Неизвестная война: шутеры в браузерах
Раньше браузерками принято было пренебрегать, но потом ситуация стремительно изменилась. Нынешний игрок вряд ли откажется от возможности «взять на нож» пару нубов в окошке браузера, да еще и прямо на работе. Во времена безраздельного властвования «Бойцовского клуба» и ему подобных о полноценных 3D-шутерах не могло быть и речи.
Но теперь все иначе. Технические возможности браузеров расширялись, а социальные сети быстро покорили человечество. Многомиллионная орда требовала хлеба и зрелищ. Желательно без лишних телодвижений, чтобы открыть вкладку — и сразу стало красиво и в 3D. Желания да будут исполнены!
Quake Live: старый конь борозды не испортит
► Браузерная «квака» до сих пор выжимает из бывалых игроков слезы счастья. Ностальгия!
Quake Live считается своеобразным ветераном жанра. Джон Кармак анонсировал ее аж в 2007 году, а после окончания ОБТ, примерно к концу 2009 года, в ней зарегистрировалось более миллиона человек.
Программисты id Software адаптировали культовый Quake 3 на удивление толково. Модели персонажей и спецэффекты упростили, чтобы не перегружать даже великий и ужасный Google Chrome, зато геймплей остался прежним. Выбираем один из шести классических для сетевых побоищ режимов, хватаем любимую «рельсу» и стремительно убиваем всех.
Разработчики здраво рассудили, что одной «старой школой» они много не заработают, поэтому прикрутили и социальные функции тоже. Игроки могут составлять списки друзей, общаться, не выходя из игры, следить за расписанием поединков и турниров, просматривать персональную статистику.
Но, увы, игра с самого начала рассчитывалась на аудиторию, которой не надо объяснять принципы шутеров, тонкости и нюансы «рокетджампов». Разобраться в управлении, а тем более победить залетным игрокам оказалось не так-то просто. Поэтому первый серьезный браузерный шутер вышел немножко нишевым, но все же ценным.
► Довольно популярный среди отечественных игроков UberStrike постоянно напоминает о своих «кваковских» корнях. То визуально, то геймплейно. ► Казуальной аудитории нужно несколько иное, чем игровой. Даже пресловутую настройку персонажа надо было оформлять иначе. Красивее, чтобы как витрина супермаркета.
Battlefield Heroes: героический предок
► Несмотря на мультяшный стиль, Battlefield Heroes частенько выдавал ракурсы, достойные лучших голливудских боевиков.
Battlefield Heroes по праву считается вторым значимым проектом того времени. Он, правда, не мог похвастать богатством социальных функций, как Quake Live , но зато носил гордое имя Battlefield и перенял некоторые ее геймплейные особенности.
От сонма браузерных, не слишком удачных, боевиков того времени его отличала забавная мультяшная графика, вызывающая в памяти Team Fortress, и расчет на аудиторию, не слишком знакомую с играми. Упростили все, что могло вызвать ужас у неподготовленного человека: классы, магазин и прочее.
Увы, этого оказалось мало. Даже у ярых ценителей запала хватило ненадолго, а остальных отпугнула скупая настройка, скромный выбор оружия и картинка. Так что знаменитое имя вовсе не гарантирует успех.
► Классовый формат, характерный для Battlefield , был урезан в угоду массовой аудитории. ► Даже Battlefield Heroes смотрелся куда более впечатляюще, чем многие другие браузерные шутеры — вроде Red Crucible 2 , вышедшего на три года позже.
Contract Wars: нашествие
► Слабо верится, но такой уровень графики в Contract Wars действительно возможен в окне браузера.
Все изменилось с выходом Contract Wars на Unity3D. Сотни достижений, повышаемых характеристик, куча играбельных карт, море оружия и богатые возможности для настройки персонажа… И все это богатство интуитивно понятно даже домохозяйке.
Однако то ли браузерная природа Contract Wars , то ли другие какие-то факторы наложили ограничения на важнейшую составляющую шутера — динамику. Здесь будто бежишь сквозь толщу воды. С анимацией в Contract Wars тоже все печально. Словно Буратино, прошедший армейскую подготовку.
Схожими недостатками отличаются Combat Sector , UberStrike , BeGone , Sanctioned Renegades и еще множество менее известных шутеров. Но тут все хуже: ни прекрасной графики, ни богатого арсенала и снаряжения, ни оригинальных режимов и фишек…
► Забавно, но определяющим фактором выбора Contract Wars из ряда браузерных шутеров стало оружие. Возможность пострелять из «трехлинейки» встала на одну доску с шикарной графикой. ► Дружественная создателям популярных «Танков онлайн» студия на волне популярности браузерных шутеров решила сделать свою игру мечты — Combat Sector. Получились те же танки, только с человечками.
Brick-Force и Offensive Combat: странный дуэт
► Суровый кубический кот из Brick-Force с неодобрением смотрит на разработчиков, выпускающих банальные браузерные шутеры.
Обитатели мира Minecraft в редкие приступы кровожадности жалуются, что им негде выплеснуть свою «любовь» к окружающим. Порой так хочется схватить пулемет и устроить всему живому внеочередную раздачу свинца… Brick-Force дал такую возможность. Тот же кубический мир, напоминающий о LEGO , но только с кучей оружия. На первый взгляд, этот браузерный шутер помимо необычного визуального стиля ничем не отличается от конкурентов, но…
Что это за Minecraft , пусть и милитаризованный, без возможности творить? Любой желающий может создать карту и позвать на нее друзей в качестве подопытных мышей. Если муза взяла отгул, можно воспользоваться стандартным набором или творениями других игроков. В сочетании со стандартными функциями, вроде общения, редактор карт Brick-Force вывел социальные возможности браузерки на новый уровень.
► По части сюрреализма Brick-Force не отстает от Offensive Combat , но в отличие от него смотрится мило.
Если Brick-Force вам вдруг показался безумным, обратите внимание на Offensive Combat. Да, его создали бывшие разработчики Call of Duty , но такого сюрреалистического бреда не позволяют себе даже японские мастера трэша.
На первый взгляд — типичный шутер, но иллюзия нормальности пропадает уже в редакторе персонажей. Даже в Saints Row нельзя сделать горничную-хипстера с головой пони и щупальцами вместо рук. И геймплей не отстает: мало убить противника, надо сделать это стильно. Панда, в костюме банана танцующая над беднягой гангамстайл… это, э-э, занимательно.
Впрочем, в остальном не все так радужно. Offensive Combat не вносит в жанр ничего принципиально нового, кроме юмора на грани абсурда и возможности примерить понравившуюся вещь до покупки.
► Не знаем, что здесь происходит, но этот кусок мяса выглядит угрожающе. Возьмись Гоити Суда за браузерные шутеры, у него получился бы Offensive Combat.
Ballistic: будущее наступило… вчера
► Ballistic отличается от других браузерных шутеров не только бешеной динамикой, но и в кои-то веки приятными глазу спецэффектами.
Анонсируя Ballistic , компания Rumble, где трудятся выходцы из больших компаний вроде Electronic Arts и BioWare, правильно выбрала время. Аудитория стараниями Contract Wars и других проектов заинтересовалась жанром браузерных шутеров, но хотела большего. Нечто уровня Battlefield и Call of Duty , но без тяжелого клиента игры.
Ожидания, судя по бета-тесту, оправдались. Ballistic не отличается повышенной оригинальностью, как Brick-Force и Offensive Combat , но с лихвой компенсирует это невиданной ранее динамикой.
Карты Ballistic прекрасно сконструированы и, как и в Battlefield , радуют сложной структурой и простором для маневра. Рассекая по здешним локациям с винтовкой наперевес, легко забыть, что это браузерный шутер. Окружающий мир несколько футуристический, но настроение публики разработчики уловили правильно. Никаких лазеров и BFG — только приятно звучащее огнестрельное оружие. Играется бодро.
Детализация пушек, как и общий графический стиль Ballistic , не такая, как в Contract Wars двухлетней давности, но отличается не очень сильно. Судя по бета-тестированию, у игры множество недочетов, но уже сейчас можно сказать, что Ballistic как браузерный шутер состоялся.
► Ballistic — тот самый пример, когда статическая картинка совершенно не отражает сути. В динамике это впечатляет куда сильнее.
* * *
Жанр браузерных шутеров пока что в зачаточном состоянии. Однако такие проекты, как Brick-Force и Offensive Combat , даже в среде клиентских шутеров почти не имеют конкурентов, что уж говорить про браузерки. Ну а судя по Ballistic и возможностям современных браузеров, у подобных игр однозначно большой потенциал.
Весь вопрос в том, как разработчики смогут этот потенциал реализовать.