Игра года: лучшая игра 2012
Journey
У Дженовы Чена и его студии получилось удивительное — рассказать восхитительно красивую и умную историю вообще без слов. Историю про маленького путника, который бредет к высокой горе на горизонте сквозь пустыни, заброшенные города, жуткие пещеры и промерзшие горные кручи. Несмотря ни на что.
Journey гармонична во всем настолько, что даже сложно рассказывать об ее элементах отдельно. Визуальный ряд, саундтрек, геймплей — все работает в унисон.
[[VIDEOID_8475]]
Перво-наперво вы будете долго брести по пустыне — в этот момент познается одиночество, вы прочувствуете игру, появится ощущение ожидания. Так начинается приключение. Ровно на пике предвкушения вы встретите сюрреалистичных существ, которые станут вашими самыми дорогими друзьями до самого конца. Затем, после знакомства с миром, вас пустят глубже. Местные жители проникнутся к вам симпатией, станут играть с вами в непонятные, но такие забавные игры. И за секунду до того, как радость стала бы пресной, эмоция поменяется на противоположную. Вы попадете в пыльные безмолвные пещеры и испытаете страх. Затем — панику. Потом, ближе к концу, — отчаяние и горе. И… возродитесь, как феникс из пепла, в финале.
Это не игра. Это карусель эмоций. Она постепенно проводит игрока через цепь совершенно разных, иногда даже противоположных эмоций, но неизменно обрывает их до того, как они успевают надоесть. Именно поэтому игра и длится всего два-три часа.
Мир Journey — это целая причудливая экосистема, самый реальный мир, который только можно вообразить. И даже совместное прохождение его не портит, ведь у игроков есть только одно средство для общения — звуки, которые может издавать существо. Так что даже тот, кто регулярно хамит всем в игровых чатах, будет милым и спокойным.
Да, Journey — эксклюзив для PS3, и поиграть в нее смогут не все. Однако это тот случай, когда нужно обязательно напроситься в гости к другу, у которого есть консоль от Sony, или даже найти себе девушку с приставкой, начать встречаться с ней, поиграть в Journey и затем расстаться. Просто потому, что это лучшее, что случилось с видеоиграми в 2012-м. Просто потому, что Journey дает ощутить то, от чего мы все отвыкли. Она заставляет любить жизнь и людей вокруг, дарит чувство гармонии и удовлетворения, вырывает из реальности. После нее плачешь от счастья и горя одновременно.
Journey от начала и до конца уникальна. Это не новое слово в каком-то там жанре, но новое слово вне всех жанров. Новое слово в интерактивном искусстве.
И поэтому Journey — игра года, по мнению «Игромании.ру». Несмотря ни на что.
Второе место
Far Cry 3
На втором месте прочно укрепился Far Cry 3 — лучший боевик, лучшая песочница и просто лучшая за год игра из тех, в которые можно поиграть на всех платформах. Проект не то чтобы прорывной или оригинальный — нет, он сплошь состоит из знакомых нам элементов. Но каждый в отдельности работает просто восхитительно, а все они вместе складываются в одно большое, яркое приключение.
Солнечный тропический остров выглядит ровно так, чтобы на нем захотелось провести остаток жизни. Обилие побочных заданий и всякоразной деятельности, вроде охоты на дикое зверье, перестрелок с пиратами и исследования потайных закоулков, наполняют эту жизнь смыслом. И даже поставленная перед главным героем цель — отыскать и выручить плененных друзей — отодвигается на второй план, стоит ощутить царящий здесь дух свободы и вседозволенности.
Песочница в Far Cry 3 хороша на диво. Вам ничего не навязывают, даже в сюжетных миссиях можно выбирать свой путь решения проблем. Хотите — с криками и пальбой врывайтесь в лагерь бандитов, хотите — устраняйте противников тихо, пользуясь простой, но эффективной stealth-механикой, хотите — снимайте всех издали или садитесь в ближайшую машину и наматывайте противников на колеса. Можно даже крокодила за собой привести и ненавязчиво стравить с противниками.
Но игра не превращается в «развлеки себя сам». Каждая ситуация по-своему уникальна, происходящее отлично срежиссировано, и не приходится бороться с ощущением, что весь мир вертится вокруг вас. Остров живет по собственному распорядку, в который нам, игрокам, просто дозволено иногда вмешиваться.
Кроме песочницы здесь есть еще очень много всего. Вправду увлекательные перестрелки, в которых оружие стреляет так, что глаза разгораются. Небольшая ролевая присадка, позволяющая растить навыки и улучшать экипировку. Восхитительные сюжетные миссии — от, пожалуй, лучшей в играх сцены побега в начале и до безумных трипов в дебри подсознания. Обаятельные персонажи с на редкость живыми глазами (небольшой прорыв в плане графики, кстати) и неизбитые типажи. Да и сюжет про молодого экстремала, которому пришлось в одиночку выступить против полчищ бандитов, не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Осталось добавить еще строчку про недурственный кооператив на четверых, с отдельным сюжетом, — и образ можно считать завершенным. Far Cry 3 — это огромная комплексная игра, за которой можно с огромным удовольствием провести много часов, а большая часть претензий к ней сводится к « мне оказалось мало ». Она вышла последней из всех ААА-проектов за год, от нее никто ничего особенного не ждал — а тут на тебе! Роскошный сюрприз для игроков.
Третье место
The Walking Dead
Никто не ждал от Telltale Games чуда. Разбитая на эпизоды сезонная игра вполне могла затеряться среди крупных проектов. Не помогли бы ни громкое имя, ни армия поклонников. Мы-то с вами отлично знаем, как трудно встретить хорошую игру по лицензии. Но на этот раз пресловутый закон падающего бутерброда не сработал.
Главной особенностью вселенной «Ходячих» всегда были эмоциональность, интересные и запоминающиеся персонажи и, конечно же, роковые повороты в судьбах героев. И все это в лучшем свете раскрывается в каждом из пяти эпизодов. Небольшой отрезок жизни преступника Ли Эверетта и неприкаянной девочки Клементины оказался настолько насыщенным событиями, что отголоски их надолго останутся в нашей памяти. Мы сочувствовали, надеялись на счастливый финал и все это время, затаив дыхание, шли с героями рука об руку по обломкам цивилизованного мира.
Именно сильнейший эффект сопереживания и соучастия в судьбе персонажей и выделяет The Walking Dead из остальных игр уходящего года. Радоваться, грустить, ужасаться и даже плакать вместе с виртуальными людьми — наверное, кому-то это покажется странным, но именно так проходит время за компьютерными «Ходячими». Однако тут же кроется и главный минус — если сравнивать с Journey, которое взобралось на первую строчку. Обе игры опираются на эмоциональный резонанс, но если в Journey поток высоких материй окутывает игрока постоянно, не позволяя перевести дух, то The Walking Dead не лишена эмоциональных штилей, во время которых попросту не происходит ничего интересного. Местами сюжетная пружина толкает нас дальше, но приходится сидеть на месте или блуждать по тесным закоулкам в поисках очередной активной точки — наследие квестов, которое вдруг оказалось в игре совершенно лишним.
И тем не менее это одна из игр года — потому что драма, потому что постановка, потому что сюжет, потому что диалоги, потому что — кино. The Walking Dead доказывает, что хороший, умный киношный сюжет можно написать и для интерактивного вида искусства и при этом взять за душу миллионы игроков по всему миру.
Над материалом работали:Александр Пушкарь, Олег Чимде, Сергей Непрозванов