Музей советских игровых автоматов: от «Морского боя» до «Магистрали»
Когда фотореалистичная графика уже не лезет в горло и всякие там Battlefield 1 и Call of Duty хочется послать куда подальше, вы заглядываете на антресоль, чихаете от пыли, достаете Sega Mega Drive и во имя Шварценеггера начинаете спасать бедовую жену в лучшем шутере всех времен — «Правдивой лжи».
Но случается, что приставка надоедает, и даже кубик Рубика собирается в три движения по руководству, которое вы же и написали. Возникает вопрос: «Чем заняться?» Неплохо было бы, конечно, устроить дома генеральную уборку или в кои-то веки сходить на «Лебединое озеро», но вот беда — и Чайковский, и классический балет никогда особого удовольствия не доставляли, а вся домашняя пыль и без того уже собрана в одном надежном, с жужжащим кулером, месте.
Игровой автомат «Лоцман» : доведи свой корабль до порта, избегая препятствий.
Что делать? К примеру, можно сыграть на советских игровых автоматах! Никаких тебе 4К-текстур — сплошное удовольствие, смешанное с крепкой ностальгией. Правда, Чайковский все еще встречается как утешительный приз в «Цирке» , но это терпимо. Балерины, по крайней мере, ниоткуда не выскакивают.
Игровой автомат «Вираж». Как долго вы протянете на этой бесконечной трассе?
Впрочем, одиночный режим никого не удивлял еще в девяностых, так что забудем про старый добрый «Морской бой» и «Городки» — мы вам расскажем о пятерке самых любопытных (по крайней мере, из тех, в какие мы играли) кооперативных игровых автоматов отечественного производства.
Музей советских игровых автоматов в Санкт-Петербурге
В одном неказистом дворике, в самом центре Санкт-Петербурга, спрятался необычный музей. Экспонаты тут не просто можно трогать — это нужно делать, иначе какой вообще смысл платить за билет? Летсплеи смотреть?
Музей советских игровых автоматов — это такая неприметная машина времени. Заходишь в зал, выкладываешь свои кровные, чтобы разжиться дюжиной пятнадцатикопеечных монет, и проваливаешься в другую эпоху.
Вокруг царит полнейший хаос из разных звуков: вот грохочет торпеда, угодившая в авианосец в «Морском бое», ей вторит дружеская перестрелка в «Снайпере-2» , а фоном служит звонкое набивание очков в «Цирке» — советском аналоге легендарного «Пинбола». Всё кричит, мигает, перебивает друг друга и так и тянет к себе!
Не проходит и часа, как ты уже с унынием считаешь в кармане последние жетоны и разрываешься между « Коньком-Горбунком » и « Снежной королевой », своего рода предками современных платформеров. А выбираешь что-то третье. «Городки», например, потому что экран как-то дружелюбно подмигнул, а ты очень кстати стоял рядом.
И если вы действительно одержимы идеей прыгнуть назад во времени, это местечко поможет вам осуществить желаемое. Ностальгия тут не заканчивается на « Магистрали » и « Викторине ». Хотите кваса или, скажем, грушевой газировки? В наличии! А может быть, молочный коктейль? Да пожалуйста — и даже его здесь взбивают раритетным миксером «Воронеж-2».
Главные лица музея собственными персонами. В главных ролях (слева направо): Виктория Котлова, Игорь Ковалевский и Марина Кутепова.
А еще за ностальгическим фасадом кроется творческое пространство. Музей организовывает мероприятия самых разных видов: от просмотров фильмов Тарантино до лекции о философии видеоигр. Последнюю, кстати, проводил не абы кто, а сотрудник Московского центра исследования видеоигр, работающего на базе МГУ.
Телеспорт
Разработчики этого игрового автомата, очевидно, презирали конкурентов, выдумавших однобокие «Футбол» и «Баскетбол». Игрок, что тратит на игру честно выпрошенные у родителей пятнадцать копеек, заслуживает чего-то большего, нежели пружины и прыгающий мячик. Настоящему геймеру нужен выбор, нелинейность.
И «Телеспорт» может это дать. В игровом автомате, построенном на базе гоночного симулятора «Магистраль», уживаются аж четыре вида спорта: и привычные футбол с баскетболом, и теннис, и даже чудной хоккей на траве. Опускайте монету, выбирайте игру и доказывайте приятелю свое спортивное превосходство.
В отличие от своих морально устаревших предшественников «Телеспорт» был создан по технологии nextgen и тривиальную механику заменял современным в прошлом телеэкраном. И пусть вам на пару с товарищем давали две жалкие минуты геймплея, а игровой мир не насчитывал восемнадцать квинтиллионов теннисных кортов, мультиплеер тут работал как надо.
Дуплет
Предыдущие охотники набрали жалких 90 очков. Нубы!
Если вы думаете, что нет тира лучше, чем Call of Duty, и симулятора охоты чувственней, чем theHunter, то советской игровой промышленности есть чем вас удивить.
Игровой автомат «Дуплет» — это самостоятельный «аддон» для «Зимней охоты». Вам предстоит безжалостно изничтожить из двустволки всю лесную фауну в надежде набить побольше очков. Только теперь отстрел зверушек превращается в настоящую гонку, ведь ваш друг, как и вы, хочет прикончить именно эту утку, именно этого зайца, а еще он может выстрелить в вас, но за такое неспортивное поведение непременно получит заслуженный подзатыльник.
Приклад в плечо, взгляд на мушку, пару раз вхолостую надавить на спусковой крючок, чтобы пристреляться, и вперед — в лес, по сугробам и всего за тридцать копеек!
Магистраль
Одинокий гонщик в «Магистрали».
«Магистраль» была настолько хороша, что на ее движке сделали «Телеспорт». И не случайно — в свое время гоночный симулятор стал настоящим хитом. Игра дарила игрокам богатый выбор гоночных трасс и погодных условий, отполированный десятками предыдущих геймеров руль и педаль, а за все это просила всего пятнадцать копеек. И нет бы остановиться на достигнутом — но за дополнительную плату вы могли открыть доступ к мультиплееру и посоревноваться с другом!
Это был настоящий « Need for Speed с разделенным экраном». Вам доверяли управление красной или синей машинкой и выпускали в оживленный поток городского транспорта, где вам, ловко лавируя в трафике, надо было не просто обогнать соперника, но еще и не разбить свой автомобиль.
Торпедная атака
Топить вражеские корабли вместе с любимым человеком — это бесценно.
И куда же без «Морского боя», если речь зашла про игровые автоматы? У культового симулятора подводной лодки тоже есть своя версия для двоих игроков.
Мы сомневаемся в реалистичности «Торпедной атаки», ведь в военное время боевые подлодки вряд ли будут соревноваться в набивании фрагов, но такие упущения и неточности пусть остаются на совести сценариста. Что до геймплея, то он полностью идентичен тому, что был в «Морском бое».
Смотри в перископ, жми на красную кнопку, отправляй вражеские авианосцы и эсминцы на дно. Каждое попадание сопровождается мрачным затемнением и сочным взрывом, а каждая победа над другом — классическими отмазками вроде «я просто не понял, что стрелять надо на опережение». А ведь на автомате это написано! Как можно играть, не пройдя обучение?!
«Торпедная атака» — это World of Warships в VR, и это в 1984 году!
Выставка «Бэнг-бэнг»: танковые хиты с 1970-х до наших дней
Для тех, кто в танке, есть отличная новость. В музее с недавнего времени работает выставка с забавным названием «Бэнг-бэнг».
Ее цель — показать посетителям эволюцию видеоигр про танки от 1970-х и до наших дней. И поиграть получится не только в древние, но такие любимые «танчики» ( Battle City ) на Dendy, но и в современную World of Tanks на Xbox One. И это, разумеется, только некоторые примеры. Найдется Tank Command с Atari 7800, ее предок Combat с Atari 2600 и много чего еще — небольшой зал битком набит раритетными приставками и играми.
Есть даже маленькие игрушечные танки на радиоуправлении! Надоело клацать по джойстику и пялиться в экран? Хватайте друга, пульт и устройте крошечную баталию на кофейном столике!
Связь поколений налицо.
А среди всего этого торжества военных машин прохаживаются мужчины в форме — для танкистов кажутся высоковатыми, но свой колорит вносят. И это не просто косплееры-энтузиасты, а настоящие реконструкторы, Андрей Пиотуховский из военно-исторического клуба «Роза ветров» и Александр Зубкин с маленькой дочкой-партизанкой Евгенией из клуба «Связист». И если первое имя вам покажется знакомым, то это не случайно, ведь Андрей выступал историческим консультантом при создании фильма «28 панфиловцев».
Организаторы подошли к выставке с большим вниманием к деталям, что не может не радовать. Лично мы, даже не увлекаясь гусеничными погонями, безусловно прониклись местным танковым духом.
За создание атмосферы тут отвечают (слева направо): Андрей Пиотуховский, Александр Зубкин и его дочь Евгения.
Выставка будет проходить аж до 27 сентября, так что, если у вас еще нет планов на лето, ваш Dreamcast окончательно сломался и никак не хочет запускать любимый Panzer Front , а поиграть хочется, вот вам неплохая альтернатива.
Репка
Игра, основанная на одноименной сказке. В центре сюжета — коварный корнеплод. Игроку выпадает роль одного из шестерых членов отряда, общая цель которых — одолеть репку. В отличие от всех предыдущих игр, в этой от слаженности действий команды зависит успех. Вряд ли у вас получится получить победный «Эй, ухнем!» с первой игры со случайными людьми.
«Репка» сочетает простые идеи, но делает это мастерски. Наличие кооперативного режима и необходимость действовать сообща в битвах с ИИ превратили обычный, казалось бы, игровой автомат в живую легенду.
И не важно, что игра позиционируется как развлечение для одного. Мы же знаем, что, согласно истории, логичнее задействовать в вытягивании репки дедку, бабку, Жучку, внучку и кошку! Дополнительный открываемый персонаж — мышка-норушка.
Зависнуть в прошлом бывает очень приятно. Многие из нас играли на этих допотопных автоматах в детстве, помнят впечатления и не прочь снова опустить заветные пятнадцать копеек в монетоприемник. Для кого-то же это прошлый век, и привлечь их внимание к примитивному « Коньку-горбунку » можно только силой. А кто-то может совсем не знать о целом пласте истории развития игр, чье время прошло очень давно.
Важно вот что: эти игры нужно уважать, знать и помнить. Не обязательно в них играть, но вот по-своему любить просто необходимо, ведь они этого заслуживают. Надеемся, что вы с нами согласны.
Фотограф — Роман Померанцев