависит от того, сколько людей в нее играют. Сто крат это важнее, если проект рассчитан исключительно на совместные забеги — то бишь на мультиплеер. Очевидно, что сколь бы гениальной ни была игра, если на ее серверах не с кем сражаться, то судьба такой поделки — полное забвение. Пожалуй, самых крупных успехов в создании по-настоящему массовых онлайн-экшенов удалось добиться только великой и ужасной Electronic Arts. В 2002 году она спустила на воду Battlefield 1942 , которая задала вектор развития жанра на долгие годы. Толковый баланс, гигантские карты, возможность управлять разновсяческой бронетехникой, ну и, конечно, невиданная доселе массовость сражений. Шутка ли — в одной битве могли сойтись более 32 игроков! Все это
Пробитое пулями стекло вертолета — явное свидетельство того, что машину скоро придется сдавать в металлолом.
настолько пришлось по душе широким геймерским кругам, что игровые серверы буквально ломились от желающих оторвать пару виртуальных конечностей. Откровенно говоря, до недавнего времени казалось, что серьезных конкурентов Battlefield 1942 не появится еще долго. На деле же вышло иначе. Кудесники с туманного Альбиона, известные под названием NovaLogic ипрославившиеся благодаря серии тактических 3D-экшенов Delta Force , взяли да и сочинили игру, которая не только способна на равных соперничать с Battlefield 1942, но и по многим параметрам ее превосходит. Мы были, есть и будем солдатами Действие Joint Operations разворачивается в недалеком будущем — в 2006 году, в теплом местечке под названием Индонезия. Местные аборигены взбунтовались, сколотили несколько партизанских армий и подняли самый натуральный бунт. После этого, как заведено у бунтовщиков, принялись измываться над мирными жителями, расхищать стратегические запасы спиртного, а также грозить всему миру автоматом Калашникова. Разумеется, мировое сообщество не снесло подобной наглости и отправило в Индонезию “сборный отряд”, в который вошли бойцы из спецподразделений всего мира.
Хедшоты в Joint Operations правят балом.
Вот и вся история, которой, в общем-то, могло и не быть: мотивация в подобных проектах — вещь условная. На самом деле все просто: есть террористы (Rebels) и контртеррористы (Joint Ops). Выбираете сторону по душе — и вперед на мины, то бишь в бой. Для особо утонченных натур разработчики предусмотрели возможность создания как бы собственного персонажа. Вы вольны выбрать, к какому подразделению будет принадлежать ваш боец (помимо навязших в зубах SAS, Delta Force, GIGN и SEALs не забыт и овеянный славой российский спецназ), сменить цвет камуфляжа, голос и прочие детали. К сожалению, “поработать” над лицом и туловищем персонажа не дозволяется, так что приходится довольствоваться тем, что заготовили разработчики. У повстанцев выбор несколько скудный — всего-то три вида террористов, сплошь местные аборигены. Зато курток и бандан — почти 30 видов.
В таком вертолете умещается до восьми бойцов.
Все эти тонкие настройки персонажа необходимы для того, чтобы не затеряться в толпе совершенно одинаковых вояк. А сделать это легко: в NovaLogic сделали, казалось, невозможное, в Joint Operations на одной карте может встретиться до 150 игроков! На экране в этот момент разворачивается самая натуральная война. Когда вы первый раз окажетесь в бою — рискуете несколько опешить. Кругом лихорадочно мечутся в поисках транспорта бесчисленные вояки, небо бороздят вертолеты, по реке то и дело проносятся моторные лодки, а из гаража, урча мотором, выруливает пара бронетранспортеров. Поначалу с трудом понимаешь, куда бежать и что делать. И лишь когда несколько освоишься, замечаешь наконец так называемый HUD, то есть игровой экран. Первым делом стоит обратить внимание на радар, значение которого сложно переоценить, ибо на нем не только заботливо указано стрелочками, куда нужно двигаться и кого, собственно, мочить, но и отмечены наши друзья, противники. Более того, устройство заботливо указывает, с какой стороны по вам стреляют в эту самую минуту.
Наши вертушки готовятся к переброске десанта на передовую. Мы же пулеметным огнем прикрываем посадочную зону.
В Joint Operations от вас не зависит абсолютно ничего. Когда бок о бок с тобой в бой идут десятка четыре горячих парней, а на стороне противника порядка 50 бойцов, то от меткости вашей стрельбы зависит не так уж и много. Что толку с того, что вы лихо пробежитесь по тылам и отправите на тот свет пусть даже десяток противников? Ровным счетом ничего. Во-первых, высока вероятность, что героя-одиночку подстрелят еще на подступах к базе противника, во-вторых, все убитые недруги стремительно возрождаются, ну и в-третьих, практически во всех типах игры требуется именно командный захват точек. То есть, чтобы успешно захватить штаб врага, необходимы как минимум три бойца. Пожалуй, в Joint Operations как нельзя лучше понимаешь значение слаженных командных действий. Если команда подберется толковая, то состоится действительно красочное побоище, при виде которого у Стивена Спилберга начнется икота. Транспортные вертолеты перебрасывают десант на передовую, бронетехника оказывает поддержку пехоте, а та в свою очередь проводит грамотные атаки на базы противника, нападая с разных сторон и четко следуя распоряжениям командиров. Замечу, что разработчики сделали чрезвычайно удобные макросы команд, благодаря чему отдавать приказы
Моторная лодка — лучший способ быстро передвигаться по рекам.
или просить о помощи очень просто. Нажмите всего пару кнопок — и вот ваш подопечный уже орет благим матом, требуя прикрытия с воздуха. И если играют профессионалы, то помощь не заставит себя долго ждать, а попавшие в засаду игроки будут эвакуированы из опасной зоны и доставлены на базу. Но, увы, весь этот роскошный экшен вы увидите лишь в том случае, если играют профессионалы. Гораздо чаще в Joint Operations приходится созерцать печальную картину, когда все бойцы разбредаются кто в лес, кто по дрова. Орава солдат с гиканьем бросается к вертолету, после чего неумелый пилот успешно разбивает машину о первую же гору. Кто-то колесит на джипе по лесу, совершенно не понимая, в какую сторону и зачем он едет. В итоге действие превращается в натуральный балаган, и даже если вы лично — матерый вояка, толку от этого чуть, ибо в Joint Operations один в поле не воин. Никто не спасет вас, когда вы лоб в лоб столкнетесь с БТР. И даже если на этот случай у вас под рукой окажется гранатомет, то каким образом вы справитесь с вертолетами или снайперами противника? В такие моменты начинаешь чувствовать себя ничтожным винтиком огромного механизма. Честно говоря, мне, как испытанному бойцу Counter-Strike , где на счету жизнь буквально каждого бойца, поначалу было весьма неуютно.
Зарисовка на тему “кто быстрее добежит до вертолета — я или напарник”.
В Joint Operations нет героев — есть просто солдаты, которые делают свою работу и стараются прожить чуть дольше, чем товарищ, который минуту назад бежал рядом и вот уже рухнул в густую траву, скошенный автоматной очередью. И ты бросаешься за ближайшее дерево и лихорадочно обозреваешь окрестности в надежде обнаружить того, кто стрелял, и молясь Богу, чтобы следующая пуля пролетела мимо. Что и говорить, атмосфера в Joint Operations буквально сочится с экрана. Если вы смотрели “ Апокалипсис сегодня ” или “ Мы были солдатами ”, то без труда поймете, о чем идет речь. Эх, прокачу Не зря еще на стадии разработки NovaLogic позиционировали Joint Operations как убийцу серии Battlefield 1942. И, надо сказать, это не пустые слова. Для начала хочется сказать о парке транспортных средств, коих тут несметное количество.
Катер обладает наибольшим количеством бортовых пушек.
Это и разнообразные вертолеты, начиная десантным AH-6 Little Birds и заканчивая гигантским “Чинуком”, который, между прочим, способен перевозить не только пехоту, но и бронетехнику. Весьма, знаете ли, удобно посадить в гущу сражения вертушку, из которой стремительно выкатятся бронемашины и выскочит отряд бойцов. Кроме вертолетов, можно поплавать на моторной лодке, лихо прокатиться на джипе, оснащенном крупнокалиберным пулеметом, а также освоить управление бронемашинами. Любителей всего отечественного ждет приятный сюрприз, ибо террористы, по традиции, вовсю используют достижения советского военпрома: летают на МИ-28, ездят на БТР’ах и уазиках, стреляют исключительно из АК-47 или 74, кидают “лимонки”, а на обед, видимо, уплетают красную икру, запивая ее бидонами водки. Всего в Joint Operations около 30 видов техники. Помимо, собственно, боевого применения, транспорт нужен для того, чтобы как можно быстрее добираться до места боев. Местные карты огромны — до **
**
Этот скриншот наглядно демонстрирует масштаб действия в Joint Operations.
50 квадратных километров! Чтобы просто пролететь на вертолете такую гигантскую территорию, нужно как минимум минут 15, а что будет, если топать на своих двоих? Поэтому, если не желаете битых полчаса добираться до линии фронта, то сразу оседлайте хотя бы джип и уже на нем отправляйтесь совершать ратные подвиги. На самом деле, столь впечатляющие пространства — несомненный плюс игры, ибо они позволяют без труда разместиться на местности огромному количеству людей. Даже если в сражении принимают участие 150 игроков, вам нередко придется блуждать в полном одиночестве. Кроме того, такие просторы создают ощущение реальности происходящего. Впрочем, что касается реализма, то в этом Joint Operations далеко не идеальна. К примеру, управление техникой тут чисто аркадное — сел в вертолет, завел мотор и лети себе, куда глаза глядят. Управляется вертолет легко, падать не стремится и вообще ведет себя мило. Это вам не Operation Flashpoint , где управление техникой требовало недюжинного умения и сноровки. То же самое относится и к повреждениям. К примеру, чтобы сбить геликоптер, требуется аж три
Трагическая сцена. Противник высадил вертолетный десант прямо под наш меткий огонь. Бедняги не успеют сделать и пары шагов, как уже отправятся на тот свет.
попадания стингером — одной ракеты отчего-то не хватает. Вообще, в плане реализма Joint Operations изрядно проигрывает той же Flashpoint. Местный геймплей более “попсовый” и предназначен для широких масс, которые не желают долго изучать тонкости управления техникой или приноравливаться к “реалистичной” отдаче при стрельбе из автомата. Возвращение в джунгли Более или менее разобравшись с геймплеем, уделим внимание технической стороне дела. Внимательные читатели “ Игромании ” знают, что Joint Operations базируется на изрядно доработанном движке Delta Force: Black Hawk Down. В результате игра смотрится просто потрясающе. Красивейшие спецэффекты выстрелов, взрывов и пламени производят сильное впечатление. Вода обладает различными степенями прозрачности. Травка и деревья смотрятся на ять. Не Far Cry , конечно, но там и территория была не в пример меньше. Кроме того, стоит отдать должное дизайнерам уровней, которые поработали на славу, создав действительно разнообразные пейзажи. Конечно, вы не раз встретите места, похожие друг на друга как две капли, но, во-первых, столь обширным пространствам это простительно, а, во-вторых, случается это не так уж и часто. Единственное, что действительно смущает, так это невразумительная анимация и слабая прорисовка персонажей. Кроме того, Joint Operations просто переполнена самыми разными глюками. К примеру, на джипе можно преспокойно проехать сквозь дом, солдаты порой бегут по воде, как по суше, а как-то раз мой подопечный, выскочив в воздухе из вертолета, не упал, как положено, на землю, а летал, словно Карлсон, с той лишь разницей, что у знаменитого обитателя крыши не было автомата. NovaLogic уже выковали несколько патчей, но судя по тому, что багов остался вагон и маленькая тележка, заплатки будут выходить регулярно. Классовое равенство В Joint Operations присутствует разделение на так называемые “классы”, или специализации по интересам. Любите врачевать раненых собратьев? Вам в медики. Обожаете часами сидеть в кустах с маскировочной веткой на макушке и СВД в руках? Добро пожаловать в снайперы. И так далее. Медик (Medic) : Может использовать любой автомат, но без подствольных гранатометов. Из пистолетов ему доступны только беретта и кольт 1911. Кроме того, он может использовать лазерный целеуказатель, тем самым помогая товарищам по команде обнаружить врага. Разумеется, основная обязанность медика — лечить бойцов. Снайпер (Sniper): Имеет доступ аж к четырем видам снайперских винтовок. Из пистолетов доступны, как и медику, беретта и кольт 1911. Снайпер может носить и устанавливать мины, которыми очень удобно взрывать вражескую бронетехнику. Если вы решились играть снайпером, то ваш удел — долгое сидение в засадах и планомерный отстрел вражеских солдат с почтительного расстояния. Пулеметчик (Gunner): Серьезный парень, имеющий доступ к трем видам пулеметов. Из пистолетов, кроме беретты и кольта, может использовать еще и шотган. Как и медик, не расстается с лазерным целеуказателем. Роль пулеметчика в бою очевидна — прикрытие огнем отступающих товарищей, а также поддержка наступления. Стрелок (Rifleman): Пожалуй, самый универсальный класс. Может использовать любой вид автомата, в том числе и оснащенный гранатометом. Также имеет доступ ко всем видам пистолетов. Кроме того, стрелок обучен навыкам владения базукой, благодаря чему уничтожение вражеской бронетехники становится делом простым и приятным. Инженер (Enginner): Инженеры предназначены прежде всего для борьбы с техникой противника. Они имеют доступ только к двум видам автоматов — M4 и M16. Но если вы решите вступить в ряды именно этого класса, то сможете захватить на задании “Стингер”, с помощью которого очень удобно сбивать вражеские вертолеты. Помните также о том, что перед боем можно самолично выбрать арсенал, с которым вы пойдете в бой. Чем больше амуниции с собой — тем медленнее скорость перемещения. Поэтому, выбирая снаряжение, внимательно следите за весом и соответствующим образом продумывайте тактику. Удачи!
*** * *** Подводя итог, скажем, что NovaLogic удалось почти невозможное — потеснить грандов массовых сетевых побоищ — Battlefield и UT2004. В Joint Operations практически все находится на самом высоком уровне. Отменный геймплей, превосходная графика, чистый сетевой код, а также четко работающая служба NovaWorld, где в любое время суток можно встретить огромное число игроков. Кроме всего прочего, в Joint Operations есть главное — атмосфера, которая затягивает с головой. Хочется снова и снова возвращаться на поле сражения и с криком “ура!” бросаться на вражеские укрепления, взрывать технику противника и пытаться в одиночку захватить вражеский штаб. Главное — помните, что Joint Operations рассчитана исключительно на сетевые ристалища, поэтому никакого, даже самого завалящего сингла тут не сыскать.
Реиграбельность: да Классный сюжет: нет Оригинальность: нет Легко освоить: да Геймплей: 9.0 Графика: 8.5 Звук и музыка: 7.0 Интерфейс и управление: 8.0 Рейтинг “Мании”: 8.5 Дождались? Чуть ли не лучший онлайновый экшен последнего времени. Крепкий геймплей, четкий баланс, отменный сетевой код, куча карт и множество игровых режимов. Игра, достойная встать на одну полку с UT2004, Batllefield 1942 и Operation Flashpoint. Оправданность ожиданий: 90%