10 января 2018
Обновлено 17.05.2023

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - изображение обложка

Перед вами итоги года — материал о самом главном, что произошло в игровой индустрии и культуре за двенадцать месяцев. Вы узнаете про триумф Nintendo Switch, о том, за что все ненавидят Electronic Arts и как PUBG свела игроков с ума.

Игромания подводит итоги года: лучшие игры 2017-го!

Switch года

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 1

Честно говоря, когда год назад мы рассказывали о Switch, кое-кто в нашей редакции относился к ней с изрядной долей скепсиса. Пока гиганты индустрии меряются количеством кадров в секунду и ведут ожесточённую войну за виртуальную реальность, Nintendo занимается какой-то странной портативкой. Которая к тому же работает на чипе от планшетов и смартфонов. Разве ж это консоль? Так, очередная PS Vita, и ждёт её такая же незавидная судьба. Слишком свежи были воспоминания о провале Wii U, что мешало до конца поверить в новый проект Nintendo.

Но «большой N» удалось переубедить даже самых упрямых. Switch оказалась не просто хорошо сделанной, но и коммерчески успешной консолью. За первый месяц было продано почти три миллиона приставок по всему миру. Switch стала самой быстро раскупаемой консолью Nintendo в Европе, Америке и Австралии. К началу октября продажи почти достигли отметки в восемь миллионов, а к завершению нынешнего финансового года, то есть к апрелю, компания рассчитывает взять планку в четырнадцать миллионов. Если это случится, то Switch ровно за год побьёт результаты Wii U за все пять лет её существования.

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 2

Одной из причин такой популярности стали, конечно же, мощные эксклюзивы. Одновременно с консолью в продажу поступила великолепная The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Да, она вышла и на умирающей Wii U, но именно для новой приставки приключение Линка стало настоящим системселлером. Игра получила 97 баллов на Metacritic, войдя в двадцатку самых высокооценённых проектов за всю историю. Breath of the Wild стала игрой года по версии The Game Awards 2017, а от нас получила девятку.

Затем вышли Mario Kart 8 Deluxe , инновационный файтинг Arms , мультиплеерный экшен Splatoon 2 и неожиданный кроссовер — Mario+Rabbi ds: Kingdom Battle. Все проекты получили высокие оценки и, вполне естественно, показали отличные продажи. Ну а в октябре увидела свет Super Mario Odyssey , которая просто влюбила в себя критиков по всему миру.

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 3

Nintendo проявила не свойственную ей гибкость и поддержала множество небольших проектов. А также позволила перенести на консоль L.A. Noire , Resident Evil: Revelations и Skyrim. Да что там говорить, на Switch вышел даже Doom! Правда, графику пришлось чуток ухудшить, но всё же. Меньше чем за год Switch получила богатую библиотеку игр на любой вкус.

Словом, можно с уверенностью сказать: Nintendo вернула себе статус полноправного титана индустрии, а выход Switch — одно из самых важных событий не только 2017 года, но и как минимум последних лет пяти.

Корпорация зла года

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 4

А вот для кого 2017-й точно стал не лучшим годом, так это для компании Electronic Arts. Не очень, знаете ли, приятно, когда вас все вокруг называют корпорацией зла. Даже если вы этот титул заслужили.

Всё началось еще в марте, когда вышла долгожданная Mass Effect: Andromeda. Вышла и… вызвала настоящую бурю негодования. Нет, игровые журналисты встретили новую часть благосклонно, хотя и отметили, что сравнения с трилогией о приключениях Шепарда она не выдерживает. Мы поставили «Андромеде» восьмёрку и не жалеем. Однако игроки оказались гораздо суровее. На Metacritic пользовательский рейтинг последней Mass Effect не дотягивает даже до пяти баллов из десяти.

Особенно фанатов разозлили баги и лицевая анимация персонажей, которая получилась даже хуже, чем в предыдущих частях франшизы. Electronic Arts на критику отвечала что-то вроде «всякое бывает, косяки поправим, и вообще у серии большое будущее». Правда, вскоре после этого стало известно, что франшиза заморожена, BioWare Montreal расформирована, а разработчики переведены в студию Motive.

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 5

Но шумиха вокруг Mass Effect и близко не стоит рядом с тем, что началось осенью. Сперва EA закрыла студию Visceral Games , создателей серии Dead Space , а их безымянный проект по «Звёздным войнам» передала другим разработчикам. Потому что, по их словам, однопользовательские линейные приключения уже не так популярны у игроков. Затем вышла Need for Speed: Payback , которая получила от нас 5,5 баллов. Да и остальные мировые издания остались от неё, мягко говоря, не в восторге. Мало того, что сама игра была посредственной, так ещё и микротранзакции в ней были навязчивыми до неприличия.

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 6

Но и это всё меркнет на фоне катастрофы, которой обернулся выпуск Star Wars Battlefront 2. Вот уж где гневу игроков не было предела! Ничего не слышать об этом вы могли только если пару последних месяцев вообще не выходили в интернет. Сперва пользователей возмутило то, что Deluxe-издание включало в себя не только привычные скины для персонажей и косметические дополнения, но и оружие, дававшее значительные преимущества в мультиплеере.

Затем выяснилось, что для разблокировки, например, Дарта Вейдера в игре нужно провести целых сорок часов. А для открытия всего контента в Battlefront 2 нужно было играть полгода или же потратить на лутбоксы свыше двух тысяч долларов. EA опубликовала на Reddit пост, в котором заявила, что всё это сделано якобы для того, чтобы игроки испытывали гордость и чувство удовлетворения при получении любимых героев. Запись получила наибольшее количество дизлайков за всю историю сайта. Снижение стоимости всего контента в четыре раза ситуацию не спасло. Дело дошло до того, что чиновники Бельгии рассматривали возможность приравнять Battlefront 2, а заодно и Overwatch , к азартным играм. Этого не произошло, но случай значимый.

В результате в конце ноября акции Electronic Arts упали на 8,5% по сравнению с прошлым годом, из-за чего компания потеряла больше трёх миллиардов долларов акционерной стоимости. А стартовые продажи Battlefront 2 оказались ниже, чем у первой части, на 61%. Стоит ли удивляться тому, что новости о покупке студии Respawn , создателей серии Titanfall , никто из игроков уже особо не обрадовался…

В общем, в 2017-м Electronic Arts уверенно вырвала у Konami звание самой ненавистной компании в игровой индустрии. Повлечёт ли это за собой хоть какие-то перемены, увидим в наступившем году.

4K года

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 7

Microsoft в этом году тоже отметилась парой довольно непопулярных решений. Ещё в начале января было объявлено, что отменён Scalebound — пожалуй, самый амбициозный эксклюзив для Xbox One и Windows. Напомним, что разработкой занималась команда Platinum Games , а руководил всем Хидэки Камия, создатель Devil May Cry и Bayonetta.

Однако первые трейлеры и геймплейные ролики игры были встречены прохладно. Негативный фон, размолвка Камии с руководством издательства, а также технические проблемы при разработке привели к закрытию проекта. Глава Xbox Фил Спенсер тогда написал в Twitter, что всё это лишь на благо игроков и что впереди их ждёт потрясающая линейка эксклюзивов. Например, Crackdown 3. Правда, потом и её перенесли с осени 2017-го года на весну 2018-го. Опять же из-за технических сложностей.

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 8

Но Microsoft всё же удалось закончить год на хорошей ноте — если не за счёт игр, то за счёт железа. На E3 2017 компания наконец-то представила Xbox One X, ранее известный как Project Scorpio. Почти все обещания были выполнены — улучшенный и дополненный Xbox и впрямь оказался самой мощной консолью на сегодняшний день. Он первый среди приставок позволяет запускать новинки в честном 4K при 30 кадрах в секунду.

Далеко не все, конечно, но результат всё равно впечатляет. Та же PS4 Pro этим похвастаться не может. Аналитики предсказывали, что новое устройство не сумеет заинтересовать публику, так как заявленный ценник в 500 долларов отпугнёт большинство потенциальных покупателей. Но прогнозы оказались ошибочны.

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 9

На прилавках Xbox One X появился 7 ноября и показал впечатляющие стартовые результаты. В Британии консоль за первую неделю разошлась тиражом в восемьдесят тысяч экземпляров. Той же PS4 Pro на это потребовался месяц. Даже сама Microsoft не ожидала такого ажиотажа. И это при том, что у новой приставки нет ни одного крупного эксклюзива — все игры доступны и на обычной Xbox One.

Что ж, поздравляем компанию с победой и отмечаем начало эпохи 4K.

Независимость года

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 10

Для поклонников серии Hitman этот год стал крайне неоднозначным, ведь были и хорошие новости, и очень тревожные. Казалось бы, франшиза только-только переродилась. Недавно вышел первый сезон перезапуска, который получил прекрасные оценки и от критиков, и от игроков. Но издательство Square Enix внезапно объявило в мае, что выставляет студию IO Interactive на продажу. Оказалось, что за минувший финансовый год компания понесла потери в размере сорока двух миллионов долларов. И среди причин такого провала называются очень слабые продажи Hitman.

Поклонников серии эта новость, конечно же, не обрадовала, ведь разработчики намеревались посвятить истории агента 47 еще минимум два сезона. А в результате само существование франшизы оказалось под вопросом. Однако в июне пришли неожиданные и приятные вести. Глава IO Interactive Хакан Абрак объявил, что студия официально стала независимой. Более того, разработчикам удалось договориться с издательством Square Enix о полном сохранении прав на бренд Hitman.

В ноябре стало известно, что новая игра о похождениях 47-го уже в разработке. Правда, будет ли она связана с первым сезоном предыдущей версии, пока не ясно.

PUBG года

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 11

В позапрошлом году мы не ждали Pokemon Go. В 2017-м мы не ждали PlayerUnknown’s Battlegrounds. Игра, что свела планету с ума, снова появилась как будто бы из ниоткуда. Конечно, до масштабов покемономании далеко, но то, что PUBG феноменально успешна, — факт.

Планку в миллион проданных копий игра взяла через две недели после выхода в ранний доступ. В апреле проект впервые опередил по месячной выручке Overwatch и Counter-Strike: Global Offensive. И это было только начало. За три месяца игру купили четыре миллиона игроков, а доход издательства Bluehole превысил сто миллионов долларов. К июлю в PlayerUnknown’s Battlegrounds было сыграно десять миллионов матчей, то есть игроки суммарно провели в PUBG двадцать пять тысяч лет. Ещё через три месяца продажи перевалили за тринадцать миллионов копий. В ноябре игра попала в Книгу рекордов Гиннеса семь раз. Среди прочего она стала самой популярной игрой в Steam и первым проектом, обогнавшим по количеству игроков онлайн проекты от Valve. Меньше чем за год своего существования PUBG получила пять престижных наград.

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 12
События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 13

На сегодняшний день в PlayerUnknown’s Battlegrounds в среднем играет больше одного миллиона трёхсот тысяч человек. И это только на PC, без учёта недавно вышедшей версии для Xbox One. Критики до сих пор спорят о том, в чём причина такой бешеной популярности. Ведь никакого маркетинга на старте у игры не было. Скорее всего, это тот случай, когда всю славу проекту обеспечил эффект сарафанного радио. На Twitch игру стримили все, кому не лень, обеспечивая PUBG совершенно бесплатную рекламу.

Как бы то ни было, PlayerUnknown’s Battlegrounds можно уверенно назвать главным хитом минувшего года.

Провал года

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 14

В 2017-м игрострой нас вообще неоднократно удивлял. Игра, выросшая из любительского мода, бьёт все возможные рекорды, а новый проект известного геймдизайнера терпит такой крах, что и в кошмаре не приснится. Речь, конечно, о LawBreakers — детище Клиффа Блежински, которое, скорее всего, похоронит его карьеру.

На этапе анонсов и презентаций всё выглядело неплохо. Блежински обещал крутой геройский боевик по типу Overwatch, но с кровью, гравитационными аномалиями и хардкором в духе его же Unreal Tournament. Однако завлечь этим игроков как-то не вышло. Во время закрытого бета-теста количество пользователей с трудом добиралось до отметки в семь тысяч.

Ну а старт продаж обернулся фиаско. LawBreakers едва удалось на старте собрать три тысячи пользователей. И это при довольно высоких оценках — у проекта семьдесят шесть баллов на Metacritic. Клифф Блежински в интервью говорил, что стартовые результаты не так важны, ведь это своего рода марафон, а не спринт, и боевик свою аудиторию со временем найдёт.

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 15
События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 16

Не знаем, успокаивал он журналистов, издателей или сам себя, но прогноз не сбылся. Ситуация с каждой неделей становилась только хуже. Самого дна LawBreakers достигла в сентябре, когда установила настоящий антирекорд: на PC в неё по всему миру одновременно играли… десять человек. Ниже падать просто некуда.[Обновление от 11.01.18: а теперь зафиксирован полный 0]

Как ни странно, проект не перевели на условно-бесплатную основу, но мы не сомневаемся, что это лишь вопрос времени. А разработчиков жалко. Игра-то всё-таки получилась неплохая.

Судебный процесс года

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 17

Также минувший год запомнился нам судебным разбирательством, которое уже называют самым громким в новейшей истории игровой индустрии. Корпорация ZeniMax , которая владеет студиями Bethesda , id Software , Arkane и много чем ещё, обвинила компанию Oculus VR в том, что её шлем виртуальной реальности создан по украденной технологии. Якобы программист Джон Кармак, перед тем как покинуть ZeniMax, незаконно скопировал сотни секретных документов и использовал их, чтобы помочь Палмеру Лаки доработать Oculus Rift. За это компания потребовала компенсацию в размере четырёх миллиардов долларов.

Марк Цукерберг, основатель Facebook , которой и принадлежит Oculus, назвал обвинения абсурдными. Он заявил, что в жизни не слышал ни о какой ZeniMax и что кто-то просто хочет нажиться на чужом успехе. В результате суд всё-таки отклонил претензии со стороны владельцев Bethesda. Но во время процесса выяснилась другая немаловажная деталь — Палмер Лаки нарушил договор о неразглашении, подписанный с корпорацией ZeniMax. И только за это Oculus VR обязана выплатить неустойку в размере пятисот миллионов долларов. После этого вердикта Лаки был вынужден покинуть им же созданную компанию.

Впрочем, на этом тяжбы не закончились. Сначала Oculus потребовала снизить размер компенсации в десять раз, потом ZeniMax заявила, что ей должны миллиард и как минимум 20% от продаж Rift. Ну а после Джон Кармак запросил у бывших работодателей двадцать миллионов за ложные обвинения.

Всё это тянется до сих пор и вряд ли скоро закончится. Ну а что поделать? Несмотря на отсутствие ажиотажа вокруг виртуальной реальности, это очень перспективное направление в игровой индустрии. И борьба вокруг него кипит нешуточная.

Юбилей года

События года: выход Switch, провал Battlefront 2, успех PUBG и двадцатилетие Игромании - фото 18

2017 год стал для нас по-настоящему особенным, ведь Игромании исполнилось двадцать лет. Подумать только, первый номер журнала лёг на прилавки осенью 1997-го. Как давно это было, как сильно изменилась игровая индустрия, да и вообще мир — а мы всё ещё в строю! И не собираемся сдавать позиции.

Круглую дату мы решили отметить с подобающим размахом. Во-первых, мы перезапустили сайт. Старый портал мы, конечно, любили всем сердцем, но он не менялся с 2009 года. Теперь же главная страница стала современной, функциональной и стильной.

Во-вторых, мы блестяще провели прямую трансляцию с главного события на территории СНГ — Игромира-2017. Три дня мы вели эфиры, гостями которых были Тони Уоткинс, глава Electronic Arts Russia , легенда игровой индустрии Ричард Гэрриот и многие другие.

А ещё Игромания стала партнёром одного из главных титанов игростроя — компании Blizzard. Компания впервые за несколько лет посетила Игромир, и именно мы занимались организацией прямых трансляций со стенда создателей Diablo и Overwatch. Да и своими силами в этом году мы провели просто несметное количество разнообразных конкурсов и раздали призов на сотни тысяч рублей. Также мы организовали два жарких турнира по Just Dance 2018.

С наступившим вас новым годом. Пусть у вас всё будет хорошо. До встречи!

Игромания подводит итоги года: лучшие игры 2017-го!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь