Sniper Elite
Задача. Дано: один снайпер. Одна снайперская винтовка. Много умных врагов. Требуется: ликвидировать дозорного. Остаться незамеченным. Не спугнуть основные силы противника. Решение: терпение. Именно в нем кроется успех. На рожон лезть не стоит ни в коем случае — завалят. Терпеливо выбрали позицию. Терпеливо определили цель, сделали поправки на ветер и расстояние. Терпеливо дождались залпа артиллерии. Задержали дыхание. Взрыв. Приглушенный хлопок. Цель поражена. Все. Задача выполнена. Можно спокойно уходить — взрыв заглушил выстрел, и противник вряд ли быстро определит нашу позицию.
Понравилась задачка? Что ж, тогда обратите внимание на Sniper Elite — самый настоящий “снайперский” экшен от английской компании Rebellition Software.
Среди руин
На дворе 1945 год. Союзники уже почти заняли Берлин — фашисты удерживают только центр города. В это время выясняется, что немецкое командование ведет разработки ядерного оружия, надеясь тем самым переломить исход войны в свою пользу (факт вовсе не вымышленный — читаем неподалеку нашу историко-познавательную заметку). Чтобы раздобыть секретные документы, американцы посылают на передовую главного героя игры — опытного снайпера.
Итак, мы в полуразрушенном Берлине. Кто наш основной враг? Фашисты? Неправильный ответ. Красная армия! Советское командование, оказывается, тоже занято поиском данных о немецкой атомной бомбе. Мы, со своей стороны, не должны позволить этого сделать. Вот и вся наука: вместо того чтобы совместно истреблять фашистскую заразу во имя победы, союзники рьяно стремятся истребить друг друга.
Впрочем, давайте оставим бредовый сюжет на совести разработчиков и обратим внимание на геймплей. Поле нашей деятельности — Берлин в самый разгар его штурма. То есть целые здания здесь отсутствуют как вид: вокруг одни лишь руины да остовы подбитой техники. При этом почти все время что-то рушится и взрывается, а с неба то и дело падают самолеты — видно, что разработчики постарались и создали неплохую атмосферу. Да, массовых побоищ а-ля Call of Duty здесь нет, но окружающая атмосфера поддерживается совсем иными способами. Вот из-за домов немецкая зенитка долбит по самолетам союзников. Вот над городом проносится сбитый советский бомбардировщик и врезается в землю всего в десятке метров от нашей позиции. А вот раздается резкий свист снаряда, и здание перед нами разлетается на осколки, засыпая камнями обгоревшие останки трамваев.
Созерцать все эти военные красоты игроку предстоит из-за спины своего альтер эго — экшен у нас с видом от третьего лица. Кроме того, можно, как в Splinter Cell , с помощью колесика мыши регулировать скорость перемещения своего бойца — очень удобно, учитывая stealth-направленность Sniper Elite.
Вооружен наш подопечный снайперской винтовкой и пистолетом с глушителем. Плюс никто не запрещает подбирать оружие с убитых противников или находить его в специальных ящиках. Спустя некоторое время в вещмешке у главного героя обнаруживаются трофейный ППШ, базука, ручные гранаты, мины с часовым механизмом, растяжки и динамитные шашки. Не снайпер, а прямо ходячий арсенал. Все оружие, кстати, отображается на модели персонажа — видно, например, как боец на бегу убирает в кобуру пистолет, снимает с плеча винтовку и перезаряжает ее, предварительно достав новый магазин.
По мере продвижения по сюжету нам придется решать самые разные задачи: встретиться со связным, ликвидировать особо важную вражью “шишку”, прикрыть однополчан при наступлении и даже вынести из-под обстрела раненого товарища. Действовать в большинстве миссий следует очень аккуратно, ведь на стороне противника огромное численное преимущество. На беду патронов в пистолете не много, в подобранном трофейном оружии — тоже, а стрельба из винтовки “от бедра” малоэффективна. Вот и приходится, оглядываясь по сторонам, перебегать от укрытия к укрытию, при этом часто обтирая своим брюхом ближайшие тротуары. Плюс не стоит забывать, что у противника тоже есть снайперы, а заметить их на фоне мрачных руин крайне непросто. Спасает лишь то, что карты очень сложны и нелинейны — к каждому важному объекту можно пробраться сразу несколькими путями, так что подозрительные места чаще всего получается обойти.
Особенности снайперской стрельбы
Но давайте перейдем к главному аспекту игры — собственно к стрельбе из снайперской винтовки. Это нелегкое дело разработчики смоделировали максимально тщательно и подробно: мы выбираем цель, делаем поправку на ветер и расстояние плюс, если противник перемещается, то еще и берем упреждение. Затем задерживаем дыхание, чтобы прицел не ходил ходуном, и нажимаем курок между ударами сердца. Все “вживую”. Дыхание, кстати, задерживается лишь на определенный промежуток времени, после которого снайпер начинает задыхаться, пульс учащается, а прицел скачет как шальной. То же самое относится и к передвижению по уровням. Ползем или двигаемся с небольшой скоростью — пульс ровный, спокойный. А вот стоит перейти на бег — и сердце начинает биться куда чаще. И здесь уже не поможет никакая задержка дыхания: пока пульс не успокоится, прицел будет дергаться. Впрочем, если подобные сложности вам не по душе, то в настройках всегда можно прижучить реализм, сделав игру заметно проще.
Отдельно стоит упомянуть такую вещь, как “удачный выстрел”, — он происходит, когда мы поражаем противника с большого расстояния. При этом нам в красивейшем slo-mo демонстрируется полет пули вплоть до того момента, пока она не выбьет из врага все его внутренности.
В некоторых миссиях приходится согласовывать свои выстрелы с огнем артиллерии, чтобы вражеские войска не обнаружили нашу позицию на звук. Ошиблись в расчетах — красноармейцы организуют самое настоящее наступление, сдержать которое будет совсем непросто. Почему? Ну, в первую очередь потому, что в игре крайне неглупый AI. Гады никогда не прут лоб в лоб, стреляют во время перебежек, умело находят укрытия и даже умеют координировать свои действия. Пока пара бойцов поливает нас автоматным огнем, их однополчане могут обойти здание и атаковать с тыла. И это — простые солдаты. Со снайперами противника проблем вообще не оберешься: они отлично маскируются и стараются после каждого выстрела сменить позицию. Не удалось ликвидировать с первого раза — готовьтесь к затяжной и нервной перестрелке.
Единственное, чего недостает игре, так это внешнего лоска. Графический движок, если честно, выглядит значительно ниже среднего, и единственное, что сделано на более-менее достойном уровне, так это погодные эффекты. Зато, как ни странно, очень хорош звук — именно благодаря ему в Sniper Elite есть то, что мы иногда называем словом “атмосфера”.
Атомная эра
Сюжет игры, как ни смешно это звучит, действительно основан на реальных событиях. Дело в том, что немецкие ученые на самом деле разрабатывали во время Второй мировой атомную бомбу, но создать сколько-нибудь рабочий прототип так и не успели. Более того, многие их достижения потом были использованы в гонке вооружений США и СССР во время холодной войны.
Осенью 1939 года физики Вернер Гейзенберг, Карл-Фридрих фон Вайцзекер, Отто Ган и Вильгельм Грот объединились в так называемое “Урановое общество” при Управлении армейских вооружений. В то время у Германии практически не было ресурсов, необходимых для производства атомной бомбы, — впрочем, проблема эта решилась после оккупации Бельгии, Чехословакии и Норвегии.
В 1941 году представители “Уранового общества” уговорили Гестапо отпустить известного физика Хоутерманса для включения его в “команду”. Как оказалось, зря. Хоутерманс передал немецкому физику Райхе, эмигрировавшему из Германии все в том же 1941 году, информацию, что фашисты создают атомную бомбу. Узнав об этом, аналогичные исследования активизировали США и Великобритания. Немцам же “не повезло”: заводы и научные центры были уничтожены в ходе войны, и ученые не успели справиться со своей задачей. Ну а кто первым разработал и испытал атомную бомбу, думаем, знают все.
* * *
Вообще, Sniper Elite оказалась для нас маленьким открытием. Признаемся честно, никто не ожидал от этого малозаметного экшена такой прыти. Тут вам и оригинальный сюжет, и продуманные миссии, и динамичный геймплей, и, что самое главное, отлично проработанные снайперские операции. Да, конечно же, Sniper Elite недостает того лоска, которым красуются экшены-блокбастеры (см. для примера рецензию на Call of Duty 2 где-то на соседних страницах). Однако обратить свое внимание на эту игру стоит хотя бы по той причине, что в следующий раз нечто похожее выйдет очень и очень нескоро.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 8.0
Графика: 6.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 7.0
Дождались? Хотите взглянуть на Бранденбургские ворота через оптический прицел? А потом, плавно нажав на спусковой крючок, красиво уничтожить у их подножия очередного врага? Тогда Sniper Elite — это игра для вас.
Рейтинг “Мании”: 7.5