Мнение об «Игре престолов». Почему сериал становится всё хуже
Лев Левин, редактор Игромании и потомственный педагог, на котором природа отдыхает.
На 10-летие получил в подарок диск с «Готикой 2», которую много лет спустя смог затмить только «Ведьмак 3». За хороший сюжет готов простить игре практически все.
За последние несколько месяцев на нашем сайте вышло много материалов, в которых авторы разбирали новый сезон «Игры престолов». Во многих из них шоу превозносили до небес. «Главный сериал современности», «самая ожидаемая премьера года»… Давайте ненадолго уйдём от этих штампов и посмотрим правде в глаза: сценарий сериала с каждым сезоном становится всё хуже. Это случается почти со всеми долгоиграющими проектами — сценаристы выдыхаются, изначальные идеи теряют актуальность… Но ведь «Игра престолов» — не обычный сериал, а экранизация книги!
В этом материале мы вкратце вспомним, как телеверсия постепенно отдалялась от литературного первоисточника и к каким последствиям это привело. А иллюстрациями нам послужат замечательные работы художников по вселенной «Песни льда и пламени».
И конечно же, мы перемоем косточки паре самых невероятных сценарных поворотов седьмого сезона. Как водится, берегитесь спойлеров!
Неудачные моменты со съёмок предыдущего сезона.
Дорогая, я уменьшил сюжет
За семь лет сериал достиг невероятных рейтингов, выдал на экране огромное количество крови, обнажёнки и инцеста, а в последних сезонах успел подтвердить или опровергнуть несколько важнейших теорий, которые фанаты строили десятилетиями (ведь первый роман вышел больше двадцати лет назад!).
Но иные ответы порождали только новые вопросы. Большую их часть задают люди, которые на свою голову знакомы с первоисточником — первыми пятью книгами серии «Песнь льда и пламени». Это те несчастные, которые уже больше шести лет ждут, когда Джордж Мартин допишет наконец эти чёртовы «Ветра зимы». Ну, может, хоть в следующем году…
Первые пять сезонов сериал шёл с книгами примерно в одном темпе: по сезону на том. Может, чуть быстрее. По этой логике, свежие семь серий должны подвести нас примерно к середине финального тома «Песни льда и пламени». Если в сериале к этому моменту хоть что-то от неё осталось. За семь лет шоураннеры поменяли в сюжетной канве бесчисленное множество моментов — важных и не очень. Часть изменений была позитивной и даже добавляла информацию о героях, которой не было в книгах. Например, в первом сезоне зрителям неожиданно подарили дуэль между двумя лучшими воинами Вестероса (после Барристана Селми): Эддардом Старком и Джейме Ланнистером. В книге Нед падает с лошади и ломает ногу до того, как они с Джейме успевают скрестить мечи.
«Джейме и Нед перед битвой», художник Майк С. Миллер. Он иллюстрировал комиксовые адаптации «Игры престолов» и цикла «Повести о Дунке и Эгге» (приквел, действия которого происходят за сто лет до событий саги). Кстати, третья книга цикла, «Таинственный рыцарь», поступила в продажу всего две недели назад. Сейчас Миллер работает над комиксами Injustice 2 , которые выходят в связке с одноименной игрой.
Но всё-таки сокращений первоисточника было намного больше. Их основная часть оправдана — бюджеты у сериала не гигантские, да и текст в оригинале, мягко говоря, непростой. В конце концов, каждая книга цикла — это примерно тысяча страниц. На протяжении пяти книг повествование велось с точки зрения двадцати четырёх разных персонажей, и пятерых из них зрители даже никогда не видели на экране.
Истории некоторых второстепенных героев объединили, множество имён просто не попало в сценарий. Аудитория телеверсии никогда не узнает о Виктарионе Грейджое, Дэйси Мормонт (и вообще женщинах дома Мормонт, кроме девочки Лианны), Юном Грифе, Джоне Коннингтоне, Бельвасе-Силаче и ещё сотнях других персонажей. А ведь они сыграли далеко не последнюю роль в «Песни льда и пламени». Но бюджеты и правда не резиновые. К тому же даже при текущем скромном наборе действующих лиц многие зрители путаются в героях сериала.
Теми же причинами можно объяснить упрощение многих сюжетных линий. Скажем, в телеверсии только у Брана Старка есть способности вселяться в животных. А вот в книгах все младшие Старки, включая Джона, телепатически связаны со своими лютоволками (даже Санса, хотя её зверь умер слишком рано и способность не успела проявиться). Книжный Бран просто самый сильный варг среди своих братьев и сестёр.
«Джон Сноу и Призрак», художник Джастин Свит. Иллюстрация из книги «Мир льда и пламени».
Но находятся такие изменения, от которых у читателя лезут глаза на лоб, руки беспомощно поднимаются к небесам, и в этом положении он громко вопрошает: «Ну зачем, зачем вы это сделали?!» Иногда подобные перемены тоже можно объяснить ограниченным бюджетом, но, чёрт возьми, из-за жалких зелёных бумажек сериал потерял несколько действительно впечатляющих линий. И, справедливости ради, далеко не все изменения можно оправдать экономией денежных средств.
Огласите весь список, пожалуйста!
Яркий пример совершенно необъяснимого поворота сюжета — история с женой Робба Старка во втором сезоне. Ну вот кому мешала скромная девочка Джейн Вестерлинг (Жиенна в переводе АСТ), с которой Молодой Волк познакомился в книгах? Но нет, сценаристы решили свести Короля Севера с какой-то заморской барышней по имени Талиса. Более того, в третьем сезоне Робб по дурости ещё и взял беременную жену с собой на Красную свадьбу, где она благополучно умерла вместе с ребёнком.
А вот в книгах милая и застенчивая Джейн до сих пор жива. За это стоит сказать спасибо осторожной маме Робба, Кейтилин Старк. Она уговорила сына не брать жену на этот праздник жизни и не злить старика Фрея лишний раз. Возможно, Джейн даже родила ещё одного Старка — точно мы узнаем, когда выйдет шестая книга (Мартин уже сказал, что девушка станет героиней пролога «Ветров зимы»).
Это изменение никак не объяснить недостатком бюджета — историю одного персонажа просто отдали выдуманному другому. В конце концов, убить на Красной свадьбе можно было и Джейн. Она не стала бы ни первой, ни последней героиней сериала, чей книжный прототип прожил дольше, чем на экране.
«Джейн Вестерлинг ухаживает за раненым Роббом Старком», художник Лорен Кэннон. Иллюстрация использована в оформлении настольной карточной игры «Игра престолов».
Среди таких персонажей, например, сир Барристан Селми, который ушел со службы у короля Джоффри и поступил на службу к Дейенерис Таргариен. В сериале его глупейшим образом убили в какой-то резне в подворотне, причём в той же драке выжил командир Безупречных, Серый Червь. Да Барристан этого Серого Червя порвал бы на лоскуты!
Из персонажей первой величины преждевременно покинула сериал Кейтилин Старк. В книге её после Красной свадьбы оживил Берик Дондаррион, который в сериале успел умереть уже раз… шесть? Семь? А вот книжный Берик предпочел окончательно расстаться с жизнью, но воскресить свою госпожу. Теперь её называют не иначе как Бессердечной, она вешает налево и направо всех, кто когда-либо вредил её семье, и готовит во-о-от такой сюрприз для Джейме Ланнистера…
«Бессердечная» (Lady Stoneheart), художник zippo514. Его рисунки — исключительно фанатские и (пока!) не использовались в изданиях книг Джорджа Мартина. Но это не мешает работам художника регулярно появляться на многих серьёзных сайтах, посвященных вселенной «Песни Льда и Пламени». «Бессердечную» он создал под впечатлением от эпизода «Рейны из Кастамере» — того самого, где произошла Красная свадьба.
Еще один (и, пожалуй, самый сильный) удар в сердце тех, кто знаком с книгами, сценаристы нанесли в конце четвёртого сезона. С одной стороны, отвлекать зрителя гигантской второстепенной аркой, где Тирион ищет свою первую жену, было бы очень глупо. С другой — всё-таки это один из самых важных моментов для книжного Тириона. Если вы не помните, о чём речь, — пересмотрите восьмую серию первого сезона. В ней Тирион рассказывает Шае и Бронну душераздирающую историю своей первой женитьбы на девушке Тише, которая оказалась подставной шлюхой.
Спустя три года, в финале четвёртого сезона, Тирион ждет казни из-за ложного обвинения в убийстве своего племянника Джоффри. В последний момент к нему в темницу приходит Джейме Ланнистер и помогает несправедливо осуждённому брату сбежать. В сериале они расстаются мирно.
А вот в книге Цареубийца рассказывает Тириону правду — что его первая жена никогда не была шлюхой. Их отец, не без помощи Джейме, растоптал любовь своего младшего сына и отправил изнасилованную всем гарнизоном замка девушку куда-то в неизвестные края. Карлик, конечно, приходит в ярость. Он рассказывает Джейме обо всех, с кем в его отсутствие спала его любимая сестра Серсея. А заодно в сердцах лжёт брату, что он действительно убил Джоффри, и обещает отомстить всем членам своей семьи при первой возможности. Даже угрожает убить самого Джейме.
Как вы понимаете, своего отца книжный Тирион убил не из-за какой-то там шлюхи Шаи. Обстоятельства сериал передал вполне верно, а вот мотивы у героя были совсем другие. Вычеркнутый сценаристами полутораминутный диалог полностью изменил судьбу Тириона Ланнистера. Карлик из книг получил в этом разговоре новую цель и мотивацию на все оставшиеся три тома. И помощь белобрысой девчонке из Таргариенов в завоевании «Железной табуретки» — это очень второстепенная для Тириона задача.
Проект «Красивая смерть», художник Роберт М. Болл. Он который год рисует для HBO по одной иллюстрации к каждой серии «Игры престолов». На них он отражает самые запоминающиеся смерти прошедшего эпизода. Здесь представлены иллюстрации в честь убийства Тайвина Ланнистера, сожжения Ширен Баратеон и подрыва септы Бейлора, который организовала королева Серсея.
Территория догадок
Начиная с середины пятого сезона линии персонажей постепенно выходят за границы книг. К этому моменту Джордж Мартин уже перестал консультировать шоураннеров и отказался писать по сценарию одной серии к каждому сезону. В начале пути Бениофф и Уайсс регулярно с ним советовались — и в подробностях узнали, куда Мартин планирует привести всех основных героев к концу седьмой книги.
Теперь же сценаристы должны были развивать персонажей самостоятельно и каким-то образом тащить их… туда, куда заведёт сюжет сериала. Ведь книжные пути почти всех оставшихся героев претерпели сокращения и изменения — в том числе из-за отсутствия необходимых бюджетов. Вполне вероятно, что привести персонажей к намеченной Мартином точке, не нарушая логику повествования, будет уже невозможно.
До выхода шестой книги мы можем только предполагать, правда ли Станнис и Серсея настолько дошли до ручки, что первый сжёг родную дочь, а вторая взорвала половину столицы. Не говоря уже о том, действительно ли во всех бедах Вестероса за последние восемь тысяч лет виноват один человек — Бран Старк. Ведь одна из наиболее популярных теорий последнего времени гласит, что именно он, пытаясь изменить прошлое и предотвратить пришествие белых ходоков… в общем, испортил всё, что можно, — примерно так, как у него вышло с Ходором. Но такие ответы нам вряд ли дадут раньше финала сериала.
Сообщение, которое периодически хочется послать сценаристам любой экранизации. «Игра престолов» — не исключение.
Во второй половине сериала мы видим неожиданные изменения и в линии Сансы Старк. Отклонения от книг начались еще в пятом сезоне. Можно сказать, что настоящий Петир Бейлиш умер уже тогда, а в седьмом сезоне лишь казнили безмозглую оболочку. Продать наследницу Винтерфелла и дочь своей возлюбленной сумасшедшему Рамси Болтону — это, пожалуй, самый странный просчёт всезнающего сериального телепортатора.
Возможно, дело в том, что этот план составлял для него не Джордж Мартин, а сценаристы. В книгах все прелести семейной жизни с Болтонами испытывает подруга детства Сансы, которую выдают за пропавшую без вести Арью Старк. И пока несчастная девочка страдает от издевательств маньяка-мужа и вместе с Теоном-Вонючкой прыгает с замковых стен, Санса преспокойно сидит с Мизинцем в Долине Аррен.
И, раз уж мы заговорили об этом, Бриенна Тарт даже близко не подходила к Винтерфеллу, чтобы спасти Сансу и казнить Станниса. Она разыскивает Джейме Ланнистера в центральной части материка, чтобы привести его прямиком в лапы той самой Бессердечной.
«Подчинение Торрхена Старка, Короля, Преклонившего Колено», художник Чейз Стоун. Не только Джон покорился роду Таргариенов. Это иллюстрация из путеводителя «Мир льда и пламени», в котором от лица одного из королевских мейстеров дана информация об истории и географии Вестероса. На каждой (!) странице книги — потрясающие иллюстрации художников, одобренных лично Джорджем Мартином.
У дракона три головы
Что касается событий седьмого сезона, то все несоответствия книгам мы здесь рассматривать не будем — за год до финала их стало слишком много. Остановимся на трёх самых заметных персонажах, которые выше всех забрались по ступенькам лестницы хаоса.
Первая ступенька: Серсея Ланнистер. В начале пятого сезона она уже вспоминала о пугающем пророчестве из детства. Согласно ему, у Серсеи будет трое детей, и она всех их переживёт. Это уже сбылось в сериале; в книгах Мирцелла и Томмен пока живы (но, видимо, ненадолго).
Книжная Серсея получила ещё более извращённую версию предсказания — ей пообещали, что после всех этих ужасов её ещё и убьет какой-то «младший брат». В любом случае, внезапная беременность королевы в седьмом сезоне оказалась полной неожиданностью для фанатов. Что это, обман самой Серсеи? Ложная беременность? Что-то случится в восьмом сезоне, и ребёнок (или сама королева) не доживёт до родов?
Ждать ответов нам придётся ещё очень долго.
«Серсея Ланнистер», художница Кассандра Болан. Рисунок использует компания Fantasy Flight Games, которая выпускает около десяти различных настольных игр по франшизе.
Вторая ступенька: Петир Бейлиш. Пожалуй, это самый обидный слив персонажа в сериале — после нелепой смерти сира Барристана Селми. Дело даже не в том, что Мизинец тридцать с лишним лет умудрялся изворачиваться и стравливать своих врагов, а тут вдруг дал маху. И не в том, что создатели сериала свалили на него покушение на убийство Брана в первом сезоне (в книгах виновником оказался принц Джоффри).
«Петир Бейлиш», художник — Роман Папсуев, также известный как Amok. Роман — писатель и художник, который создал портреты почти двухсот персонажей «Песни льда и пламени» по их книжным описаниям. Посмотреть на его работы по этой вселенной можно здесь. Его рисунки высоко оценил сам Джордж Мартин, особо отметив как раз портрет Петира Бейлиша), и по его личной рекомендации с Романом заключили контракт всё те же Fantasy Flight Games. А ещё в прошлом году наши коллеги из «Мира фантастики» взяли у него уже второе интервью. До этого они общались с Романом в 2005 году.
Но вот Петир Бейлиш, который рыдает на коленях и молит о пощаде… о нет, это не тот Мизинец, которого мы знаем! Этот человек чуть ли не единолично развязал гражданскую войну, вышел живым из сотни трудных и смертельно опасных ситуаций и читал всех своих противников (ну, может, кроме Вариса), как открытые книги. Такой Петир, для начала, в принципе не попал бы в передрягу, что ждала его в сериале. А если бы всё-таки что-то пошло не так, он скорее устроил бы вторую Красную свадьбу в стенах Винтерфелла, чем позволил себя казнить.
Наконец, третья ступенька: любимец публики Король Севера, человек и пароход Джон Сноу. Ради этого парня уже который раз ломаются законы «Игры престолов». Его подняли из мёртвых, вернули ему утерянный фамильный замок, дали королевство, спасли семью (ну, часть) и невозможное количество раз уберегли от смерти.
В седьмом сезоне сюжетная броня Джона стала просто непробиваемой. Всего за одну серию он умудрился не умереть в битве с мертвяками, не замерзнуть насмерть, не умереть в другой битве с мертвяками, не утонуть в ледяной воде, ещё раз уйти от мертвяков, а потом не скончаться от обморожения по пути в Восточный Дозор… и успеть склеить девушку до финальных титров!
Ради него в том же эпизоде Джендри не заблудился по пути к Стене (первый раз на Севере, талант!), шесть лет как пропавший дядя пожертвовал жизнью (наверное), ворон покрыл двухнедельный полет за полночи, а дракон Дейенерис пролетел обратный путь за столько же. Если законы «Игры престолов» хоть как-то отражаются на Джоне, то он должен умереть смертью более кровавой, чем у Оберина Мартелла, и более неожиданной, чем у Робба Старка. Причём ровно за секунду до того, как сядет на Железный Трон в финале восьмого сезона.
«Джон Сноу», художник Майкл Комарк. Иллюстрация из официального календаря «Песнь льда и пламени» за 2009 год. В их подготовке и отборе художников Джордж Мартин также участвует лично. К слову, Комарк, как и другие представленные в материале художники, отметился и работами над другими вселенными. В частности — над оформлением коллекционной карточной игры Magic: The Gathering.
К тому же создатели сериала наконец раскрыли происхождение Джона Сноу. И оказался наш гадкий утёнок законным сыном принца Рейегара Таргариена и Лианны Старк, племянником Дейенерис (больше инцеста в кадре) и наследником Железного Трона в обход её же. Если, конечно, потомков свергнутой династии можно в принципе называть наследниками.
Обо всём этом слухи ходили ещё за много лет до выхода первого сезона. Теория о том, что родителями мальчика были Лианна и Рейегар, пожалуй, самая популярная среди всех теорий по вселенной «Песни льда и пламени». А вот настоящее имя мальчика оказалось… неожиданным.
Эйегон Таргариен. Королевское имя. Его носили уже пять монархов из драконьей династии, включая первого завоевателя Вестероса. Отличный выбор. А ещё это имя носил старший единокровный брат Джона. Он был всего на год старше, и его вместе с сестрой и матерью убил Гора за несколько недель до рождения нашего героя. Помните, как Оберин кричал в четвёртом сезоне: «Ты изнасиловал её! Ты убил её! Ты убил её детей!»?
Эйегон Таргариен как раз был одним из этих «детей». А ещё это имя в книгах носит персонаж по имени Молодой Гриф, который выдаёт себя за того самого выжившего ребёнка — но, возможно, им не окажется. Так что это? Пасхалка для читателей от сценаристов, которые не включили Молодого Грифа в сериал? Или в новом томе печатной саги мы увидим, как Лианна и правда называет сына Эйегоном? Вопросы, вопросы…
На событиях телеверсии ожидаемо сказался «эффект бабочки». Небольшие изменения в первом сезоне привели к невероятным по масштабу последствиям, которые уже не позволяют сценаристам вернуть многих персонажей на их книжные траектории.
Возможно ли, что финал сериала будет кардинально отличаться от книжного? Ещё как: об этом говорят и шоураннеры, и сам Джордж Мартин. Более того, будем надеяться, что так и случится. Во-первых, тогда ждать последние книги будет куда интереснее. А во-вторых, если сценаристы попытаются вернуть героев на «книжный» путь, это неизбежно увеличит количество сюжетных дыр.
А их в сериале и так уже достаточно.
Все об «Игре престолов» в нашем специальном разделе
Золотая «Игра престолов»: как зарабатывают на успехе сериала
Сериал «Игра престолов», седьмой сезон. Наши впечатления от эпизодов