Ретро-обзор. Command & Conquer: Red Alert 2 (2000)
Мы впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала в первозданном виде, без купюр и исправлений (разве что скриншоты в старых номерах уж больно скверного качества — их кое-где пришлось поменять).
Рецензия на Command & Conquer: Red Alert 2была опубликована в №11 за 2000 год. Приятного чтения!
Команда Игромании
Похожесть
Red Alert 2. Это, наверное, первая стратегия Westwood , относительно которой никто не питал никаких иллюзий. Всё, что нам обещали, это старый добрый RA на облегченном движке от Tiberian Sun, заточенный под многопользовательские баталии. Ничего нового, просто подарок фанатам оригинальной игры.
Игра вышла именно тогда, когда было обещано. Чудо? Нет. Хуже…
Деревня СССР Вашингтонского района
Помните лихо закрученный сюжет RA, основанный на событиях альтернативной истории? Гитлер, убитый до того, как взрастил в себе злого гения, агрессор товарищ Сталин и — вечнозеленый Кейн, духовный отец NOD? Веселые были времена…
А ныне — возрадуйтесь, космополиты и те, кто спал в школе на уроках истории. RA2 не будет загружать вас реальными именами и отраженными в кривом зеркале биографиями некогда живших властелинов мира. Более того, усилиями товарищей из Westwood продолжение культовой игры превратилось в… шоу. Юмористическое шоу. Американское. Право же, игре стоило сменить название. Что-нибудь типа «Романофф&American President: Big Wheel Butt-Heads». Почему? Кто вообще эти люди? Сейчас расскажу.
После победы союзников СССР была превращена в подобие американской колонии. Штаты назначили своего «губернатора», генерала Романова, товарища, весьма преданного Центру (по крайней мере, они так думали). Вооруженные силы страны было сильно урезаны, военные заводы закрыты и переоборудованы в передовые колхозы. Конверсия, однако.
Каково же было удивление жителей Нью-Йорка, когда в один прекрасный день, проснувшись, они выглянули в свои окна и увидели… нет, вовсе не летающие тарелки. Но картину, порадовавшую бы покойного Иосифа Виссарионовича. Стройные ряды советских дирижаблей-бомбардировщиков «Киров» рассекали небо родного города. Тысячи бомб сыпались на голову вечнозеленой статуи Свободы. Прошло еще немного времени, и просторы техасщины уже бороздили советские танки, ровняя с землей все, что не удовлетворяло меркам соцреализма. Ура?
Пока да, но это, поверьте мне, ненадолго. Сомнение в серьезности подхода разработчиков закрадывается в наши головы еще в момент, когда перед нами во всей красе предстает новый советский лидер. Может быть, я чего-то не понимаю, но в таких мундирах обычно стоят швейцары у дверей не самых шикарных ресторанчиков. А с таким лицом в руководители сверхдержавы идти и вовсе не стоит. Впрочем, наша многолетняя история говорит об обратном. Но не суть.
Американский руководитель выглядит вполне пристойно. Поначалу. Но, господа, его секретарша… Уж больно эта особа похожа на Монику Левински. Может быть, все это и смешно. Но уже никак не тянет на эпическое повествование.
Это еще цветочки. Ягодки — впереди. Каждый новый персонаж, появляющийся в этой истории, выглядит еще более придурковатым, чем предыдущие. Например, советский капитан Владимир (кстати, я чего-то не понимаю — это фамилия?), который выставляет себя полным идиотом в роликах и плещется с девушками в детском надувном бассейне. По идее, в этом месте за кадром должен раздаваться идиотский хоровой смех. Или, скажем, главный помощник нашего пингвиноподобного главнокомандующего, псионик Юрий. Голова, знаете ли, у него похожа на ламповый телевизор… не самой последней модели.
В общем, уважаемые, из эпической истории сериал превратился в шоу. Типичное. С тупыми персонажами, отсутствующим сценарием и морем «здорового» юмора, от которого хочется плакать. Никакой смысловой нагрузки мультики больше не несут — так, развлекаловка. Вообще-то это не должно особо огорчать, стратегия все-таки, не FMV-квест. Но всё равно чертовски обидно. Какие были мультики в TS!..
Диагноз
Ну ладно. Хотят янки постебаться над историей — пусть их. Мы же не мультики смотреть пришли, а в стратегию играть.
С&С и RA всегда были флагманами в мире RTS. То есть не просто хитами — идолами. RA2 идолом не станет. За это ее можно называть как угодно. Поделкой, клоном, прочими некрасивыми словами. Но одно можно сказать с уверенностью. Геймплей здесь на высоте. Westwood патологически неспособна к созданию некачественных стратегий.
Каждая миссия в RA — маленький шедевр. Таких, где просто нужно построить базу и разнести всех врагов, почти нет. В начале каждой операции вам дается задание, которое вполне может поменяться в процессе. Почти всегда есть нестандартное решение, позволяющее победить малыми силами — но большими усилиями. Самые интересные события сопровождаются маленькими фильмами-сообщениями. И вот благодаря всему этому удается забыть и про клоунский сюжет, и про скучную графику (см. ниже), и про все остальные недостатки. Диагноз — мы опять играем в игру серии С&С.
Red Alert 2 Xtreme
Если у вас есть доступ в интернет и желание узнать про игру побольше, то очень рекомендуется зайти на сайт Red Alert 2 Xtreme [www.red2.org]. Там можно найти всё, от подробного прохождения миссий и сводных таблиц юнитов/зданий до ссылок на фанатские моды для игры. Этот сайт, хотя и очень молодой, по праву считается одним из самых лучших по данной теме в Сети.
( Время в интернете течет быстрее: что было молодым в 2000-м, к 2017-му давно погибло. Вот и ресурс red2.org, к сожалению, больше не существует. — Прим. Игромании дня сегодняшнего).
Берегите ветеранов
Westwood, кажется, учла все недостатки TS и сделала игру динамичней и разнообразней. Первое, что сразу бросается в глаза, — скорость игры существенно возросла. Кого как, а меня несколько усыпляла общая неторопливость TS. Теперь же всё просто летает. Здания строятся почти мгновенно, призывники ровным строем выползают из казарм. Ну и всеобщие побоища воспринимаются на ура.
Но это всё были косметические изменения. Самые радостные вещи впереди. Одна из них — доведенная до ума система присвоения званий. Теперь юниту довольно просто стать ветераном — нужно лишь выжить в паре сражений средней паршивости. После чего значительно повышается дальность стрельбы, юнит становится умнее, а в особых случаях приобретает и специальные способности. Например, Tesla Troopers получают возможность творить нечто вроде Chain Lightning, a Apocalypse Tank — тот вообще начинает стрелять очередями. Атака трех-четырех таких танков означает гарантированный капут любой плохо защищенной базе. Так что берегите своих ветеранов, дарите им цветы и подарки и не забывайте выгуливать на парадах.
Большое разнообразие тактик. Играя за Советы, можно вообще не производить войска — мастерим несколько псиоников, и вперед. Долбить капиталистов их же силами. Диверсионные радости нам обеспечат юркие Terror Drones. Союзники могут полностью вывести из строя защиту врага своими подлыми шпионами и утопить ее в реке времени с помощью Chrono Legioneers. Но не забывайте, что любой эффективной тактики можно не менее эффективно противостоять.
Всё остальное более стандартно, однако, повторяю, при желании от игры можно получить большое удовольствие.
Беспощадны ножницы дизайнеров
Те, кто внимательно следил за разработкой, должны были заметить, что на ранних скриншотах статуя Свободы, Эйфелева башня и прочие достопримечательности были вполне нормальных размеров. То есть — в полэкрана.
Но на финальной стадии отрисовки карт дизайнеры таки решили уменьшить их в размерах, поэтому не удивляйтесь, встретив в игре карликовую Эйфелеву башню.
Это не подделка.
Блеклая конфета с балалайкой
Касательно графического оформления нам было сказано сразу и очень сурово: ничего нового не ждите. Более того, старый добрый движок TS понес потери — из игры были с позором изгнаны воксели. Дескать, тормозят процесс, и вообще. Зато теперь балаган, устраиваемый на экране двумя-тремя полками спрайтовых юнитов, не повергает компьютер в эпилептический припадок.
Ландшафты как были блеклыми и невзрачными, так и остались. Добавились забавно нарисованные советские деревни и города в стиле «Kremlin». То есть красный кирпич и башенки. Все остальные строения напоминают здание ФСБ на Лубянке. Без всякой меры «русифицированы» отдельные советские постройки. Купола храма Василия Блаженного на военной базе смотрятся, мягко говоря, нелепо. Гротескная монументальность местной архитектуры наводит на мысль о том, что дизайнерам (как и сценаристам) был дан приказ: вволю поиздеваться над штампами. Что сказать? Им удалось. Кому будет смешно, тому будет смешно.
Теперь обо всём остальном. Скажите, вы не замечали, что в RTS обычно очень вольно обращаются с масштабами? Ну, пехотинец размером с танк и прочие радости? Вот-вот. В RA2 никаких масштабов нет вовсе. Что танк, что самолет, что пара пехотинцев. Всё одного размера. Видать, не судьба. Это особенно обидно с учетом того, что игра легко держит разрешения вплоть до 1024x768. При таких разрешениях экрана можно было бы и не скупиться на размеры, всё равно бы ничего не казалось слишком крупным. Ан нет… Как результат — поле битвы выглядит как копошащаяся посреди ландшафта груда серых пикселей. Ибо все танки примерно одного размера, все серого цвета, и различить их можно лишь по разным орудиям. Ну-ну. К каждой лицензионной копии игры стоило давать лупу в довесок.
Впрочем, не всё так мрачно. Например, разработчикам стало-таки стыдно за убогих паралитиков, изображавших в TS пехоту. Поэтому каждый русский человек может с гордостью наблюдать полк прекрасно нарисованных советских призывников в шинелях, бодро штурмующих вражескую твердыню. Вся остальная пехота не отстает от своих советских коллег. За это Westwood можно смело хвалить. Хвалю.
Насчет балалаек. Музыка. Серия С&С всегда отличалась очень качественным музыкальным оформлением. Эдакая успокаивающая смесь музыки всех жанров и направлений. Не знаю зачем, может быть, из-за общей динамичности геймплея, но музыку RA2 заставили изменить этой традиции. Она стала значительно тяжелее. Что ни трек, то жесткий industrial. Мне показался попсовым. Кто-то обрадуется. На вкус и цвет…
Яволь, камрады?
Что можно сказать про Red Alert 2? Это RTS от Westwood. Всё. В теории все ревью могло бы спокойно уложиться в эту фразу. Игра качественная. От нее сложно оторваться. Ее даже сложно ругать. В нее легко и приятно играть. Хотя и устарело, хотя и некрасиво. Но затягивает. Всем советую. Как это сейчас модно говорить, в RTS’ки от Westwood будут играть с упоением ровно столько времени, сколько она их будет делать.
Геймплей: 9
Графика: 6
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 7
Новизна: 2
Отменно
8,5
Оценка Игромании
Дождались!
Кто ждал, тот дождался. Ваш С&С снова с вами.
Лучшие игры. Год 2011-й: TESV: Skyrim, Portal 2, L.A. Noire, Uncharted 3