Age of Empires III
Знаете, друзья, чертовски сложно рассказывать об игре, которая на протяжении своего долгого пути от начального замысла до финального релиза постоянно находилась под прицелом бдительных акул пера. Пока разработчики накладывали на виновника торжества грим и заставляли разучивать слова сложной роли, наши штатные “агенты 007” внимательно наблюдали буквально за каждым шагом новоиспеченной звезды, по крупицам собирая информацию и на лету подхватывая горячие новости.
Всего лишь пару номеров назад Игорь Варнавский рассказал в нашем “ Центре внимания ” об Age of Empires III чуть ли не все, что можно, а в прошлом номере мы — шутка ли! — выкатили подробный отчет о впечатлениях от уже вполне себе “живой”, почти завершенной версии игры! Казалось бы, после такого вала информации рассказывать попросту нечего. Однако, как оказалось, в рукаве у разработчиков осталась еще пара козырей, которые, понятное дело, были показаны только в финальной версии игры. О них-то и поговорим.
Ожившая история
Собственно, первый сюрприз ждет вас уже в самом начале игры — пара весьма неплохих роликов на движке, из которых становится понятно, что в новой “эпохе империй” вам не придется управлять безымянной армией каких-нибудь там папуасов, а предстоит осилить тернистый путь нескольких поколений Блэк, играя поочередно за всех ее именитых родственников чуть ли не до девятого колена.
Кампания разделена на три сюжетные главы, действие каждой из которых происходит в конкретный исторический период. Если, например, в первой части вы играете за свирепого мужика по имени Морган Блэк, громите турок и открываете неизвестную и таинственную Америку, то уже во второй главе вам придется влезть в шкуру внука Моргана — Джона, который бегает с винтовкой наперевес по джунглям, водит дружбу с индейцами, воюет исключительно с англичанами и — представьте себе! — с русскими и как бы между делом принимает деятельное участие в постройке никому пока неведомых Соединенных Штатов Америки.
Понятно, что кроме смены главных героев меняется и исторический антураж. Так, если в первой главе в вашем распоряжении только всякоразные древние лучники, копейщики да кавалеристы, вооруженные шашками, то уже во второй армия вооружена ружьями, из которых радостно поливает противника свинцом на расстоянии.
Кроме того, с течением времени вы сможете возводить новые современные хозяйства — плантации, откуда в закрома родины регулярно поступает золото, или же заводы, где можно изучить всяческие улучшения и таким образом резко повысить боеспособность вашей грозной армии. Главное, успевать своевременно переходить из одной эпохи в другую — и все будет хорошо. Правда, стоит отметить, что в большинстве случаев вы жестко ограничены историческими временными рамками, так что не надейтесь совершить научно-технический скачок и начать стругать пушки, которые легко и просто изорвут на британские флаги не успевшего развиться противника. Увы, подобные тактические маневры доступны только в мультиплеере, а в кампании соблюдается некий паритет, и в принципе вы с противником почти всегда находитесь на одном уровне развития.
Так что выигрывать надо не умением, а, представьте себе, числом. Как ни прискорбно, но в новой “Эпохе империй” мы получили геймплей, столь густо пересыпанный нафталином, что аж обидно. В каждой миссии (между прочим, как и в самой первой Age of Empires) единственное, что от вас требуется, — это быстренько нашлепать все доступные постройки, изучить все возможные апгрейды, а затем тупо клепать солдат и регулярно отправлять их на штурм вражеских позиций. Учитывая, что тутошние задания, мягко говоря, разнообразием не страдают (задача практически каждой миссии — уничтожить под корень армию противника и разрушить его постройки), уже к середине второй главы становится как-то скучно.
Конечно, в третьем акте, с появлением паровозов, фабрик, дальнобойной артиллерии и тому подобных достижений цивилизации, геймплей становится интереснее, однако на общую картину это практически не влияет. Да, можно изучить сотню улучшений, отгрохать десятки зданий и получить в свое распоряжение несколько видов артиллерии, пехоты, кавалерии и кораблей… Но все это мы в том или ином виде уже наблюдали в сотне прочих RTS!
Впрочем, в Age of Empires III есть-таки одна действительно свежая идея, тот самый второй козырь, который “сыграл” в финальной версии игры. Это — ваша столица, которая довольно-таки сильно влияет на геймплей в целом. Дело в том, что за каждое действие, будь то банальное истребление вражьей армии или же выполнение дополнительного задания в миссии, вы получаете опыт. И чем выше его уровень, тем больше интересных вещей вы сможете сотворить в столице. Простой пример: на десятом уровне развития можно изучить технологию стремительного производства кавалерии или пехоты, улучшить добычу древесины или же технологию скоростного сбора урожая. Кроме того, периодически из столицы можнозапрашивать подкрепление или заказывать необходимые апгрейды и ресурсы. Понятно, что количество и тип войск, а также объем этих самых ресурсов, которые поступят ценной бандеролью из главного города вашей земли, напрямую зависят от вашего уровня. Такая вот получается стратегия в стратегии.
Ну и, наконец, внешний вид. Как мы уже не раз говорили на страницах “ Игромании ”, главная прелесть Age of Empires III — конечно же, не в морально устаревшем геймплее, а в графике, которая диво как хороша. И, честно говоря, финальная версия еще больше нас в этом убедила.
Да, пускай здешний геймплей древнее мамонта, но за ту красоту, что подарили нам граждане из Ensemble Studios , можно простить многое. Тут вам и отменная анимация юнитов, и потрясающие воображение спецэффекты, и какая-то неправдоподобно точная детализация каждого здания или солдата. Можно бесконечно посылать войска в атаку, только чтобы полюбоваться на то, как “тряпичные” модели солдат весело разлетаются, словив крепкий пушечный заряд. Или раз за разом штурмовать укрепления противника и сжигать его города, наслаждаясь зрелищем разлетающихся на кирпичики зданий и аплодируя разработчикам при виде веселого пламени, объявшего какую-нибудь пыльную мельницу.
Что ни говори, но местные сражения — самые красивые из всех виденных нами за последнее время. И не только сражения! Смело можно утверждать, что в Age of Empires III впечатляет все: шикарная вода, в которой резвятся рыбки, ослепительное солнце, красивейшие песчаные пляжи и буйные джунгли — все это вызывает острое желание с радостным воплем сигануть в экран монитора, чтобы попасть в тот, такой живой и прекрасный мир.
Большая игра
Как уже было упомянуто в рецензии, в игровой кампании вы катитесь по прямым сюжетным рельсам и всегда играете за одну сторону конфликта, вправляя мозги англичанам, туркам, испанцам и даже русским. Так что понятно, что все достоинства Age of Empires III можно оценить исключительно в мультиплеерном режиме, где вы, во-первых, не ограничены временными рамками, а значит, можете одолеть противника, совершив технологический прорыв и настроив пушек, в то время как супостат будет воевать жалкими лучниками. Ну, а во-вторых, только в мультиплеере можно выбрать государство, за которое играть. Всего на выбор представлены восемь наций: Британия, Испания, Германия, Португалия, Россия, Франция, Голландия и Турция. Надо сказать, что каждая страна обладает своими уникальными плюсами. К примеру, русские производят крестьян за раз по пять штук, а голландцы могут строить банки, которые обеспечивают стабильный ручеек золота в вашу казну. Кроме того, у каждого государства есть особые, чрезвычайно сильные, типы войск, которые частенько способны решить исход всего сражения.
* * *
Так же как чертовски сложно написать что-то новое об игре, о которой известно все и вся, невероятно трудно сделать однозначный вывод о том, что же такое Age of Empires III. Пять лет потребовалось разработчикам, чтобы выдать почти ту же самую игру, которую мы узнали в 1999 году под названием Age of Empires II: Age of King. Но, с другой стороны, им понадобилось пять лет на то, чтобы создать самую красивую RTS последнего времени. Да, Age of Empires III однозначно стоит потраченных на нее денег и, конечно, подарит вам как минимум несколько приятных вечеров. Но, увы, эта игра подобна дорогому голливудскому попкорн-блокбастеру: вы отлично проведете за ней время, оприходуете не один пакет чипсов, восхититесь спецэффектами и лихим действием, однако спустя пару дней вряд ли вспомните не то что сюжет, а хотя бы название фильма и уж точно не станете смотреть его во второй раз.
Реиграбельность: да
Классный сюжет: нет
Оригинальность: нет
Легко освоить: да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 7
Графика: 9
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 8
Рейтинг “Мании”: 8.0
Дождались? Наш знакомый актер выступил в своей классической роли в старом спектакле, от которого уже чуть-чуть клонит в сон. Тем не менее преступно малое количество свежих идей и бесстыдно поседевший геймплей искупаются интересным сюжетом, волшебной музыкой, голливудским размахом декораций и феерическими спецэффектами.