Among the Sleep
Просыпаешься среди ночи, приоткрываешь глаза — а в комнате кто-то есть. Чужой. Безмолвный, неподвижный. Лишь блики света из-за штор скользят по склоненной голове, по плечу, по странно сложенным рукам. Кто-то проник в дом, чтобы тихонько постоять в углу? Что делать — бежать, кричать, накрыться с головой одеялом, надеясь, что странному гостью надоест и он уйдет восвояси? Какой там бежать, от страха пальцем не шевельнуть. Наконец, зажмурившись, дрожащей рукой лупишь по кнопке светильника… и даешь себе зарок складывать одежду как положено, а не швырять куда попало.
Ночью любая комната, даже собственная, знакомая до последнего шва на обоях, становится немножечко чужой. Неожиданно всплывают давно забытые детские страхи, в которых под кроватью, в шкафу и за шторами было навалом монстров. Став взрослыми, мы забываем, насколько пугающими могут быть тишина и одиночество. Пока свет фонаря не превратит висящий халат в притаившееся чудовище.
► Покинуть детскую — такой важный и такой рискованный шаг. ► Наш герой вполне способен ходить. Но ползать у него получается намного быстрее.
Кыш, Супермен, кыш
Вся история началась в Норвегии, в университетском колледже Хедмарк. Несколько студентов решили, что не стоит тратить время попусту, и начали придумывать совместные проекты. Со временем абстрактные идеи оформились в четкий дизайн-документ, а одиннадцать выпускников объединились в компанию Krillbite Studio. И когда год назад компания вышла на Kickstarter, у них не было ничего — ни громких имен, ни внушительного портфолио. Даже с техническими аспектами сбора денег им помогали знакомые из «серьезной» студии. Но проект собрал запрошенную сумму, и даже с некоторым запасом.
Победившая идея была весьма простой — ну, примерно как идея застежки-липучки. Не случайно одна за другой появляются игры, в которых мы больше похожи не на героев войны, а на обычных офисных работников, способных сразиться разве что с пробками и заевшим принтером. В Amnesia , Penumbra и Outlast нас подталкивают к тому, чтобы не сражаться, а убегать и прятаться. Десятки сляпанных на коленке инди-хорроров (вроде тех, что в сотый раз рассказывают о Слендермэне) эксплуатируют ту же тему. В нашумевшей Papa Sangre и пока не вышедшей Three Monkeys герой вообще слеп. И герой Among the Sleep вполне соответствует моде на нарочито немощных героев. Впрочем, у него веское оправдание: ему всего два года.
► Комнаты просто громадны. С точки зрения ребенка. ► Испугаться собственной тени реально в любом возрасте.
Маленький мальчик (который, впрочем, с таким же успехом может оказаться девочкой) просыпается посреди ночи от того, что кто-то (или что-то) уносит его любимого плюшевого медвежонка. Следом за этим он оказывается на полу детской. Дом тих и погружен во мрак, лишь кое-где горят ночники да свет луны падает из окон, отбрасывая пугающие тени.
За пределами уютного детского мирка с кубиками и лошадками действительность не так благосклонна к крохотному человеку. Даже до дверных ручек приходится добираться, подтаскивая стулья. При взгляде снизу все представляешь огромным и недружелюбным: настенные часы размером с башню, кресла, в которых наверняка восседает бука, бытовая техника, вносящая свою лепту в пугающий звуковой фон. Чуть повеселее становится, когда удается выручить из заточения любимого мишку. Теперь, если будет совсем уж страшно, можно его обнять, и станет чуточку светлее.
► Мама мирно спит… или не спит? Или это и не мама вовсе? ► Можно побренчать на пианино, хотя это очень нелогично: мало ли кто услышит. Впрочем, нам же всего два года, какая тут логика?
Чем дальше, тем слабее утешают «взрослые» объяснения. Это просто гроза за окном, это ветки раскачиваются на ветру и отбрасывают изломанные тени, здесь никого нет, здесь никого нет, холодильник открылся сам… Все чаще тянет забраться под стол или в шкаф и отсидеться там в безопасности. Чем дальше, тем лучше получается ощутить себя испуганным беззащитным ребенком.
Когда мы добираемся до спальни родителей и обнаруживаем, что мама куда-то пропала, происходящее теряет последнюю связь с прагматичной реальностью. Все детские страхи внезапно оказываются более чем реальными, в шкафу открывается проход в параллельный мир, и прогулка по спящему дому становится по-настоящему опасной. Но надо идти. Кто же еще спасет мамочку, если не двухлетнее дитя с плюшевым другом за спиной?
► Холодильник явно сломан, дверца открыта, а пронзительного писка не слышно. ► Если долго не убирать в чулане, там может завестись что угодно. Даже портал в параллельный мир.
Долгая дорога между снами
Демо-версия игры, позволяющая прогуляться по спящему дому и добраться до странного мира, спрятанного в подвале, вышла еще во время кампании на «Кикстартере». Прошел год, первоначально намеченная дата релиза уже благополучно забылась. Разработчики, как часто бывает, не рассчитали силы — но работу продолжают.
Не забываем, что мы имеем дело с почти студенческим коллективом — недавними выпускниками. Уходящее время может стать потерей для маститых седых ветеранов, но для молодых геймдизайнеров, художников и аниматоров каждый месяц, а то и каждая неделя — это прежде всего опыт, как творческий, так и жизненный. И свежее видео от Krillbite это подтверждает.
Посмотрите на комнаты, по которым ползает наш младенец в альфа-версии. По большому счету, это стандартные коробки, в которых расположены некие примитивные объекты, кое-как обтянутые текстурами. Скудное освещение к ним милосердно, а умелая работа со звуком усугубляет тревожное ощущение. Но стоит подойти к лампе поближе, и волшебство теряется.
А вот кусочек, показанный пару месяцев назад. Вроде бы все то же… но эта комната определенно выглядит жилой. Груда коробок, прислоненный к ним велосипедик, плетеный коврик на полу, брошенная жестянка. Масса необязательных, но таких живых деталей делает происходящее еще более убедительным.
[[VIDEOID_12545]]NO_DESC[[/VIDEOID_12545]]
► Домик выглядит таким милым и уютным. Наверняка нас там не ждет ничего хорошего. ► Единственный настоящий монстр в альфа-версии. И того не рассмотреть.
В процессе работы над Among the Sleep у студии образовался маленький побочный проект, игра The Plan. Она крошечная и бесплатная, ее героиня — муха, которая летит ввысь, к свету, в небеса, преодолевая опасности и препятствия. Пока не добирается туда, куда стремилась… Неожиданность и философская многозначность финала — именно то, ради чего стоит потратить на игру пять-десять минут.
Мы не случайно вспомнили о мухе. В этой скромной поделке Krillbite Studio продемонстрировала великолепное чувство стиля, умелую работу со звуком и музыкой и опять же оригинальный подход к выбору окружения и героя. А заодно доказала, что от нее стоит ждать любых сюрпризов.
Еще две взятые вершины: игра молодого независимого коллектива выйдет на PS4 и будет полностью поддерживать Oculus Rift. По заверениям создателей, разработка вступила в завершающую стадию. Отдельные эпизоды и детали уже собраны воедино, и получившееся вовсю пугает тестеров. Впрочем, даже приблизительные сроки ребята предпочитают не называть. Ведь внезапно свалившаяся на них слава имеет и оборотную сторону: если ожидания не оправдаются в полном объеме, волна негодования вполне сможет смыть беззащитную «Креветку» в суровое Норвежское море. Не говоря уж о том, что провал послужит еще одним пинком по «эпохе Кикстартера». А ей и так уж порядком досталось.
Так что лучше будем верить не спеша.
► Наш самый верный друг и единственный спутник, плюшевый медвежонок. ► Мир снов не подчиняется законам и не ограничен рамками. Если у дизайнеров хватит фантазии и смелости — нас ждет настоящее приключение.
Факторы успеха
Факторы риска
- необычный подход: путешествие от лица ребенка;
- мы сможем вспомнить все свои детские страхи и победить их;
- при выбранном жанре и сеттинге у игры нет конкурентов.
- ограниченность возможностей героя грозит превратить геймплей в череду однообразных действий;
- дети убоятся любого шороха, напугать взрослых труднее;
- когда игра доберется до релиза, пока еще никому не ведомо;
- дебют — это всегда риск.
Стадия разработки
Работа над игрой находится на финальном этапе, но дата релиза пока не называется даже приблизительно. Скорее всего, все произойдет осенью.
Будем ждать?
Обязательно. «Страшилок» нынче много, но хорошие и оригинальные среди них наперечет. К тому же детские страхи и фантазии — все еще малоисследованные земли, и не только в играх. Должно получиться интересно.