11 октября 2016Кино
Обновлено 17.05.2023

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - изображение обложка
«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 1

Фёдор Бондарчук — знаковая фигура в отечественном кино. Он снялся в более чем полусотне фильмов и сам срежиссировал их чуть меньше десятка. Его картины заработали кассовый успех и получили шквал мнений — как положительных, так и отрицательных. Хотите вы того или нет, но именно Фёдор Бондарчук находится среди тех, кто двигает отечественный кинопром. И если когда-нибудь о русских фильмах и можно будет говорить без снисходительной улыбки на лице, то случится это в том числе благодаря Бондарчуку.

Фёдор Бондарчук — сын знаменитого советского режиссера Сергея Бондарчука, жизнь и творчество которого застали ваши родители. В юношестве Фёдор поступил во ВГИК на режиссерско-постановочный факультет, где совмещал и учебу, и первые съемки. Первая роль досталась ему в фильме отца «Борис Годунов».

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 2

► Сергей Бондарчук.

«Отец был строг со мной. Он был и остается для меня фантастическим, незыблемым авторитетом. Это была ужасная ответственность. Когда я приходил со съёмок, из меня буквально пот выжимали. Мне очень сложно давалась роль», — вспоминает Фёдор Бондарчук.

С тех пор он был и ведущим телешоу, и актером камео, и звездой музыкальных клипов — где он только не играл. Возможно, Федор так и остался бы ничем не примечательным актером, если бы вскоре не пересел в режиссерское кресло. Его дебют, военная драма «9 рота» , неожиданно «выстрелила» в отечественном прокате, собрав много лестных отзывов и наград. Так началась режиссерская карьера Бондарчука, уже вторая в династии.

Его фильмы есть за что хвалить, но все же принято ругать. Розовый танк, кричащие персонажи и глуповатый главный герой из экранизации «Обитаемого острова» надолго запомнятся всем любителям отечественной кинофантастики и братьев Стругацких. Надолго врежется в память и девушка Катя из «Сталинграда».

Но даже после всех этих неурядиц, после странных и порой вызывающих ролей (Дед Мороз?!), Бондарчуку удается зажечь искру интереса своим новым фантастическим фильмом «Притяжение». Графика не вызывает отторжения, персонажи не выглядят глупо, а завязка заставляет вспомнить недурные западные блокбастеры «День независимости» и «Район №9». С такими не стыдно ассоциироваться.

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 3

► Создатели притяжения на фестивале Comic Con Russia 2016.

Долгое время о фильме ничего не было известно — лишь в Сети лежал коротенький тизер с крушением на Москву инопланетного корабля. И вот на фестивале Comic Con Russia 2016 Фёдор Бондарчук лично вышел на сцену и в подробностях рассказал о своем фантастическом фильме.

Кадры, продемонстрированные на закрытой презентации, действительно напоминают «Район №9» Нила Бломкампа. Режиссеру и самому на ум приходит это сравнение, однако он утверждает, что «Притяжение» старались сделать максимально оригинальным, выстроив сюжет вокруг человеческих взаимоотношений. Как минимум картинка выглядит достойно — никаких плохо прорисованных медведей и шагающих роботов.

Мы поговорили с режиссером о том, как проходили съемки фильма, на какие уловки пошла съёмочная команда, с чем сравнивают «Притяжение» и какие компьютерные игры предпочитает Бондарчук.

Про сценарий и возвращение к кинофантастике

— Откуда появилась идея «Притяжения»? Почему вы вновь вернулись к фантастике?

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 4

Фёдор Бондарчук: Изначально сценарий будущего «Притяжения» лежал у нас на студии. Его написали наши коллеги, молодое кинообразование, студия «Водород». В сценарии было все: и экшн-сцены, и крепкий сюжет, и непредсказуемость событий.

Во втором черновике я увидел то, что меня заинтересовало как режиссера. Я увидел там не «железных человечков», не «розовых человечков», а настоящего человека, человека дня сегодняшнего, и проблемы, которые волнуют меня и многих других людей. Я начал рассказывать, как было бы здорово, если бы то, что я увидел, читалось бы зрителем. Хотелось, чтобы это был не просто жанр «фильм-катастрофа». Мне ответили: «Слушайте, снимайте сами». Я говорю: «Я? Так остался год подготовительный, для такой картины это немного».

— Но все же вы решились?

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 4

Фёдор Бондарчук: Уже через неделю я сидел дома и спрашивал себя: «Неужели я сказал, что буду снимать? Как же я буду снимать? Это же совершенно другой жанр. Как я буду снимать?..». И вот в этом состоянии я пребывал где-то месяц. А потом началась работа, и я забыл об этом, потому что подготовительный период огромный, нужно было придумывать миры, хоть мы все это и обсуждали с самого начала. Потом, когда появились актеры, я понял, что это лучшее путешествие за всю свою жизнь. В общей сложности — полгода съемочного периода. Лучшее время в моей жизни.

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 6

О проблемах на съемках и цифровом Чертаново

— Сложно было снимать «Притяжение»?

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 4

Фёдор Бондарчук: После «Сталинграда» я столкнулся с одной проблемой: сегодняшние технологии в одну секунду превратили мир в совершенно иное пространство. Хранишь ты секрет, не хранишь, говоришь, какой актер у тебя снимается, не говоришь… это бессмысленно — с помощью любого телефона это и без тебя становится достоянием. Сегодня страшно сложно что-то сохранить в тайне.

Для этого мы нагло путешествовали по Чертаново без разрешения на съемки. Когда военная техника проезжает рядом с детской площадкой, это смотрится дико. Или когда ты ставишь заборы, которые охраняют наш периметр, внутри которого лежит тарелка, это тоже смотрится диковато. Но это надо было сделать быстро, моментально, иначе люди собирались и начинали требовать: «Оставьте нас в покое, прекратите съемки, дайте жить».

— Весь фильм снимался в реальных декорациях настоящего района Чертаново?

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 4

Фёдор Бондарчук: Не совсем. Нам повезло найти недавно удивительное место, недострой спального района, который мы перекрасили под цвета Чертаново, потому что оно все же бело-голубое, а недострой был желтый. И это был просто подарок: во-первых, в Москве, не так далеко, не надо было ехать в экспедицию. Мы просто приезжали в закрытый район, там снимали часть города.

А потом мы просто взяли и построили в цифре все Чертаново. У нас цифровое Чертаново, где ездят машины, где работают светофоры, где сидят воробьи на линиях электропередач, где горит аптека. Но все это в цифре. В первый раз с этим сталкиваюсь. Ты можешь придумать все, что угодно, потому что мир, про который ты снимаешь, внутри которого ты снимаешь, оцифрован. Но в первую очередь мы охраняли сюжет. И охраняем до сих пор.

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 9

► Актеры Александр Петров и Ирина Старшенбаум, сыгравшие в фильме главные роли, и Фёдор Бондарчук.

О трейлерах и похожих фильмах

— Но ведь сюжетную завязку вы уже раскрыли в дебютном трейлере, не так ли?

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 4

Фёдор Бондарчук: Я читал комментарии в сети после появления первого трейлера. Там пишут: «Ну, понятно, крутая тарелка, то-се, пятое-десятое… Наверное, все, что было крутое, они и ввалили в первый трейлер». Но то, что мы показали в трейлере — это только цветочки. Потому что основное — сюжет — мы оставим все-таки для фильма. И это меня радует, и его я никогда не покажу в трейлере. Ведь это тот редкий случай, когда зритель придет и скажет: «Слушай, старик, вот то, что ты видел в тизерах и трейлерах — это одно. Ты сходи все-таки и посмотри, там немножко все по-другому».

— А если не брать в расчет сюжет фильма, то в чем заключается главная идея «Притяжения»? На что лента похожа больше всего, как считаете?

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 4

Фёдор Бондарчук: «Притяжение» ближе к «Району №9», который затрагивает гуманистические проблемы сегодняшнего дня, гиперцивилизацию, отношения бедный-богатый. Там много сюжетных линий и символов о человеческих взаимоотношениях и историй про людей. Если заменить слово «инопланетяне» на «другие», то это ближе всего к картине «Притяжение». Кто-то еще говорит про «День независимости»: да, тоже что-то падает, что-то взлетает, а вооруженные силы охраняют, предупреждают и пытаются сопротивляться – это похоже, но в целом нет.

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 12

► Больше всего, по мнению Бондарчука, фильм «Притяжение» похож на «Район №9» Нила Бломкампа.

О стратегиях и «Варкрафте»

— Вы играете в видеоигры? Ведь в них можно почерпнуть много крутых идей для будущих фильмов!

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 4

Фёдор Бондарчук: Я много играл в компьютерные игры, меня увлекало, был период даже, когда я не спал. И мои игры — это цивилизации, это стратегии, миры. Я заводил миры, управлял флотилиями, переходил из одного века в другой.

Я помню, что играл даже в Warcraft! Я не знаю фанзону «Варкрафта» и ее отношение к фильму [имеется ввиду экранизация 2016 года], но мне он понравился. Я спросил у своего 24-летнего сына: «Как тебе «Варкрафт»?» , и он ответил: «Папа, я играл в него!». Я спросил у него, как ему фильм, и он сказал: «Знаешь, мне понравился, это ребята мои, я верю в это».

— А как вы вообще относитесь к фильмам по играм? К таким картинам предъявляют немало претензий (чаще всего сами игроки). В чем причина, как думаете?

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 4

Фёдор Бондарчук: Мне кажется, киноистория по компьютерным играм вполне себе уместна. Самое главное упирается только в одно: сценарий. Наверное, сложность в том, что те или иные герои имеют привычный характер и образ, которые нельзя разрушать, потому что к этому привыкли люди. Они любят их, играют ими, улучшают. И увести героя в другую сторону будет оскорблением той или иной биографии цифрового персонажа.

Мне кажется, что игры так стремительно развиваются, что скоро здесь будет сидеть какой-нибудь клыкастый парень, а я поплыву на плоте завоевывать флотилию: ночью секретно подплыву к кораблю, взорву там бочку пороха и завладею флагманским кораблем. Это будет здесь и сейчас, я просто встану и пойду туда, на этот плот. Если бы у меня было время, я бы провел отпуск в какой-нибудь новой стратегии, забурился бы дней на десять и построил бы цивилизацию.

«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком - фото 15
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь