24 мая 2019Кино
Обновлено 17.05.2023

Что не так с восьмым сезоном «Игры престолов»?

Что не так с восьмым сезоном «Игры престолов»? - изображение обложка

«Игра престолов» стала не просто событием в мире телевидения, но грандиозным культурным феноменом, за исходом которого пристально наблюдал весь мир. И, увы, львиная доля зрителей оказалась разочарована увиденным. Словно в последний момент перед нами предстал не величественный дракон, которого мы ожидали, а скоморошье чучело из книжного пророчества, не попавшего в сериал! Мы подробно разбирали каждый эпизод финального сезона, но теперь хотим поговорить о его ключевых проблемах в целом.

Успех «Игре престолов» обеспечил внушительный набор козырей, унаследованный от книжного цикла Джорджа Мартина. Суровый реализм, приближающий фэнтезийную сагу к историческим произведениям, масштабный проработанный мир, вдумчивое повествование и внимание к деталям. Обилие изящно переплетённых сюжетных линий и нетривиальные для жанра сюжетные ходы, а также фокус на политике и интригах. А главное — яркие и неоднозначные персонажи, выписанные куда глубже и умиравшие куда чаще, чем обычно бывает в фэнтези. Все эти достоинства переняла и экранизация.

Однако с шестого сезона авторам приходилось снимать сериал не по книгам Мартина, а только на основе его задумок, которыми он поделился с продюсерами и сценаристами. После этого шоу начало постепенно терять те качества, что обеспечили ему триумф, и тенденция эта достигла апогея в финальном сезоне.

Что не так с восьмым сезоном «Игры престолов»? - фото 1

Говорить о реализме в восьмом сезоне не приходится: авторы пожертвовали не только им, но и логикой. Значительную долю сезона занимают сражения, но показаны они не в духе исторических баталий — как, например, впечатляющая битва при Черноводной из второго сезона, — а в традициях второсортного фэнтези. Здесь герои даже не задумываются о тактике и не пытаются командовать. Мечи пробивают тяжёлые доспехи, словно картон, а арбалет мгновенно перезаряжается одной рукой. Одно и то же оружие убийственно эффективно в одном эпизоде и совершенно бесполезно в следующем. Огромный флот среди бела дня способен скрытно подобраться к летящим драконам, а победы достаются героям благодаря роялям в кустах.

Что не так с восьмым сезоном «Игры престолов»? - фото 2

Весь огромный мир сериала под конец сужается буквально до двух с половиной локаций, между которыми герои то и дело телепортируются: ход времени совершенно не ощущается. Но это не новые для «Игры престолов» проблемы.

А вот то, что вся титаническая работа сначала Мартина, а затем и создателей сериала по развитию Вестероса и его мифологии оказалась проделана, по сути, впустую, стало новым и кошмарно неприятным сюрпризом.

Хотели больше узнать о белых ходоках и Короле Ночи? Получите типичную фэнтезийную армию тьмы, которая действует бездумно, проигрывает глупо и не раскрывается сюжетно.

Были заинтригованы многочисленными пророчествами? Они ни во что не выльются.

Увлечённо следили за тем, как Бран переживает множество смертельно опасных приключений и лишается изрядной доли человечности ради обретения древних мистических сил и знаний? Забудьте, они не сыграют в сюжете никакой роли.

Что не так с восьмым сезоном «Игры престолов»? - фото 3

Конечно, авторы могут, словно ловкие иллюзионисты, отвлекать внимание аудитории, чтобы затем её удивить; так порой поступал и сам Мартин. Но когда все действия создателей оказываются обманками и ни к чему не ведут — это уже не фокус, а мошенничество.

Политике и интригам в восьмом сезоне почти не нашлось места. Некогда ключевая составляющая «Игры престолов» здесь сводится к несуразной сцене выборов нового короля (которым отнюдь не дружные лорды Вестероса единогласно назначают едва ли не самого неудачного кандидата) и бездарной попытке Вариса сделать ставку на «запасного» Таргариена. Лучший интриган Семи Королевств внезапно превращается в политического простофилю… и это лишь один из многих примеров того, как ради завершения сюжета и эмоциональной сцены создателям «Игры престолов» пришлось отуплять персонажей с выдающимся интеллектом.

Что не так с восьмым сезоном «Игры престолов»? - фото 4

Именно работа с персонажами стала главным разочарованием финального сезона. Проблема вовсе не в том, что Дейенерис по примеру родного отца превратилась в спятившего тирана, а Джейме вернулся в Королевскую гавань, чтобы умереть вместе с Серсеей… Такое развитие вполне укладывалось в истории героев — беда в том, как нам это показали.

Ключевые метаморфозы важнейших персонажей происходят буквально за несколько сцен и диалогов, а мотивацию зрителям остаётся додумывать самим. И это в сериале, где прежде развитию характеров могли уделить не один сезон (вспомните, как менялся тот же Джейме)! Именно благодаря этому перемены в поведении героев оставались убедительными. В восьмом же сезоне даже истории основных действующих лиц саги завершаются небрежно и впопыхах. Что уж говорить о персонажах второго плана…

Что не так с восьмым сезоном «Игры престолов»? - фото 5

Создатели сериала не растеряли умения играть на эмоциях зрителей — пусть даже для этого им подчас и приходилось насиловать образы героев и здравый смысл. Техническое исполнение, если не считать слишком тёмной картинки в «Долгой ночи», на высоте. Нет претензий и к большинству актёров — почти все отрабатывают на тот максимум, что позволяет им сценарий. Особенно хорош Питер Динклэйдж: хотя его персонаж изрядно поглупел по воле сценаристов, у него есть несколько блестящих сцен.

Но это не компенсирует посредственного сценария.

Что не так с восьмым сезоном «Игры престолов»? - фото 6

Сейчас создатели сериала, актёры и представители HBO в один голос говорят, что невозможно было снять финал, который удовлетворил бы всех, и кто-то в любом случае остался бы недоволен. Однако массовое разочарование вызвано не отдельными сюжетными ходами и судьбами конкретных персонажей…

…Просто многослойный, самобытный и продуманный эпик превратился в глупую мелодраму. И её даже фантастический элемент не спасает.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь