Метро 2033
Как все начиналось?
История «Метро 2033» как бренда началась с книги, главы которой журналист и писатель Дмитрий Глуховский совершенно бескорыстно выкладывал в Сеть. Он в красках описал постапокалиптический мир, тем более жуткий, что миллионы людей хотя бы раз оказывались в нем в реальности, а многие сталкиваются с ним ежедневно. Речь идет о московском метро, в котором, по сюжету романа, обосновались выжившие после рукотворного Армагеддона жители и гости столицы. Станции и перегоны, загадочные по самой своей природе, автор населил чудовищными существами и странными людьми.
О чем это?
События игры воссозданы довольно близко к тексту первого романа (еще есть «Метро 2034» и книги других авторов в серии «Вселенная Метро 2033»). Мы попадаем именно в тот чарующий, таинственный и одновременно давящий подземный мир, который так детально обрисовал в своей книге Глуховский. Постапокалиптический метрополитен поделен на станции-государства со своим социальным строем и политическим укладом. На многометровой глубине нашли пристанище фашисты, коммунисты, предприимчивые дельцы, ученые и милитаристы. Стоит ли говорить, что сладу между ними нет и между станциями случаются настоящие войны.
В эпическую одиссею мы отправляемся вместе с юношей по имени Артем. Сам он еще никогда не выходил за пределы родной станции, но сейчас от его действий зависит судьба его товарищей, а то и всего метро. На станцию Артема повадились нападать «черные» – зловещие существа с отравленной поверхности. Наш герой должен предупредить об этой угрозе руководство Полиса – подземного города, занявшего станции «Арбатская», «Библиотека им. Ленина» и «Боровицкая». Вот только путь туда не близкий…
Как играется?
По описанию «Метро 2033» напоминает S.T.A.L.K.E.R. под землей. Мутанты, разруха, гнетущая атмосфера – точек соприкосновения достаточно. Но есть и ключевое отличие, которое перечеркивает все параллели. Студия 4A Games не стала экспериментировать с огромной саморегулирующейся экосистемой и соорудила классический коридорный шутер. Игру условно можно разделить на три части: постановочные сценки, вылазки на «свежий» воздух (такой свежий, что без противогаза не выжить) и бои в закрытых помещениях. Причем надо отдать авторам должное – в последнем случае обычно остается место для маневра, то есть расправиться с врагами можно по-разному.
Впрочем, «Метро 2033» – это не только перестрелки. В книге Дмитрий Глуховский много внимания уделил описанию подземного общества, и игра также дает возможность с ним познакомиться. В качестве передышки после насыщенных баталий авторы услужливо предлагают мирные прогулки по станциям, во время которых можно запастись патронами, оружием и медикаментами. В дальнейшем все это очень пригодится. Разнообразию игровых ситуаций «Метро 2033» могут позавидовать многие шутеры, и в большинстве эпизодов Артему приходится серьезно бороться за жизнь. Налет на вражеский форпост с применением бронированной дрезины, прорыв через линию фронта под пулями фашистов и коммунистов, яростная схватка с кровожадными тварями в темных тоннелях – калейдоскопическое чередование сцен держит в приятном напряжении до самого финала. Ближе к концу герою даже доведется посетить библиотеку им. Ленина, наверняка запомнившуюся тем, кто читал роман. Встреча с библиотекарями оставляет яркие впечатления.
Интересно, что при всей линейности игры и предопределенности событий разработчикам удается сохранять некоторую дистанцию от «обычных» шутеров. Отчасти этому способствуют, казалось бы, лишние мелочи. Здесь необходимо вручную менять фильтры в противогазе, подзаряжать фонарик с помощью динамо-машины и нагнетать давление в баллонах пневматического оружия. По идее, вся эта возня должна лишь отвлекать, но на самом деле она играет важную роль. «Бытовые» детали заставляют поверить, что ты попал в настоящий смертельно опасный мир, а не в декоративно оформленный тир. В S.T.A.L.K.E.R., к слову, похожую задачу решают продовольствие и всякие «антирады».
Разумеется, «Метро 2033» отнюдь не безупречна. Наблюдаются неполадки в балансе оружия, виртуальные противники порой ведут себя, мягко говоря, неразумно, система повреждений явно не доведена до ума. Но мощь антуража подминает под себя все эти недостатки, заставляя быстро о них позабыть.
Как выглядит?
Виды постапокалиптического метро не сумели бы так впечатлить без должного визуального оформления. Несмотря на заверения авторов в технической продвинутости своего творения, сказать, будто «Метро 2033» поражает, нельзя. Однако выглядит игра очень современно, а ее дизайнеры достойны отдельной похвалы. Внимание к деталям очень помогает воспринять окружение как настоящую агонизирующую реальность, а не как набор декораций.
То, что мы ждали?
Признаться, после многих неудач постсоветских компаний на поприще шутеров «Метро 2033» мы ждали с опаской. Да и мучительно долгая разработка в обстановке гробового молчания не внушала оптимизма. К счастью, страхи оказались напрасны. У 4A Games получился пусть не идеальный, но абсолютно конкурентоспособный и, как принято говорить, атмосферный шутер, которому не жалко посвятить восемь-десять часов своего времени.
Плюсы
- Гнетущая атмосфера воссозданного в мельчайших деталях постапокалиптического метро
- Стремительное чередование игровых ситуаций
- Качественно перенесенный на экран книжный сюжет
Минусы
- Не всегда разумное поведение противников
- Мелкие недостатки, связанные с балансом оружия и системой повреждений
Чем нам не понравился визит в Полис?
Как вести себя в Ленинской библиотеке?
Что не так с дробовиком?
Почему поведение противников показалось нам не вполне адекватным?
НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА «МЕТРО 2033» В «ИГРОМАНИИ» № 4/2010 И «ИГРОМАНИИ ЛАЙТ» № 7/2010.