Непридуманный мир. Мифы и фольклор в Blade & Soul
Когда нас в играх отправляют сражаться с Кощеем Бессмертным, собирать корешки для Бабы-Яги, убивать утопцев и помогать красным комиссарам вытеснять серых волков с ближайшей полянки, мы сразу понимаем, что происходит. Все мы выросли на славянской мифологии и русской истории, и лешие с домовыми для нас существуют — просто увидеть их сложно.
А вот когда в происходящем замешаны черепахообразные существа, воины терракотовой армии, огромные пауки, грифы, прыгающие корейские вампиры, жизненные энергии и парящие в воздухе воители — впору насторожиться.
А меж тем, как ни сложно в это поверить, в мире Blade & Soul нет почти ничего сочиненного разработчиками. На что — или на кого — бы мы ни наткнулись, всегда можно найти истоки. И чаще всего они в азиатской мифологии, восточных религиях и боевых искусствах.
Давайте же пройдем по нескольким тропкам от «безумной фантазии» к истории и мифологии.
► Герои в белом, злодеи в черном. Цветовая дифференциация в Корее вполне соответствует нашей: белый — цвет жизни, черный — смерти.
Страна-перекресток
Из Японии в Китай, с Тихоокеанских островов и на континент — все пути пролегали через Чосон. Окраинная часть Восточной Азии из-за своего расположения издревле была страной-перекрестком, торговым и культурным посредником. Дипломаты и купцы, путешественники и воины из всех близлежащих стран — всем им всегда были открыты границы земли, впоследствии названной Кореей.
► Вполне узнаваемый Будда прекрасно чувствует себя на просторах мира Blade & Soul.
► Какая же азиатская игра без рулетки? Кстати, и на ней мы видим сетки багуа. А держат колесо свиньи, символ богатства и достатка.
Немудрено, что в древнейших сказаниях Чосона, сорхва , так причудливо и неразрывно переплелись мифы Японии и Индии, Китая и Индонезии. Реальные исторические события и обрывки религиозных традиций, волшебные сказки и героические легенды — все переплавлено в котле чосонского гостеприимства.
Не стоит удивляться, что мир Blade & Soul при беглом рассмотрении распадается на куски: вот это явно занесло из Японии, а такое мы встречали в индийских мифах. На самом деле он совершенно цельный. Просто в основе его лежат корейские сказания, вобравшие в себя вековой опыт всех близлежащих соседей.
И, конечно же, не обошлось без отпечатка, наложенного собственной историей, которая никогда не была гладкой и счастливой. Ведь даже чосонская аристократия, янбуны, зачастую не имела ни гроша за душой, а от полной нищеты их спасали лишь строгие законы родственных отношений: более богатые родственники беспрекословно кормили обделенного состоянием прихлебателя.
Банальная до зевоты завязка сюжета Blade & Soul, с участием старичка-учителя и неблагодарной сироты, приобретает трагический оттенок, если мы вспомним, что за ней стоит. Для начала — веками почиталась недоступная простому народу ученость и образованность, пусть даже ограниченная. Ни в одном сказании не сыскать мудреца или учителя, который не обладал бы всеми мыслимыми достоинствами — в отличие от простых «ученых», заносчивых, ограниченных и глупых.
► Великие корейские богатыри рождались с крыльями и сразу улетали в небеса. Но если младенцу успевали отрезать крылья, он оставался на земле. И вырастал в могучего, однако тупого как пробка воина. Очень похоже, не правда ли?
Прибавьте конфуцианское почитание старости. Вот зачин лишь одной из сорхва: старенькой бабушке готовят самые роскошные блюда, а она ими делится с внуком. И бедные родители, мучаясь от того, что бедность не позволяет им как следует кормить старушку, решают отнести в лес и зарыть в землю собственного сына, чтобы не объедал престарелую бабушку.
Ученик, погубивший не просто старика, но человека, приложившего руку к его спасению и воспитанию… Немного сыщется равных ему по степени злодейства натуры, если руководствоваться канонами сорхва. И если злодейка Чин Соён вызывает наш интерес и даже — пусть и весьма редко — симпатию, это говорит лишь о том, что дальнейшее развитие сюжета оказывается далеко не тривиальным.
Гадание на расах
► Игровые локации вполне можно принять за картины реальных мест древней Кореи. Лишь несколько деталей выдают вымысел.
В мире Blade & Soul всего четыре расы, что для корейских игр по меньшей мере непривычно. Да и выглядят представители трех из них как обычные и чуть необычные люди. Где же ходячие огурцы, где обязательные эльфы и гномы?
На самом деле все не случайно.
Некогда земли Blade & Soulбыли истинно идиллическим местом, где мирно жили люди и животные. Но демоническая порча начала разъедать силы природы изнутри, и океаны, деревья, даже сама земная твердь взбунтовались, животные одичали и стали нападать на людей. Открылись врата в измерение демонов, и их император с армией слуг пришел, чтобы захватить и подчинить себе весь мир.
На борьбу с ним встали мастера боевых искусств, которые отложили все разногласия и дрязги, отказались от собственных желаний и потребностей, чтобы вернуть в мир порядок. А помочь людям должны не поддавшиеся хаосу духи природы, и в первую очередь — сулящие благо животные. В древней мифологии таковыми считались дракон, феникс, единорог и черепаха.
► Как выглядит мифический килин? Древние статуи весьма разнородны.
Связь выбранных рас с животными-покровителями очевидна. Огромные мужественные ваны родились из дыхания драконов, заодно унаследовав древнее божественное проклятие: если дракон прольет кровь другого дракона, он никогда не сможет стать человеком. Возможно, именно эта беда приключилась с драконами, которых нам приходится убивать? Из-за проклятия ваны очень легко попадают во власть духов зла, а чтобы избавиться от него, они всеми силами помогают ближним.
Шэны унаследовали мудрость и целеустремленность черепахи. Да не простой, а той самой, на чьей спине расположены четыре слона, что тысячи тысяч лет держат земную твердь. А прекрасные изящные фэны воплощают силу феникса, посланника небес и символа вечного обновления.
► Красавица Нам Сою одета в розовое, в Азии это цвет роскоши. Так что не стоит обманываться: ищет она не романтики, а благополучия.
Крошки лины же очень сильно отличаются внешне от человеческих рас. Впрочем, и их покровитель, Килин, или Ци-линь, не соответствует привычному нам образу коня с рогом во лбу. «Оно не похоже ни на лошадь, ни на волка, ни на оленя. Можно лицом к лицу столкнуться с единорогом и не быть уверенным, что это именно он» — так пишется в древних текстах. Появление Килина предвещало рождение или смерть великих мудрецов и правителей. Малютки лины получили от него способность видеть сокрытое и общаться с духами мертвых.
Четыре расы делят между собой не только тотемных животных, но и стороны света, стихии, времена года. Так, ваны олицетворяют прочную землю, фэны же устремлены в небеса. Лины — порождение лета, а шэны — зимы.
Четырежды два
► Даже в пещере разбойников не обошлось без защитных тотемов. Но на этот раз черепахи оказались на нашей стороне.
Одежда в Blade & Soul — штука чисто декоративная или отражает принадлежность к фракции. Истинная сила героя таится в разрезанном на ломти многограннике, который в просторечии называют «пирогом» или «пиццей». И правда, с виду похоже. Но мы уже должны были понять, что в мире игры всё — не совсем то, чем кажется.
Высшая мудрость не всегда привлекательна внешне. У Фу Си было змеиное тело, коровья голова и нос как у тигра. Но это не помешало ему стать первым императором Китая и покровителем Востока. Фу Си, согласно легендам, изобрел музыку и измерительные инструменты, научил людей шелководству и приручению зверей. Но самое главное — он дал им письменность. Первые восемь триграмм он увидел начертанными на спине крылатого дракона, плывущего по реке Хуанхэ.
«В Переменах есть Великий предел. Он рождает двоицу образов. Двоица образов рождает четыре символа. Четыре символа рождают восемь триграмм. Восемь триграмм определяют счастье и несчастье. Счастье и несчастье рождают великое деяние», — пишется в Книге перемен «И-цзин». Это не только самый древний философский трактат, но и самая древняя восточная система гадания с помощью гексаграмм.
В процессе роста наш герой время от времени получает новые знания в тренировочной комнате, где его обычно ждет бывший соученик, ставший нашим новым учителем, Хва Чжун. Когда будете заходить туда в очередной раз, обратите внимание: он двигает пальцами, будто что-то подсчитывает. Это так: он считает гексаграммы, пытаясь предсказать наше появление. Скучно же сидеть день за днем в подземелье!
► Фантазийный комбинезон главной злодейки — с элементами вполне традиционного корейского покроя и традиционным орнаментом.
Но остановимся на триграммах. Три яо дает восемь гуа, ба-гуа. И понять предыдущую фразу очень просто, достаточно вспомнить фэн-шуй. Сетка багуа, или карта багуа, лежит в основе пространственного фэн-шуя, или Школы компаса. С ее помощью определяются сектора помещения: зона здоровья, зона богатства, и так далее. И, посмотрев на восьмиугольную сетку багуа, мы сразу узнаем в ней наш «пирог» из восьми триграмм.
В восточной философии и мифологии нет ничего случайного. Число восемь у буддистов и даосистов символизирует полноту, совокупность всех возможностей. Именно такие ощущения у нас и появляются, когда мы по кусочкам собираем свое собственное багуа, складывая вместе добытые триграммы. И даже количество доступных классов аккуратно вписано в стройную систему, пусть для этого и пришлось пару классов посчитать дважды: для всех рас и отдельно для линов. Число восемь благоприятное и вполне мифологическое, но что будут делать разработчики, если захотят ввести новый класс?
А вот число четыре — двойственное. Оно символизирует как трудный путь к совершенству, так и смерть. Не случайно ли корни происходящего в Blade & Soul кроются в давно забытых временах, когда четверо великих воинов с помощью зачарованного меча противостояли нашествию демонов? Злая насмешка судьбы: сражаясь с порчей, великие герои выпустили в мир зло, с которым сами не смогли совладать.
Есть девы в корейских селеньях
► На артах демонстрируется семь представителей классов. Тоже счастливое число.
Однажды император Чосона решил узнать, верна ли ему жена. Он переоделся, спрятался, неожиданно выскочил из кустов и поцеловал ее. А через пару дней заметил, что жена отказалась от пищи. Она решила уморить себя голодом, поскольку ей, обесчещенной, незачем теперь жить.
Юным девушкам приходилось быть неслыханно осмотрительными. Ведь потерявшие мужа, жениха и даже общепризнанного ухажера уже не могли выйти замуж. В одной из сказок юноша ухаживает за вдовой — но на то она и сказка, да и вдова принесла ему в приданое миллион. Корейские жены жили закрыто, порой даже из дому не выходили годами. Их удел — хозяйство и воспитание детей. И чем больше жертвовала собой жена, чем в большем себя ограничивала и чем тяжелее трудилась — тем большая честь ей была и почет.
Красавица Нам Сою идет по деревне, и все встречные мужчины провожают ее восторженными взглядами и вздохами. Она же выглядит вполне довольной тем, какое впечатление производит. И даже позволяет себе флиртовать с некоторыми мужчинами. Вроде бы ничего особенного? А теперь вспомним о верной жене императора и канонах конфуцианства. И не удивляемся, когда по ходу сюжета ослепительная Нам Сою оказывается совершенно лишенной моральных принципов.
Чин Соён, главная здешняя злодейка, хотя бы последовательна в своей чудовищной злобе. Она идет к своей великой цели, и смерть, разрушения, муки и предательство лишь отмечают ее путь, подобно вешкам. Но превыше всего она ненавидит четырех великих воинов, некогда спасших ее от смерти… да полноте, человек ли она вообще, или истоки ее сущности кроются в древних мифах?
► В образе крошки лин все предельно точно: каменные бусины дзи защищают от неприятностей, ракушки — символ удачи, бабочки — символ женской верности, а роза — китайский знак юности.
Ее полная противоположность Пи Воль, она же Дух Меча, скована с ней незримой душевной связью, а впервые мы видим Пи Воль откровенно нарушающей законы земного притяжения — что она такое, корейский ангел?
А ближайшая соратница и наперсница Ю Ран выглядит безумной и опасной как в своем обличье, так и в образе огромного скорпиона. Но не все с ней просто: она одновременно и мучитель, и жертва, а скорпион на Востоке символизирует справедливый суд.
Вот такие разные женщины будут плести сложный и непредсказуемый сюжет игры.
* * *
Не стоит преждевременно обвинять корейских дизайнеров и сценаристов в нездоровом разгуле фантазии. Вначале присмотритесь: чем навеяны самые неожиданные существа и сюжетные повороты? Драконы и демоны, лесные духи и оборотни, доблестные воины и небесные посланники — все они если и были придуманы, то очень, очень давно.
Если путешествовать по миру Blade & Soul не спеша, внимательно глядя по сторонам, рано или поздно он повернется к нам самой неожиданной стороной. И за расписным холстом нам откроется удивительный и прекрасный мир восточных легенд, мифов и сказаний.