Т-72: Балканы в огне
Релиз полноценного танкового симулятора — явление исключительной редкости. Последняя попытка качественно сымитировать управление грозной бронированной машиной принадлежит издательской студии eSim , выпустившей весьма уважаемую среди увлекающихся военной техникой граждан игру Steel Beasts. Было это аж четыре года назад, и с тех пор мир не увидел ни одного “серьезного” tank sim’а. Поэтому нет ничего
странного, что на фоне установившегося кризиса выход “Т-72: Балканы в огне” , которая — ура! — посвящена отечественным танкам, выглядит настоящим событием. И игнорировать подобную роскошь, особенно если вы увлечены военной техникой вообще и танками в частности, просто непозволительно. В погоне за реализмом Несмотря на то что в названии игры упоминается всего один танк, список доступной в “Балканах” техники одним лишь Т-72 не ограничивается. Нам предлагают сесть за рычаги еще двух весьма известных детищ отечественного танкопрома: Т-34-85 и Т-55А. Общие принципы управления всеми тремя танками одинаковы. Экипаж машины состоит из трех человек —
Заглянув в электронную энциклопедию, вы сможете получить краткую информацию по всей представленной в игре бронетехнике.
механика-водителя, наводчика и командира. Первый рулит машиной, второй — ее вооружением, а третий — первыми двумя, подавая им разные ценные советы. В любой момент игрок может занять место любого из этой тройки, ну а управление остальными возьмет на себя компьютер. Не забыт и тот факт, что в бою экипаж танка стремится следовать максимально слаженно — поэтому с любого из постов можно отдавать простые команды своим коллегам. Впрочем, несмотря на все попытки разработчиков сделать “как лучше”, к интеллекту соседей по бронированному гробу можно выставить очень серьезный список претензий. Так, например, компьютерный наводчик довольно эффективно борется с вражеской техникой как на ближних, так и на дальних дистанциях. Однако при стрельбе по пехоте, едва показавшейся из-за горизонта, он начинает натурально сходить с ума и, независимо от дистанции, мигом переходит с фугасных снарядов на пулемет. Эффективная дальность стрельбы последнего, если вы вдруг не в курсе, не превышает 500 метров. В итоге — во время особо острых моментов игроку приходится играть не в танковый симулятор, а в народное развлечение “одной, хм, точкой на трех ярмарках”. Несмотря на единую схему управления, у каждого из трех танков есть огромное количество индивидуальных особенностей, которые приходится учитывать во время игры. Первым агрегатом, который предстоит оседлать, является Т-34-85. Вести боевые действия на этой машине, пожалуй, наиболее сложно. Во-первых, созданная более полувека назад
На крутых виражах рекомендуется сбрасывать скорость, дабы не перевернуть танк.
конструкция жутко устарела — в ней даже нет банального стабилизатора орудия, позволяющего вести огонь с ходу. Поэтому стоит приготовиться к тому, что на стороне противника будет не только численное, но и технологическое превосходство — почти вся присутствующая в игре техника намного “моложе” достопочтенного ветерана. Ну а самую большую опасность для “тридцатьчетверки”, равно как и для всех остальных танков, представляют пехотинцы, вооруженные ПТУРами (противотанковая управляемая ракета). Пары попаданий в корпус обычно хватает, чтобы начать миссию с самого начала. При этом обнаружить самих злодеев бывает очень сложно. Впрочем, если вам все-таки удалось засечь мерзавца, то дальнейшая судьба пехотинцев обычно решается при помощи пары осколочно-фугасных зарядов. Стрелять ими лучше всего с дистанций, близких к километру. Пулемет же, как правило, применяется против спрятавшихся в лесу и траве партизан, увидеть которых издалека практически невозможно. Переход с “тридцатьчетверки” на Т-55 заметно упрощает жизнь. Связано это прежде всего с возможностью
Большинство схваток проходят на внушительном расстоянии.
использования лазерного дальномера, изрядно облегчающего введение поправок при стрельбе. Если в Т-34-85 дальность до цели приходилось вычислять по специальной шкале, то на более “свежих” танках этот удивительно нудный процесс автоматизирован. Наибольшую опасность для Т-55 представляют все те же кумулятивные снаряды. На современных танках для защиты от кумулятивной струи используют навесную и встроенную динамические защиты. На Т-55А такой защиты нет, посему с направленным давлением приходится бороться банально — открывая люки. Гранату во чрево танка противник не забрасывает, поэтому делать это можно и нужно буквально на первой минуте миссии. Наконец, последним идет танк Т-72Б — пожалуй, самый мощный представитель гусенично-бронированного племени в игре. Интересной особенностью этой машины является специальная танковая гладкоствольная пушка — пусковая установка 2А46М. Помимо “классических” снарядов, она позволяет вести огонь управляемой ракетой, наводимой по лазерному лучу. Стрельба вышеупомянутыми УРами, как правило, производится на довольно большие дистанции — вплоть до четырех километров. Заметить вражескую технику в игре, равно как и в настоящем бою, на таком расстоянии очень затруднительно — местность весьма разнообразная (перепады высот, густая растительность). В результате, использовать высокотехнологичную погремушку “по полной программе” получается очень редко — большинство боев проходят на дальности в километр. Впрочем, есть в конструкции Т-72 и еще одно интересное нововведение, которое повышает шансы на выживание как раз в подобных схватках. Это — встроенное бульдозерное оборудование, позволяющее закопаться по самую башню в течение нескольких минут. **
Чтобы завести танк, необходимо отжать горный тормоз и увеличить подачу топлива. Имитатор **Игровая кампания потрясает очень неудачным дизайном большинства миссий. Так, в некоторых из них танк, которому на роду написано заниматься прорывом обороны, занимается освобождением заложников (!) и охотой на вражеских шпионов (!!!). Мало того — во многих миссиях действовать приходится без поддержки пехоты, что в реальных боевых условиях является форменным самоубийством. Зато местный движок весьма хорош. С одной стороны, мы имеем живописные военно-полевые пейзажи, которые со всеми своими ромашками и елочками просто не могут не радовать глаз. С другой — эти же самые пейзажи являются важным элементом игровой механики. Например, в густой траве зачастую скрываются пехотинцы, вооруженные РПГ. Компьютерный наводчик видит их далеко не всегда, и, сконцентрировавшись исключительно на маневрировании, можно получить роковой ожог в самом причинном для танка месте — в районе топливного бака. Другое дело — песчаная равнина. Пехота на ней видна издалека, а бронетехника при движении оставляет за собой характерный пылевой хвост. Потерять из виду такую цель практически невозможно. Впрочем, то же самое справедливо и в отношении подкомандного танка. Еще задолго до появления “Т-72” на прилавках магазинов нам клятвенно обещали, что любое здание в игре можно будет, при желании, разрушить. Разработчики из CrazyHouse свое слово сдержали, забыв при этом связать вышеуказанную наработку с остальными элементами геймплея. В результате физически точный и баллистически выверенный деструктивный процесс больше походит на бессмысленное глумление. То есть на тактическую обстановку подрыв зданий влияет в последнюю очередь. Отдельного порицания заслуживают и сами постройки. За красивым фасадом, как правило, скрываются голые стены и растущая прямо из пола трава. Спрашивается, с какой целью мы защищаем эти “потемкинские” деревни ценой жизни своего, пускай и виртуального, экипажа?Наш бронированный зоопарк Средний танк Т-34-85, вооруженный 85-мм пушкой и двумя пулеметами ДТ калибром 7,62-мм, который появился в Советской армии в начале 1944 года. Эта легендарная машина
Т-72Б
приняла активное участие в завершающих операциях Великой Отечественной войны. После победы большое количество Т-34-85 было поставлено в дружественные СССР страны. В некоторых из них “тридцатьчетверки” продолжают нести службу и по сей день. Средние танки Т-54 и Т-55, схожие по конструкции, являются самыми распространенными танками в мире. По приблизительным подсчетам, всего было выпущено более 70,000 машин этого семейства, из которых более половины — в Советском Союзе. Эти машины характеризуются простотой конструкции, высокой эффективностью и достаточно низкой ценой в сравнении с аналогами из других стран. Принимающая участие в игре модификация Т-55А поступила на вооружение отечественной армии в мае 1963 года. Разработка основного боевого танка Т-72Б началась в 1967 году и была вынужденной мерой — первый опыт эксплуатации новейшего по тем временам танка Т-64 выявил ряд серьезных недостатков двигательной установки. Поэтому было решено выпустить модификацию танка с установленным на ней дизельным двигателем В-45, который, несмотря на меньшую мощность, был значительно надежнее. Остальные характеристики Т-72 остались на уровне прародителя. Танк Т-72Б, фигурирующий в игре, был принят на вооружение в 1985 году и отличается усовершенствованными системами вооружения и защиты.
Т-34-85 Т-55А
*** * *** Резюмируем. У CrazyHouse получился чуть ли не лучший на сегодняшний день симулятор танка, но отнюдь не лучший танковый симулятор. Чувствуете разницу? Мы искренне надеемся, что авторы исправят сложившуюся ситуацию, выпустив качественное и своевременное дополнение, благо “симуляторная” составляющая у “Т-72: Балканы в огне” просто блестящая.
Реиграбельность: да Классный сюжет: нет Оригинальность: да Легко освоить: нет Оправданность ожиданий: 85% Геймплей: 8.0 Графика: 7.0 Звук и музыка: 6.0 Интерфейс и управление: 9.0 Дождались? “Т-72: Балканы в огне” — редкий и, что самое главное, меткий выстрел из стана пребывающего в агонии жанра. Рейтинг “Мании”: 7.5