20 августа 2001
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "Jagged Alliance 2"

Руководство и прохождение по "Jagged Alliance 2" - изображение обложка

Это честная игра! Как вы со мной, так и я с вами.

Тревор Колби

Они встретились в небольшом кабачке, на одной из узких улочек Старой Праги. Заказчик и исполнитель. Наниматель и наемник. Любитель и профессионал. Наследный принц Арулко и специалист по тайным операциям. Разговор их был недолог, из рук в руки перешел небольшой, но увесистый чемоданчик, какая-то записка, и они разошлись в разные стороны. А спустя несколько дней у правительницы небольшого южного государства начались крупные неприятности, и она принялась с завидным постоянством хлестать по физиономии своего ближайшего помощника. Однако пользы это не приносило. Дейдрана была обречена: наступал конец ее жестокому правлению, город за городом, поселок за поселком, шахта за шахтой переходили в руки повстанцев, и народ с радостью приветствовал своих освободителей. Приближался момент решительного штурма резиденции правительницы, а вместе с ним и окончательного освобождения страны.

Как видите, сюжет Jagged Alliance 2 очень похож на сюжет первой игры. Опять маленькое государство, опять жестокий правитель и опять небольшой отряд наемников, совершающий чудеса героизма. Снова вам придется сражаться с превосходящими силами неприятеля, продвигаться по стране от одного сектора к другому, добывать средства на содержание своей армии, обеспечивать оборону очищенных секторов. Так что же это, повторение пройденного? И да, и нет. В игре появилось так много нового, что сходство с первой частью весьма условно. Игра стала больше, лучше и значительно интереснее. Хотя вам теперь нет нужды отвоевывать сектор за сектором всю территорию страны, а достаточно захватить всего десятка два-три ключевых точек, играть можно значительно дольше.

Основным изменением игры по сравнению с первой частью стала непрерывность игрового процесса. Можно сказать, что тут авторы использовали принцип X-COM, но в Jagged Alliance время более ощутимо. Дело в том, что ваши бойцы устают, их нужно укладывать спать, давать время на отдых. Время тратится на переход из одного сектора в другой (причем вы всегда можете точно узнать, сколько именно вашему отряду понадобится на перемещение из одного города в другой), на тренировку ополчения, на разговоры с местными жителями. Словом, абсолютно на все действия. Можно сказать, что вашим противником в игре, кроме войск диктаторши, является и время.

Некоторым подспорьем в борьбе со временем является возможность использовать транспорт для передвижения между городами. Правда, поезда (о которых упоминалось в некоторых игровых изданиях) по стране не ходят, зато можно раздобыть грузовичок, джип, а то и вертолет. Причем эта техника расходует бензин, ломается, требует денег и времени на обслуживание – словом, все как в реальной жизни.

При встрече с врагом время останавливается, и начинается старый добрый походовый режим. Отрадно, что авторы не пошли на поводу у любителей RTS и не ввели режим реального времени для боя. Впрочем, кое-какую уступку они им сделали, создав режим, при котором на каждый ваш ход отводится строго определенное время.

Сами боевые действия не претерпели больших изменений. Конечно, добавлены новые способы передвижения (ползком, на корточках, бегом), появился режим бесшумного перемещения, возможность поворотов на месте и кое-что еще. Большое внимание уделено стрельбе, кроме возможности более точного прицеливания появилась стрельба очередями и стрельба по площадям. Но в целом, повторяю, боевые действия остались почти такими же, как и в первой части. По-моему, это хорошо.

Хотя карты секторов остались по-прежнему плоскими (добавлена только возможность залезать на крыши), третье измерение в игре присутствует. Под многими секторами имеются подземелья, бункеры, всякие секретные помещения. Так что, покончив с врагом на поверхности земли, частенько приходиться идти вглубь.

Большое оживление в игру вносят разговоры с местными жителями, разгадывание всяких загадок, поиск людей и вещей. Иногда настолько этим увлекаешься, что забываешь об основной своей цели. Некоторые из этих квестов напрямую связаны с главной задачей (встреча с лидером повстанцев Мигелем, поиск ученого Дейдраны), другие приносят вам деньги (сопровождение туристов в аэропорт, поиск беглых преступников), третьи повышают поддержку местного населения (доставка раритета в Читзену, поиск Блудного сына). Так что решать загадки не только интересно, но и полезно.

Само собой разумеется, что оружия, техники и всяких приспособлений в игре стало значительно больше. А вот бойцов A.I.M. не прибавилось. Но тут количество принесено в жертву качеству. Дело в том, что теперь в эту организацию входят действительно профессионалы, каждый из них вам может пригодиться в тот или иной момент игры. Нанять же всех все равно не удастся.

Напоследок хотелось бы отметить громадную работу, проделанную компанией “Бука” по локализации игры. Причем это не просто перевод, а именно локализация. Все бойцы обрели свое, неповторимое лицо, стиль общения и прочее. Диалоги озвучены просто великолепно (и действительно профессиональными актерами), с юмором и многими оригинальными находками. Иногда так и хочется повторить весь разговор, просто чтобы насладиться звуками голоса того или иного персонажа.

Однако самое отрадное в продукте, выпущенным “Букой”, – его цена. Jewel Box стоит не намного дороже пиратских копий, ну а о качестве и говорить нечего. Так что, как принято говорить в рекламе, “Требуйте в магазинах города!”

КОМАНДА A.I.M. СНОВА В БОЮ!

НЕМНОГО ОБЩИХ РАССУЖДЕНИЙ

Слышал я анекдот про человека, который сыграл одну партию в шахматы и написал “прохождение”, рассказав обо всех ходах: своих и противника. Если бы я взялся писать прохождение Jagged Alliance 2, у меня получилось бы что-то подобное. Но ведь, несмотря на всю непредсказуемость шахмат, существует множество учебников шахматной игры. Так почему бы не попробовать составить учебник и по Jagged Alliance 2? Рассказать об устройстве игрового поля, силе и слабости фигур, привести стандартные приемы и несколько дебютных заготовок…

Вообще-то вы можете действовать по классической схеме: внимательно прочитать Руководство (обладатели Jewel Box могут найти его на диске в формате PDF), ознакомиться с ситуацией в Арулко, набрать команду и начать играть, беседуя со всеми встречными и поперечными, прислушиваясь к их советам и выполняя просьбы. Действуя таким способом, вы довольно скоро все поймете, во всем разберетесь и найдете свой, неповторимый путь к победе. Однако на это понадобится немало сил и времени, вполне возможно, что вам встретятся непреодолимые трудности, придется (и не раз) начинать все с начала. Поэтому, чтобы не повторять чужих ошибок, прочтите то, что я тут для вас приготовил. Кроме советов, описания секторов и прочих полезных вещей найдете вы и несколько фактов, не отраженных в Руководстве или описанных не совсем ясно.

СОЗДАНИЕ КОМАНДЫ

Хотя игра базируется на услугах, предоставляемых A.I.M., ее можно пройти, не нанимая ни единого профессионала. Это потому, что в игре есть RPG-шная генерация персонажа. В Руководстве напущено туману о каком-то “создании наемника по вашему вкусу”, на самом же деле все просто – это вы сами. Ну, может быть, не такой, как в жизни, но такой, каким вам хотелось бы быть. Естественно, вы не требуете сами с себя денег, хотя и можете сами себя уволить. Что интересно: если вас убьют, игра не прекратится – будем считать, что, как и у всякого толкового руководителя, у вас есть толковый заместитель.

Создав самого себя, вы можете тут же отправиться в Арулко и попытаться в одиночку ее освободить. Впрочем, в одиночестве вы останетесь недолго: после посещения бункера повстанцев к вам присоединится Айра. В дальнейшем вы можете нанять кое-кого из местных жителей, в зависимости от ваших успехов лидер повстанцев будет присылать новых бойцов, а потом присоединится и сам.

Кроме того, в скором времени на связь с вами выйдет Спек Т.Клайн с предложением более дешевой вербовки наемников. Это довольно интересная штука: дело в том, что Спек вместе с Бифом набрали всяких неудачников и искателей приключений и предлагают их услуги по совершенно смешным ценам, да еще в кредит. Сразу предупрежу: в бою от этих воинов толку мало, навыки их настолько низки, что, даже встретив равного по силам противника, они проигрывают. Но вот для всяких вспомогательных целей (тренировка ополчения, перенос трофеев из сектора в сектор, ремонт оружия и т.п.) их использовать можно. А после небольшой тренировки кое-кого из них можно и включить в какой-нибудь отряд.

Однако главную ударную силу в игре составляют все же бойцы A.I.M. Проведя детальный анализ их характеристик, я обнаружил, что совсем уж бесполезных людей в этой организации нет. Помните, в первой игре было несколько наемников со столь плохими характеристиками, что нанимать их не имело никакого смысла? Теперь же все они ушли из A.I.M. и там остались только крутые профессионалы. Что интересно, теперь можно нанять неплохого бойца за весьма скромную цену. В первую очередь это касается специалистов: например, самый лучший доктор требует за свои услуги всего 800 монет в день, самого сильного подрывника можно нанять за 900, а вполне приличного механика – за 500 монет.

Сложнее обстоит дело с универсальными солдатами, то есть имеющими высокие показатели по всем основным параметрам (сила, ловкость, меткость), да еще и владеющими каким-то специальным навыком. Однако если довольствоваться показателями всего лишь выше средних (75–85%), можно найти недорогих, но вполне приличных бойцов. В первую очередь к ним относится Игорь Долвич (племянник Ивана). Невысокая плата за его услуги обусловлена его молодостью и неопытностью, но он очень быстро обучается (особенно под руководством своего дяди).

Стоит обратить внимание и на таких бойцов, как Анаболик, Гризли, Хряп. Хотя они стоят почти в самом конце списка по цене, воюют очень и очень прилично.

Это все бойцы, так сказать, второго плана, формировать ударный отряд только из них неразумно. В каждом отряде должны быть хотя бы два очень сильных бойца. Помимо всеми любимого Ивана, обратите внимание на Рысь, Стрелку и Тень. Кроме того, в стартовую группу имеет смысл включать Тревера: хотя он далеко не самый лучший стрелок, зато прекрасный механик, с легкостью справляющийся с любыми замками. Да и обучается он очень быстро.

При вербовке наемников не забывайте об их симпатиях и антипатиях. О некоторых сказано в файлах наемников, но есть и такие, о которых вы узнаете, только сведя двух из них вместе. Например, поляк Анаболик терпеть не может майора Советской армии Долвича, причем самому Ивану это совершенно до лампочки. На ведении боевых действий это никак не отражается, но вот когда придет пора продлять контракт, Анаболик может отказаться. Впрочем, этого можно избежать, разведя их с Иваном по разным отрядам и отправив в разные сектора.

Наибольшая численность вашего отряда – 18 бойцов. На мой взгляд, оптимальная структура в середине игры такова: шестеро бойцов A.I.M., шестеро людей Спека и шестеро местных жителей. Однако перед решающим штурмом Медуны лучше нанять дополнительных бойцов из A.I.M., уволив наиболее слабых из остальных двух категорий.

ОРУЖИЕ И ТЕХНИКА

Об оружии можно говорить долго и подробно, однако нужды в этом нет. В Руководстве все прекрасно объяснено, указано, на какие характеристики нужно обращать внимание. От себя добавлю, что универсального оружия в игре нет, вам не удастся, как это было в первой части, выбрать что-то одно (типа винтовки М-16) и вооружить им всех бойцов. Винтовки, обладающие наибольшей дальностью и меткостью, обычно имеют малую емкость магазинов, наиболее скорострельные автоматы наносят малый ущерб, а самые сильные шотганы стреляют на небольшое расстояние.

Поэтому всегда стоит смотреть, кому вручить то или иное оружие. Например, вооружать снайперской винтовкой бойца с низкой меткостью бесполезно. Мало того, что он будет мазать по дальним целям, так еще и на каждый выстрел будет тратить почти все свои очки действия. Таким бойцам лучше вручать что-то скорострельное и использовать их из засады.

Бойцам с высокой меткостью целесообразно давать два вида оружия: одно для стрельбы по дальним целям, а другое для ближнего боя. Желательно, чтобы оба этих оружия использовали одинаковый тип боеприпасов. Можно применять и хитрую уловку: известно, что использование оптического прицела требует дополнительных очков действия, но этот прицел можно снимать, если вашему снайперу нужно стрелять по близкой цели.

Есть в игре и секретное оружие, выпускаемое на заводе Дейдраны. Это ручные ракетометы, очень мощные и довольно скорострельные. Вот только стрелять из них может исключительно их хозяин. Дело в том, что при первом нажатии на курок снимается отпечаток пальца и заносится в память оружия. После этого нажимать на курок можно только этим пальцем. Однако есть возможность это ограничение обойти. Прежде всего, в секретной лаборатории в Альме (сектор Н13) можно найти ничей ракетомет и вооружить им одного из своих бойцов. Ну а если вы найдете сбежавшего от Дейдраны ученого и уговорите его перейти на вашу сторону, он поможет вам “расколдовать” и остальные.

Несколько слов об апгрейде оружия. На каждой винтовке, автомате и пр. есть четыре слота, в которые можно вставлять дополнительное снаряжение. Теперь можно оснастить винтовку одновременно оптическим прицелом, лазерной указкой, подставкой для стрельбы лежа и глушителем. Имейте в виду, что все это можно не только ставить, но и снимать. Поэтому, захватив оружие у неприятеля, посмотрите, не стоит ли на нем что-то полезное, что можно переставить на вашу любимую винтовку Драгунова.

Есть возможность апгрейдить оружие и с применением всякого рода подручных средств: всяких металлических трубок, пружин и резиновых жгутов. Не буду лишать вас удовольствия сделать соответствующие открытия самостоятельно. Как вы понимаете, можно не только совершенствовать оружие, но и создавать из подручных средств всякие хитрые подрывные устройства.

Теперь о ремонте. Можно выделять для этой цели сильного механика (например, Кардана из людей Спека), сажать его в тихом месте и таскать к нему неисправное оружие. Но есть и еще одна возможность: воспользоваться услугами ремонтной мастерской в Камбрии (сектор G9). Там обитает дипломированный механик, который за невысокую плату отремонтирует что угодно, причем довольно быстро.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ МЕЖДУ СЕКТОРАМИ

Именно на это уходит основное время игры, особенно если перемещаться пешком. Но теперь это не единственный способ передвижения, так как можно воспользоваться транспортными средствами. Особенно заманчиво выглядит использование стоящего на аэродроме в Драссене (сектор В13) вертолета. На первый взгляд, для этого достаточно найти пилота (обычно он прячется в секторе D12) и заплатить ему некоторую сумму. На самом же деле вертолет можно использовать только ближе к концу игры. Дело в том, что в Арулко существуют две зенитные установки, и любая попытка полета над страной немедленно пресекается. Захватив установку в Альме, вы сделаете безопасными полеты над северо-восточной частью страны (после этого можно перенести место высадки подкреплений в более удобное место), ну а после захвата зениток в Медуне сможете летать где угодно.

А вот наземным транспортом можно пользоваться с самого начала игры, правда, нужно его где-то раздобыть. Первое транспортное средство свалится на вас само собой. Рано или поздно в одном из секторов вы повстречаете старину Гамоса (одного из проводников с Метавиры). Он разъезжает по свету на фургоне мороженщика. Если умело поговорить с Гамосом, он присоединиться к вам вместе с фургоном. Одно плохо – бензина в фургоне не так уж много, а достать его в Арулко весьма непросто. Поэтому использовать фургон на все сто процентов вам не удастся.

Другое транспортное средство – подержанный джип, который можно купить за 10000 долларов на заправочной станции близ Балайма (сектор L10). Хозяин заправочной станции обязуется за те же деньги снабжать вас бензином все время вашего пребывания в Арулко. Так что не забывайте время от времени к нему заезжать. Однако этот фургон – довольно ломкая штука, так что нужно иметь в составе его экипажа механика с набором инструментов.

Отмечу и еще одну особенность передвижения в Арулко. Перемещение между секторами в городах происходит значительно быстрее, чем в сельской местности. Для того чтобы перейти из одного сельского сектора в другой, нужно часа два, а в городе это происходит за считанные минуты. Этим нехитрым приемом авторы игры как бы увеличили размеры страны и расстояние между населенными пунктами. И правильно сделали.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В Руководстве все, что касается боевых действий, отражено подробно, но кое-что не совсем понятно. Прежде всего это относится к режиму автобитвы: неясно, когда она возможна, а когда нет. Принцип тут простой: если до начала боя известно, сколько врагов вам противостоит, автобитва возможна, если неизвестно, то невозможна. Точное число врагов известно в двух случаях: когда вы встречаете врага в чистом поле (то есть по дороге из одного города в другой) и когда неприятель атакует занятый вами городской сектор. В случае же, когда вы атакуете неприятельский город, автобитва невозможна.

Увлекаться этим режимом особо не стоит. Хотя достаточно сильные наемники, как правило, одерживают победу даже над вдвое превосходящим их по численности противником, кто-то из них при этом может получить опасные ранения, а то и вовсе погибнуть. Поэтому стоит применять автобитву только тогда, когда противник слабее вас. Особенно она полезна, когда у неприятеля остается всего парочка бойцов и вам лень их разыскивать по просторам сектора.

Есть в автобитве и еще один неприятный момент – количество трофеев. Если вы проведете бой против, скажем, шести врагов самостоятельно, почти с каждого трупа можно будет снять что-то полезное. Если же вы уничтожите их в режиме автобитвы, получите только немножко боеприпасов, да и то не всегда.

Перемещение на поле боя возможно в четырех режимах: ползком, на корточках, пешком и бегом. Больше всего очков действия тратится на передвижение ползком, меньше всего – бегом. Причем способ передвижения никак не отражается на меткости, зоркости и прочих показателях, но при движении бегом ваши бойцы быстрее устают. Кроме того, если вы используете за один ход все очки действия, на следующем ходу их у вашего бойца окажется меньше, чем было на предыдущем (в Руководстве почему-то сказано наоборот: “Если используете не все, на следующем ходу их будет больше”, но это явная ошибка). Передвижение ползком имеет одну неприятную особенность: при поворотах боец иногда зачем-то встает на колено. Мало того, что на это тратятся дополнительные очки действия, его еще и может заметить противник.

Несколько слов о скрытном передвижении. В этом режиме на все, кроме стрельбы, тратится вдвое больше очков действия, поэтому применять его стоит только в режиме реального времени. Да, собственно говоря, в походовом режиме особого смысла прятаться нет – ведь противник-то вас и так видит.

Дальность видимости противника зависит только от способностей бойца (самая дальнозоркая, по моим наблюдениям, это Стрелка). Если наемник залезет на крышу, на видимости это ни как не отразится. В ночное время дальность видимости сильно увеличивается при применении специального прибора. Противник этот прибор использует довольно часто, так что не удивляйтесь, если в ночном бою в вас будут стрелять, хотя вы никого не видите.

О стрельбе в Руководстве рассказано подробно, от себя добавлю, что не стоит увлекаться стрельбой очередями и стрельбой по площадям – эффективность их весьма мала. Собственно говоря, имеет смысл стрелять очередями только в стоящего совсем рядом врага – можно завалить его одной очередью.

Теперь пара советов по тактике. Первый: двери можно не только открывать, но и закрывать (для этого нужно курсором в виде руки щелкнуть на открытой двери, а потом в появившемся меню выбрать левую верхнюю иконку). Прием такой: ставите несколько своих бойцов за дверью, открываете ее, стреляете по врагам, а потом закрываете. Таким способом, например, можно перестрелять почти всех тигров на арене для гладиаторских боев (сектор N5).

Второй совет связан с особенностью движка игры. Дело в том, что теперь не проходит излюбленный многими игроками прием “сохранился – выстрелил – промахнулся, загрузился – выстрелил – попал”. Сколько бы раз вы ни загружали сохраненную игру, ваш боец будет неизменно промахиваться, однако есть способ обмануть игру. Если перед повторным выстрелом вы совершите какие-то действия (передвинете кого-то из бойцов, произведете другой выстрел и т.п.), ситуация в игре изменится и наемник, вполне возможно, попадет в цель. Особенно полезна эта хитрость, когда на всех ваших бойцов вдруг нападает криворукость. То есть, скажем, три наемника стреляют по одной и той же цели и все трое промахиваются. В таком случае, просто изменив порядок выстрелов, вы можете добиться вполне приемлемых результатов.

Стоит сказать пару слов о борьбе с танками. Слава богу, они не ездят по полю боя, а играют роль неподвижных огневых точек. Чтобы уничтожить танк, нужно не менее четырех гранат, два попадания из базуки или одна-две мины из миномета. Подрывные заряды почему-то не очень эффективны – их нужно не менее трех. Теоретически есть возможность уничтожить танк бронебойными пулями, но лично у меня на это не хватило терпения.

Стрелять и бросать гранаты лучше всего по башне (для этого нужно подняться на второй ярус и использовать принудительное прицеливание). Полезно бывает бросить в танк дымовую гранату: он после этого совершенно слепнет, так что можно подойти вплотную. А вот газовые гранаты на экипаж танка совершенно не действуют.

БОРЬБА С ДИКИМИ ЗВЕРЯМИ

При перемещении между городами вам наверняка придется повстречать тигров-людоедов. Это очень опасные звери, бороться с ними непросто. В отличие от схваток с людьми, в начале боя вам не дают возможность отступить, применить автобой или разместить своих людей. Начинаете вы всегда в центре сектора, а тигры атакуют вас со всех сторон, причем появляются они почти сразу.

Займите круговую оборону и отстреливайте тигров издалека. Если кто-то из них подойдет на три-четыре клеточки, можно стрелять очередями: тигр большой, так что промазать по нему трудно. Газовые гранаты практически бесполезны, потому что тигры быстро покидают район заражения. Не стоит кидать в них и оглушающие – свалить с ног этих зверей не удается. А вот обычные разрывные весьма полезны.

Для успешного отражения нападения тигров нужно не менее четырех человек, если же их будет меньше, ваши бойцы, может быть, и прикончат зверей, но и сами понесут потери. Поэтому, если ваш маленький отряд повстречает тигров, лучше обойти этот сектор стороной. Тем более что тигры постоянно кочуют из сектора в сектор, а перебить всех вам все равно не удастся.

Еще более опасными представителями животного мира являются гигантские жуки-мутанты. Но с ними вы повстречаетесь, если в начальных установках выберете режим “Фантастический”.

Точно установить, что является “детонатором” начала эпопеи с жуками, мне не удалось. Судя по тому, что нам показывают в интермедии, связывать его нужно с определенным процентом поддерживающих вас жителей, но каков этот процент и как его считать – сказать трудно. Мне разговор Дейдраны с Элиотом о жуках показывали всегда в конце первой недели боев после начала освобождения четвертого города и захвата шахты Грам. Вполне возможно, что именно одно из этих событий и служит тем самым “детонатором”. А может, и все три.

Судя по всему, можно предотвратить расползание жуков по стране, если своевременно покончить с ними в логове, которое находится в самом нижнем ярусе сектора J9. Проверить это я предоставляю вам, тем более что в этом секторе находится тайная тюрьма, поэтому захватить его нужно в любом случае.

Жуки имеют два вида оружия: в ближнем бою они используют мощные челюсти (или что там у них есть?), а издалека плюются какой-то зеленой гадостью. При прямом попадании она наносит довольно сильные повреждения, кроме того, выделяет ядовитый газ, от которого ваши бойцы слепнут, теряют сознание и умирают.

Газовые, дымовые и оглушающие гранаты на жуков совершенно не действуют, малоэффективны и разрывные, так что почти единственным средством борьбы с ними является стрелковое оружие. Лучше всего расстреливать их издалека, пряча всех бойцов в укрытие в конце хода. В ближнем бою используйте стрельбу очередями: чтобы завалить жука, в него нужно попасть раз десять.

Покончив с жуками в самой шахте, ищите проход в нижний уровень (такие круглые дыры в стенах шахты). Причем имейте в виду, что во время предыдущего посещения шахты этих проходов могло и не быть. Обычно приходится добираться до самого нижнего уровня, без отдыха и перерывов. Поэтому лучше всего использовать два отряда с максимальным количеством бойцов: один очищает уровень, а другой отдыхает на предыдущем.

Вам нужно отыскать и истребить также и личинки жуков. Это дело более простое, поскольку они гибнут от одного-двух попаданий, да и атаковать не пытаются.

После того как вы покончите с жуками на одной шахте, они вполне могут появиться на другой, а то и на той же самой. Так будет продолжаться до тех пор, пока вы не очистите уже упоминавшееся главное логово.

[[BREAK]]

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

ТРЕНИРОВКА ОПОЛЧЕНИЯ

Система тренировки ополчения предельно проста: вы назначаете кого-то из бойцов тренером (одновременно в секторе этим могу заниматься двое), платите некоторую сумму денег и через определенное время получаете десяток ополченцев. Вообще-то для тренировки ополчения лучше использовать самых слабых бойцов, но если вам нужно получить ополчение как можно быстрее, привлекайте к этому делу сильнейших. Особое внимание нужно обращать на мудрость, ловкость и лидерство, но и высокие показатели по остальным параметрам тут не помешают.

Начинать тренировку ополчения можно только тогда, когда уровень поддержки населения данного города достигнет определенной величины (примерно 20–25%) и при этом в секторе будет население. Например, в секторе Камбрия-шахта тренировка ополчения возможна не всегда. В таком случае тренируйте бойцов в соседнем секторе, а потом перебрасывайте в нужный.

Максимальное число ополченцев в секторе – 30, но вам вовсе не обязательно иметь столько в каждом секторе. Нужно только внимательно следить за перемещениями противника и перебрасывать свои силы в нужное место. Правда, дело это весьма нудное, так что, если средства позволяют, доводите свои силы до максимума.

На дополнительную тренировку ополченцев средства тратить не нужно, но она не так эффективна, как хотелось бы. Зато при стычках с противником навыки ополченцев растут очень быстро.

НЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Этим термином я обозначил отдых личного состава, его лечение, тренировку и ремонт оружия. Все это дела весьма важные, на них уходит до половины времени, проведенной бойцом в Арулко.

Что касается отдыха и тренировок, то они в Руководстве описаны хорошо, а вот лечение раненых – плохо. Чтобы можно было назначить наемника доктором, он должен иметь не просто аптечку, а докторскую аптечку (большой белый ящик с крестом). Кроме того, доктор может лечить и самого себя, так что, раздав всем бойцам отряда по аптечке и назначив их докторами, вы можете довольно быстро вылечить всех раненых.

Есть и еще один способ быстрого лечения, но для него нужно доставить раненных в госпиталь Камбрии (сектор F8). Там каждый из них должен обратиться к доктору или медсестре, и они поместят его на лечение, правда, не бесплатно. Лечение полумертвого наемника может стоить до 500–600 долларов. Впрочем, в зависимости от ваших успехов плата может несколько снижаться.

Если же у вас нет ни одной докторской аптечки и денег на лечение, просто поместите наемника на отдых. Через некоторое время (правда, довольно долгое) он излечится сам.

О ремонте предметов сказано в разделе “Оружие и техника”. Добавлю только, что лучше всего устроить склад где-то в Камбрии, перетащить туда весь ваш арсенал и ремонтировать его там.

СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ

К ним относятся разговоры с местными жителями, поиск всяких полезных людей, выполнение просьб и поручений и прочие RPG-шные элементы. Надо сказать, их довольно много, я даже не уверен, что мне удалось все их разгадать, поэтому приведу только общие рекомендации и несколько примеров. Сразу скажу: вовсе не обязательно выполнять попадающиеся по ходу игры задания. Можно даже вообще ни с кем не разговаривать и играть по старинке, однако все эти квестовые элементы делают игру значительно интереснее.

Поговорить можно с любым обитателем Арулко, но с некоторыми из них можно вести довольно длинные беседы, другие же ограничиваются коротким высказыванием. Отличить одних от других очень просто: если при наведении курсора на персонаж появляется его имя, с ним можно вести беседу. Если же вы видите только указание на состояние его здоровья, можно не обращать на него внимания.

При беседе с каждым персонажем имеется несколько общих опций (Повторить, Дружески, Прямо, Угрожать, Нанять) и одна индивидуальная, зависящая от характера персонажа (Купить/Продать, Ремонтировать и т.д.). Имеет смысл на каждом персонаже использовать все опции, но начинать сразу с угроз не стоит, лучше сперва поговорить дружески или прямо.

Большинство персонажей беседуют с вами, пока это вам не надоест, но попадаются и такие, которые после двух-трех неправильно подобранных фраз достают оружие и открывают военные действия. Прежде всего к ним относятся военные, обитающие в лаборатории Альмы (их там трое: сержант, лейтенант и генерал, особенно вспыльчив последний). В отличие от военных, скрывающиеся от правосудия в Арулко преступники менее чувствительны к словам, но они совершенно не переносят, когда вы начинаете рыться в их вещах. Обычно в доме, где живет такой преступник, есть сундук или шкаф с запасом оружия и других полезных вещей, так вы без нужды их не трогайте.

Вообще с преступниками стоит связываться только после того, как вы встретите частного сыщика, занимающегося их поиском. Он вручит вам дискету с информацией и посулит поделиться вознаграждением. Вот после этого можно будет охотиться на преступников, убивать их и получать за это вполне приличные деньги.

Довольно интересные приключения ожидают вас в Сан-Моне – своеобразной столице преступного мира. Если вам удастся очистить ее от бандитов, это здорово повысит ваш авторитет среди местных жителей. Вполне возможно, что вам даже удастся возобновить работы на ближайшей заброшенной шахте.

Некоторые из персонажей имеют постоянные “места прописки”, о них я расскажу при описании соответствующих секторов. Но есть и немало таких, которые кочуют из сектора в сектор или же просто в каждой игре обитают в разных местах. Попробую указать наиболее вероятные места их появления.

Пилот вертолета. Обязательно живет в болоте, так что в лесистых и гористых секторах искать его бесполезно. Часто он попадается вам в секторе D12, если же его там нет, можно пошарить к востоку от Драссена. Изредка бывает в секторах возле Альмы.

Торговец гранатами. Встречается только в барах. Если повезет, найдете его в первом же баре в Драссене. В любом случае, попадая в сектор с баром, не ленитесь туда заходить.

Частный сыщик. К нему относится все то же, что и к торговцу гранатами. Только встретиться с ним вам достаточно всего один раз.

Беглые преступники. Вообще-то они предпочитают скрываться в Сан-Моне, под крылышком местного Крестного отца. Но можно встретить кое-кого из них практически в любом населенном пункте.

Ученый Дейдраны. Чаще всего он прячется в лесах или в горах неподалеку от Альмы. Но иногда его можно найти и на морском побережье.

Блудный сын. Обычно (как и опасалась его мамаша) он ошивается в Сан-Моне или на заброшенной шахте в ее окрестностях. Впрочем, иногда его можно отыскать в окружающих ее горах.

Гамос. Он вам нужен ради его фургончика, а встретить его можно только в секторах с дорогами.

Старый бродяга. Если его завербовать, проблем с ремонтом техники у вас не будет, поскольку он очень сильный механик. Чаще всего его можно найти в Эстони, но бывает он и в других секторах, обычно в тех, где есть какая-то промышленность.

Теперь скажу, как узнать о присутствии в секторе того или иного персонажа. Проще всего обстоит дело в сельских секторах: если там есть кто-то, с кем стоит побеседовать, при проходе через сектор вам будет на это указано и предложено поставить игру на паузу. Никогда не пренебрегайте этой подсказкой и всегда заходите в такие сектора. В городах дело обстоит сложнее. Тут нужно обшарить весь сектор и щелкнуть на всех его обитателях.

СТРАНА И ЕЕ РЕСУРСЫ

Как сказал бы отец Федор из “Двенадцати стульев”, страна Арулко по своим размерам значительно превышает остров Метавиру, но уступает ему по количеству народонаселения. Действительно, территория Метавиры, если мне не изменяет память, была разделена на 60 секторов, в Арулко же их 256. Если бы нужно было захватить их все, игра могла бы затянуться очень и очень надолго. Но, как уже говорилось, достаточно взять под свой контроль только ключевые точки.

Прежде всего к ним относятся золотые и серебряные шахты. Всего их пять, но одна из них полностью выработана (возле города Сан-Мона, сектор D4), так что на нее можно не обращать внимания. Захватив сектор с шахтой, вы можете тут же спуститься в нее, собрать золотые и серебряные самородки и перевести деньги на свой счет. Но это разовая операция, а вам нужно обеспечить стабильный ежедневный доход. Для этого мало, как сказано в Руководстве, побеседовать с управляющим, еще нужно обеспечить шахту рабочими руками, то есть захватить лежащий рядом с шахтой городок.

Самый маленький пришахтный поселок состоит из двух секторов, самый большой – из четырех (если считать вместе с шахтой, то из пяти). Для того чтобы получить стопроцентный выход с шахты, нужно захватить все сектора городка и устроить их надежную оборону (об обороне смотрите в разделе “Тренировка ополчения”).

Не всегда имеется возможность захватить сразу весь городок, а иногда приходится решать, с какого сектора начинать его освобождение. Кроме того, есть и сектора, не относящиеся к шахтам, которые, тем не менее, нужно захватить или хотя бы побывать там. Поэтому расскажем, в каких секторах есть полезные здания или можно повстречать полезных людей.

Но прежде чем перейти к описанию секторов, скажу, что и в тех, которые я не упомянул, иногда можно найти что-то полезное. В большинстве секторов, через которые проходят дороги, есть заброшенные строения, которые неплохо бы обшарить. Поэтому первый раз по всем дорогам стоит пройти не в режиме перемещения на дальние расстояния, а последовательно, сектор за сектором.

Кроме того, есть в игре и “блуждающие строения”. Если в каком-то секторе скрывается персонаж (пилот вертолета, например), то там будет стоять дом или хижина. Если же в следующей игре он будет скрываться в другом секторе, то и его жилье будет там же.

Омерта. Отсюда вы начинаете свой путь по стране, долгое время именно Омерта будет служить местом прибытия пополнений. Тем не менее, заботиться о ее обороне не нужно, этим занимаются повстанцы под руководством Мигеля. Их подземная база находится в секторе A10, а проведет вас на нее Фатима, которую можно найти в секторе A9.

Драссен. Кроме шахты, тут находится аэродром (сектор В13), который на первых порах можно использовать для доставки оружия и боеприпасов из магазина Бобби Рэя. Посылки будут появляться в ящике, стоящем в западном ангаре. Учтите: рядом бродит нечистый на руку торговец, он вполне может украсть половину посылки. Лучше всего сразу же пристрелить его, но можете попытаться и убедить не делать глупостей.

Кроме того, в Драссене есть бар (сектор С13) и церковь (сектор D13). Там обитает отец Уокер, которому предстоит доставить провизию повстанцам. Впрочем, иногда его можно найти в баре соседнего сектора.

В секторе С13 находится швейная фабрика, жестокая хозяйка которой вовсю эксплуатирует детский труд. Если вы ее убьете, большая часть населения городка тут же перейдет на вашу сторону.

Камбрия. Этот город расположен в самом центре страны, кроме того, в нем есть много полезных строений, поэтому именно его лучше всего сделать вашей основной базой. Кроме уже упоминавшихся госпиталя (сектор F8) и мастерской (сектор G9) имеется бар (сектор G9), в котором иногда появляются полезные люди, полицейский участок и склад (сектор G8), где можно найти много полезных вещей. На складе госпиталя лежит довольно много аптечек обоих типов и другие полезные вещи, но учтите: если вы их возьмете, главврач может обидеться и перестать лечить ваших раненных. Не в коем случае не берите и набор инструментов в мастерской, иначе его хозяин тут же развернет против вас военные действия.

В секторе F9 находятся развалины университета. Там можно найти кое-какие взрывоопасные предметы, а иногда (но очень редко) именно сюда приходит прятаться ученый Дейдраны.

В секторе G8 проживает мамаша Блудного сына. Если вы решили озаботиться его поисками, побеседуйте с ней и прихватите с собой разноцветные шарики и жевательную резинку, которые можно найти в одном из домов. Впрочем, полезным при разговоре с парнишкой может оказаться и порнографический журнал.

Читзена. Самый маленький пришахтный поселок, тем не менее, местная шахта дает очень неплохой доход. Кроме того, противник почти никогда не атакует Читзену. В секторе А2 находятся руины древней цивилизации, там же вы повстречаете двух застрявших в стране туристов, которых нужно сопроводить на аэродром (за это вы получите приличную сумму денег, а позднее и весьма ценный подарок). Поговорив с хранителем руин, вы узнаете, что нужно доставить некий раритет из музея Балайма в Читзену. После выполнения этой просьбы ваш авторитет в Арулко очень возрастет.

Грам. В секторах G2 и H2 находится оружейный завод и его склады, там можно разжиться массой полезных вещей: гранатами, базуками, ручными гранатометами и даже минометом. Грам – довольно богатый город, поэтому в его домах и в стоящих рядом с ними ящиках можно найти много полезных вещей. А в секторе G1 находится бар.

Обратите внимание на то, что Грам расположен на полуострове. Поскольку ожидать вторжения с моря не приходится, можно не заботиться об обороне двух его западных секторов (G1 и H1).

Альма. Здесь находится военная лаборатория Дейдраны (сектор H13), зенитная установка (сектор H14) и тюрьма (сектор I13). Захват лаборатории нужно производить молниеносно, чтобы военные не успели уничтожить образец нового оружия (он находится в сейфе в западной части здания). Кроме того, перебив всех охранников, вы сможете побеседовать с генералом, который в запальчивости выболтает кое-какие секретные сведения. Правда, потом он опомниться и начнет стрелять. По моим наблюдениям, ему можно задать не более двух-трех вопросов любого содержания. Зато лейтенант более разговорчив и менее обидчив, его даже можно перетащить на свою сторону, только это нелегко. Проще всего он идет на вербовку, если вы предварительно поговорили с сержантом и расположили его в свою пользу.

В соседнем секторе находится тюрьма, в которую чаще всего отвозятся ваши попавшие в плен бойцы (иногда в режиме автобитвы вам предлагают сдаться в плен). Тюрьму тоже нужно освобождать внезапным наскоком, иначе тюремщики пустят газ в камеры и все заключенные погибнут. Рубильник, включающий подачу газа, находится в коридоре неподалеку от правого угла здания.

Захватив сектор с шахтой, вы получите просьбу местных жителей уничтожить чудовищ, обитающих к востоку от городка. Не поленитесь выполнить эту просьбу. Кроме того, где-то там же вы можете найти беглого ученого Дейдраны.

Балайм. Это резиденция некоего миллионера, друга Дейдраны. Хотя шахты тут нет, имеет смысл захватить оба сектора поселка. Кроме того, что вы этим здорово насолите правительнице, в музее (сектор L12) можно найти раритет из Читзены, а в одном из сундуков резиденции миллионера лежат (сектор L11) 10000 долларов, которые вам пригодятся для покупки джипа на бензоколонке (сектор L10).

Эстони. Этот крошечный поселок занимает всего один сектор (I6), но посетить его просто необходимо. Во-первых, у хозяина свалки можно приобрести много полезных вещей и кое-что ему продать. Во-вторых, вы можете завербовать в свой отряд его сына (хотя он и придурковат, но воюет лихо). В-третьих, хозяин свалки расскажет вам о существовании тайной тюрьмы Тиксы. Кроме всего этого, на заброшенной заправочной станции можно иногда раздобыть канистру с бензином.

Тикса. Здесь, в секторе J9, находится тайная тюрьма Дейдраны. Что интересно, на карте этот поселок не обозначен, появляется он только после беседы с хозяином свалки в Эстони или если вы наткнетесь на него случайно. Тюрьма расположена на двух уровнях, так что, очистив наземный этаж, не забудьте спуститься под землю. А вот еще глубже стоит спускаться, только если вы играете в “Фантастическом” режиме. Дело в том, что там находится логово гигантских жуков, и если вы их не уничтожите, они начнут расползаться по окрестностям. В реалистичном же режиме в этом подземелье делать нечего.

Как только вы начнете стрелять, начальница тюрьмы пустит в коридоры газ, так что запаситесь противогазами или начинайте штурм с кабинета директора. Он находится в правом крыле тюрьмы, в самом конце. Если проломить стену взрывчаткой, можно взять начальницу тепленькой.

Освободив заключенных, вы найдете среди них некоего Динамо (на первом этаже). Неплохо бы его завербовать – это довольно сильный боец. В подземелье вы отыщите Шенка, он сможет вам помочь с горючим. Как видите, это очень важный сектор, так что захватить его нужно обязательно.

Ферма. Сектор F10. Тут обитает фермер со своими сыновьями и работниками. Провизия, которую он производит, вам не нужна, но на складе у запасливого агрария есть много оружия. Только не пытайтесь взять его силой: фермер с подручными будет драться до последнего, а его уничтожение не прибавит вам любви местных жителей. Уговорить фермера поделиться довольно трудно. Простейший способ – отдать в жены его сыну одну из ваших девушек (хотя бы Фло, от которой толку почти нет). Но такой поступок несколько ухудшит отношение к вам других наемников.

Сан-Мона. Весьма злачное место, своего рода столица криминального Арулко. Если вы очистите ее от бандитов, население страны будет вам очень благодарно (а может быть, и нет).

В секторе С6 есть только бар и магазин одежды, где вам предложат модную кожаную куртку на кевларовой подкладке. Нужна она или нет, решайте сами (я обошелся без нее).

В секторе С5 обратите внимание на секс-шоп: в одной из его задних комнат имеется богатый склад оружия, там же можно найти приличную сумму денег (до 15000 долларов). Правда, чтобы проникнуть на этот склад, придется прикончить продавца, а потом и его шефа.

Основная часть бандитов в этом секторе занята охраной публичного дома, как только его хозяин даст им знак, они на вас набросятся. Лучше начинайте военные действия первым. Только займите подходящую позицию и имейте в виду, что почти все “мирные жители” после первого же вашего выстрела или неосторожно сказанного слова превратятся во врагов.

В секторе D5 обитает Босс, его резиденция находится ближе к правому нижнему углу сектора. Если вы туда проникнете и побеседуете с Боссом, он предложит вам доставить ему раритет из Читзены за 20000 долларов. Решайте сами, но лучше все же переколошматить всю его банду. Как-то это больше в духе игры.

Медуна. Именно здесь, в секторе Р3, находится резиденция Дейдраны и ее подземный бункер. Добраться до нее весьма нелегко, даже подступы к городу охраняются очень сильными отрядами. Во всех соседних с Медуной секторах имеется по одному танку и не менее восьми гвардейцев. Ну а сам город укреплен еще сильнее. Медуна состоит из шести секторов, достаточно захватить четыре из них, и дорога к резиденции будет открыта. Но я бы посоветовал захватить весь город, так вы лучше подготовитесь к финальному штурму. Даю описание секторов.

Арена для гладиаторских боев, сектор N5. Подходы к стенам арены заминированы, но можно подойти прямо к дверям по дороге. Снаружи охраны нет, вся она внутри. Кроме того, там же обитает до десяти тигров, которые бросятся на вас, как только вы проникнете внутрь здания. Как с ними расправиться, я уже говорил в разделе “Боевые действия”. Тем же приемом можно пер ебить и почти всех охранников. В шкафах и сундуках можно найти много полезных вещей, в частности, несколько базук, которые вам очень пригодятся в соседних секторах.

В секторе N4 находятся зенитные установки, охраняемые двумя танками. Кроме того, вокруг много брустверов из мешков с песком, за которыми прячутся гвардейцы. Хорошо бы запастись минометом с несколькими зарядами, прежде чем сюда соваться.

В секторе N3 находится аэропорт, но как раз его-то з ахватывать и не обязательно. Танков там тоже два, как и во всех остальных секторах столицы, кроме дворцового.

В секторе О4 можно найти очень много полезных вещей, если пошарить по домам. Основную опасность тут представляют трое гвардейцев, засевших в длинном доме в середине сектора. Подобраться к ним лучше всего, используя взрывчатку.

Сады королевы находятся в секторе О3. Там устроен довольно хитрый лабиринт, по которому бродят гвардейцы. Ничего полезного в этом секторе нет, но придется его захватить, чтобы ваши бойцы могли отдохнуть перед решительным штурмом.

Сектор Р3 почти целиком занят дворцом. Можно штурмовать его в лоб, через ворота, потом очищать комнату за комнатой, зал за залом. Но можно действовать иначе. Дело в том, что Дейдрана находится в бункере под дворцом, вход в который находится в левом крыле дворца в камине (во время интермедий обратите внимание, откуда выходит диктаторша). Зная это, можно проломить взрывчаткой стену дворца, войти сразу в нужную комнату, а через нее – в бункер.

Как воевать в бункере, рассказывать не стану, тут все непредсказуемо. Но Дейдрана обычно прячется в левом его углу.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Как и обещал, привожу примерный план начальной фазы операции и некоторые советы по ее завершению. Первым делом вам нужно сформировать два отряда, в первый включите себя, любимого, и Тревора. После посещения бункера повстанцев к этому отряду присоединится Айра. Во второй отряд нужно включить Ивана, Рысь, а в качестве медперсонала можно добавить к ним доктора Хьюстон (Паук).

Перечисленные бойцы, на мой взгляд, являются оптимальными по соотношению цена/способности. Но если у вас есть свои любимцы, привлекайте к работе их. Только имейте в виду: нанятые в начале игры персонажи будут костяком вашего отряда и лучше всего с ними же и завершить кампанию.

Первый отряд кратчайшим путем направляется в Драссен, освобождает все три его сектора. При этом Тревор обшаривает дома, шкафы и тайники и находит массу полезных вещей. Захватив сектор с шахтой, двух бойцов оставьте тренировать ополчение, а одного спускайте в шахту – собирать серебряные самородки. При удачном раскладе там можно набрать их тысячи на полторы долларов, этого как раз хватит на тренировку двух отрядов ополчения. Не забудьте найти священника и передать ему просьбу повстанцев.

Тем временем второй отряд направляется в Камбрию и прокладывает дорогу к шахте. Тут не стоит увлекаться, на первых порах достаточно очистить любые два сектора города и саму шахту (в ней тоже стоит собирать самородки).

Смысл действия двумя отрядами таков: Дейдрана начнет наращивать присутствие своих войск в секторах только после того, как вы целиком очистите любой из городов от ее людей. А до этого ее силы там невелики и трое наемников вполне могут с ними справиться. Только подгадайте так, чтобы ваши люди вступили в сектор Камбрия-шахта раньше, чем в сектор Драссен-шахта, так как последний находится в самом городе и после его захвата количество врагов в секторе Камбрия-шахта резко возрастет.

Обеспечив себе таким образом стабильный доход, который позволит вам содержать уже имеющиеся войска, можно переходить к расширению свободной зоны. Но сперва наймите людей Спека и направьте их в очищенные сектора тренировать ополчение. Один из них может по дороге заглянуть в бункер повстанцев: вполне возможно, что Мигель отдаст вам своего лучшего бойца Димитрия.

Вообще при любом проходе через сектор с бункером заходите туда. Мигель иногда дает ценные советы и постепенно отдает бойцов. Когда вы захватите все шахты и города при них, он и сам к вам присоединится.

Объединив отряды, довершайте освобождение Камбрии, а потом можно заняться и остальными шахтами. Наилучший порядок действия, как мне кажется, таков: Читзена, Грам, Альма. Если вы будете действовать так, сопротивление неприятеля будет возрастать постепенно, кроме того, вы будете вооружать свой отряд все лучшим и лучшим оружием. Впрочем, если хотите, можете действовать в любом порядке.

В средней фазе операции вам предстоит столкнуться с нашествием мутантов (если вы не выключили соответствующую опцию в начальных настройках игры). Начать борьбу с ними нужно после получения первого же сообщения, а можно и раньше. Я бы посоветовал бросить на это самых лучших и сильнее всего вооруженных бойцов. Можно даже кое-кого специально нанять только для этой цели.

Чем еще заниматься в это время, решайте сами. Вообще-то, прикопив деньжат, можно переходить к решающему штурму Медуны. Но более интересно предварительно освободить всю страну, побывать во всех ее городах и поселках, решить все квесты и т.д. Собственно говоря, именно в этом вся прелесть игры, а не просто в победе над диктаторшей.

На решающий штурм лучше идти двумя, а то и тремя отрядами, но вводить их в бой стоит из одного и того же сектора. Пробивайтесь ко дворцу кратчайшим путем, но не забывайте восстанавливать силы бойцов перед каждым сектором.

Вообще тут можно применить такую тактику: очистить весь город от врага, перенести в него точку высадки подкреплений, нанять самых сильных бойцов, заказать наилучшее оружие в магазине Бобби Рея (его тоже можно доставить прямо к Медуну), а потом уже идти на штурм дворца.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь