Руль не роскошь! Тестирование наборов “руль + педали“
За последнее время вышло много автосимуляторов и гоночных аркад — GT Legends , GTR , Need for Speed: Most Wanted , ToCA Race Driver 3 , Crashday. Самое время задуматься о подходящем контроллере, тем более что производители джойстиков, геймпадов и рулей недавно обновили свои линейки. В связи с этим мы представляем вам обзор четырех самых новых наборов «руль + педали» и еще одного старого знакомого…
Genius TwinWheel
Руль Genius TwinWheel — устройство в меру простое и относительно недорогое. Он не обладает полноценной системой обратной отдачи Force Feedback , но зато в нем есть два вибромотора. Трасса чувствуется кончиками пальцев, особенно в моменты аварий и при движениипо неровной дороге.
Крепление блока осуществляется с помощью присосок и двух съемных струбцин. Решение использовать резиновые присоски выглядит логичным — они не поцарапают стол. Но если ограничиться ими, конструкция будет ездить по столу. Рулевое колесо пластиковое и тонкое, качество среднее. На баранке расположены 12 программируемых клавиш, 8 из них собраны в группу в виде геймпада — он чем-то напоминает манипулятор от PlayStation 2. И неспроста, ведь руль совместим с этой консолью.
Блок педалей прост, маленькая платформа и слабое сопротивление пружин при нажатии потребуют привыкания — трудно будет удерживать педаль в среднем положении.
Руль подключается через USB-порт и не требует внешнего питания. Оно и понятно — виброотдача работает за счет двух простых моторов, больших нагрузок не предвидится. Педали к рулю подключаются спереди, что очень неудобно.
Когда управляешь этим рулем, желания переключиться в режим из кабины не возникает, но это присуще всем комплектам без обратной отдачи. Необходимо следить за поведением машины зрительно, вибрация не позволяет тонко чувствовать авто.
Руль ориентирован на начинающих пользователей и стоит недорого. Удовольствие от игры несопоставимо больше, чем при использовании клавиатуры, но… есть и более интересные варианты с полноценной отдачей.
Ориентировочная стоимость Genius TwinWheel — $65.
Thrustmaster Rallye GT PRO FFB
Наконец мы добрались до нового hi-end продукта от Thrustmaster — Rallye GT PRO FFB. В коробке лежат руль, педальный узел, небольшая инструкция и диск с программным обеспечением.
Дизайн рулевого колеса выглядит технологично. Вся поверхность прорезинена — как ни ухватись, рука не будет скользить и потеть при длительной игре. Центральная часть сделана из обычного пластика. По левую сторону расположены кнопки управления видом из кабины, справа четыре программируемых клавиши, в нижней части еще три. Посередине металлическая вставка с логотипом компании. Под рулевым колесом есть два рычага и еще пара аналоговых. С правой стороны рулевого блока находится рычаг КПП, чуть ниже — две программируемых кнопки. Честно говоря, использовать КПП не очень удобно.
Расположение кнопок продумано хорошо — дотянуться до них во время игры не составит труда. Конструкция крепежа вполне пристойна, хотя при избыточном усилии можно повредить резьбу — она пластиковая.
Порадовал педальный узел. Основа большая, алюминиевые вставки на педалях смотрятся эффектно. Ход педалей в меру плавный, в меру тугой — при длительной игре не устаешь.
Данный комплект установил новый рекорд — у него есть пять независимых осей! Их можно настроить на газ и тормоз, а также ручной тормоз и сцепление. Такая возможность понравится любителям максимального реализма.
Программное обеспечение не вызвало нареканий. Установка прошла без проблем; можно выбрать количество активных осей, протестировать эффекты обратной отдачи и отрегулировать их силу.
Эффекты отдачи сильные, люфта во время работы практически нет, что сделало руль жестким и немного скупым при столкновениях. В большинстве случаев силу обратной отдачи стоит ослабить, чтобы более четко управлять машиной. Иначе не видать вам рекордов и трофеев, как своих ушей.
Общее впечатление от Rallye GT PRO FFB осталось хорошее. У комплекта есть ряд уникальных положительных сторон — достойные педали, наличие пяти независимых осей и достаточное количество программируемых кнопок. Недостатки — система крепления выглядит не столь убедительно, коробка передач не так практична, как хотелось бы.
Ориентировочная стоимость Thrustmaster Rallye GT PRO FFB — $135.
Thrustmaster Ferrari GT 2 IN 1 FFB
ThrustmasterFerrari GT 2 IN 1 FFB во многом повторяет старшую модель. Удивительно, но этот набор относится к недорогим продуктам, несмотря на логотип Ferrari. Неожиданный ход,ничего не скажешь!
Комплект поставки ничем не удивил — все стандартно. Во многом эта модель идентична старшей и более дорогой Rallye GT PRO FFB. Отличительной чертой Ferrari GT 2 IN 1 FFB стала универсальность — его можно подключить не только к компьютеру, но и к PlayStation 2. На этот случай предусмотрен соответствующий разъем. Подписи к кнопкам соответствуют тем, что вы можете увидеть на геймпаде PS2, — это облегчит управление во время игры. На рулевом колесе расположены четыре дополнительных кнопки, причем расположены очень удачно. Боковины руля сделаны из прорезиненного пластика, в то время как верхняя и нижняя части — из обычной пластмассы (увы!). Здесь разработчики явно решили сэкономить. В сердцевине красуется гарцующая лошадь — символ Ferrari. Расположение основных кнопок идентично старшей версии. За рулевым колесом остались лишь два рычага, но эта потеря не критична. КПП также исчезла, но учитывая, что ее польза сомнительна, горевать мы не станем. Установка руля и крепеж повторяют Rallye GT PRO FFB.
Педальный узел претерпел косметические изменения — он лишился алюминиевых вставок. Это единственное отличие.
Несмотря на все свои сходства, эта модель ведет себя в играх несколько иначе. Баранка более свободна, но обратная связь все так же сильна, и дорожные эффекты четко чувствуются. Сложно сказать почему, но по ощущениям Ferrari GT 2 IN 1 FFB понравился больше. Отсутствие дополнительных осей, алюминиевых вставок на руле и педалях, ручной КПП оказалось не столь существенным. Другое дело, что руль не полностью прорезинен, — это минус. Зато цена существенно ниже, а общее качество материалов и сборки на том же высоком уровне.
Ориентировочная стоимость Thrustmaster Ferrari GT 2 IN 1 FFB — $80.
Logitech Formula Force EX
Formula Force EX —еще одна новинка, на этот раз от Logitech. В компактном руле реализован полноценный эффект Force Feedback.
Рулевое колесо толстое и в месте хватки обрезинено. Эргономика неплохая, но не более того. Продолговатые дополнительные кнопки не столь удобны, некоторые клавиши на руле расположены неудачно. К счастью, джойстик видов расположен удобно, сразу под большим пальцем левой руки, а справа четыре дополнительных кнопки. Обычную коробку передач заменяют подрулевые кнопки — они слишком жесткие и не чувствительные.
Педальный узел слабоват, срабатывание газа и тормоза происходит неравномерно — в начале хода характеристики меняются незначительно, в конце получаем резкий скачок. В первое время это особенно сбивает с толку. Основа педалей невелика и стоит она неуверенно.
Теперь о креплении. Две пластиковые струбцины надежно фиксируют руль на столе. Подключение педалей осуществляется с помощью COM-разъема. Однако закручивающих винтов на нем нет, так что он иногда отходит, поэтому тормоз и газ иногда не работают.
Тем не менее комплект понравился своей системой обратной отдачи и проработкой мелочей. Усилие на руле при повороте чувствуется очень хорошо. Неоднозначное впечатление оставили жесткие кнопки переключения передач, блок педалей оказался излишне легким, а газ — неравномерным.
Ориентировочная стоимость Logitech Formula Force EX — $90.
Logitech MOMO Racing
Первое, что хочется отметить в LogitechMOMO Racing , — дизайн и эргономику. Рулевое колесо полностью прорезинено, каждая деталь продумана. По двум сторонам центральной части находятся шесть кнопок (негусто), расположены они оптимально. Подрулевые лепестки для переключения передач большие и практичные. На ободе по центру находится кольцо. Установили его для того, чтобы в пылу борьбы за первое место можно было на ощупь определить положениеруля.
MOMO Racing — еще один комплект, в котором есть рычаг переключения передач. В стандартном положении он находится справа, как и положено любой приличной европейской и американской машине. Но его можно в минуту переставить и на левую сторону — любители японских и английских авто будут довольны.
Большая торпеда крепится к столу с помощью двух традиционных струбцин и дополнительного крепежного винта снизу. Получается надежное трехточечное крепление.
Блок педалей заслуживает похвалы — платформа большая, держится устойчиво. Ход тормоза реалистичен — вначале легкий, в конце тугой. Педаль газа равномерна во всем диапазоне нажатия.
В гонках отдача очень реалистичная, но ее определенно стоит отрегулировать заранее — слишком сильная. Руль одинаково хорошо проявил себя и в аркадах, и серьезных симуляторах. Работать газом было одно удовольствие — можно с высокой точностью дозировать усилие. Несмотря на свой преклонный возраст, Logitech MOMO Racing остается лучшим выбором для любителей автосимуляторов.
Ориентировочная стоимость Logitech MOMO Racing — $120.
История успеха MOMO
История MOMO началась в 60-е годы. Джампьеро Моретти (итальянский гонщик-любитель) попросил своего друга помочь в создании нового руля к своей машине. В итоге получился руль меньше, чем обычно, но, как ни странно, он оказался удобнее. Такая конструкция понравилась Джону Сартису , гонщику команды Scuderia-Ferrari. В 1964 году он завоевал чемпионский титул, и с этого момента карьера Моретти резко пошла вверх. В 1969 году открылся завод по производству автомобильных рулей — так и родилась марка МОМО. Логотип получился из первых двух букв фамилии Моретти и названия трека «Монца». Рулями МОМО были оборудованы все гоночные болиды Ferrari. Позже было открыто подразделение MOMO Design, которое распространило этот лейбл на часы, шлемы, одежду, очки, велосипеды и даже аксессуары для гольфа. Докатилась МОМО-мания и до геймеров. Руль Logitech MOMO Racing разработан совместно с этим известным ателье.
* * *
Мы пересекли линию старт-финиш, и можно подводить итоги нашей гонки. По сей день лучшим выбором для виртуальных гонщиков остается Logitech MOMO Racing — дизайн руля, к которому приложили руки кудесники из студии MOMO, остается эталоном. Сила эффектов обратной отдачи достаточная, педали оставили только положительные впечатления. Единственное, что может удержать от покупки, — высокая цена.
Одноклассником этого ветерана является Thrustmaster Rallye GT PRO FFB. Набор в целом неплох, но многие функции — коробка передач, дополнительные оси — оказались непрактичными. Более оптимальным выбором видится нам младшая модель — Ferrari GT 2 IN 1 FFB. Она удобна, практична, к тому же руль можно подключать еще и к PlayStation 2.
У Logitech Formula Force EX хорошо проработан руль, но некоторые кнопки недосягаемы, другие слишком жесткие. А педальный узел оказался излишне легким.
Модель Genius TwinWheel максимально проста. Она оказалась самой дешевой в нашем тесте. Ее едва ли можно рекомендовать для игры в серьезные симуляторы вроде GT Legends или F1 Challenge 99-02 , но для простеньких аркад вполне хватит.
Благодарим следующие компании за предоставление оборудования:
Logitech (www.logitech.ru)— Logitech Formula Force EX, Logitech MOMO Racing;
Alion (www.alion.ru) — Thrustmaster Ferrari GT 2 IN 1 FFB, Thrustmaster Rallye GT PRO FFB;
Бюрократ (www.buro.ru)— Genius TwinWheel.