Обзор Persona 5. Преступно красива
Нам наконец удалось пройти Persona 5 полностью и даже начать второй круг (в этом причина задержки рецензии), но оно того стоило. Без лишних вступлений переходим к самому главному — тянуть уже нет сил!
Всем ярым противникам японских игр и жанра JRPG в целом просьба не читать обзор, чтобы не бередить старые раны, потому что сейчас я буду открыто петь Persona 5 дифирамбы, и, поверьте, она их заслуживает.
На периферии
Shin Megami Tensei — а ей, на секундочку, уже двадцать лет — очень специфическая франшиза: от части к части она структурно почти не меняется. Грубо говоря, перед вами классическая пошаговая RPG пополам с «гаремником» (симулятором свиданий). Каждую новую итерацию серии вы проходите «обыкновенным японским школьником» — аутсайдером, волею судьбы попавшим в новое окружение (новый город, школу, семью).
С этого момента и начинается классическая вакханалия в духе юнгианской психологии, с потусторонними мирами, визуальным отображением глубинных человеческих желаний, стремлений и страхов.
В реальном мире герой сталкивается с реальными проблемами.
Вселенная Persona двойственна: есть человеческий мир, где вам нужно адаптироваться в обществе и социализироваться (заводить друзей, ходить в школу, встречаться с девушками), и есть мир так называемых «дворцов» — по сути, обычных подземелий, населенных монстрами (человеческими эмоциями). По этим дворцам нам предстоит бродить, убивая неприятелей, и расти в уровне.
Persona 5 этим традициям не изменяет.
В мире тоже забот хватает.
И все же при всей своей традиционности новая Persona ломает некоторые каноны, что особенно касается основного сюжета и позиционирования главного героя и его спутников. Образы персонажей в серии всегда выписывались по одному лекалу: есть безымянный герой, чистый лист, почти без предыстории, и есть его спутники — такие же подростки, оказавшиеся, как и наш протагонист, «на периферии общества»: обремененные комплексами, не принимаемые сверстниками и словно вращающиеся вокруг сильной личности героя, ведь только он их понимает.
И тут Persona 5 делает финт, впервые четко очертив предысторию главного героя и сделав это не просто условностью, а одним из ключевых моментов сюжета. Да и сам тон повествования стал куда мрачнее. Вы не просто подросток, переехавший из деревни в столицу, вы маргинал в самом прямом смысле слова. К вам относятся как к отбросам почти все, и только железная воля и масса усилий могут помочь разрушить тот ужасный имидж, который люди создали вокруг, простите, вашей персоны.
Более того, это первая Persona, где злободневные социальные конфликты не просто служат «двигателями» сюжета. На них наконец-то акцентируется внимание: классические проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколений вплоть до весьма щекотливой темы сексуального насилия в школах, проблемы социальной иерархии во взрослом мире, отношение общества к маргиналам.
Этот подход и впрямь непривычен для серии. Вяло развивающийся сюжет во многих давних японских игровых сериях — огромная проблема. Не хочется тыкать пальцем ( Final Fantasy 15, хм), но некоторым знаковым франшизам пора вырасти из детских штанишек и перестать штамповать истории уровня тинэйджерских драм — и, черт возьми, эволюция Persona 5 показывает, как это следует делать.
Герои нашего времени
Однако, и это странно прозвучит, перед нами первая неприкрытая супергероика в серии. «Призрачные воры сердец» — так зовется ваша команда по спасению мира (в данном случае — мира духовного). При попадании в сумрак меняется ваш облик: из дохляка-очкарика, туповатого гопника-спортсмена, девочки-хикки и школьной принцессы выходят не по погоде одетые, но эффектные ребята, вызывающие своих «персон» (основное оружие героев), срывая маски со своих лиц (в буквальном смысле, с кожей). По части пафоса трансформации игра достигла уровня Persona 3 (там герои буквально вышибали себе мозги пулей из крупнокалиберного пистолета).
SSStylish!
«Эффектно» — пожалуй, самый часто произносимый эпитет, применимый здесь вообще ко всему. Фирменный cел-шейдинг, присущий работам Atlus и показавший себя еще в Catherine, персонажи, локации… Даже интерфейс — ахиллесова пята почти всех японских игр — в Persona 5, несмотря на содержательную и смысловую перегруженность, выглядит здорово (и понятно, чего уж).
Кажется, будто разобраться в здешнем интерфейсе невозможно. Но нужно лишь привыкнуть.
Отдельно отметим персон. Их стало больше, и дизайн некоторых из них просто невероятно хорош. Конечно же, разработчики схитрили, перенеся большинство персон из прошлых частей и немного улучшив их внешний вид. Да и мини-боссы, встречающиеся между сюжетными этажами и Mementos (о них позже), повторяются (единственный эксклюзивный босс — «демон на унитазе» из первого дворца). Но все равно дизайн основных боссов и их анимации производят глубокое впечатление.
Сражения в подземельях во всех частях SMT воспринимались как обязаловка. Хочешь продвинуться по сюжету? Качайся, занимайся гриндом, проводи несметное количество часов в сражениях с однообразными монстрами в однообразных коридорах.
В Persona 5 все это в прошлом (почти). Здесь есть отдельные сюжетные подземелья, не похожие на коридор, собранный из десяти текстур и двадцати предметов интерьера. В каждом из них куча головоломок (простых, но элегантных), потайных ходов и прочего. Особняком стоят «данжены для фарма», так называемые Mementos: процедурно генерируемые подземелья, куда игрок может наведаться для набивания уровня или получения игровой экипировки. Если вы играете на уровне выше «обычного», посещать их просто необходимо. Ведь уровня, достигаемого в сюжетных подземельях, иногда попросту недостаточно для продвижения по сюжету.
Срывая маски
Игровой процесс в новой части Persona остался прежним: ваш герой собирает персон, объединяет их, чтобы создать более сильных представителей племени (никуда не делся вездесущий мастер Игорь). То же касается и боевой системы: анализируя поведение монстра, вы находите его слабости, подбираете нужное «лекарство» и наносите удар.
Кроме рукопашных атак есть и огнестрел (к нему восприимчивы отдельные типы монстров), но все это мелочи. Гораздо важнее, что в игру вернули так называемые «переговоры» с ослабленными врагами. Если вы ослабили или оглушили всех недругов в одной битве, то можете уговорить монстра подчиниться вам, то есть трансформировать в персону (либо выбить из нее деньги или ценный предмет).
Моргана при надобности и подбодрить может.
Все монстры делятся на четыре психотипа, и общаться с ними нужно в соответствии с их типажом. Иногда неправильный ответ может стоить вам жизни. Персона может озлобиться, поднабрать здоровья и нанести вашей партии сокрушительный удар. Вот тут и проявляются мелкие недоработки. Варианты ответов на вопросы персон порой настолько невнятны, что понять, какой вариант соответствует тому или иному психотипу, решительно невозможно (впрочем, такая проблема была еще в первых двух Persona).
Суровые будни школьника
Ваше поведение в реальном мире влияет на игру не меньше, чем подвиги в сумраке. Если выстроить отношения с соратниками и другими людьми, у героя разовьются социальные навыки и появятся особые умения, которые пригодятся в сумрачном мире или помогут подготовиться к очередной геройской вылазке.
Например, Моргана (бесстрашная кошка из вашей партии) научит вас делать отмычки, а если вы сдружитесь со своим угрюмым опекуном, он научит варить кофе (работает как «зелья» маны). И так со всеми связями, что вы заводите в реальном мире. Ваша социальная активность напрямую влияет на успех в сумраке.
В реальном мире немало локаций, которые следует посетить, и людей, с которыми не помешает наладить отношения. Все это рано или поздно зачтется.
Чтобы вы не скучали, Atlus добавила прорву мини-игр (от разгадывания кроссвордов до бейсбола) и расширила географию игрового мира. Теперь вам всегда есть чем заняться и куда пойти. У Persona 5 почти идеальная игровая динамика, без провисаний. Если в старых «Персонах» частенько наступали пустые дни и недели (игра будто намекала на гринд), то в пятой части вам просто не дают продохнуть.
С одной стороны, это замечательно. С другой — обилие контента порождает дисбаланс: в игре столько занимательных активностей, что вам просто некогда выбраться в подземелья и повысить уровень. А как я уже говорила, на высоком уровне сложности прокачка важна.
В итоге, спускаясь в генерируемые подземелья, вы рискуете пропустить отменные моменты в реальной жизни (и, таким образом, не получить важные умения и бонусы). Возможно, сделано это намеренно — чтобы игрокам захотелось переигрывать снова и снова, но не у каждого из нас есть лишних сто часов жизни, чтобы успеть всё.
Единственное, что до сих пор не укладывается в голове, так это решение не портировать игру на PS Vita, ведь эта серия просто создана для портативных консолей. Но, возможно, Atlus припрятала парочку тузов в рукаве…
Великолепно 9,5 Оценка Игромании Persona 5 — пожалуй, лучшая часть не только в серии Persona, но и в серии Shin Megami Tensei в целом. И одна из основных претенденток на игру года, сколь бы нишевой она ни казалась. Абсолютный must have для любителей жанра.
- стиль
- СТИЛЬ
- «повзрослевший» сюжет
- почти идеальная геймплейная динамика
- превосходный дизайн сюжетных подземелий.
- небольшое количество новых персон
- проблемы с «допросом» персон
- слишком много контента (хотя казалось бы!).
Во что: игра куплена автором.
На чем: PS4
Сколько: сто сорок часов.
«Всем выйти из сумрака!»
Найти время для мирских забот.