Catherine: Full Body. Когда больше — лучше
Так уж сложилось, что большая часть русскоязычных геймеров пропустила Catherine. Кого-то оттолкнуло отсутствие локализации, кого-то — обилие эротики и типично японский подход ко всему, от картинки до режиссуры. Трудно воспринимать серьёзно игру, розовую обложку которой украшают откровенно одетая барышня и парень в трусах. Оттого особенно забавно, что Catherine — одна из немногих действительно умных интерактивных историй, которая говорила на важные и жизненные темы, не пытаясь дурачить игрока. При этом она была не визуальной новеллой, а именно что игрой: глубокой и зубодробительно сложной.
Уже совсем скоро, в начале сентября, на текущем поколении консолей выйдет новая версия проекта — дополненная и улучшенная. И если судить по демо и доступной информации, эта Catherine наверняка придётся по вкусу как новичкам, так и давним её поклонникам.
Ну а для тех, кто по-прежнему сомневается, расскажу о ней ещё раз.
Любовь по-японски
Итак, если вы совсем не слышали про оригинальную Catherine, вот вам краткая вводная. Игра рассказывает о приключениях 32-летнего Винсента, который буквально за неделю успевает пережить множество испытаний: по пьяни изменяет своей девушке, та начинает активно намекать на замужество, а вдобавок ко всему каждую ночь герою снятся кошмары. Причём непростые: стоит погибнуть во сне — умрёшь и наяву. Всё это разворачивается на фоне откровенного кризиса в жизни Винсента, когда жизнь становится пресной, работа не приносит удовольствия, а что делать — не очень понятно.
В конце каждого этапа игроку предстоит отвечать на разные вопросы об отношениях, причём некоторые из них заставят хорошенько задуматься
Обычно с таким сюжетом ожидаешь увидеть какой-нибудь квест, но Catherine куда оригинальнее: условно её можно разделить на две половины. Вечера игрокам предстоит проводить в баре, где Винсент обсуждает происходящее со своими друзьями, ест пиццу, развлекается за игровыми автоматами и переписывается со своими девушками. Такие этапы — что-то вроде приключений Шепарда из Mass Effect на «Нормандии»: с уютной атмосферой, толпой отлично прописанных персонажей и кучей диалогов, а также возможностью принимать решения и влиять на ход сюжета. Эти моменты не только расслабляют и дают передышку между головоломками, но ещё и двигают вперёд историю. Персонажи обсуждают измены, замужество, жизненные тупики и, конечно же, кошмары, которые удивительным образом перекликаются с трудностями в отношениях и посещают чуть ли не половину мужчин в городе, — всё вместе это чем-то напоминает ситкомы, вроде «Друзей». В общем, заходит идеально.
Чем дальше, тем сложнее и изощрённее головоломки
Но стоит наступить ночи, как игра преображается: сюжет отходит на задний план, зато становится ясно, что геймплей в Catherine тоже есть, и вполне приличный. На словах, правда, это звучит скучновато: в своих кошмарах Винсенту в одних трусах приходится карабкаться вверх по башне из ящиков, переставляя их так, чтобы можно было забраться повыше. Но за героем при этом обязательно кто-нибудь гонится, ящики бывают разных типов, передвижные и нет, с ловушками и без них, а техник решения задачек — уйма. Так что в итоге, как и в Portal, на простой механике получается выстроить глубокий, полный нюансов геймплей, который удивляет до самого конца. Особенно своей сложностью: добить оригинальную Catherine смогли далеко не все.
И новым, и старым
В демоверсии переиздания всё это тоже есть, и основа, само собой, осталась старой. Более того, сама по себе демка довольно короткая и собрана из разрозненных кусочков. Но главный вывод, который можно из неё сделать, таков: Full Body — это не просто ремастер и не попытка влёгкую «срубить бабла», а почти что новая игра.
Винсент — далеко не единственный обитатель мира кошмаров, более того, почти все «барашки» (именно так выглядят мужчины друг для друга), коих можно встретить во сне, — это другие посетители бара. И в новом мире некоторые из них раскрываются немного с другой стороны
Да, канва сюжета осталась старой, как и геймплейный базис: главный герой выпивает в баре, беседует с друзьями и другими персонажами, переписывается по телефону и мечется в душевных терзаниях, а ночью карабкается вверх по ящикам. Только вот разработчикам, похоже, удалось решить ряд проблем оригинальной игры — и попутно дополнить её новым контентом. В Full Body появились и свежие катсцены, и диалоги, и даже целые сюжетные линии.
Например, дополнили историю знакомства Винсента с его девушкой, что повышает эмоциональную вовлечённость игрока в сам роман с Катериной. Но куда важнее другое нововведение: ещё одна героиня. Если в Catherine Винсент участвовал в любовном треугольнике, то в Full Body будет уже, по сути, «любовный квадрат». В какой-то момент герой выручает из беды Рин — невинную, потерявшую память девушку, которая тут же устраивается работать в том самом баре, где засиживается игрок, да и селится по соседству с Винсентом. Все новые сценки с участием Рин качественно нарисованы, анимированы, озвучены и вполне удачно вписываются в общую картину, так что ощущения «сшито белыми нитками» не возникает.
Компания у героя колоритная, и к каждому из друзей постепенно привязываешься
Нельзя сказать, что Рин кардинально меняет историю разборок с двумя Катеринами, но она хорошо их дополняет: девушка совсем другая по характеру, так что с ней, скорей всего, комфортно будет просто дружить, чтобы отвлечься от интриг. И хотя игрок, конечно же, может в итоге остаться и с ней, Рин вряд ли будет так же настырно, как обе Катерины, пытаться влезть к нему в постель.
Другое дело, что самой эротики, похоже, стало даже больше. Да, всё такой же безобидной и поданной со вкусом, но с повышенной степенью откровенности. Например, если в оригинале интимные отношения оставались за кадром, то здесь в одном из роликов персонажи предстают едва-едва прикрытыми — и даже приступают к каким-то действиям. А присылать откровенные фото теперь будут все три дамочки, да и сами эти картинки абсолютно новые. Также в игре в виде DLC появились очки, которые позволяют видеть всех персонажей в нижнем белье. Мелочь, но забавная.
А вот девушка героя, Катерина, нравилась далеко не всем. Возможно, именно поэтому историю их отношений с героем решили чуть углубить…
Изменения коснулись и геймплейной части. Главное, что должно порадовать любителей истории, — возможность настроить сложность. Причём критику касательно баланса разработчики восприняли даже чересчур серьёзно, так что в Full Body есть и автопрохождение этапа, и возможность пропустить проблемную головоломку, и сразу четыре уровня сложности, один из которых вообще не позволяет умереть.
Если проблем с этим у вас не возникало, а все локации зазубрены, то и тут найдется пара сюрпризов. Во-первых, появился мультиплеер (как соревновательный, так и кооперативный, но опробовать их, к сожалению, пока нельзя); во-вторых, добавили режим, в котором все старые головоломки играются несколько иначе за счёт блоков нестандартной формы. Это уже не говоря о том, что количество самих уровней тоже удвоилось — правда, только если считать и этапы для мини-игры Super Rapunzel.
Наконец, в Full Body нашлось место и для пары десятков новых саундтреков, и для ещё целого ряда приятных, но мелких дополнений. Так что уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Atlus не только поработали над ошибками, что раньше отпугивали новичков, но и интересных вещей для ветеранов подкинули предостаточно. Отличный повод перепройти одну из лучших игр прошлого поколения. Ну, или познакомиться с ней…
Выйдет Catherine: Full Body уже 3 сентября.
Летняя романтика: 7 самых памятных поцелуев в играх
Предварительный обзор Code Vein. Кому «анимешного Dark Souls»?