Vietcong 2
Большинство из вас, дорогие читатели, наверняка исходили виртуальные фронты Второй мировой вдоль и поперек. Вы сражались за Сталинград, помните каждый камешек на пляже Омаха, да и красный флаг над Рейхстагом наверняка ваших рук дело. Эту войну вы знаете как свои пять пальцев. Или даже лучше.
Война во Вьетнаме — совсем другой случай. Какие-то джунгли, напалм, ночные засады и… перефразируя Фореста Гампа, “это все, что мы можем сказать о Вьетнаме”. Что-то не спешат разработчики нас просвещать — хорошие игры на эту тему можно пересчитать по пальцам. Поэтому, когда 2K Games и Pterodon анонсировали Vietcong 2 , мы стали с огромным нетерпением ждать ее выхода. Тем более что первая часть была очень даже ничего.
Ожидания наши, увы, не оправдались. Но — не будем забегать вперед.
Запах напалма по утрам
В списке нововведений гордо указан переработанный движок, возможность управлять собственным отрядом пехотинцев и новый антураж — если первая часть водила нас по душным джунглям, то теперь предстоит отведать городских боев. Действие сиквела происходит в 1968 году во время Tet Offensive — крупномасштабного наступления вьетконговцев. В отличие от первой части, игроку доступно две кампании: за американцев и коммунистов.
Итак, давайте огорчаться в порядке живой очереди. Начнем с графики. Она — вы не поверите! — проигрывает даже Call of Duty , которая, если кто не в курсе, вышла более чем два года назад. Новые спецэффекты не компенсируют общей моральной отсталости: текстурам явно не хватает качества, а моделям — полигонов. Уровни выполнены настолько бледно, что в памяти всплывает эпоха первых графических акселераторов. При этом игра умудряется тормозить даже на очень неплохой конфигурации. Ей-богу, первая часть выглядела намного лучше.
Под стать внешнему виду оказались и звуковые эффекты. Американцы и вьетконговцы молчат как партизаны, постреливая друг в друга из укрытий, погибают без лишней драматургии, со смертельной скукой в глазах. Изредка во Vietcong 2 играет музыка, весьма неплохая и придающая безобразному геймплею хоть какой-то ритм, но ее, увы, слишком мало и ситуацию она не спасает.
Что у нас дальше? Городские бои? Прекрасно. Чуточку старания — и мы получаем потрясающе напряженный и захватывающий геймплей. Да-да, прямо как в Call of Duty. И не как во Vietcong 2. Сражаться на узких улочках вьетнамских городов, когда из каждого окна по нам ведется огонь, а укрытий раз-два и обчелся, действительно нелегко. Тем более что и с противниками нам “повезло”: они укрываются от нашего огня, постоянно меняют позиции и стараются не давать себя в обиду. Поэтому с напряженностью у Vietcong 2 все в порядке — попотеть иногда приходится. Но можно ли называть геймплей захватывающим? К сожалению, нет. Возьмем в качестве примера… нет, не Call of Duty, а Men of Valor — достаточно неплохой, пусть и не выдающийся экшен о Вьетнаме. Его проходишь на одном дыхании, живя в коротких передышках между боями, и вся игра воспринимается как один бесконечный фильм, а не череда отдельных миссий.
Во Vietcong 2 ничего подобного нет — геймплей очень скучен и совершенно некинематографичен. Исключение составляют первые минуты игры — самые впечатляющие и самые обманчивые. Вот главного героя, лысого и свирепого морпеха, поднимают из постели, вызывают в штаб и в компании военного корреспондента отправляют на какой-то банкет в мэрию. Наслаждаясь интересными диалогами и неплохими скриптовыми сценами, мы поднимаемся на второй этаж, чтобы полюбоваться красивым видом. И тут, разумеется, раздается громкий “бабах”. Мы с трудом приходим в себя, поднимаемся на ноги. В стене зияют дыры от снарядов, а в городе, судя по доносящимся с улицы выстрелам, уже вовсю свирепствуют коммунисты. И в центре этого хаоса — игрок, без оружия и патронов, в обществе столь же беззащитного корреспондента. Выбраться живыми будет не так уж и легко.
Признаем честно, в эти минуты можно с легкостью забыть об отвратительных моделях, плохом освещении и текстурах. Ибо думаешь только об одном — что же будет дальше? А дальше, увы, не будет ничего хорошего. Самое сильное разочарование — это, как ни странно, искусственный интеллект. Сражаются враги действительно очень хорошо. Но вот беда — в бою они меньше всего напоминают живых людей: не нервничают, не убегают, не зовут на помощь, действуют по одиночке. Не люди, а андроиды. Даже кровь у них больше всего напоминает краску из специальных пакетиков, которые используют при съемках кино.
Вторая беда — заштампованность. Типичная миссия во “Вьетконге” выглядит как серия коротких боев, между которыми нас ждет очередной “сюрприз” — скриптовая сцена, а то и новое задание. Но если вы хотя бы раз в жизни смотрели американский фильм о войне, то все эти коварные засады, ловушки, спасения рядового Райана и прочие сюжетные повороты вызовут у вас приступ зевоты, не больше. Во Vietcong 2 заранее очевидно, кого из напарников пристрелит снайпер, где следует ждать засаду, каким будет новое задание и т.п. Уровни практически не связаны между собой. Вне зависимости от того, что мы сегодня делаем — спасаем заложников или прорываемся к катеру — разработчики предлагают один и тот же тир в разных декорациях. Утомляет, знаете ли.
Бессмертные и бесстрашные!
Если вам лень участвовать в утомительных перестрелках, а узнать, “что там дальше”, все-таки хочется, то держите бесплатный совет: просто не высовывайтесь из укрытия и ждите, пока товарищи сделают всю грязную работу. Дело в том, что, как и в первой части, они практически бессмертны и при этом очень грамотно воюют — искусственный интеллект у союзников проработан еще лучше, чем у противников. Прямо терминаторы 68 года выпуска, не меньше.
Конечно же, можно играть и честно: выставить сложность на максимум и активно использовать “тактический элемент”, командуя своими суперменами. Но особой разницы вы не увидите — “тактика” пришита ко Vietcong 2 только ради ублажения издателя и громкой строчки в пресс-релизе. Управление подопечными сводится к одной команде — “идти туда-то” и осуществляется с помощью… взгляда. В какую сторону вы посмотрите, туда морпехи и пойдут. Самое полезное применение этой функции — послать отряд куда подальше, чтобы не мешали. Впрочем, работает недолго — уже через пять минут солдаты забудут приказ и вернутся к вам за новым наставлением.
Как и в первой части, во Vietcong 2 можно пользоваться услугами медика и дядьки-с-бесконечными-патронами-в-рюкзаке, которые верными хвостиками бегают за игроком. Хорошо проработаны и характеры бойцов — видно, что перед нами не банальные статисты. Играть в таком коллективе весело — но только если сразу же забыть пресловутое слово “тактика”. Ее здесь нет.
Несколько особняком стоит кампания за вьетконговцев. Дело в том, что Vietcong 2, несмотря на чешское происхождение, является самым типичным образчиком американского агитпропа — игра вся из себя правильная, героическая. Поэтому убивать борцов за демократию вам здесь, разумеется, не позволят. Под раздачу попадут войска Республики Вьетнам, которые действовали совместно с американцами. Главный герой — молодой партизан, чью деревеньку сожгли некие злодеи (разумеется, не американцы). Игра за него почти полностью посвящена мелкому крысятничеству: подложить взрывчатку, напасть на конвой из засады и так далее. На самом деле особого “партизанства” тут, конечно, нет и каждая операция сопровождается мясорубкой таких же слоновьих масштабов, что и в предыдущей кампании. Однако смена антуража, несомненно, заслуживает похвалы.
Вообще, во Vietcong 2, с его однообразным геймплеем, очень быстро учишься получать наслаждение от всяких мелочей. Сбил вертолет из “калашникова” — хорошо. Пострелял из пулемета, прокатился на боевом катере, неся смерть и ужас, — тоже неплохо. Увы, на этом радости заканчиваются и начинается старый добрый тир а-ля Call of Duty — только скучный, серый и напрочь лишенный боевого азарта. Помните тот оглушительный ад, рокот падающих “мессеров”, крики товарищей, игру светотени и бешеный ритм? Здесь этого нет. Vietcong 2 — непозволительно скупая на эмоции игра.
* * *
А ведь это, друзья, сделали люди, которые всего пару лет назад подарили нам самый лучший экшен про Вьетнам! Увы и ах! Умение создавать хорошие игры — очень непостоянное качество. Вчера оно было с вами, а сегодня исчезло. И вот мы получаем Vietcong 2 — бледную тень своего предшественника.
Жаль, конечно.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 50%
Геймплей: 6.0
Графика: 6.0
Звук и музыка: 5.0
Интерфейс и управление: 7.0
Дождались? Хотите почувствовать атмосферу вьетнамского ада? Увидеть жестокие городские сражения, в которых вы каждую секунду находитесь на волоске от смерти? Установите Call of Duty (можно даже первую часть) и внушите себе, что вы — во Вьетнаме. А ко Vietcong 2 лучше и не приближаться.
Рейтинг “Мании”: 6