Агенты «Щ.И.Т.»: невидимый фронт киновселенной Marvel
В полном и абсолютном господстве Marvel на поле супергеройского кинематографа не сомневается, кажется, уже никто. Фильмы собирают сумасшедшую кассу, критики наперебой их нахваливают, а простые гики радуются, что все по канону. А где не по канону, то обосновано, почему создатели решили отойти от первоисточника. Взять, к примеру, последний фильм про Капитана Америку.
Да и с сериалами все прекрасно. «Сорвиголова» и «Джессика Джонс» пришлись публике по душе, а грядущего «Люка Кейджа» все ждут с нетерпением и очень большими надеждами, которые он, вполне вероятно, оправдает.
На периферии зрительского внимания и обожания, кажется, остались только два проекта — «Агент Картер» и «Агенты Щ.И.Т.». И если с боевой подругой Кэпа все понятно (ее сольник прикрыли после второго сезона), то приключения оперативников самой секретной организации в MCU от эпизода к эпизоду становятся все лучше, несмотря на то, что часть зрителей забросила сериал вскоре после старта.
А зря.
Телеканал : American Broadcasting Company ( ABC ) Создатели : Джосс Уидон, Джед Уидон, Морисса Танчароен Актеры: Кларк Грегг, Минг-На Вен, Бретт Далтон, Хлоя Беннет, Элизабет Хенстридж Количество сезонов: 4 Первая серия: 24 сентября 2013 Премьера четвертого сезона: 20 сентября 2016 Хронометраж серии: 45 минут Сайт
Боги и люди
Когда в 2009 году мегакорпорация Disney прибрала Marvel к рукам, у боссов студии уже была готова стратегия глобального захвата всего медиапространства. Киновселенная должна была мощно вдарить по большим экранам, а на малых атаку продолжили бы побочные проекты, расширяющие и дополняющие общую картину.
Вот только принятый план был весьма расплывчатым. Было ясно, что надо делать какие-то телесериалы, но какие, никто толком не представлял.
► Участие гениального Джосса Уидона не спасло шоу от жесткой критики и падения рейтингов.
Сперва в разработку пустили сольное шоу про Халка, создавать которое взялся сам Гильермо дель Торо. Но, как и подавляющее большинство проектов мексиканского режиссера, сериал угодил в производственный ад, из которого, судя по всему, уже не выберется.
Затем канал ABC взялся за экранизацию комикса Alias — и снова вышло неудачно. Несколько лет спустя она все же оживет, но уже на Netflix и в виде знакомой нам «Джессики Джонс». После ряда зарубленных концепций и сценариев решено было создать подобие полицейского процедурала, но в рамках киновселенной Marvel. Тем более что своя «суперполиция» в ней уже есть — это организация Щ.И.Т., она же Шестая интервенционная тактико-оперативная логистическая служба. И не спрашивайте, почему не «Ш.И.Т.Л.С.».
► «Сейчас быстренько проведем брифинг и отправимся на очередное скучное задание».
Шоураннером проекта был назначен сам Джосс Уидон, создатель культовых «Светлячка» , «Баффи — истребительницы вампиров» и, конечно же, режиссер «Мстителей». Кому, как не ему, собственноручно дополнять и расширять мир супергероев, блистательно перенесенный им на большой экран?
И вот тут как раз кроется удивительный парадокс. Дело в том, что Уидон курировал «Агентов Щ.И.Т.» только до середины первого сезона, а потом с головой погрузился в «Эру Альтрона». И первые десять-двенадцать серий проекта оказались настолько посредственными, что сериал быстро растерял большую часть аудитории, из-за чего едва не загнулся.
► Фил Колсон — человек, который достоин называться Мстителем без костюма.
Завязка истории стандартна. Молодая хакерша по прозвищу Скай, ведомая юношеским максимализмом, устраивает атаки на компьютерную систему тайной правительственной организации Щ.И.Т. Ее довольно быстро вычисляют и, по доброй традиции настоящих спецслужб, вербуют в качестве сотрудника. Отныне ей предстоит в составе пестрой команды гоняться за мутантами и артефактами, а также бороться со злодейской-презлодейской группировкой, лелеющей планы по захвату мира.
Теперь прозевайтесь и постарайтесь припомнить, сколько (десятков) раз вы видели нечто подобное.
► Из девчонки-хакера Скай превращается в настоящую супергероиню.
Состав группы тоже изначально, мягко говоря, не поражает оригинальностью. Тут и суровая молчаливая азиатка Мэй, и насквозь правильный благородный рыцарь Уорд, и парочка комичных персонажей — ботаники Лео Фитц и Дженна Симмонс. Оба бросаются направо и налево «научными» терминами и ведут себя как типичные чудики-изобретатели, не умеющие нормально общаться с людьми.
Лидером же выступает внезапно воскресший после «Мстителей» агент Колсон. Собственно, его возвращение из мертвых, а также коварные планы таинственной организации «Многоножка» и есть центральный стержень, вокруг которого строится сюжет первых серий.
► В сериал нередко заглядывают довольно известные актеры.
Эволюция неизбежна
Старт «Агентов Щ.И.Т.» стал самой рейтинговой премьерой в истории канала ABC, но показатели очень быстро стали опускаться все ниже и ниже. И не удивительно — сериал казался откровенным динозавром из начала нулевых: обилие клише, малоинтересные и не особо живые герои, из которых внимания достоин был только Фил Колсон в исполнении Кларка Грегга, и события, не имевшие заметных последствий в дальнейшем.
А главным разочарованием стала совсем уж номинальная связь с киновселенной. Мало просто упоминать один раз за эпизод Железного Человека или Капитана Америку, чтобы сериал ощущался полноценной частью MCU.
► Но особенно приятно видеть Кайла Маклоклена — агента Купера из « Твин-Пикс».
Но потом случилось нечто странное и удивительное. Середина первого сезона совпала по времени с выходом фильма «Первый Мститель: другая война» , и его события неожиданно оказали на «Агентов Щ.И.Т.» самое серьезное влияние. То, что в рамках основной вселенной оказалось забыто в следующей же картине, стало поворотной точкой для вселенной телевизионной. Распад Щ.И.Т., заговор «Гидры», «гибель» Ника Фьюри — все это имело долгоиграющие последствия в сериале.
Тональность и темп шоу изменились настолько, что создалось впечатление, будто канал просто выгнал взашей предыдущую команду сценаристов и нанял новую. Нельзя сказать наверняка, связано ли это с уходом Джосса Уидона, но «Агенты Щ.И.Т.» превратились в совершенно иной сериал.
► Фитц и Симмонс. За их отношения переживаешь больше, чем за свои.
Во-первых, изменились сами герои. Фил Колсон узнал правду о своем воскрешении, и это не могло не оставить след на его личности. Из мудрого добряка он постепенно начал превращаться в человека, чьи убеждения и принципы судьба раз за разом испытывает на прочность.
Его предают почти все, кому он доверял. Его самого подозревают в предательстве, когда он остается последним честным агентом. Он вынужден лгать тем, кого любит, чтобы защитить их, и отказывается от личного счастья ради общего блага. От забавного второстепенного персонажа из «Мстителей» не остается и следа. Колсон — глыба, герой куда более стойкий и самоотверженный, чем любой из сверхлюдей.
► Взаимоотношения героев — основа «Агентов Щ.И.Т.».
На глазах меняются Скай и Мэй. Из них сценаристы лепят по-настоящему убедительных и сильных героинь. Замкнутый боец, как и полагается, скрывает под маской хладнокровия израненную душу. У агента Мэй за плечами рухнувший брак, много пролитой крови и страшное событие, которое ни одна женщина не сможет пережить без последствий.
Скай же переживает одну трагедию за другой. В первом сезоне она пытается узнать правду о своих настоящих родителях. Вот только правда, как известно, нередко не приносит ничего, кроме боли, и это именно тот случай. А помимо довольно мрачного прошлого ее ожидает очень неспокойное будущее. В какой-то момент Скай становится… как бы обойтись без спойлеров… не совсем человеком. И Агенты «Щ.И.Т.» весьма подробно разбирают психологические последствия подобной трансформации.
► Агент Колсон, а также Фитц и Симмонс были гостевыми персонажами в мультсериале «Совершенный Человек-паук». К сожалению, к MCU он не относится.
Ну а самым большим открытием становятся, пожалуй, Фитц и Симмонс. С этой парочкой связаны наиболее драматичные, лиричные и трогательные моменты сериала. Их отношения, сначала подававшиеся как стандартная и безнадежная фрэнд-зона, трансформируются во что-то гораздо более сложное, запутанное и вместе с тем правдоподобное.
Лео Фитц превращается из нервозного ботаника в травмированного гения, а после — в отчаянного сорвиголову, готового буквально на все ради любимой девушки. А Симмонс… Ох, ее хочется то обнять, то задушить. И если персонаж вызывает у зрителя такой спектр ярких эмоций, значит, сценаристы не за красивые глазки получают свои гонорары.
► Дизайн существ разрабатывал известный мастер по гриму и спецэффектам Гленн Хетрик. На его счету «Герои» и «Голодные игры».
Время нелюдей
Что еще изменилось, так это связь со вселенной Marvel. Создатели сериала решили не просто прозябать на подпевках у блокбастеров Disney, но показывать по-настоящему большие и значимые события, пусть они и не находят отражения в полнометражных фильмах.
Так, во втором сезоне в мире сериала внезапно появились нелюди — человекоподобные существа со спящим до поры до времени геном, наделяющим сверхспособностями. Одни умеют швыряться огнем, другие — двигать предметы взглядом, а у третьих нет никаких полезных умений, но зато внешность в высшей степени необычная — шипы по всему телу, странного цвета кожа…
Никого не напоминает? Да-да, мутанты, они самые. Marvel, видимо, надоела грызня с Fox из-за прав на «Людей Икс» , поэтому они создали своих собственных. Ну, как создали… Изначально в комиксах нелюди существовали параллельно с «детьми атома», и общего у них было не так уж много. Disney до недавнего времени даже планировала снять про них полнометражный фильм — «Inhumans». Но около года назад проект исчез из графика студии. Говорят, именно из-за «Агентов Щ.И.Т.».
► Рой, местный аналог Апокалипсиса, больше похож на Ктулху или Дэви Джонса. Впрочем, все по канону.
Что характерно, все типично «мутантские» темы, которые следовало затронуть, сериал раскрыл весьма компетентно. Тут и проблема всеобщей ксенофобии, и вопросы самоидентификации и признания себя, и почти ницшеанская тема сверхчеловека.
А во второй половине третьего сезона и вовсе началась сюжетная арка, один в один копирующая фильм «Люди Икс: Апокалипсис». Смотрите сами: из многовекового заточения вырывается самый древний и самый могучий нелюдь, когда-то почитавшийся за грозное божество, и пытается стереть людей с лица Земли, чтобы его раса получила мировое господство. Кажется, будь Fox порешительнее, подала бы на ABC в суд за плагиат — и имела бы все шансы выиграть дело.
► Призрачный Гонщик — главная звезда четвертого сезона.
А еще у «Агентов Щ.И.Т.» прекрасно получается заделывать многочисленные сюжетные дыры киновселенной. Каким образом секретная организация умудрилась проморгать целую армию «кротов»? Почему на момент начала «Эры Альтрона» от «Гидры» осталась одна-единственная укрепленная база? Почему в «Противостоянии» общественность с опаской относится к Мстителям, если те занимались исключительно спасением мира?
Ответы на эти и другие вопросы органично вплетены в общую сюжетную канву сериала. Как ни странно, после этого уже сами блокбастеры Marvel воспринимаются лишь как своего рода дополнение.
* * *
Четвертый сезон уже стартовал, и его центральной темой, судя по всему, станет всяческая мистика. В ноябре выходит «Доктор Стрэйндж» , в котором Marvel впервые представит в рамках киновселенной магию, а потому «Агенты Щ.И.Т.» готовят почву для чудес и чертовщины.
На сегодняшний день сериал уверенно повышает планку качества и не думает скатываться вниз. Да, это в большей степени телевизионный продукт, чем тот же «Сорвиголова». То есть в нем гораздо больше штампов, условностей, искусственных клиффхэнгеров и прочих сценарных болезней, присущих проектам для центральных каналов. Но тем не менее он достоин громкого бренда MCU и почти что обязателен к просмотру для всех тех, кто считает себя фанатом Marvel.
Или просто любопытствующим человеком.