Act of War: Direct Action
Давненько к нам в руки не попадало заслуживающих внимания “техно”-RTS (это, напомним, не те, которые про средневековье, а которые про современный мир или хотя бы какое-нибудь ближайшее будущее). А ведь зря — нам надоело уже, подавляя зевоту, отправлять на поле брани закованных в доспехи рыцарей, дабы те в очередной раз разделывали злодеев на колбасу. Душа настойчиво требует лязга гусениц вместо цокота копыт, артиллерийских залпов вместо чтения заклинаний, ледяного “Sir! Yes, Sir!” в наушниках вместо пофигистического “As you wish”. Ракет с ядерными боеголовками хотим!
И вот наконец мольбы страждущих геймеров были услышаны. Услышаны компанией Eugen Systems , которая предложила на наш суд Act of War: Direct Action — игру про танки, спецназ и самолеты. В ней — вы не поверите! — нет ни одного даже самого завалящего мага.
Атака клонов
Надо сказать, что задача перед сотрудниками Eugen Systems стояла непростая. Примеров для подражания — лишь Command & Conquer: Generalsда его аддон Zero Hour. На них в итоге и решено было ориентироваться.
Итак, запомните, а лучше запишите: Act of War: Direct Action — чистейшей воды клон. Из Generals скопировано буквально все: начиная с интерфейса и заканчивая некоторыми юнитами. Впрочем, разработчики этого счастья отнюдь не дураки: было ясно, что в таком виде игру закидают гнилыми помидорами, обзовут плохими словами и предадут анафеме. Что делать?
Ну, например, делать хороший сюжет — его-то как раз в “Генералах” и не было. Кто будет делать? А вот хотя бы Дейл Браун — известный в США писатель, который специализируется в жанре технотриллера.
Честно говоря, “правдоподобной, холодящей кровь истории”, как было обещано в пресс-релизе и многочисленных интервью, не получилось. Вместо этого Дейл предложил нам самый натуральный трэш про то, как ударные батальоны американской армии в очередной раз кромсают врагов цивилизованного человечества. Завязка достаточно банальна. В не слишком отдаленном будущем случилось то, чего все уже давно ожидали: запасы нефти и газа в недрах Земли взяли и кончились (ну так, вдруг). В результате привычная жизнь общества стала рушиться буквально на глазах. Бедняжка Бетти не может доехать до расположенного на соседней улице супермаркета — ведь одна заправка автомобиля обходится чуть ли не в половину ее зарплаты. Цены растут как на дрожжах; то тут, то там случаются пока еще мирные демонстрации; растет количество терактов… Неудивительно, что на такой вот благоприятной почве разгорелась война. Сначала с терроризмом, а затем — за контроль над оставшимися месторождениями нефти. Месторождения эти самые никто добровольно отдавать не хочет — вот, например, русский нефтяной магнат украл целый арсенал ядерного оружия и теперь грозится превратить “золотой миллиард” в “обгорелую тысячу”. Такие вот веселые сказки.
Стоит отметить, что несмотря на некоторую бредовость и избитость подан сюжет просто замечательно. На съемку видеороликов ушла, наверное, треть бюджета игры — такого количества живых актеров мы не видели со времен приснопамятного Wing Commander 4. Впрочем, “торжества Голливуда” все-таки ждать не стоит: актеры местами пучат глаза и переигрывают, а некоторые из местных главгероев — ну такие кромешные идиоты, что даже не смешно. Впрочем, не будем судить слишком строго. В конце концов, не в RPG играем. Давайте лучше переключим свое внимание на геймплей.
Все нормальные люди рождаются в США
За хороших у нас, как вы уже поняли, выступают Соединенные Штаты Америки, которые в игре представлены двумя организациями: американской армией и специальным подразделением Task Force Talon. Последнее создано как раз для тех случаев, когда цивилизованному человечеству становится совсем плохо, и оснащено самыми последними образцами военно-медицинской техники. Противостоит американцам так называемый Консорциум, в который вошли самые разные государства и организации. Консорциум всячески помогает террористам, сепаратистам, антиглобалистам и прочим “борцам за свободу” — в общем, представляет собой рассадник мирового зла. Как нетрудно догадаться, Россия принадлежит именно к этой группировке.
Для того чтобы нормально существовать, обитателям Act of War требуется два ресурса: нефть и электроэнергия. С последней все просто: ставите парочку генераторов — вот уже в казармах светятся лампочки, а прожорливые системы защиты задорно отстреливают случайных прохожих. Нефть тоже добывается легко: находим месторождение, ставим на него насос — вот уже танкеры везут черное золото на ближайший нефтеперерабатывающий завод. Беда лишь в том, что свободных месторождений маловато.
Есть в Act of War и другие, более оригинальные способы пополнить свое благосостояние. Так, тяжелораненых вражеских солдат, которые уже не могут передвигаться, можно взять в плен, получив неплохое вознаграждение. Дальше — веселее. Строим тюрьму, засаживаем в нее десяток военнопленных и, наплевав на Женевскую конвенцию, начинаем стричь купоны. Полностью заполненная заключенными тюрьма дает доход, который почти равен прибыли от нефти и при этом обладает одним неоспоримым преимуществом — ее ресурсы неисчерпаемы. Само собой, враг может проделать аналогичный трюк с вашими подчиненными, поэтому раненых солдат желательно госпитализировать как можно быстрее.
Еще один способ обогатиться — захватить близлежащий банк. Для этого необходимо посадить в него хотя бы одного солдата, который будет присматривать за тем, чтобы деньги шли непосредственно на ваш счет. Мнения вкладчиков, что характерно, никто не спрашивает…
Вообще, захват зданий является очень важным элементом геймплея Act of War. Дело в том, что большая часть боевых действий проходит в городской местности и любая постройка может быть оккупирована как вашими, так и вражескими бойцами. Выбить такой отряд бывает очень и очень непросто: защищенность юнитов, находящихся “в домике”, возрастает в несколько раз, да и воевать они начинают куда лучше. Атакующему в данной ситуации доступно два варианта действий (позорное бегство в расчет не берем): либо послать в занятое сооружение отряд пехоты, либо просто сровнять его с землей. Первый путь легок и быстр, но чреват большими потерями, второй — долог, да и в разрушенное здание своих бойцов уже не посадишь.
Благодаря возможности захватывать постройки пехотинцы в Act of War превратились из пушечного мяса в полноценные боевые единицы. Займите несколько домов на улице, которая ведет к вашей базе, посадите на крышу пару человек с большими-пребольшими базуками — и вот уже у противника появилась одна серьезная проблема: зачистка такой улицы может занять довольно много времени и серьезно потрепать его войска.
Однопользовательская кампания всего одна, и та до неприличия простая. Искусственный интеллект явно бьет баклуши — чтобы враг напал большими силами на вашу базу, нужно либо чудо, либо заботливо написанный разработчиками скрипт. Самое обидное, что в режиме Skirmish компьютер действует очень агрессивно, хитро и без глупостей. Совершенно непонятно, зачем разработчики “обрезали” искусственный интеллект в одиночном режиме. Может, они решили пойти по стопам Command & Conquer: Generals и скоро порадуют нас аддоном повышенной сложности?
Еще один недостаток кампании — отсутствие возможности поиграть за “плохих”. Да, миссии за американцев интересны и разнообразны, сюжет изобилует неожиданными поворотами, но вторую сторону с собственными уникальными юнитами и тактиками это все равно не заменит. Единственное спасение — многопользовательский режим. В нем представлены уже не только “хорошие”.
Услада для глаз
Самым главным достоинством игры является, несомненно, сногсшибательная графика. Именно она вытягивает проект из “средненьких” в “крепенькие”. Движок Act of War с легкостью отрисовывает потрясающей детализации пейзажи, без проблем тянет десятки, а в особо жаркие моменты и сотни юнитов на одном экране и сопровождает происходящее феерическими спецэффектами. Более того — видеовставок разработчикам показалось мало, поэтому нас регулярно будут баловать очень красивыми скриптовыми роликами на движке игры. Само собой, “одет” моторчик по последней моде и щеголяет всеми современными технологиями — так что скучать и мерзнуть под вентилятором вашей видеокарте не придется.
Отдельно хочется отметить прорисовку карт. Давайте для начала закажем обзорную экскурсию на истребителе F-15. Пока мы не подлетели к жилым массивам, взгляните на красоты, открывающиеся под брюхом нашего железного ястреба: небольшое озеро, солнечные блики на воде, посередине — покрытый зеленью островок, на котором любой американец с удовольствием бы провел уик-энд… Слева по борту виднеется море и золотистого цвета пляжи. Красота! А теперь давайте опустимся на землю и прогуляемся по близлежащему городку. Я вижу, мисс, вам приглянулся этот кирпичный дом с окнами необычной формы и небольшим садиком недалеко от подъезда? Да, вы правы, он выглядит замечательно. К тому же рядом есть детская площадка, а вон на тех скамеечках вам всегда будет о чем потолковать с соседями. Например, о том, что в создании Act of War принимали участие самые настоящие архитекторы, которых и стоит благодарить за местные красоты.
А теперь давайте оставим сердобольного экскурсовода и перенесемся на поле боя. Только что ударный отряд союзников отправился на штурм базы противника. Подразделение медленно выдвигается на позиции…Чу! Из окон ничем не примечательной пятиэтажки на отряд сыпется град пуль, к которым добавляется несколько ракет, пущенных с крыши. Вот одна из них попадает прямехонько в кабину вертолета, и тот, захлебываясь в пламени и дыму и дико крутясь вокруг своей оси, устремляется к земле. Тут же по зданию дают несколько залпов танки. Летят стекла, что-то взрывается, обрушивается кусок стены, начинается пожар… Отряд продолжает движение, и вот на горизонте уже виднеются защитные башни вражеской базы. Пара залпов, мощный взрыв — и оборона прорвана. Заводим подчиненных в самое сердце лагеря, отдаем им приказ зачистить территорию — и все. Можно откладывать мышку с клавиатурой и смотреть на разворачивающееся перед нами зрелище: скрываются в огне здания, взрывается техника, то и дело пролетают ракеты… Экран при этом натурально трясется, подчеркивая мощь всего происходящего.
Да, Eugen Systems сделала графику “на отлично” — такие красоты встретишь не в каждом экшене. А вот музыка, к сожалению, подвела: слишком пафосная и избитая. Выключить ее хочется уже после двадцати минут игры — настолько быстро надоедает.
Ощути силу токамака!
Консорциум в Act of War: Direct Action использует для выработки электроэнергии очень интересное устройство, называемое токамак. Это не фантазии разработчиков, а вполне реальная установка. В токамаке газ раскаляется до огромных температур. Затем формируется плазма, которая в течение долгого времени сохраняется в равновесии. Это позволяет осуществить хитрую термоядерную реакцию, в результате которой выделяется огромное количество энергии, во много раз превышающее затраченную на разогрев газа. Токамак имеет форму бублика, а плазма внутри него удерживается от соприкосновения со стенками (что неминуемо приведет к катастрофе) сильными магнитными полями. Решить проблему удержания плазмы в равновесии долгое время пока не удалось: самый большой из токамаков, находящийся в городе Абингдон (неподалеку от Оксфорда), достигает в высоту десяти метров и может удерживать плазму в стабильном состоянии около одной секунды, что довольно много, но еще не достаточно для того, чтобы использовать его в качестве электростанции. Однако ученые считают, что уже в самом ближайшем будущем (как раз тогда, когда разразятся события Act of War), с помощью токамаков можно будет вырабатывать электроэнергию.
* * *
Ну что в итоге можно сказать про Act of War? Она не рушит устои, не переворачивает мир с ног на голову и даже (вот вам крест!) не пытается раздвинуть границы жанра. С самого первого ролика, с первой миссии игра признается — да, друзья, я клон, прямо вторая овечка Долли. Меня скопировали с Command & Conquer: Generals и загнали на пару DVD-дисков, сказав: “Смотрите, люди, какая замечательная копия!”.
И знаете, что самое интересное? Люди смотрят. И даже не кидаются чем-нибудь гнилым или тяжелым. Ибо Act of War — это как раз пример успешного клонирования. Обычная массовая игра, которая не пытается что-то доказать и кого-то удивить. Геймплей похож на Command & Conquer: Generals? Так отлично — ведь в клонировании нет ничего плохого. Если, конечно, копировать достойные вещи.
Да и вообще — какая разница? Отбросьте все эти нелепые штампы и запомните одно: в Act of War просто интересно играть. Геймплей, как говорится, “берет”, графика потрясает. В итоге по игре проносишься на одном дыхании, лишь временами останавливаясь, чтобы выкрикнуть что-нибудь вроде “супер!” или “класс!”.
Разве хорошая игра не должна быть такой?
Реиграбельность нет
Классный сюжет нет
Оригинальность нет
Легко освоить да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 8.0
Графика: 9.0
Звук и музыка: 6.0
Интерфейс и управление: 8.0
Дождались? Чертовски красивая, но полностью вторичная стратегия с сюжетом, который понравится не всем. Если последние два пункта вас не смущают — получите море удовольствия.
Рейтинг “Мании”: 8.5