Лучший Джокер в комиксах, играх и кино
Джокер — не только один из самых известных комиксных злодеев, но и в принципе один из самых популярных антагонистов в поп-культуре, наряду с Дракулой и Дартом Вейдером. И, конечно же, за почти восемьдесят лет своего существования он успел получить бесчисленное множество воплощений во всех возможных форматах.
По случаю выхода первого сольного фильма про Джокера мы решили вспомнить лучшие версии злодея.
В комиксах
Первая история про Джокера тоже носила название произведения Виктора Гюго: «Человек, который смеётся»
Начнём, разумеется, с комиксов, где клоун дебютировал ещё в 1940 году. Персонажа создали Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон, взяв за основу образ Конрада Фейдта из экранизации романа Гюго «Человек, который смеётся». Правда, с несчастным Гуинпленом у него ничего общего, кроме внешности, не было — Джокер сразу предстал преступным гением и жестоким убийцей с извращённым чувством юмора. В своём первом сюжете он передавал по радио, когда умрёт тот или иной представитель готэмской элиты, а затем собственноручно исполнял пророчество.
В пятьдесят четвёртом году под давлением консервативных граждан комиксисты Америки приняли свод правил, фактически обязавший их к самоцензуре. Из приключений Бэтмена и других супергероев напрочь исчезли насилие, откровенность и любые взрослые темы. Ну а Джокер за компанию с другими суперзлодеями превратился в безобидного пакостника, который промышляет бескровными ограблениями. Вернуться к изначальному зловещему образу ему позволили только двадцать лет спустя.
С той поры едва ли не каждый именитый сценарист менял Джокера под себя. У Фрэнка Миллера это жеманный психопат в дорогом костюме, у Брайана Аззарелло — эксцентричный гангстер, любящий втайне ото всех поплакать на роскошной груди Харли Квинн, а Скотт Снайдер изображает совсем уж сбрендившего маньяка, который то отрезает себе лицо, то пришивает обратно. Выбрать из всех этих образов один — задача невыполнимая. Слишком уж они разные.
Наверное, самый растиражированный кадр из «Убийственной шутки»
Но есть один комикс, что уже много лет носит звание безоговорочного шедевра и главного произведения про Джокера, — «Убийственная шутка» Алана Мура и Брайана Болланда. И не зря. Графическая новелла от автора «Хранителей» превращает архиврага Бэтмена в неоднозначного и многослойного персонажа. На её страницах раскрываются и жестокость злодея, и глубина его безумия, и сложность взаимоотношений с Тёмным рыцарем. А ещё прелесть «Убийственной шутки» в том, что она открыта для интерпретаций. Одни увидят в ней трагическую предысторию Джокера, другие — сюжет о его финальном противостоянии Бэтмену, а третьи — тонкую игру в «верю – не верю» с читателем. И каждая из этих точек зрения имеет право на существование.
В играх
С играми всё проще. Да, их про готэмского героя вышло немало, и в большинстве из них появляется его заклятый враг, но в основном он всего лишь играет роль босса. Сыграть за самого психопата можно в творениях Эда Буна и его команды — дилогии Injustice (про Mortal Kombat vs. DC Universe вспоминать едва ли стоит). Здесь Джокер предстаёт в неожиданном амплуа бойца, способного в рукопашную одолеть хоть Скорпиона, хоть самого Супермена. Увы, в сюжете злодей обделён вниманием: он погибает в самом начале первой части и затем появляется лишь в параллельных измерениях и галлюцинациях. С LEGO-играми тоже всё понятно — здесь клоун столь же безобиден, как и в 1960-е.
Пожалуй, самую оригинальную трактовку персонажа представила студия Telltale в своём интерактивном сериале. Изначально Джокер, известный под именем «Джон Доу», — навязчивый, но в целом безобидный душевнобольной, который просто нуждается в общении. И, в зависимости от решений игрока, может либо пойти по привычной дорожке, либо стать мстителем по примеру Бэтмена.
И всё же, когда речь заходит об играх про Бэтмена и Джокера, нужно признать, что серию Batman: Arkham пока не переплюнул никто. Студии Rocksteady невероятным образом удалось уместить в три проекта (четыре, если считать Origins от WB Games Montreal ) всех ключевых персонажей, все главные темы и события почти всех значимых комиксовых арок про Тёмного рыцаря. И это не говоря уже о геймплее, подарившем индустрии революционную боевую систему и рабочий шаблон многих последующих супергеройских игр ( Marvel’s Spider-Man тому доказательство). Ну а сам Джокер в аркхэмской серии переживает самую драматичную смерть и не менее драматичную загробную жизнь. В последней из вышедших игр франшизы прекрасно показано, насколько глубоко в сознание героя проник зловещий шут: даже из могилы он продолжает мучить своего противника.
В анимации
В мультфильме «Бэтмен: Под колпаком» Джокера озвучил Джон Ди Маджио — голос Бендера и пса Джейка
В мультфильмах клоун-принц преступного мира регулярно появляется ещё с начала 1970-х и, как можно догадаться, в основном предстаёт либо дурашливым и безобидным хулиганом, либо довольно внушительным злодеем, но всё равно без перегибов. А что поделать: целевой аудитории надо продавать игрушки, а не ночные кошмары.
По крайней мере, это касается телевидения — в анимации на DVD у создателей куда больше свободы. Как только Warner Bros. решилась выпускать мультфильмы не только для детей, нарисованный Джокер стал куда жёстче. В полнометражке «Бэтмен: Под колпаком» он забивает Робина монтировкой и перерезает человеку горло разбитым стаканом, а в экранизации «Возвращения Тёмного рыцаря» травит газом целый зрительный зал. Пару лет назад мультфильмом стала даже провокационная «Убийственная шутка» — правда, вышло не очень, хоть персонажа в очередной раз озвучил бесподобный Марк Хэмилл. Именно его голос и смех считаются эталонными, когда речь заходит о Джокере, а всё благодаря культовому мультсериалу девяностых за авторством Брюса Тимма и Пола Дини. Там бывший джедай раскрылся с неожиданной даже для самого себя стороны и с тех пор уже двадцать семь лет играет любимого персонажа в разных проектах.
Но, пожалуй, настоящим бенефисом Хэмилла стал мультфильм «Бэтмен будущего: Возвращение Джокера» 2000 года. Именно он был первым шагом DC в направлении взрослой анимации, а создатели наконец-то показали лучшую версию злодея без поправок на юную аудиторию. В знакомой вселенной мультсериала развернулся самый настоящий триллер с лихо закрученной интригой и парой вправду шокирующих эпизодов. Если захотите оценить фильм самостоятельно, ищите расширенную версию — она ещё эффектнее.
В сериалах и фильмах
Прежде чем перейти к большому экрану, вкратце пробежимся по малому, благо здесь особой конкуренции нет. В легендарном ситкоме 1960-х роль Джокера исполнил кубинец Сезар Ромеро, и исполнил прекрасно. Правда, сбривать ради образа свои элегантные усы 59-летний актёр отказался, и их легко разглядеть под гримом. Это, впрочем, не помешало Ромеро воплотить образ неуёмного клоуна из комиксов «серебряного века», что идеально вписывалось в балаган, творящийся на экране.
В сериале «Готэм» сразу два Джокера — близнецы Валеска. Джером — эдакий прото-Джокер, буйный анархист, которого хлебом не корми, дай что-нибудь взорвать. А вот его брат Джеремайя — преступный гений и психопат, любящий устраивать юному Брюсу Уэйну психологические пытки. Обе роли прекрасно сыграл Кэмерон Монахэн, однако это едва ли вытаскивает скверное шоу.
Ну а теперь настала пора самого жаркого противостояния. Хоакина Феникса мы пока трогать не будем — его трактовка персонажа безусловно достойна пантеона лучших, но сам фильм Тодда Филлипса широкая публика оценить пока что не успела. А потому рассмотрим те версии, вокруг которых уже сломано немало копий.
Джокера из картины Тима Бёртона большинство зрителей помнят с детства. Более того, из-за этой ленты многие всерьёз убеждены, что настоящее имя персонажа Джек Напье или Нэпьер и что именно он убил родителей Брюса Уэйна. Да уж, сценаристы поиздевались над каноном от души, но главное их преступление в том, что они лишили злодея таинственности…
У Бёртона Джокер получился довольно прагматичным гангстером, для которого Бэтмен — всего лишь помеха. Да и особого безумия в нём не чувствуется, что во многом обусловлено игрой Джека Николсона. На момент съёмок актёр был уже состоявшейся голливудской звездой с двумя «Оскарами». Участвовать в фильме он согласился только после долгих уговоров и за баснословный гонорар, а на площадке появлялся лишь в строго прописанные часы. И если параллельно с «Бэтменом» включить, например, «Сияние» , можно увидеть, что в ленте Бёртона Николсон задействует едва ли половину своего таланта.
Насколько вкладывался в роль Джаред Лето, сказать трудно, но то, что PR-команда «Отряда самоубийц» работала в поте лица — это точно. Какие только байки не скармливали прессе. Солист 30 Seconds to Mars , дескать, изучал поведение серийных убийц, донимал коллег всякими пранками и вообще настолько вжился в образ, что на съёмочной площадке дежурил психиатр. В общем, зрителям обещали перфоманс, который станет настоящей жемчужиной картины. Да что там — все промоматериалы «Отряда» были выполнены в зелёном и пурпурном. А в результате…
Ну, кхм… Из тех десяти минут, что Джокер пребывает на экране, сделать выводы довольно трудно. Кажется, все силы пошли на проработку его нового имиджа, а не диалогов и мотивации. Конечно, фильм изрядно обрезали и перекроили, но даже то немногое, что добралось до кинотеатров, оставило у поклонников персонажа скорее неприятные впечатления. Как ни парадоксально, клоун-злодей вышел слишком уж эксцентричным, слишком неестественным. И тут можно предположить, будто в этом есть какая-то авторская задумка — ведь Джокер всегда ведёт себя наигранно. Однако по-настоящему раскрыться Джареду Лето не дали и, судя по всему, уже не дадут.
Мы не будем плыть против течения и вполне предсказуемо назовём фаворитом единственного оскароносного суперзлодея в истории кино — Джокера Хита Леджера. Трудно сказать про эту выдающуюся работу что-то, чего ещё не было сказано за десять лет. Во многом именно благодаря Леджеру «Тёмный рыцарь» завоевал такую невероятную популярность, а Бэтмен и Джокер окончательно перешли в разряд поп-культурных икон. Известно, что актёр подошёл к роли со всей серьёзностью и кропотливо создавал образ персонажа, запершись в номере отеля. В дневник, написанный от лица злодея, он вклеивал фотографии гиен, а также кадры из «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика.
Однако другой возможный прототип этой версии Джокера можно отыскать не в кино, а в криминальной хронике. Манера речи, осанка, взгляд — всё это будто бы позаимствовано у Чарльза Мэнсона, основателя кровавой секты «Семья». Примечательно, что того тоже частенько романтизируют юные максималисты. Но даже если это всё совпадение и Леджер не смотрел интервью с преступником, маньяк у него получился на редкость харизматичный и правдоподобный. Да, от комиксного канона осталось немного, однако такое прочтение не только имеет право на существование, но и достойно звания одного из лучших.
Вот и все самые заметные воплощения Джокера, какие нам удалось вспомнить. Впрочем, шут-убийца настолько популярен, что нет сомнений — ещё через пару-тройку лет этот список удлинится. А какая версия злодея по душе именно вам? Пишите в комментариях!