Just Cause
Труднообъяснимая любовь дебютантов к открытому геймплею в тропических сеттингах продолжает цвести и пахнуть. Just Cause , на которую у Eidos были, очевидно, серьезные ставки, издалека виделась эдаким Джеймсом Бондом среди пальм. Затяжные прыжки с парашютами, цирковое трюкачество и пальба с двух рук. Все как мы любим.
GTA не завезли
Отчего у шведов из Avalanche Studios вдруг воспалилось сугубо российское желание « подарить игроку невиданную свободу », неизвестно. Но вместо продуманного и разнообразного экшена мы имеем недоваренный клон GTA (да-да!), который демонстрирует собственный потенциал из-под полы и по большим праздникам. Just Cause можно прямо сейчас закатывать в банку с формалином и выставлять в кунсткамере в качестве клинического случая. Стокгольмские разработчики наступили на все хрестоматийные грабли, какие только можно. В погоне за « неограниченной свободой перемещения » и « невиданным разнообразием » они нарисовали никому не нужные километры джунглей, разбросали по карте несчетное количество однообразных и скучных миссий, не сделав в итоге самое главное — геймплей.
Если совсем коротко, то Just Cause — это натуральное GTA в псевдокубинском антураже. То есть вы оказываетесь на огромном острове, где сюжетные и случайные миссии раскиданы по всей карте, а любое транспортное средство можно экспроприировать и использовать по своему усмотрению. Удивительно, как разработчики с молодецким задором по-прежнему бросаются с шашкой на GTA, мечтая сделать такую же, но с перламутровыми пуговицами. Секрет состоит в том, что у Rockstar было очень много времени, денег и хорошего вкуса. Эти, вообще говоря, ключевые для любого проекта моменты сделали GTA именно тем, чем она является. У Avalanche явно было не то чтобы очень много денег, а местами наблюдаются и проблемы со вкусом. Итог предсказуем: хваленая шведская свобода оказалась никому не нужна — в местных джунглях попросту нечего делать! Однотипные сторонние миссии (гонки по чекпойнтам наперегонки со временем и освобождение местных деревень из-под диктаторского гнета) утомляют после первого же прохождения и не приносят сколько-нибудь ощутимых результатов. Вам открывается какое-то новое оружие, но что с ним делать, когда в арсенале с трудом отличаешь шотган от автомата, неясно.
Остается, собственно, бескрайний остров, который предлагается самостоятельно исследовать, пестуя своего внутреннего эколога. Поначалу масштабы содеянного Avalanche действительно поражают: гигантские открытые пространства, джунгли, множественные водоемы, в которых можно свободно плавать, выполнены на «отлично». Шейдерная вода, богато декорированное кораллами дно и разнообразные водоплавающие средства производят крайне приятное впечатление. Здесь же — солнечные лучи, пробивающиеся через густую листву, потрясающие восходы, закаты и туманы, а также автоматические «расступающиеся» при движении ветки. Разочарование постигает, когда становится ясно, что в местных джунглях делать категорически нечего. Кому нужны бескрайние просторы, засаженные однотипными векторными пальмами и собранные по ГОСТу коралловые рифы, если в них ничего невозможно найти? Никакого завалящего автомата, бонуса, секретной миссии — да чего угодно! Даже животные — и те представлены одинаковыми птицами. Хоть бы лемура какого прикрутили.
Получается парадоксальная ситуация — обширные и вполне себе привлекательные открытые пространства стоят без дела, выполняя роль декораций для сюжетных миссий, которые тут являются главной достопримечательностью. Just Cause с видимым удовольствием рассказывает историю свержения местечкового диктатора силами американских спецслужб. Учитывая антураж, машины и декорации, очевидно, что Avalanche намекают на Кубу. Так вот, сюжет и кат-сцены уподобляются всей остальной игре — демонстрируют внушительный потенциал, после чего отрабатывают одну десятую заложенных возможностей. Главгероя регулярно инструктируют напарники, ведущие абсолютно курортный образ жизни. Каждый второй ролик открывается сценами распития коктейлей или принятия солнечных ванн. Единственная женщина в команде на протяжении всей игры читает книгу «Как сменить политический режим за 7 дней». На удивление продуманным персонажам и остроумным диалогам быстро нашлось объяснение: для написания двадцати сюжетных миссий Avalanche привлекли Мэтта Костелло (Matt Costello) и Нила Ричардса (Neil Richards). Первый значится автором сценария The7th Guest , The 11th Hour , Shellshock: Nam ’67 и DOOM 3. Нил Ричардс, в свою очередь, отвечал за сюжеты Broken Sword: The Sleeping Dragon , Broken Sword: The Angel of Death , интерактивного The Da Vinci Code , а также за некоторые диалоги гениального Starship Titanic (авторский проект покойного Дугласа Адамса).
Так вот, вышеозначенные кат-сцены напрочь загублены абсолютно дубовым 3D. Рассматривать местную анимацию и качество рендеринга как авторскую позицию не представляется возможным. Есть только одна причина, по которой Avalanche могли прийти к выводу, что в их игре могут присутствовать такие кат-сцены, — у них наблюдаются серьезные проблемы со вкусом.
Под куполом
Ко всему вышеозначенному беспределу Avalanche приделали непропеченный, но крайне многообещающий геймплей. Если вы вдруг не в курсе, флагманской особенностью местного действия заявлены умопомрачительные трюки. Так вот, они действительно есть и они действительно умопомрачительные. Just Cause стартует прямо в небе — главгерой камнем летит вниз, картинно расставив руки в стороны. Под ногами — бескрайние псевдокубинские просторы, а за плечами — многоразовый парашют, который можно раскрывать-закрывать сколько угодно. Некоторые журналисты поносят шведов за то, что они заставляют нас принимать участие в каком-то совершенно вызывающем бреде. То есть тут можно выпустить парашют, будучи за рулем автомобиля, отчего главгерой незамедлительно воспарит над землей. Здесь можно прыгать с отвесной скалы и в процессе скоротечного падения раскрыть тот самый парашют, обеспечив мягкую посадку. Так вот, смеем вас заверить — если бы Avalanche целиком сконцентрировались на пестовании своего горячечного бреда, Just Cause стала бы нашей любимицей. Весь беззастенчивый идиотизм, который изредка происходит на экране, заслуживает детальнейшего описания. Среди прочего имеется возможность на полном скаку вылезти на крышу машины, перепрыгнуть на соседнее транспортное средство, выкинуть оттуда водителя и продолжить движение уже в новом авто.
Сигать с местных обрывов не надоедает никогда. Более того, каждый раз, когда вы с разбега прыгаете со скалы, в животе неуютно холодеет, совсем как при взгляде на землю из иллюминатора самолета. Just Cause очень ловко и достоверно передает ощущения высоты и прыжка с парашютом. Кроме вышеозначенных выкрутасов имеется также обмусоленная западной прессой возможность вылезти из летательного аппарата и воспарить, держась за крыло одной рукой (!).
Самое печальное, что всем этим благоглупостям в местном геймплее совершенно нет места. То есть игра спокойно проходится безо всяких там парашютных прыжков со скалы. И это крайне, до слез обидно. Вместо того чтобы соорудить достойные миссии, которые бы заставляли нас с вами с умом использовать заложенные в Just Cause возможности, Avalanche посвятили себя построению скучного и, по большому счету, никому не нужного мира. В качестве обратного примера шведам хочется ткнуть в лицо выстроенный по обратной схеме El Matador. Чехи из Plastic Reality не тешили себя иллюзиями по поводу создания новой GTA. Вместо этого они сделали грамотные уровни и отточили геймплей так, что от него невозможно оторваться вплоть до финальных титров.
С Just Cause происходит диаметрально противоположная ситуация — игра натурально завораживает в первые пять минут, после чего происходит грубое разоблачение.
* * *
Все вышесказанное, впрочем, совершенно не отменяет того факта, что за Avalanche Studios отныне нужно пристально следить. В этой команде явно есть талантливые геймдизайнеры, на которых у Eidos отчего-то не нашлось продюсерской управы. Шведы с радостным гиканьем бросились строить неограниченную свободу и игру мечты, вместо того чтобы довести до ума собственный геймплей. В итоге рекомендации следующие: сюжетную линию Just Cause необходимо отсмотреть, не отвлекаясь на посторонние маневры вроде побочных миссий. Там, среди никому не нужной свободы и незаселенных тропических гектаров, проглядывает остроумная и талантливая игра. Надо только присмотреться.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — да
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей : 7.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 6.0
Интерфейс и управление: 8.0
Дождались? Типичный случай «синдрома великой игры»: Avalanche Studios слишком увлеклись пестованием никому не нужной свободы, забыв довести собственные идеи до ума. Играть можно, но обещанного подрыва устоев не случилось.
Рейтинг «Мании»: 7.0