ER (Скорая помощь: в борьбе за жизнь)
Скажите, часто ли вы встречали ролевые игры, в которых игроку предлагалось заняться мирной человеческой деятельностью? Игры, где убийство — это плохо, где смерть любого компьютерного болванчика — настоящая трагедия? Наш сегодняшний пациент до боли похож на Diablo и при этом — вы не поверите! — категорически не терпит насилия. Как такое возможно? Оставайтесь с нами.
Доктора вызывали?
Некоторые из вас, возможно, помнят сериал “Скорая помощь”, который пару лет назад показывали по каналу “НТВ”. Дело в нем происходило в районной больнице, врачи которой каждую серию боролись за жизнь пациентов, а в перерывах, дружа и ссорясь друг с другом, решали личные проблемы. Так вот, ER (русское название игры — “ Скорая помощь: в борьбе за жизнь ”) — это попытка сделать из многократно обласканного прессой и телезрителями сериала куда более привычную нам с вами компьютерную игру. И похожую на Diablo, да!
В чем заключается эта похожесть? Да во всем. Возьмем, например, ролевую систему. Не пугайтесь непривычных названий и терминов — здесь все как в лучших домах. Создавая персонаж, вы задаете его базовые характеристики: интеллект, ловкость, телосложение и харизматичность. Они, в свою очередь, определяют то, насколько хорошо ваш подопечный разбирается в различных областях медицины: педиатрии, нейрохирургии, кардиологии и так далее. Каждый раз, когда он встречается с каким-либо заболеванием и успешно его вылечивает, соответствующий навык немного подрастает. В итоге, вылечив полк пациентов, игрок перестанет быть “зеленым” практикантом и превратится чуть ли не во второго Гиппократа, грозу ревматизмов и радикулитов, от одного взгляда которого к жизни возвращаются даже самые безнадежные больные.
Параллели можно проводить и дальше. Вместо здоровья и маны у нас здесь гигиена, энергия и уверенность в себе. Первая возобновляется тогда, когда герой помоет руки или примет душ. Делать это нужно как можно чаще — немытый лекарь запросто может запустить в тело больного ватагу бактерий. Энергию следует повышать при помощи сна, обеда в столовой и даже энергетических напитков (игра предупреждает, что это очень вредно). Уверенность в себе — самый странный параметр в игре. Растет тогда, когда наш подопечный успешно проводит операцию. Не получается никого вылечить? Тогда “подергайте железо” в спортзале — это тоже может помочь.
Одним словом, несмотря на новую обстановку и переименованные навыки, перед нами классическая RPG. В основу игрового процесса, как и прежде, положен принцип “убил монстра — получай опыт и ценные вещи”. И нет никакой разницы в том, что вместо монстров у нас тут болезни. Опыт дают? Дают. Пациенты подарки приносят? Приносят. И, кстати, очень неплохие подарки — в большинстве случаев это “лечилки”, восстанавливающие один из трех основных параметров игрока, например, салфетки, повышающие гигиену.
Набирая опыт, персонаж получает доступ к специальным “особенностям личности” — это нечто вроде “перков” из того же самого Fallout. Особенности эти, надо сказать, придуманы с юмором. Хотите дольше оставаться на ногах? Тогда ваш выбор — зависимость от кофе! Желаете всегда производить хорошее впечатление на начальство? Заставьте персонажа полюбить гольф и наслаждайтесь тем, как он сопровождает свои высказывания энергичными ударами по воображаемому мячику — забавное, чуточку дурацкое зрелище.
У каждой способности есть два уровня — первый доступен практически сразу, а второй открывается только после того, как персонаж основательно заматереет. “Продвинутая” версия отличается не только более мощным эффектом, но еще и некоторыми неприятными “добавками”. Если окружающие поймут, что вы буквально живете в больнице, то относиться к вам они станут намного хуже. Впрочем, разве не стоит наплевать на каких-то там людишек ради того, чтобы достигнуть второго уровня привязанности к кофе? Пожалуй, стоит — ведь это позволит вам подолгу обходиться без сна, проводить больше операций и быстрее наращивать свои навыки.
“Обобщенный другой”
В социологии понятием “Обобщенный другой” обозначается “совокупность представлений человека о других людях, а также его ожидания в отношении их поведения”. Другими, более понятными словами — это то, как мы представляем себе окружающих людей и что ждем от них. Понятие это применимо и к “социальным” компьютерным играм, вроде The Sims 2 или той же ER. Что нам нужно в подобных играх? Интересные персонажи, с яркими характерами, привычками и предпочтениями. И в то же время обязательно должна быть некоторая предсказуемость — если компьютерный собеседник починяется воле генератора случайных чисел, то общение с ним вряд ли порадует игрока.
К сожалению, в случае с ER наши ожидания не оправдались. Отношения с работниками и посетителями больницы — стыд и боль игры. Попытка переплюнуть The Sims 2 не увенчалась успехом — “социалка” выполнена на редкость примитивно. Да, в любой момент вы можете оторваться от лечения и поговорить с окружающими, в надежде наладить с ними отношения. Заниматься этим вы будете не от хорошей жизни, а скорее ради того, чтобы облегчить свое существование. Ведь влюбленные в вас медсестры станут охотнее приходить на помощь, а по-дружески расположенные врачи — забирать сложных пациентов.
Впрочем, добиться чего-нибудь от обитателей ER очень сложно. Забудьте про простые и очевидные команды из The Sims 2. В вашем распоряжении имеется список тем для разговоров, каждая — с определенным уровнем “откровенности”. Угадать заранее, понравится вашему собеседнику выбранная тема или нет, не представляется возможным — нет ни описания персонажа, ни внятных параметров, говорящих о его интересах. Для игры типична ситуация, когда персонаж, еще минуту назад делившийся с вами самыми сокровенными тайнами, вдруг начинает говорить исключительно насчет погоды. Обидно это признавать, но в ER работает исключительно метод “научного тыка” — долбим по всем попадающимся под руку темам и запоминаем, какие из них нравятся собеседнику. Со временем, после десятка громких скандалов, начинает работать.
Те же самые коллеги, кстати, то и дело будут подсовывать вам “сюжетные” задания. Придется лечить богатых старушек, наблюдать за чужими операциями и даже присутствовать при смерти неизлечимо больных пациентов. Сначала выглядит неплохо. Но потом начинает надоедать — слишком уж однообразные задания.
Не радует и графика. Так, лично мне не удалось создать ни одного симпатичного женского персонажа — в меню просто не было моделей не то чтобы приятной, даже сносной наружности. Видимо, по мнению господ-разработчиков, медицинские институты — это нечто вроде кунсткамеры, куда собирают страшил со всего света. Особенно обидно становится при взгляде на населяющих больницу врачей — у большинства из них подобных проблем с внешностью нет.
Сравнивать внешний вид ER с The Sims 2 даже не имеет смысла — бюджеты этих игр различаются примерно на порядок. Однако даже рядом с Playboy: The Mansion игра выглядит как студентка-зубрила в толстенных очках возле роскошной фотомодели. Бедное убранство больницы, слабая анимация моделей, разрешение не выше 1024х768 — все это навевает тоску. Маленький бюджет, что уж тут поделать.
Их забыли в телевизоре
Сериал “Скорая помощь” в свое время был очень популярен среди телезрителей как зарубежных, так и наших, российских. На фоне бесконечной мексиканской жевательной кинорезинки рассказ о буднях американской больницы, о врачах, их работе и личной жизни смотрелся очень свежо.
К сожалению, большинство персонажей сериала в игру не вошло — видимо, сыграл свою роль низкий бюджет или в контракте были какие-то ограничения. Поэтому в ER мы встретим лишь доктора Картера, главного героя телевизионной версии, и еще нескольких второстепенных персонажей. Больше игре похвастаться нечем. Стервозную заведующую приемным отделением, миниатюрную шатенку Керри Уивер, заменили безликой негритянкой, которая только и делает, что собирает сплетни. Питер Бентон, Марк Грин? И не ждите. А ведь одной из самых сильных сторон фильма как раз были его герои — интересные, с яркими характерами, с собственными интересами и взглядами на жизнь.
* * *
Фраза “замах на рубль, удар на копейку” — это как раз про ER. Да, все мы уже привыкли, что сделанные по фильмам игры почти всегда оказываются халтурой. Но в этот раз могло ведь быть и иначе — отличная задумка, хорошая лицензия, море интересных идей… и, к сожалению, очень скучный геймплей, ужасная графика и масса недоделок.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 7.0
Графика: 6.0
Звук и музыка: 7.0
Интерфейс и управление: 8.0
Дождались? Diablo, в которой вы спасаете людей, вместо того чтобы рубить их в капусту. Очень неплохая задумка, к сожалению, соседствует со слабой графикой и не очень качественной реализацией.
Рейтинг “Мании”: 7.0