18 сентября 2018Игры в разработке
Обновлено 17.05.2023

Transference — психологический хоррор от Элайджи Вуда

Transference — психологический хоррор от Элайджи Вуда - изображение обложка

С некоторых пор у меня появился ещё один повод любить Элайджу Вуда. Помимо того, что он отличный актёр, который, к тому же никогда не стареет, он ещё оказался неравнодушен к видеоиграм. И не так давно соосновал студию Spectravision , которая занялась разработкой хоррора Transference , рассчитанного в первую очередь на шлемы виртуальной реальности, но вообще вполне пригодного и для игры просто так, на плоском экране.

Многослойный хоррор

С игрой я познакомился ещё на прошлой E3, и одной из главных фишек её презентации было… подписание документа об отказе от претензий в случае, если что-то пойдёт не так. Знаете, как на всяких экстремальных аттракционах, от аквапарков до банджи-джампинга? При этом разработчики хитро улыбались и раз за разом повторяли: «что вы, не волнуйтесь, you are completely safe». А из комнаты, куда заводили журналистов, то и дело доносились испуганные крики…

Сюжет игры с той поры переписали, а вот хоррорная часть осталась как есть. И давящая атмосфера, и всякая чертовщина, и низкочастотные звуки, и скримеры — всё на месте. Ясное дело, что в шлеме эффект сильнее в разы, можно и со стула упасть, отпрыгивая от очередного бабайки.

Transference — психологический хоррор от Элайджи Вуда - фото 1

Дружелюбный мальчик Бен зовёт следовать за ним. Но почему-то мне этого ох как не хочется.

Причём хоррор тут довольно многослойный. Не так страшны все эти шорохи и внезапные «бу», как осознание того, что же на самом деле происходит в игре. Её очень старательно делали правдоподобной, с использованием живых актёров, которые вели видеодневники — как будто бы все события происходили на самом деле. И мы даже не игру проходим, а чуть ли не архивную хронику смотрим, по крупицам восстанавливая полную картину.

При этом Transference вообще не трудится объяснить, что происходит. Прямо от главного меню нас кидают к повисшему в черноте домику и бросают на произвол судьбы, вообще ничего не рассказывая, дальше думать и ориентироваться придётся самостоятельно. Поэтому на всякий случай я прямо тут закончу статью выводом о том, что играть в Transference определённо стоит, если вы хотите пощекотать нервы и увидеть закрученную историю в духе сериала «Чёрное зеркало». И заранее предупрежу: не хотите портить первое впечатление — дальше не читайте. Я-то на презентации был, потому очень многое для меня сюрпризом не стало. А вам, может, без спойлеров гораздо интереснее будет.

Здесь идут СПОЙЛЕРЫ!

Но если вы всё же решились прочесть, то вот, вкратце, что в игре происходит. Жила на свете семья Хейзов, состоящая из папы-учёного, мамы-музыканта и подрастающего сынишки, который хотел пойти по стопам отца. Хейз-старший занимался исследованиями человеческого мозга, пытаясь найти способ заглядывать в чужие головы. И, по большому счёту, вся Transference — это как бы результат его работы. Игроку достаётся роль наблюдателя, который копается в мозгах у членов семейства, исследуя, а иногда и восстанавливая их воспоминания.

Transference — психологический хоррор от Элайджи Вуда - фото 2

Это даже не половина всей той аппаратуры, что использовалась Хейзом в его экспериментах

То есть само виртуальное пространство — это чья-то память, по которой разрешают погулять. Местами в этой памяти зияют провалы, что выглядят как «битый» участок, который нужно чем-то заполнить. Например, есть запертая дверь, и надо «вспомнить», где валяется ключ от неё — а для этого побродить по тем участкам, которые доступны, и обшарить все ящички. По сути — обычные квестовые занятия, просто в нестандартном антураже.

Дальше — больше. Нам доступны несколько временн ы х отрезков памяти, переключение между которыми осуществляется через выключение света. Щёлкнули обычным с виду выключателем — и оп, вы в прошлом. Щёлкнули ещё раз — оп, снова в будущем. Этого игра тоже не объясняет, но я-то знал заранее. И часть головоломок на этом и построена: какие-то предметы надо перетаскивать из одного времени в другое и смотреть, что от этого поменяется.

По стопам System Shock и Layers of Fear

Что же страшного? Ну, во-первых , в семье этой разворачивалась трагедия за трагедией. Папа-учёный оказался всё-таки немного психом: то срывался на жене и ребёнке, то уходил в работу и не уделял им внимания. Мама в напряжённой обстановке не могла нормально заниматься музыкой, а в какой-то момент и вовсе ушла из семьи. Сын, понятное дело, тоже заметно нервничал — то строил планы, как он уедет к маме, то просто тосковал.

Transference — психологический хоррор от Элайджи Вуда - фото 3

Вот перед этим фактом вас поставит игра после нажатия на «старт». Просто дом и чернота — и никаких пояснений

Все эти детали сюжета подаются в очень зловещей форме. Разговоры и крики за кадром, неожиданно появляющиеся «призраки» людей, аудиозаписи с надрывными извинениями перед семьёй и самобичеванием. Плюс тщательно подобранные шумы, сами по себе нагнетающие тревогу, и всякая чертовщина, напоминающая о Layers of Fear — если вы вышли из какой-то двери, то совершенно не факт, что, когда она снова откроется, за ней будет то же, что и раньше. Была, например, комната, а теперь шкаф. И всё — путь назад отрезан.

Ну а чтоб жизнь совсем была не в радость, здесь есть монстр с красными глазами, который в самый неожиданный момент выпрыгивает вам прямо в лицо. И да, от этого можно подпрыгнуть, даже играя не в шлеме.

Transference — психологический хоррор от Элайджи Вуда - фото 4

Вот эта самая бука и будет на вас в неожиданные моменты напрыгивать. Моё дело — предупредить

Во-вторых , до костей пробирает сама история об экспериментах Хейза. От проникновения в чей-то мозг совсем недалеко и до обратного процесса — а именно, оцифровки сознания. И, в общем-то, это то самое, чем он в итоге занимался, ставя опыты прямо на собственной семье. Вот тут как раз и начинается сходство с «Чёрным зеркалом», где тоже затрагивают аналогичные темы и задают схожие вопросы — и точно так же шокируют псевдореализмом. Когда понимаешь, что всё это не на самом деле, но вообще-то очень и очень может произойти в реальности.

Кроличья нора куда глубже, чем кажется

Пройти Transference можно буквально за час-полтора, что очень правильно для VR-проекта — чтоб не потеть в шлеме слишком долго. Но помимо основной и вполне очевидной линии загадок, в игре хватает и побочных, о которых она тоже не трудится сообщать.

Transference — психологический хоррор от Элайджи Вуда - фото 5

В лучших традициях логики сна лестницы будут регулярно зацикливаться до бесконечности. Куда ни иди — всё равно попадёшь на тот же этаж

Лишь внимательный человек обнаружит, что в головоломке с радио есть частота, где что-то передают морзянкой — и задастся вопросом, что же именно. Или услышит голос, который надиктовывает код из двадцати пяти цифр, и будет думать, куда его применить. Или вот мелодия, которую напевает мама на одной из записей — вот она ж явно выделяет там каждую ноту, но чтобы это разгрызть надо не только иметь музыкальный слух, но и догадаться, как именно его использовать.

Конечно, после релиза игру наверняка распотрошат на каком-нибудь «реддите», но в том чтобы допирать до всего самостоятельно, тоже есть определённый азарт. Если вам хочется не просто пробежать игру, а всё-всё-всё найти и понять — то бумажка, карандаш, диктофон… Всё, как в старые времена, когда геймеров ещё не водили за ручку.

Дебют Элайджи Вуда в мире видеоигр получился очень нестандартным и запоминающимся. Вряд ли массовым — и хорроры не все любят, и шлемы пока не для каждого, и разобраться в происходящем не так-то просто. Но для въедливых любителей хорошенько испугаться — самое то.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь