Quake 4
Quake 4 с самого своего анонса-рождения был занесен многими странными личностями в “нелюбимчики”. Еще бы — продолжение легендарнейшей серии компьютерных игр взялись делать не божества из “фабрики движков” id Software , а чужаки-пришельцы из некой Raven Software — ну как тут не надеть ботинок потяжелее да не отвесить смачного пинка? И плевать им, этим странным личностям, было на то, что игра еще не вышла, а за спиной у “воронов” не только вредные для пищеварения X-Men Legends , но еще и, например, любимый пионерами всех стран экшен Soldier of Fortune. Ботинок ведь уже надет — так зачем же медлить?
Ну что ж, уважаемые странные личности. Сегодня, после появления Quake 4 на прилавках, у вас остался ровно один шанс позлорадствовать на тему того, “что, мол, вот и все, квейкнулся “квейк” с приходом Raven Software”. И закончится он сразу после того, как полигональные актеры отыграют вступительный ролик.
Прямой эфир из логова строггов
Итак, будущее. Эскадра космических кораблей вытянутой формы вальяжно дрейфует над какой-то планетой. Навстречу посудинам медленно летят огромные сгустки плазмы, которые символизируют зенитный огонь. Он, однако, не останавливает храбрых интервентов — вот от звездолетов начинают отделяться маленькие кораблики, которые доставят на чужую планету свободу, человеческие права, демократию и могучих пехотинцев с квадратными челюстями… Нет, это не кинофильм “Космический десант” — это вступительный ролик к Quake 4, создатели которого, видимо, зачерпнули из миски Пола Верховена слишком много вдохновения. Ибо похоже почти как две капли воды. Позор? Да, позор.
Но давайте вернемся к нашим квадратным челюстям — одна из них как раз зачитывает брифинг. Итак, на планете обитают некие строгги — и их, разумеется, надо побить. За что? Не важно. Бить будут десантники, одним из которых является Мэтью Кейн, главный герой игры. Быстрой и героической войны, само собой, не получается: еще в процессе высадки строгги всаживают в наш корабль ракету. Железка с грохотом ударяется об землю, Мэтью теряет сознание, а потом, очухавшись, обнаруживает себя в самом центре жуткого побоища.
Вам это ничего не напоминает? Пра-а-авильно — Quake 2. Опять сходство почти один в один: те же самые строгги, та же самая десантная операция и т. д. Позор? Да, позор.
Ну а теперь — самое смешное. Дело в том, что вторичные сюжет и вступительный ролик, пожалуй, являются единственной серьезной проблемой Quake 4. Как только больно стукнутый об землю Мэтью начинает подавать первые признаки жизни, какой-то невидимый переключатель в недрах игры перепрыгивает с “холодно” на “жарко” и перед нами предстает один из самых лучших экшенов года — густой, забористый, с потрясающим драйвом.
Честное слово! Raven Software подобрали оставшиеся от id Software сюжет (отвалился от Quake 2) с графическим движком (достался уже от DOOM 3 ) и слепили из этих “объедков” игру, которая запросто сможет вырвать вас из обычной жизни часов на восемь, не меньше. Главное достоинство Quake 4 — потрясающая насыщенность событиями. Во всех играх от id Software, за исключением разве что мультиплеерной Quake III Arena , игрок практически все время проводил наедине с монстрами — так, в Quake 2 о том, что мы находимся в самом эпицентре десантной операции, говорили только редкие трупы товарищей да переговоры по рации. А вот сотрудники Raven Software с первых же секунд представления засовывают бедного Мэтью в такое пекло, что от его, просим прощения, задницы мигом начинает идти дымок. Бравые товарищи, злобные враги, орбитальные бомбардировки, дерзкие диверсионные операции — все это смешивается в потрясающий вихрь, который подхватывает игрока и проносит его по сюжету.
Вот наш герой, пробираясь по недрам какого-то подземного комплекса, видит следующую сцену: закрытая накрепко дверь начинает содрогаться под чьими-то могучими ударами, постепенно прогибаясь все сильнее и сильнее. К ней сбегаются десантники, занимают позиции, испуганно переговариваются друг с другом. Хочется посмотреть, что же будет дальше — но у Мэтью другое задание. И, возвращаясь с него, он увидит совсем иную картину.
А вот очередная волна десантного шторма забрасывает Мэтью в окопы — да-да, в будущем, оказывается, тоже принято прятаться от вражеского огня в ямах. Справа — крепость строггов, слева — атакующие ее земляне. Обе стороны отчаянно молотят друг в друга, по небу проносятся истребители, откуда-то раздаются взрывы — мы же сидим в окопе и даже не можем понять, что происходит.
Или еще одна сцена — игрок оказывается на дороге. Спереди — несколько разбросанных ящиков и опрокинутый грузовик, за которым спряталась пара боевых товарищей. Справа — вражеская турель, которая уже улыбается нам всеми своими стволами. Мощный обстрел мигом заставляет спрятаться за одним из ящиков. Ситуация, казалось бы, безвыходная. Высунешься — и превратишься в дуршлаг. Не будешь высовываться — получишь в конце месяца разорительный счет за электричество. Но вот над турелью нависает могучий крейсер, который одним залпом отправляет ее в мир мертвых железяк. А еще через несколько минут игрок наблюдает роскошную сцену приземления этой могучей посудины.
И ведь что самое интересное — разработчики не придумали почти ничего своего, а просто взяли сюжеты из десятка полюбившихся нам фильмов и игр, “расставив” их в правильном порядке. Видели ли мы, как жуткая монстрюга утаскивает брыкающегося и отстреливающегося десантника к себе в логово? А как на командира, который что-то увлеченно объясняет нам, со спины набрасывается еще более жуткая монстрюга? Да, видели и то, и другое. И здесь увидим. И насладимся еще раз.
Строгг недоделанный
Индивидуалистов в космическом десанте, разумеется, не любят. Поэтому на протяжении почти всей игры Мэтью будет действовать в компании своих товарищей. Стоит отметить, что воевать в дружном коллективе очень даже весело — союзники действуют весьма грамотно, а уровни спланированы так, что почти всегда можно учинить какую-нибудь небольшую тактическую хитрость. Например, зайти с фланга, пока товарищи шквальным огнем отвлекают противника.
Строгги, в отличие от землян, предпочитают более простые решения: да — маневрируют, уходя от выстрелов, да — иногда убегают и прячутся, но не более. По сравнению с потрясающим искусственным интеллектом из F.E.A.R. , местные противники, конечно же, скучноваты. Зато радует дизайн монстров — в каждой новой породе инопланетной твари есть что-то очаровательное и уникальное.
Не хуже монстров оказались и средства их изведения — пушки всех мастей и калибров. Впрочем, ничего удивительного здесь нет, ведь большинство стволов позаимствовано из прошлых id-игр: штурмовая винтовка, шотган, бластер, ракетница и так далее. Немного расстраивает только отсутствие гранат, да еще то, что Мэтью, похоже, прогулял курсы рукопашного боя — в отличие от своих боевых товарищей, он не может огреть противника прикладом.
Когда игроку надоест носиться на своих двоих, Quake 4 начнет подсовывать ему военную технику самых разных модификаций: турель, установленная на грузовике, танк, ходячий робот и так далее. Впрочем, впечатление местный общественный транспорт оставляет не самое лучшее: физика очень слабая, да и задания, по сравнению с “пешеходными”, скучны и просты.
Зато порадовала другая находка разработчиков: ближе к середине сюжета сделать из игрока… строгга. Ага, оказывается, злодеи вместо того, чтобы плодиться и размножаться как все, понастроили кучу фабрик, где делают из друзей себе подобных. Жаль только, что у разработчиков не хватило смелости довести свою задумку до конца, отправив Мэтью сражаться с злобными земными захватчиками — на самом интересном месте в коридоры строггоинкубатора врываются десантники, которые спасают своего товарища. Игрока же подобный сюжетный поворот награждает небольшим улучшением характеристик — и все.
* * *
Внешне Quake 4 — вы будете смеяться! — выглядит даже несколько хуже DOOM 3. Впрочем, дело здесь даже не в том, что графический движок за прошедший год устарел, а в том, что художники Raven Software избрали для своего детища совсем другой стиль. Место мрачной и строгой DOOM-атмосферы здесь заняло буйство красок и незамысловатых спецэффектов — временами игру даже хочется назвать “мультяшной”. Плюс “сэкономили” на текстурах и детализации — все-таки можно было постараться чуть побольше.
Впрочем, то, что в игре очень средненькая графика, бросается лишь в глаза специально выдрессированного рецензента — внимание обычного игрока будет приковано к геймплею. А он, как мы уже говорили, в Quake 4 практически идеален.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — да
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 100%
Геймплей: 9.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 9.0
Дождались? Quake 4 — не просто банальный пересказ стародавней истории про то, как десантники отправились колошматить строггов. Это в первую очередь настоящий интерактивный урок на тему “Как правильно надо делать экшены”. Прогуливать не рекомендуется.
Рейтинг “Мании”: 8.5