Обзор Sony PlayStation Classic. Неоднозначная классика
В минувшем сентябре компания Sony анонсировала выход своей «ностальгической» консоли PlayStation Classic. Внешне это копия оригинальной PS, однако уже без дисковода и намного меньше размером. А все доступные игры заранее зашиты во встроенную память, и их список жёстко ограничен: игроков ждут всего двадцать наименований.
Открываем коробку
В комплект поставки входят:
- консоль;
- два классических контроллера с проводным подключением по USB;
- двусторонний кабель micro-USB/USB Type-A, а также HDMI;
- необходимая макулатура вроде руководства пользователя.
Консоль по размеру на 45% меньше оригинала, хотя выглядит точно так же. Размеры — 149 х 33 х 105 мм, ненамного шире iPhone 7 Plus. При этом вес составляет 170 грамм, то есть она легче всё того же смартфона!
Спереди размещены два порта USB для подключения геймпадов, над ними — декоративные вставки, визуально копирующие слоты для карт памяти PS. В этой модели прогресс записывается во внутреннюю память. На задней панели есть выходы HDMI и micro-USB, по бокам — решётки охлаждения.
Правда, придётся поискать блок питания 5В с силой тока в 1 А и портом USB Type-A, которого нет в комплекте. С другой стороны, запитать консоль удастся и от обычного пауэрбанка. Но учтите, что в плане питания новинка довольно привередлива, поэтому поищите качественное устройство. Оптимальным решением будет использовать свободные БП от iPhone, которые идеально подходят по разъёму и характеристикам.
Габариты радуют! Консоль действительно стала портативной: сунул в карман и пошёл играть к другу на квартиру
Геймпады
PlayStation Classic комплектуется контроллерами первого поколения — никаких аналоговых стиков и прочего. Хотя при желании можно докупить за 20 долларов адаптер производства 8BitDo , который позволит подключать любые геймпады.
На контроллерах есть стандартный набор кнопок: стрелки, крестик / квадрат / треугольник / кружок, клавиши Select и Start, курки L1/L2 и R1/R2. Аналоговых стиков нет — впрочем, на оригинальной модели 1994 года их тоже не было: первый DualShock появился только в 1997-м.
При этом хотя контроллеры и подключаются к USB-портам, их нельзя просто взять и воткнуть в PC или другую консоль. Впрочем, это общая беда всех старых PS-геймпадов: надо шаманить с драйверами.
Кнопки
Учитывая, что PlayStation Classic повторяет дизайн первой «плойки», на коробе есть кнопки. И если в оригинальной версии они все использовались по назначению, то к «классической» возникают вопросы. Судите сами: на Classic размещены кнопки Power, Reset и кнопка открытия лотка с диском. И если первые отвечают, по сути, за то же, за что и раньше, — включение и выключение консоли, а также за выход в глобальное меню (в оригинальной версии Reset перезапускала игру с диска), то кнопка открывания лотка лишь имитирует открывание лотка. Нет, серьёзно! Это нужно, чтобы программно запустить внутри игры «второй диск». Напомним: все игры по дефолту зашиты в память. Проще говоря, кнопку иногда просят понажимать… просто чтобы понажимать. Без особого смысла.
Сообщение, которое выскакивает на экран, когда жмёшь кнопку Open без надобности
Но если эта деталь хотя бы забавная и в чём-то ностальгичная, то в других характеристиках консоли есть и куда более сомнительные решения. Речь об аппаратном и программном обеспечении.
Железо и софт
Технические спецификации PlayStation Classic:
- процессор MediaTek MT8167A с четырьмя вычислительными ядрами ARM Cortex-A35 и частотой до 1,5 ГГц;
- графический ускоритель PowerVR GE8300;
- 1 ГБ оперативной памяти DDR3-1866 производства Samsung;
- 16 ГБ постоянной памяти eMMC 5.1, тоже Samsung;
- обработка звука — MediaTek MT6392A.
Вышеупомянутый процессор часто служит основой для недорогих планшетов, смартфонов и телевизионных приставок. Он поддерживает обработку видео 1080p до 60 FPS, а также способен работать с Wi-Fi в двух диапазонах и поддерживает 64-разрядные инструкции. Учитывая, что игры воспроизводятся максимум в 720p, его хватает.
Проблема лишь в том, что в PS Classic используется открытый программный эмулятор PCSX. Он хорош сам по себе, однако по данным издания Digital Foundry , некоторые тайтлы воспроизводятся хуже, чем на оригинальной консоли. И это уже не получится оправдать аутентичностью! Да, на PS1 игры, бывало, тоже тормозили, но когда на новинке сбоят даже те проекты, что прилично работали на оригинальной версии…
Программный эмулятор PCSX. Что забавно, в своё время, около двадцати лет назад, Sony пыталась через суд запретить разработку PCSX, упирая на нарушение авторских прав. Однако в том противостоянии закон встал на сторону свободного ПО
Таким образом, в техническом плане PlayStation Classic представляет собой «сборную солянку» из неоднозначного железа и открытого ПО. Остаётся впечатление, что компания разработала только контроллеры, заменив проприетарные разъёмы на USB.
А учитывая открытый характер эмулятора, хакеры и независимые разработчики уже сумели создать инструменты для обхода ограничений на двадцать игр в памяти. Сначала выяснилось, что обычная клавиатура, подключённая к PlayStation Classic, позволяет зайти в служебное меню (никаких паролей!), а теперь появилась вдобавок программа BleemSync , позволяющая запускать любые игры с флешки.
Из недостатков такого метода отметим разве что необходимость подключать USB-накопитель, после чего, как следствие, остаётся только один свободный порт для геймпада. А ещё сперва придётся подготовить файловую структуру флешки. Но, как говорится, если очень хочется, то и сможется: IT-кулибиных у нас навалом.
Встроенные игры
Battle Arena Toshinden (1995) — один из первых трёхмерных файтингов в истории игровой индустрии. Кроме PlayStation был доступен также на Sega Saturn, Game Boy и MS-DOS.
Cool Boarders (1996) — симулятор сноубордиста. Учитывая, что подобный жанр не слишком популярен и на других платформах, целесообразность его появления в сборнике под вопросом…
Battle Arena Toshinden
Cool Boarders
Destruction Derby (1995) — один из первых представителей серии гонок на выживание. На тот момент это был слишком новаторский для консолей жанр, а до выхода Carmageddon оставалось ещё два года. Лучше бы поставили вторую часть, которая была куда популярнее!
Final Fantasy VII (1997) — бессмертная классика.
Destruction Derby
Final Fantasy VII
GTA (1997) — не менее бессмертный «Автоугонщик». Поностальгировать, но не более того.
Intelligent Qube (1997) — довольно странный гибрид платформера и трёхмерного тетриса. Хотя учитывая, что похожих проектов сейчас почти нет, кому-то может и приглянуться.
GTA
Intelligent Qube
Jumping Flash (1995) — один из первых 3D-платформеров на консолях. В этой игре нужно управлять роботом-кроликом. Важно, что игра показывает мир от первого лица, а на тот момент это было чем-то невообразимым для консолей. Сейчас игра почти забыта.
Metal Gear Solid (1998) — легендарная игра от того самого Хидео Кодзимы. Если нравятся стелс-боевики и интересны истоки жанра — обязательно пройдите! Расстраивает только отсутствие обратной связи, ибо вибрация в геймпадах не предусмотрена.
Jumping Flash
Metal Gear Solid
Mr. Driller (1999), на современный взгляд, больше подходит для смартфонов: нужно просто бурить разноцветные кубики и периодически пополнять запасы кислорода. Но двадцать лет назад она зашла на ура: «Дриллер», который хотели сделать частью популярной серии Dig Dug , стал хитом в Японии — там его потом даже перевыпустили для PS2.
Oddworld: Abe’s Oddysee (1997) — приключенческий платформер в духе «Принца Персии», который в своё время собрал немало наград и впоследствии обзавёлся тремя продолжениями. В 2014 году для игры выпустили ремейк с современной графикой и улучшенными видеороликами, но на PS Classic игру портировали в оригинальном, неотретушированном, варинте — именно таком, в который можно было сыграть на реальной первой «плойке».
Mr. Driller
Oddworld Abe’s Oddysee
Rayman (1995) — развесёлый платформер авторства Ubisoft. Первоначально его выпустили на DOS и Atari Jaguar, затем портировали на PS. Игра довольно сложная, но ценителям жанра наверняка зайдёт.
Resident Evil: Director ʼ s Cut (1996) — улучшенный вариант оригинала. Версия для PSC получила слегка доработанный геймплей, несколько наборов костюмов и новый уровень сложности, который изменяет локации и увеличивает численность врагов.
Rayman
Resident Evil
Revelations: Persona (1996) в своё время была популярна, но в консоль добавили изрядно отцензуренную версию. К примеру, удалили даже малейшие намеки на христианскую символику, а у некоторых персонажей изменён цвет кожи и этническая принадлежность. Не лучше оказался и перевод: смысл многих диалогов попросту теряется, и игрок перестаёт понимать суть повествования. Вырезали даже целую сюжетную ветку с концовкой в подземелье!
Revelations: Persona
R4: Ridge Racer Type 4 (1998) — одна из лучших аркадных гонок на оригинальной PlayStation. На выбор доступны три сотни машин, а также предусмотрена возможность дрифта.
Super Puzzle Fighter II Turbo (1996) — ещё один проект для смартфонов. Персонажи, оформленные в виде героев файтингов, бросают друг в друга разноцветные кристаллы, заполняя стакан противника. Побеждает тот, кто сделает это первым.
R4: Ridge Racer Type 4
Super Puzzle Fighter II Turbo
Syphon Filter (1999) — первая часть популярного и незаслуженно забытого боевика от третьего лица. В наличии неплохие перестрелки, интересный сюжет и стелс. Одна проблема — отсутствие аналоговых стиков на контроллерах: без них трудно привыкнуть к управлению.
Tekken 3 (1997) — один из лучших файтингов того времени и достойный конкурент Mortal Kombat.
Syphon Filter
Tekken 3
Tom Clancy’s Rainbow Six (1998) — ещё один неудобный в управлении хит.
Twisted Metal (1995) — и снова гонки на выживание. Хотя могли бы выбрать один из более популярных сиквелов.
Wild Arms (1996) — японская ролевая игра в сеттинге, который объединяет мир Дикого Запада и фэнтези. Интересна даже сейчас!
Tom Clancy’s Rainbow Six
Wild Arms
Twisted Metal
При этом в список не попала ни одна из частей космических леталок Colony Wars , а также второй и третий Ace Combat , боевик Auto Destruct , дилогия G-Police и многие другие игры. Отчего-то нет Gran Turismo 2 , Crash Bandicoot , а также главного хита — Need for Speed…
Устройство получилось неоднозначным. Странноватый список игр, включающий как безусловные хиты, так и весьма посредственные разработки, можно объяснить разве что запутанной схемой защиты авторских прав. Видимо, в Sony просто не хотели на это тратиться. Смущает и решение не класть в коробку блок питания — хотя подобным грешили и создатели ретроконсолей NES и SNES Classic. Да, технически можно подключить любой блок от смартфона, но всё-таки это выглядит как «экономия на спичках».
Что же касается альтернатив, то на Aliexpress, Amazon и других площадках активно продают различные конструкторы из Raspberry Pi и периферии, которые позволят собрать аналог вполовину дешевле и в любом желаемом корпусе — хоть PS, хоть NES, хоть SNES. Кроме того, пресловутая «малинка» поддерживает проводную и беспроводную сети, карты памяти и так далее. Впрочем, я не настаиваю: кому-нибудь из фанатов Sony наверняка захочется держать на полке оригинал. PlayStation Classic доступна в России по цене 8999 рублей.
А мне Sony PlayStation Classic понравилась!
Андрею, нашему специалисту по «железу» и основному автору этой статьи, по долгу службы приходится быть суровым и критиковать каждую микросхему. Но я выскажу гражданскую позицию. Разумеется, не стоит ждать от устройства, которое будто бы задумывалось «идеальным подарком на Рождество», ничего сверхъестественного. Пускай это всего лишь эмулятор в красивой оболочке, призванной давить на ностальгические чувства, — мне плевать! Ведь гаджет выполняет две первоочерёдные задачи: бесперебойно работает при нажатии одной кнопки и отлично развлекает. А развлекая, приобщает к классике видеоигр. Далеко не каждый сегодня готов возиться с настройкой эмуляторов на компьютере, особенно в консольную эпоху «нажал кнопку — всё работает», чтобы познакомиться, например, с самой первой Grand Theft Auto. Уже не те сейчас времена, когда мучения с драйверами, кодеками и железом считаются нормой.
Благословенная коллекция. Любо-дорого смотреть!
Кстати, о классической GTA. Пожалуй, именно эта игра из «большой двадцатки» стала для меня самой важной. Однажды на PC пробовал осилить GTA 2 и даже немало продвинулся по сюжету, но с самым первым творением Rockstar Games так и не сложилось: уж слишком недружелюбным показалось управление с клавиатуры и мышки. Теперь, на реплике классического геймпада, быть может, наверстаю!
И, конечно, Resident Evil! Нестареющая классика, в которой прекрасно всё: от режиссуры роликов до звукового оформления. Играл поздно вечером и в темноте — так до сих пор жутковато в туалет ходить без света. И ничего, что картинка в игре выглядит…раритетно.
Старые новые геймпады NES Mini, SNES Mini и PlayStation Classic. И у всех дико короткие проводки — приходится сидеть носом к телевизору
Именно за это приставку критикуют эксперты от мира железа: дескать, в разных встроенных играх картинка стала хуже, чем на стародавней оригинальной консоли. Допускаю, что где-то заявление может быть справедливым. Но это с какой же лупой нужно было смотреть на экран телевизора, чтобы различить, где «мыло» качественнее, а пиксели меньше: в новой итерации консоли или в оригинале! Игры с двадцатилетней выдержкой точно картины экспрессионистов — смотреть на них нужно с расстояния. Тогда среди кучки пикселей в RE узнаются фигуры любимых героев, а в R4 без проблем считываются показатели гоночного болида в верхнем правом углу экрана.
Но не думайте, что я восторженный ретроромантик. Отнюдь нет, и мне есть за что пожурить PS One Classic: так, при включении консоли вас встречает весьма аскетичный интерфейс главного меню с перечнем виртуальных дисков с играми. С одной стороны меню повторяет оригинал, с другой — определённо можно было лучше: в недавних NES Classic Mini и SNES Classic Mini интерфейсы гораздо богаче. Крупные обложки игр, линейка с миниатюрами для удобства навигации, бегающий по экрану Марио в качестве интерактива… Из таких мелочей и складывается общее благостное впечатление. Тогда как в изделии Sony мы имеем простой скроллер — без подсказок и каких-либо дополнительных анимаций.
Просто сравните, насколько ярко и богато выглядит меню SNES Classic Mini и как бедно смотрится интерфейс творения Sony
Но хуже другое. Помните, всё в тех же NES Mini и SNES Mini были разные режимы отображения? «Ретро» симулировал картинку с оригинальной приставки 90-х со всеми подёргиваниями, изредка пробегающими полосками и прочими артефактами; «4:3» растягивал картинку, делая её шире на современных телевизорах; а в режиме «Оригинальное разрешение» игры выводились в полностью аутентичном виде из девяностых. Так вот, ничего похожего в PS One Classic нет и в помине — а жаль! Из современных трендов добавили только возможность сохраниться в любой момент и в любой игре — даже в тех, что это в оригинале не предполагали.
Так выглядит процесс «сохранения на карту памяти» игрового прогресса. Работает во всех встроенных играх. Умирать стало не так страшно. Вот только никакого функционала с «запиранием» сейва от домочадцев нет, а ведь такая возможность появилась ещё в NES Mini!
Тем не менее в целом я гаджетом доволен. Как уже сказал — понравилось! Если есть свободные деньги и ничего вам в этой жизни больше не надо, покупайте.
Родион Ильин, главный редактор Игромании
Порадовало
- каноничный дизайн, компактные размеры, малый вес;
- два геймпада в комплекте (мог быть и один!);
- при желании можно играть в другие ретроигры, подключив к консоли флешку;
- идея и её воплощение.
Огорчило
- скромный перечень встроенных игр «из магазина»;
- отсутствие блока питания в комплекте;
- отсутствие дополнительных визуальных настроек для современных телевизоров;
- высокая цена для сувенира под ёлочку.
Как мы играли
Во что: 20 разных встроенных игр
На чем: Sony PlayStation Classic
Сколько: пара выходных
Ачивка редакции
«Самый мыльный пиксель на всём Диком Западе»
Отставить в сторону ультрасовременную и навороченную Red Dead Redemption 2 ради игр середины девяностых.
О локализации
Интерфейс главного меню русифицирован. Впрочем, текста там кот наплакал.
Играть?
Да
Вердикт
Sony PlayStation Classic вышла неидеальной, но разве это остановит фанатов и коллекционеров? Едва ли. Хотя, конечно, на небезызвестных досках объявлений не составит труда отыскать и оригинальную приставку из девяностых — с большой коллекцией игр в качестве бесплатного бонуса.
Приключения PlayStation в России. Почему консоль от Sony стала легендой отечественного рынка