Ретро-обзор. American McGee’s Alice (2000)
Игромании уже 20! Мы рады вспомнить, как всё начиналось, и к юбилею впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в специальной рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала в первозданном виде, без купюр и исправлений (разве что скриншоты в старых номерах уж больно скверного качества — их кое-где пришлось поменять).
Рецензия на American McGee’s Alice была опубликована в №1 за 2001 год. Приятного чтения!
Команда Игромании
От этих странных её слов
Меня колотит и трясёт,
Она в плену печальных снов,
Не знаю, что её спасет…
«Король и Шут»
Любой разработчик в процессе представления игры публике обязательно скажет, что проект являет собой новое направление в жанре, вслед за чем, потупив глазки и застенчиво ковыряя носком ботинка пол, заявит, что «только из скромности мы не называем это революцией».
В случае с «Алисой» можно смело сказать: это не просто революция, это катаклизм! Ибо результат, который получится, если взять сказку Льюиса Кэрролла, переделать её в триллер, добавить безумный 3D-дизайн и оживить при помощи движка Quake III, ни по каким меркам нельзя назвать тривиальным. И хотя для американского кинематографа этот жанр — превращение детской сказки в кошмар (взять хотя бы «Дом кукол») — не нов, в компьютерной игре мы наблюдаем такое впервые.
Алиса, знакомая с детства?!
Восковое серьёзное личико, огромные расширенные зелёные глаза… то ли она испугана, то ли наркоманка. По сравнению с обычными иллюстрациями, Алиса и узнаваема, и нет. То это просто маленькая девочка, что стоит, заложив руки за спину и раскачиваясь на каблуках, то некое кошмарное существо из романов Стивена Кинга.
Мамма мия! У девушки явно критический день сегодня!
Наблюдать героиню мы будем в основном со спины. Смотреть, как она бодренько переставляет ножки под ритмичную, сводящую с ума музыку, пробегая по мосткам над озером кислоты, или красиво стрейфится — только развеваются ленты от бантика фартука. Кстати, узел банта исполнен в виде черепа.
Физическая подготовка у девочки что надо: она прыгает, лазает по канатам и стенкам, плавает, метает ножи. Кроме того, она лихая альпинистка и серфингистка (слово-то какое). А некоторые скрытые таланты этого ангела в заляпанном кровью фартучке и с тесаком в руках лучше бы не открывать вовсе.
Мы рождены из сказки сделать триллер
Сюжет игры узнаваем в том смысле, что персонажи и ситуации знакомы. Вот Алиса мчится по переходам, пытаясь догнать белого кролика, вот она разговаривает с гномом, спрашивая совета, как стать маленькой… Только подана знакомая сказка под таким соусом, что её и не узнать. Алису, гоняющуюся за кроликом с кухонным тесаком в руках, Кэрролл вряд ли мог вообразить даже в самом страшном сне. При этом наша девчушка не совсем чтоб маньячка. Она — борец за освобождение народа гномов, порабощённого Червонной Королевой. А потому на своём тернистом пути находит не только врагов, но и союзников. Что приятно.
На мостике — злой стражник, внизу — лужа кислоты. Здравствуй, Алиса!
Модифицированный движок Quake III позволяет изменять угол зрения в широком диапазоне и масштабировать изображение. Великолепно выполнена анимация трёхмерных персонажей, обмен магическими «любезностями» с врагами ярок и быстр. Вдобавок, даже когда весь экран ходит ходуном, перестраиваясь на ваших глазах, не возникает никаких неприятных затыков. Очень здорово.
Лучшее, что есть в «Алисе», — совершенно душевнобольной дизайн. Местами обстановка вызывает в памяти Дворы Хаоса из романов Желязны, а местами всё вообще с ног на голову поставлено. Как и положено во сне или кошмаре. Даже приветливый на первый взгляд пейзажик с цветочками и грибочками при ближайшем рассмотрении оборачивается кошмаром — грибы ощериваются зубами, цветы стреляют шипами, а под кустом в засаде сидит пара-другая термитов с ружьями.
Красочно. Безусловно, оригинально. Шизануто. Потрясает уровнем шизанутости. Дизайнер Rogue Entertainment Брэндон Джеймс вправе гордиться своим замечательным творением. Притом локации ещё и динамичны: на наших глазах перестраиваются куски пола, кружится сумасшедшее небо, с брызгами рвётся вниз водопад. Сам Брэндон утверждает, что высвободившиеся мощности движка Q3:A (в «Алисе», в отличие от Quake, мультиплеера нет) были направлены как раз на то, чтобы оживить игровой мир. Удалось.
Герцогиня не вполне в себе. Точнее, вполне не в себе. Впрочем, когда это она была нормальной? Впрочем, кто здесь вообще когда-либо был нормальным?!
Сказать, что «музыка хороша и прекрасно оттеняет атмосферу игры», — это промолчать. Писал её знаменитый Крис Венна, и написал так, что не каждому Вагнеру под силу. Шутка, конечно, но передать впечатление от музыки на словах действительно сложно. Какими терминами разъяснить гениальность? Как донести, что, раздобыв mpЗ-файлы с музыкальными треками из игры с целью поставить их на компакт как фоновую музыку, мы вынуждены были отказаться от подобного намерения?
Потому как не хотим, чтобы наши читатели, покупающие журнал с компактом, оказались в Кащенко.
Гениальность и помешательство
По словам Брэндона Джеймса, эта игра — «смесь action и adventure, сочетающая яростные битвы с напряжёнными поисками и исследованием». Сразу становится ясно, что придётся иметь дело с наскакивающими и налетающими врагами, которых мы будем рубить, колоть, сжигать и замораживать, натравливать на них демонов и разбираться с ними другими не менее экзотическими способами.
Зверинец «Алисы» испугает не только маленькую девочку, но и матерого геймера. Монстры разнообразные и очень резвые. Куда делись неторопливо всплывающие вдали думовские какодемоны? Алису будут лупить алебардами, обстреливать красными картами, ей предстоит пережить (или не пережить) акустические и газовые атаки, уворачиваться от струй пламени, от камней и шипов.
Если вы зачистили от монстров какую-то локацию, это не значит, что можно плюхаться на лавры и там почивать. Поголовье может восстановиться после каких-либо ваших действий, необходимых для продвижения по сюжетной линии.
Например, если вы видите поблизости сосуд хаоса (это такая красная штуковина, после выпивания которой Алиса совершенно звереет и начинает мочить всех с одного удара) — значит, ждите массовой атаки.
Отдельно надо сказать о «больших боссах», которых нашему трудному подростку придётся встретить по мере прохождения. Всех, кого мы помним по книге, Алиса предаст вечной памяти. На кладбище имени Льюиса Кэрролла и American McGee будут стройными рядами лежать: гусеница с гриба, Герцогиня вместе с любимой перечницей, Сумасшедший Болванщик, Твидлы Ди и Дум, Снарк (Буджум и Снарк вообще попали сюда из другой вещи Кэрролла — «Охота на Снарка»), Червонная Королева и почему-то тоже красный (возможно, жертва адюльтера?) шахматный король. Украшены могилы будут кровавыми розами.
Прежде чем отправиться в крепость, надо убить стражу и правильно переставить рычаги.
Для каждого босса предусмотрен специфический способ его завалить, и этот способ предстоит отыскать на практике. В этом Алисе поможет предложенный разработчиками разнообразнейший арсенал. Помните, пару лет назад была популярна песня: «А я не киска, я — террористка!»? Алиса таскает с собой массу необычных видов оружия. Тесак, колода карт для метания, крокетный молоток, кости смерти (рекомендуется использовать для вызова демонов вблизи пентаграмм), ледяной посох, некая коробочка под названием «джекбомба» (состоит в близком родстве с напалмом), глазастый посох и сюрикены.
Каждый вид оружия имеет два способа применения. Скажем, тесаком можно кромсать врагов в ближнем бою, а можно всаживать его в сердца и другие ценные органы врага с расстояния в N метров. Второй способ незаменим при снятии стражников на башнях. Свойства ледяного посоха ещё занимательнее: основное — атака потоком льда, замораживающим противника, вторичное — создание ледяного вала, за которым можно спрятаться от чужих атак.
Другая составляющая — приключения. Уровни запутанны и многоэтажны, часто в одно и то же место приходится возвращаться по нескольку раз для выполнения разных действий. Чего только ни вынуждена делать бедная Алиса: скакать белкой по раскачивающимся плитам, лазить по верёвке, падать в водопад, летать на воздушном шаре и просто в потоке воздуха, прыгать по листьям кувшинки, заниматься подводным плаванием безо всякого акваланга…
В некоторых местах игра превращается в типичную трёхмерную аркаду. Кстати, всё тот же Брэндон Джеймс заявил, что считает Tomb Raider, F.A.K.K. 2 и Zelda прямыми родственниками ( как-то чересчур самокритичен парень. — Прим. ред.). Иногда попадаются и традиционные головоломки. Например, надо переключить в правильном порядке несколько рычагов. Такое буколическое на фоне остального геймплея времяпрепровождение даёт необходимую передышку, разнообразя игру и оттеняя динамику основного действия.
Здесь и NPC есть. Любят поговорить.
Среди управляющих клавиш есть отдельная кнопка — помощь Чеширского Кота, который будет нашим гидом в этой сумасшедшей стране.
Сам кот похож на очень зубастого стаффордширского терьера, покрытого татуировками. Только морда покороче. В разборки он не ввязывается, но советы даёт исправно. Иногда, правда, они не очень понятны, но моральная поддержка радует. Даже такая. Тем более такая.
Как они мерзко орут! У нас от этого убывает здоровье…
Прыжок в небеса
Макги — человек, давший игре собственное эстетическое восприятие, стиль и, наконец, имя, — заявил в интервью зарубежному сайту Gamespot: «нашей главной целью было спроектировать и построить великую игру». Насчёт величия и бронзовых постаментов — будущее покажет, но удалось действительно многое. В том числе — превратить сказку Кэрролла в триллер, не испортив при этом специфической атмосферы. American McGee’s Alice увлекательна, необычна, динамична и колоритна; жанр сделал глубокий вдох, честное слово.
…После вдоха следует выдох. **Half-Life**обернулся сменой концепции синглплеера в 3D Action. Чем обернется Alice? Надо думать, если разработчики подхватят эту идею, то ждать нам в гости Винни-Пуха с базукой или крокодила Гену с бензопилой…
Геймплей: 8
Графика: 9
Звук и музыка: 10
Интерфейс и управление: 7
Новизна: 9
Великолепно
9,0
Оценка Игромании
Дождались?
Возможно, самое необычное творение в жанре за последнее тысячелетие. Играть немедленно!
Ретро-обзор. PC-версия Metal Gear Solid (1998)