Shattered Union
“Красные”, собрав остатки своих сил в единый кулак, занимают позиции напротив ключевого города. Они не опасаются применения тактического ядерного оружия — знают, что враг истратил его несколько ходов назад. Затаив дыхание, стратег “красных” и донельзя заинтригованные наблюдатели нейтральных держав припадают к своим мониторам — сражение подошло к своей кульминации.
Все начинается с того, что из осажденного города неторопливо выезжает “Хаммер”, выхватив своим мощным радаром оперативную обстановку на много позиций вокруг. На правом фланге появляется вертолет, “видящий” еще дальше, чем джип. Все, разведка завершена…
И вот на Т-90, который возглавляет армаду атакующих, с неба обрушивается начиненная смертью ракета. Довершает дело залп стационарной артиллерийской установки, установленной на окраине города. Следом гибнет еще один танк — и вот по дороге, откуда-то из тылов, в образовавшуюся прореху устремляются простенькие, но быстрые броневики, которые буквально разрывают на куски прикрывающую наступление “Шилку”. Начинается самый настоящий разгром — на беззащитную группировку с воздуха один за другим безнаказанно пикируют бомбардировщики, довершая отлично спланированную операцию. И уже неважно, что несколько самолетов гибнут, попав под огонь еще одного, не обнаруженного разведкой комплекса ПВО: у красных все равно практически не осталось техники и продолжать наступление они не смогут.
Очень старая школа
События, “нарисованные” выше, разворачиваются не в красочной картинке онлайнового боевика или реальновременной стратегии. Это даже не могучий скриптовый ролик, который использует самые свежие графические технологии. Все это, по большей части, происходит в головах игроков, для которых игра — лишь своеобразная “точка опоры”.
Ничего странного и удивительного здесь нет: именно так было давным-давно, во времена, когда умами геймеров владели такие игры, как Panzer General , Fantasy General , Warlords и Battle Isle. Мы смотрели на спрайтовые кадры из них, а в воображении разворачивались битвы, зрелищные настолько, что способны заткнуть за пояс даже самые современные сегодняшние стратегии.
С тех пор прошло очень много лет. Частично аскетичные пошаговые стратегии ушли в хардкорный андерграунд, где горстки энтузиастов создают игры “для своих”: “правильные”, но малопонятные обычному человеку. Частично послужили основой для навороченных проектов с “вкраплениями” реального времени, ролевыми элементами и т. д. Частично просто исчезли: соревнования мозгов оказались менее востребованными, чем соревнования рефлексов.
К счастью, находятся все-таки исключения из правила. Недавно, например, смельчаки из PopTop Software выпустили Shattered Union — проект, способный вызвать у любого ветерана компьютерных игр ностальгические воспоминания о Battle Isle. Здесь все как в старые добрые времена: игровое поле, поделенное на шестиугольные хексы, аккуратные модельки юнитов, пошаговый режим, в котором мы управляем войсками.
Но, несмотря на все это, Shattered Union ни в коем случае не носит сомнительное звание “клона” — игра удивительно оригинальна и самобытна. Не является она и развлечением “для своих” — даже самый зеленый новичок почувствует себя здесь как дома и очень быстро разберется во всех тонкостях и хитростях боевой системы.
Вместе мы — сила!
Shattered Union начинает удивлять с самых первых минут знакомства. Возьмем, например, сюжет. Представьте Соединенные Штаты Америки, которые… расколоты на несколько нелепых мини-государств и охвачены Второй гражданской войной. Очень-очень дерзкий ход — обычно “раскалывают” и “охватывают” кого угодно, но не США. Более того, разработчики пошли еще дальше и пригласили на чаепитие Евросоюз и Россию, которые выступают в роли миротворцев. Весьма агрессивных миротворцев, надо сказать.
Но главное достоинство Shattered Union — это, конечно же, не сюжет, а возможность игры вмногером. Находим противника в интернете, локальной сети или даже просто среди своих друзей (да-да, обожаемый хот-сит никто не отменял!) — и проводим полтора-два часа за увлекательным единоборством. Можно, разумеется, сразиться и с искусственным интеллектом, но удовольствие будет уже не то. Все-таки Shattered Union в первую очередь “компанейская” игра — как та же самая серия Worms , например.
Начинать знакомство следует с боевой системы. Основные правила стандартны: есть поле, разделенное на хексы, по которым перемещаются юниты. Действия мы совершаем по ходам — сначала первая сторона, затем вторая. Главная задача в любом сражении всегда одна и та же: первому захватить определенное количество “опорных пунктов”. Плюс для того, чтобы избежать патовых ситуаций и искусственного затягивания игры, введено ограничение на количество ходов.
Вся тактика заключается в грамотном использовании юнитов, каждый из которых обладает огромным количеством характеристик и возможностей. Есть три вида атаки: против авиации, бронетехники и пехоты. Есть показатели защищенности и того, какой побочный ущерб причиняет юнит — в США даже во время гражданской войны стараются не обижать мирных жителей. Есть, наконец, запас топлива, дальность обзора и стрельбы и количество хексов, которые юнит может преодолеть за один ход.
Универсальных юнитов, разумеется, не существует. Достаточно бросить беглый взгляд на перечень характеристик — и становится ясно, что вертолету хватит запаса хода, чтобы подойти к врагу, атаковать и безнаказанно отступить, а стационарной пушке обязательно нужны внешние “глаза”, чтобы вести огонь на максимальную дальность. Что бомбардировщик или истребитель, входя в зону действия ПВО, автоматически подвергаются его атаке. Что разные типы рельефа дают те или иные бонусы к атаке и защите каждого из родов войск. Ну и еще много всяких “что”. Есть, конечно же, и несколько упрощений, которые будут заметны лишь хардкорным фанатам. Например, дальность атаки не разнится в зависимости от типа атакуемого юнита — хотя стоило бы. Однако все это мелочи, которые на геймплей практически не влияют.
Не совсем обычным оказался баланс. В Shattered Union существует пять основных фракций, отличающихся лишь двумя-тремя уникальными юнитами, которые очень хорошо характеризуют стиль игры: упор на атаку, оборону, мощь или мобильность. Плюс есть две специальные фракции, совершенно непохожих на других — они подойдут, в свою очередь, для любителей нетрадиционных тактик.
Кроме юнитов каждая сторона обладает набором очень мощных специальных возможностей: атака по площадям, глобальный “ремонт” юнитов и так далее. Будучи вовремя и грамотно примененным, этот фактор может даже решить исход сражения.
Выглядит Shattered Union ничуть не хуже, чем играется. Нет, графический движок не блистает суперсовременными технологиями — все дело в потрясающей стилизации. Игровое поле сделано следующим образом: на “крышке стола” создан убедительный красивый рельеф, с реками и дорогами, холмами и городами, мостами и лесами. Сверху на него наложена “хексовая” сетка. На максимальном удалении можно окинуть одним взглядом даже очень большую “доску”, ну а максимальное приближение дает возможность рассмотреть очень детальные модели боевых машин (пехота выглядит, увы, куда хуже), на которых даже видны повреждения, полученные в бою.
Как все начиналось
Перед вами скриншот из Battle Isle — игры, появившейся в 1991 году и моментально ставшей культовой … нет-нет, не в определенных кругах. В те времена это был практически всенародный хит. Почему Battle Isle стала столь популярной? Да примерно по той же причине, по которой Shattered Union получила в этой рецензии восемь с половиной баллов. Это была игра простая в освоении, но в то же самое время очень глубокая и интересная. Ну и главная причина — в Battle Isle можно было играть вдвоем за одним компьютером. А для тех времен это было очень важно.
Между прочим, в Shattered Union нет многих фишек, что были с успехом применены еще тогда, в 1991 году, и при этом не усложняли геймплей. Например, нет возможности производства дополнительных юнитов во время боя и поиска предназначенных для этого ресурсов. Нет возможности транспортировки одних юнитов внутри других. Нет флота. Нет оперативного ремонта на поле боя. Но, как говорится, лиха беда начало — а мы уверены, что продолжение не заставит себя ждать. Главное — не повторять ошибок следующих игр серии Battle Isle, которые из-за постоянного усложнения боевой системы ненужными никому элементами в конце концов просто стали неинтересны геймерам.
* * *
Shattered Union — удивительная игра. Она совершенно непохожа на все то, что выходит сегодня, в ней чувствуется геймплей, который был популярен в начале 90-х годов и который практически забыт сегодня. Тем не менее, несмотря на это, Shattered Union не выглядит белой вороной в стае сегодняшних крупнобюджетных стратегий и экшенов — она здесь как своя.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 100%
Геймплей: 9.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 6.0
Интерфейс и управление: 9.0
Дождались?
Замечательная игра, которая возвращает нам надежду на возрождение легендарного жанра, о котором почти все мы уже забыли. Shattered Union стоит попробовать хотя бы для того, чтобы потом заявить друзьям — “а я знаю, как играли пятнадцать лет назад!”.
Рейтинг “Мании”: 8,5